Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2018 N 31-АПГ17-20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 февраля 2018 г. N 31-АПГ17-20

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Елисеева Алексея Геннадьевича, общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", индивидуальных предпринимателей Васильевой Евлампии Анатольевны, Карпова Дмитрия Владимировича, Григорьевой Алевтины Петровны, Хасандиновой Хадисы Мингасовны, Архипова Николая Николаевича и Семенова Анатолия Николаевича о признании не действующим в части пункта 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205"

по апелляционным жалобам Елисеева А.Г., индивидуальных предпринимателей Васильевой Е.А., Григорьевой А.П., Хасандиновой Х.М., Архипова Н.Н. и Семенова А.Н. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых заявлений Елисеева А.Г., общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", индивидуальных предпринимателей Васильевой Е.А., Карпова Д.В., Григорьевой А.П., Хасандиновой Х.М., Архипова Н.Н. и Семенова А.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Елисеева А.Г., индивидуальных предпринимателей Архипова Н.Н., Семенова А.Н., Хасандиновой Х.М., Григорьевой А.П. - Данилова В.В., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда в части отказа от исковых требований подлежащим отмене с прекращением производства по делу, в остальной части - подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований,

установила:

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" (далее также - решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (далее также - Схема).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" (далее также - решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732) в решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 были внесены изменения, предусматривающие исключение из Схемы отдельных нестационарных торговых объектов (пункт 1.1 решения от 25 апреля 2017 года N 732).

В Верховный Суд Чувашской Республики обратились Елисеев А.Г., общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс"), индивидуальные предприниматели Архипов Н.Н., Хасандинова Х.М., Васильева Е.А., Григорьева А.П., Карпов Д.В. и Семенов А.Н. с административными исковыми заявлениями к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании не действующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732.

В административном исковом заявлении административный истец Елисеев А.Г. просил суд признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.24, 3.2.43.

ООО "Прогресс" просило суд признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.44 и 3.9.11.

Индивидуальный предприниматель Архипов Н.Н. (далее - ИП Архипов Н.Н.) просил признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.18, 6.1.20, 6.1.22).

Индивидуальный предприниматель Васильева Е.А. (далее - ИП Васильева Е.А.) просила признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 1.28.22 и 1.28.24.

Индивидуальный предприниматель Карпов Д.В. (далее - ИП Карпов Д.В.) просил суд признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строки с порядковым номером 1.9.4.

Индивидуальный предприниматель Григорьева А.П. (далее - ИП Григорьева А.П.) просила суд признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строки с порядковым номером 3.2.32.

Индивидуальный предприниматель Хасандинова Х.М. (далее - ИП Хасандинова Х.М.) просила признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.13 - 3.2.22.

Индивидуальный предприниматель Семенов А.Н. (далее - ИП Семенов А.Н.) просил суд признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строки с порядковым номером 3.5.2.

Административные дела по приведенным выше административным исковым заявлениям Верховным Судом Чувашской Республики были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

В обоснование заявленных исковых требований административные истцы ссылались на то, что оспариваемое в части решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 нарушает их права и законные интересы на использование объектов нестационарной торговли, исключает возможность осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, исключение объектов из Схемы произведено с нарушением предписаний, содержащихся в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ), согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

По мнению административных истцов, административный ответчик при издании оспариваемого акта не учел положения части 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона, согласно которой размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, тогда как при принятии оспариваемого в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 по исключению вышеназванных нестационарных торговых объектов не приведены сведения, подтверждающие учет фактических данных о развитии территории и достижении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Кроме того, административные истцы полагали, что оспариваемое ими в части решение не прошло процедуры оценки регулирующего воздействия, которая предусмотрена частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При рассмотрении дела в Верховном Суде Чувашской Республики представитель административного истца Елисеева А.Г. Ширыпкин В.Н., представитель ООО "Прогресс" Яковлев Ю.А., административный истец ИП Васильева Е.А. и ее представитель Владимиров А.А., административный истец ИП Архипов Н.Н., представитель административных истцов ИП Карпова Д.В., ИП Григорьевой А.П., ИП Хасандиновой Х.М., ИП Семенова А.Н., ИП Архипова Н.Н. - Данилов В.В. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Макарова Н.А. и представитель заинтересованного лица администрации города Чебоксары Чувашской Республики Николаев Д.О. исковые требования не признали, просили в удовлетворении административных исковых заявлений отказать.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 5 октября 2017 года в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.

