Приказ ГТК РФ от 25.01.1999 N 38 (ред. от 19.05.2004) Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 января 1999 г. N 38
ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ
ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ИЛИ ИНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях совершенствования и упрощения таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, на основании статей 109, 126, 169, 179, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Инструкцию по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности (приложение).
2. Исключен. - Приказ ГТК РФ от 19.05.2004 N 590.
3. Управлению организации таможенной службы (С.М. Беков) определить к 01.05.99 по согласованию с региональными таможенными управлениями годовую потребность таможенных органов в бланках указанной таможенной декларации с текстами на русском, английском языках.
4. Финансовому управлению (С.В. Маленко) выделять Региональному таможенному управлению тылового обеспечения денежные средства на приобретение упомянутых бланков в пределах средств, предусматриваемых на централизованное приобретение материально-технических ресурсов в 1999 году.
5. Региональному таможенному управлению тылового обеспечения (А.Д. Листопад) организовать изготовление бланков указанной таможенной декларации с текстами на упомянутых выше языках, а также на других языках при получении соответствующих заявок от таможенных органов, согласованных с Управлением организации таможенной службы (С.М. Беков), и обеспечить таможенные органы этими бланками с учетом их годовой потребности.
6. Административному управлению (А.И. Никитин) приступить к освещению Приказа в средствах массовой информации со дня его официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России О.Н. Свиридову.
генерал-полковник
таможенной службы
В.Г.ДРАГАНОВ
к Приказу ГТК России
от 25 января 1999 г. N 38
ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ И ТАМОЖЕННОМУ
КОНТРОЛЮ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ
ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ИЛИ ИНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящая Инструкция конкретизирует правовые и организационные основы производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля должностными лицами таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), производящими таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.
Действие настоящей Инструкции не распространяется на товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, а также транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров.
Исключен. - Приказ ГТК РФ от 19.05.2004 N 590.
Раздел 2. ПОРЯДОК ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Исключен. - Приказ ГТК РФ от 19.05.2004 N 590.
Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, В ПУНКТАХ ПРОПУСКА
ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены такие пункты, с учетом особенностей, приведенных в данном разделе.
3.2. Таможенный орган производит таможенное оформление товаров в специально выделенных местах в пределах пункта пропуска. Указанные места обозначают специальными табличками с надписями "Таможня. Место таможенного оформления", выполненными белым цветом на зеленом фоне.
Расположение таких мест таможенного оформления согласуется с администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных вокзалов и станций, иных транспортных предприятий, со старшими должностными лицами подразделений ФПС России, органов МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска.
3.3. Физические лица, следующие через государственную границу Российской Федерации, в пунктах пропуска обязаны:
останавливаться в местах таможенного оформления, а также по требованию должностных лиц таможенного органа; возобновлять движение только с их разрешения;
предъявлять по требованию таможенного органа товары, а также документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
выполнять другие требования, установленные законодательством Российской Федерации.
3.4. При таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации согласно упрощенному, льготному порядку, таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, могут применять технологическую систему "красного" и "зеленого" каналов (далее - двухканальная система) - систему самостоятельного выбора физическим лицом, следующим через таможенную границу Российской Федерации, формы декларирования и соответствующего ей канала для таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых им товаров. При этом "красный" канал используется для декларирования в письменной форме товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, а "зеленый" канал - для декларирования таких товаров в конклюдентной форме.
Место расположения двухканальной системы и пункты пропуска, в которых возможно ее использование, определяются ГТК России.
Применение двухканальной системы обеспечивает:
надлежащее осуществление таможенного контроля и таможенного оформления;
создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;
ускорение движения пассажиропотока через таможенную границу Российской Федерации;
увеличение пропускной способности пунктов пропуска;
соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
нормальную деятельность таможенных органов.
3.5. Таможенный орган, производящий таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, должен организовать непосредственно перед двухканальной системой информационную зону, предназначенную для того, чтобы физическое лицо имело возможность сделать осознанный выбор формы декларирования товаров и соответствующего канала.
В информационной зоне должны находиться краткие справки об основных положениях таможенного законодательства Российской Федерации по вопросам перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров физическими лицами и иного законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, о порядке применения двухканальной системы, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенных правил.
Информационная зона может оборудоваться стендами, щитами, табло, буклетами и иными информационными материалами, изложенными на русском и английском языках, а также любом другом языке, использование которого будет признано целесообразным таможенным органом, в регионе деятельности которого расположен конкретный пункт пропуска.
Таможенный орган обязан своевременно вносить необходимые изменения в информационные материалы.
Информация о таможенных правилах и порядке применения двухканальной системы может предварительно распространяться транспортными организациями, туристическими агентствами и другими заинтересованными лицами.
В информационной зоне должны быть оборудованы места для заполнения бланков таможенных деклараций с запасом чистых бланков и образцами их заполнения.
В информационной зоне должны находиться должностные лица таможенного органа, имеющие достаточный опыт практической работы, для возможного оказания помощи физическим лицам, а также для осуществления оперативной работы.
3.6. Для применения двухканальной системы должно быть выделено не менее одного прохода, в котором осуществляется декларирование в конклюдентной форме ("зеленый" канал), и не менее одного прохода для декларирования в письменной форме ("красный" канал). Общее количество проходов таможенный орган определяет самостоятельно с учетом объемов пассажиропотока и имеющихся возможностей.
В исключительных случаях "зеленый" канал может быть временно закрыт для следования физических лиц, ввозящих товары на таможенную территорию Российской Федерации, по мотивированному решению начальника таможенного органа либо лица, его замещающего. Такое решение может быть принято с учетом оперативной обстановки, сложившейся в пункте пропуска. При этом независимо от того, на какой срок закрыт "зеленый" канал для следования физических лиц, должностное лицо, принявшее решение, обязано немедленно доложить о своем решении в вышестоящий таможенный орган, а в течение трех дней направить подробную информацию о причинах