В апелляционных жалобах Елисеев А.Г., ИП Васильева Е.А., ИП Григорьева А.П., ИП Хасандинова Х.М., ИП Архипов Н.Н. и ИП Семенов А.Н. (с учетом уточнения к апелляционной жалобе представителя ИП Григорьевой А.П., ИП Хасандиновой Х.М., ИП Архипова Н.Н. и ИП Семенова А.Н. - Данилова В.В.) просят решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 октября 2017 года по настоящему административному делу отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить, признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.24, 3.2.43, 1.28.22, 1.28.24, 3.5.2, 3.2.14, 3.2.16, 3.2.17, 3.2.18, 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.17, 6.1.20, 6.1.21.

Не согласились с выводом суда о том, что оспариваемым в части решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 не нарушаются их права на осуществление предпринимательской деятельности, так как такой вывод основан на неправильном толковании закона, а также сделан без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 29 января 2015 года N 225-О. Оспариваемый нормативный правовой акт приведет к сносу таких объектов без компенсации в виде предоставления иных мест размещения нестационарных торговых объектов. Суд необоснованно сослался на заключения, выполненные специалистом АНО "Лаборатория экономических экспертиз", не подлежащие применению при рассмотрении настоящего административного дела.

На апелляционные жалобы прокуратурой Чувашской Республики представлены возражения о необоснованности доводов жалоб и законности принятого судебного акта.

ИП Васильева Е.А., ИП Архипов Н.Н., Елисеев А.Г., ИП Карпов Д.В., ИП Семенов А.Н., ИП Хасандинова Х.М., ИП Григорьева А.П., представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов, представитель администрации города Чебоксары Чувашской Республики, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов Елисеева А.Г., ИП Архипова Н.Н., ИП Карпова Д.В., ИП Семенова А.Н., ИП Хасандиновой Х.М., ИП Григорьевой А.П. - Данилов В.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Также в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Даниловым В.В. в силу имеющихся полномочий был заявлен отказ от административных исковых требований в отношении административного иска ИП Хасандиновой Х.М. в части обжалования решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.13, 3.2.15, 3.2.18, 3.2.19, 3.2.20, 3.2.21 и 3.2.22. Также заявлен отказ от административных исковых требований административного истца ИП Архипова Н.Н. в части обжалования решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 6.1.18, 6.1.22.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверяя оспариваемое в части решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205", суд первой инстанции указал, что оно было принято в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов".

При этом суд пришел к правильному, основанному на представленных доказательствах, выводу о том, что оспариваемое в части решение принято Чебоксарским городским Собранием депутатов в пределах предоставленных законом полномочий и опубликовано в установленном порядке.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Верховный Суд Чувашской Республики исходил из того, что исключение строк 3.2.24, 3.2.43, 3.2.44, 3.9.11, 1.28.22, 1.28.24, 1.9.4, 3.2.32, 3.2.13, 3.2.14, 3.2.15, 3.5.2, 3.2.17, 3.2.18, 3.2.19, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22, 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.18, 6.1.20, 6.1.22, 3.2.16 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов на осуществление ими предпринимательской деятельности.

Кроме того, суд указал, что первоначальное включение в Схему строк с порядковыми номерами 3.2.24, 3.2.43, 3.2.44, 3.9.11, 1.28.22, 1.28.24 и 1.9.4, противоречило требованиям ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года N ОС-460-р, и пункту 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184.

Помимо изложенного суд указал, что административные истцы Елисеев А.Г., ООО "Прогресс", ИП Васильева Е.А., ИП Карпов Д.В., ИП Григорьева А.П., ИП Хасандинова Х.М., ИП Архипов Н.Н. и ИП Семенов А.Н. на момент принятия 25 апреля 2017 года оспариваемого ими решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики N 732 утратили законное право пользования земельными участками под нестационарными торговыми объектами, исключенными из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в связи с прекращением обязательств по договорам.

Суд при принятии решения также учел представленные заинтересованным лицом администрацией города Чебоксары заключения эксперта ООО "Союз экспертиз" Маркова А.Ю. от 7 апреля 2017 года N 0082/2017 и N 0084/2017, согласно которым нестационарные торговые объекты, включенные в Схему под порядковыми номерами 3.2.24, 3.2.43, 3.2.44, 3.9.11, 3.2.32, 3.2.13 - 3.2.18, 3.2.20 - 3.2.22, 3.2.19, 3.5.2, 6.1.16, 6.1.18, 6.1.20, 6.1.22, 1.28.22, 1.28.24 и 1.9.4, рекомендуются к исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Как указано выше, по настоящему административному делу административные истцы первоначально просили признать не действующим пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.24, 3.2.43, 3.2.44, 3.9.11, 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.18, 6.1.20, 6.1.22, 1.28.22, 1.28.24, 1.9.4, 3.2.32, 3.2.13 - 3.2.22, 3.5.2.

В суде апелляционной инстанции Данилов В.В., представляя интересы административного истца ИП Архипова Н.Н., заявил отказ от требований в части обжалования решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 6.1.18, 6.1.22, так как данные строки в административном иске указаны ошибочно.

Также Данилов В.В., представляя интересы административного истца ИП Хасандиновой Х.М., заявил отказ от требований в части обжалования решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.13, 3.2.15, 3.2.18, 3.2.19, 3.2.20, 3.2.21 и 3.2.22.

Обсудив поданные заявления об отказе от части требований, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что они подлежат удовлетворению по следующим мотивам.

Из материалов дела следует, что в Схему под порядковыми номерами 6.1.18, 6.1.22 ранее были включены нестационарные объекты - морозильные лари площадью 3 кв. м, каждый, расположенные на территории, прилегающей к Свято-Троицкому монастырю г. Чебоксары. Представитель Данилов В.В. пояснил в суде апелляционной инстанции о том, что в административном исковом заявлении была допущена описка в отношении порядковых номеров нестационарных объектов. Фактически ИП Архиповым Н.Н. оспариваются строки с порядковыми номерами 6.1.17 и 6.1.21.

В отношении нестационарных торговых объектов, включенных в Схему под порядковыми номерами 3.2.13, 3.2.15, 3.2.18, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 - киосков, расположенных в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары, и 3.2.19 - павильона, расположенного в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары, представитель Данилов В.В. пояснил, что решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 в части исключения из Схемы строк с порядковыми номерами 3.2.13, 3.2.15, 3.2.18, 3.2.19, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 не нарушает права административного истца ИП Хасандиновой Х.М.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме (часть 1); порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяется по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2).

На основании части 2 статьи 157 КАС РФ при допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.

По настоящему административному делу отказ представителя административных истцов, имеющего на это полномочия в соответствии с выданными доверенностями, от части заявленных требований совершен от имени административных истцов, данный отказ не нарушает права иных лиц, отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.

В связи с изложенным Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" в части отказа в удовлетворении административных исковых требований индивидуальных предпринимателей Архипова Н.Н. и Хасандиновой Х.М. об оспаривании пункта 1.1 в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарных торговых объектов под порядковыми номерами: 6.1.18, 6.1.22 - морозильных ларей, расположенных на территории, прилегающей к Свято-Троицкому монастырю г. Чебоксары, 3.2.13, 3.2.15, 3.2.18, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 - киосков, расположенных в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары, и 3.2.19 - павильона, расположенного в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары, отменить и производство по данному административному делу в этой части прекратить.

Рассматривая дело по апелляционным жалобам в оставшейся части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

На основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что при принятии судебного решения по настоящему административному делу Верховный Суд Чувашской Республики неправильно применил нормы материального права к имеющим место правоотношениям.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.

Согласно частям 1 - 3, 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205, первоначально были включены нестационарные торговые объекты, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, а именно:

под порядковыми номерами 5.1.21, 5.1.22 - морозильные лари, расположенные в районе Красной площади г. Чебоксары, под порядковым номером 6.1.16 - морозильный ларь, расположенный на территории, прилегающей к монументу "Матери-покровительницы" г. Чебоксары, под порядковым номером 6.1.20 - морозильный ларь на территории, прилегающей к Свято-Троицкому монастырю г. Чебоксары, принадлежащие административному истцу ИП Архипову Н.Н.;

под порядковыми номерами 3.2.24, 3.2.43 - остановочно-торговые павильоны, расположенные в районе остановок общественного транспорта "Мебельная фабрика" по ул. Гражданская (четная сторона) и "ул. Гражданская" по ул. Гражданская (четная сторона), принадлежащие административному истцу Елисееву А.Г.;

под порядковыми номерами 1.28.22, 1.28.24 - остановочно-торговые павильоны, расположенные в районе остановки общественного транспорта "Магазин "Лакомка" по пр. Тракторостроителей (четная сторона) и в районе остановки общественного транспорта "ул. Гастелло" по пр. Тракторостроителей (четная сторона), принадлежащие административному истцу ИП Васильевой Е.А.;

под порядковым номером 3.2.32 - киоск, расположенный в районе остановки общественного транспорта "ул. Чернышевского" по ул. Гражданская г. Чебоксары, принадлежащий административному истцу ИП Григорьевой А.П.;

под порядковыми номерами 3.2.14, 3.2.16, 3.2.17 - киоски, расположенные в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары, принадлежащие административному истцу Хасандиновой Х.М.;

под порядковым номером 3.5.2 - павильон, расположенный в районе д. 21 по ул. Т. Кривова г. Чебоксары, принадлежащий административному истцу Семенову А.Н.

Оспариваемым в части решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" были внесены изменения в указанную Схему, в том числе пунктом 1.1 данного решения из Схемы исключены нестационарные торговые объекты под порядковыми номерами 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.20, 3.2.24, 3.2.43, 1.28.22, 1.28.24, 3.2.32, 3.2.14, 3.2.16, 3.2.17, 3.5.2.

При рассмотрении настоящего административного дела судом было установлено, что вышеуказанные нестационарные торговые объекты располагались на земельных участках, переданных административным истцам Елисееву А.Г., ИП Васильевой Е.А., ИП Григорьевой А.П., ИП Хасандиновой Х.М., ИП Семенову А.Н. на основании договоров аренды, срок аренды по которым на день принятия решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 истек. Письмами администрация города Чебоксары известила арендаторов об отказе от пролонгации заключенных с ними договоров аренды и о необходимости освобождения земельных участков.

Размещение ИП Архиповым Н.Н. на территории города Чебоксары нестационарных торговых объектов, включенных в Схему с порядковыми номерами 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.20, осуществлялось на основании договоров от 9 мая 2016 года на право размещения нестационарных торговых объектов, заключенных между администрацией города Чебоксары и ИП Архиповым Н.Н. с периодом размещения объектов с 9 мая 2016 года по 15 сентября 2016 года.

Сославшись на обстоятельства, связанные с прекращением договоров аренды земельных участков и договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, а также на положения статей 407, 450.1, 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 9.1, 9.2 самих договоров аренды земельных участков, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент издания оспариваемого в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 отношения по пользованию административными истцами земельными участками были прекращены, в связи с чем законных оснований для дальнейшего использования вышеназванных земельных участков у административных истцов не имелось, и, таким образом, их права оспариваемым в части нормативным правовым актом не нарушаются.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, полагает, что он основан на неправильном применении судом норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.

Из материалов административного дела следует, что договоры аренды земельных участков, на которых расположены нестационарные торговые объекты административных истцов, были заключены в период 2012 - 2013 годов.

Затем указанные нестационарные торговые объекты, использовавшиеся с целью осуществления торговой деятельности, были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары на основании решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205.

Отказывая в удовлетворении административных исковых заявлений административным истцам, суд не учел, что главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция содержится и в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8 приложения к письму).

Таким образом, истечение сроков договоров аренды земельных участков и сроков договоров на право размещения нестационарных торговых объектов само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данных объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205.

Кроме того, в Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2). Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

В то же время, доказательств того, что земельные участки, на которых располагались нестационарные торговые объекты административных истцов, подлежали изъятию для государственных или муниципальных нужд, в материалах дела не имеется.

Вместе с тем, приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что при принятии судебного решения судом первой инстанции не были учтены и неправильно применены положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.2 приказа Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" к имевшим место правоотношениям, а также не учтена правовая позиция, выраженная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.

При этом в силу статьи 17 данного Федерального закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В качестве доказательства, подтверждающего законность и обоснованность принятого решения Чебоксарского городского Собрания депутатов 25 апреля 2017 года N 732, Верховный Суд Чувашской Республики в решении сослался на заключения эксперта от 7 апреля 2017 года N 0082/2017 и N 0084/2017, составленные экспертом ООО "Союз Экспертиз" Марковым А.Ю., согласно которым перечисленные в данном решении нестационарные торговые объекты рекомендуется к исключению из Схемы размещения нестационарных объектов на территории города Чебоксары.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что наличие таких экспертных заключений подтверждает отсутствие необходимой потребности населения во включении указанных нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных объектов на территории города Чебоксары, поскольку какого-либо анализа необходимой потребности населения в нестационарной торговле именно по адресам их расположения экспертные заключения не содержат.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также не может согласиться и с выводом суда о том, что основанием для исключения нестационарных торговых объектов с порядковыми номерами 3.2.24, 3.2.43, 3.2.44, 3.9.11, 1.28.22, 1.28.24 и 1.9.4 из Схемы может являться их неправомерное включение в данную Схему в связи с размещением объектов на посадочной полосе вблизи от кромки остановочной площадки общественного транспорта. При этом Судебная коллегия считает, что с учетом технических характеристик торговых объектов, которые являются нестационарными, выявленные отделом ГИБДД УМВД Российской Федерации по г. Чебоксары нарушения являются устранимыми и сами по себе не могут являться основаниями для их исключения из указанной Схемы.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых заявлений Елисеева А.Г., индивидуальных предпринимателей Архипова Н.Н., Хасандиновой Х.М., Васильевой Е.А., Григорьевой А.П., Семенова А.Н. о признании не действующим пункта 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарных торговых объектов под порядковыми номерами: 5.1.21, 5.1.22 - морозильных ларей, расположенных в районе Красной площади г. Чебоксары; 6.1.16 - морозильного ларя, расположенного на территории, прилегающей к монументу "Матери-покровительницы" г. Чебоксары; 6.1.20 - морозильного ларя на территории, прилегающей к Свято-Троицкому монастырю г. Чебоксары; 3.2.24, 3.2.43 - остановочно-торговых павильонов, расположенных в районе остановок общественного транспорта "Мебельная фабрика" по ул. Гражданская (четная сторона) и "ул. Гражданская" по ул. Гражданская (четная сторона); 1.28.22, 1.28.24 - остановочно-торговых павильонов, расположенных в районе остановки общественного транспорта "Магазин "Лакомка" по пр. Тракторостроителей (четная сторона) и в районе остановки общественного транспорта "ул. Гастелло" по пр. Тракторостроителей (четная сторона); 3.2.32 - киоска, расположенного в районе остановки общественного транспорта "ул. Чернышевского" по ул. Гражданская г. Чебоксары; 3.2.14, 3.2.16, 3.2.17 - киосков, расположенных в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары; 3.5.2 - павильона, расположенного в районе д. 21 по ул. Т. Кривова г. Чебоксары, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары вышеуказанных нестационарных торговых объектов под порядковыми номерами 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.20, 3.2.24, 3.2.43, 1.28.22, 1.28.24, 3.2.32, 3.2.14, 3.2.16, 3.2.17, 3.5.2.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 октября 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых заявлений Елисеева Алексея Геннадьевича, индивидуальных предпринимателей Архипова Николая Николаевича, Хасандиновой Хадисы Мингасовны, Васильевой Евлампии Анатольевны, Григорьевой Алевтины Петровны, Семенова Анатолия Николаевича о признании не действующим пункта 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарных торговых объектов под порядковыми номерами:

5.1.21, 5.1.22 - морозильных ларей, расположенных в районе Красной площади г. Чебоксары;

6.1.16 - морозильного ларя, расположенного на территории, прилегающей к монументу "Матери-покровительницы" г. Чебоксары;

6.1.20 - морозильного ларя на территории, прилегающей к Свято-Троицкому монастырю г. Чебоксары;

3.2.24, 3.2.43 - остановочно-торговых павильонов, расположенных в районе остановок общественного транспорта "Мебельная фабрика" по ул. Гражданская (четная сторона) и "ул. Гражданская" по ул. Гражданская (четная сторона);

1.28.22, 1.28.24 - остановочно-торговых павильонов, расположенных в районе остановки общественного транспорта "Магазин "Лакомка" по пр. Тракторостроителей (четная сторона) и в районе остановки общественного транспорта "ул. Гастелло" по пр. Тракторостроителей (четная сторона);

3.2.32 - киоска, расположенного в районе остановки общественного транспорта "ул. Чернышевского" по ул. Гражданская г. Чебоксары;

3.2.14, 3.2.16, 3.2.17 - киосков, расположенных в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары;

3.5.2 - павильона, расположенного в районе д. 21 по ул. Т. Кривова г. Чебоксары.

В этой части принять по делу новое решение, которым признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары вышеуказанных нестационарных торговых объектов под порядковыми номерами 5.1.21, 5.1.22, 6.1.16, 6.1.20, 3.2.24, 3.2.43, 1.28.22, 1.28.24, 3.2.32, 3.2.14, 3.2.16, 3.2.17, 3.5.2.

Это же решение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 октября 2017 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований индивидуальных предпринимателей Архипова Н.Н. и Хасандиновой Х.М. об оспаривании пункта 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарных торговых объектов под порядковыми номерами: 6.1.18, 6.1.22 - морозильных ларей, расположенных на территории, прилегающей к Свято-Троицкому монастырю г. Чебоксары, 3.2.13, 3.2.15, 3.2.18, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.22 - киосков, расположенных в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары, и 3.2.19 - павильона, расположенного в районе д. 127 по ул. Гражданская г. Чебоксары, отменить, производство по данному административному делу в этой части прекратить.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления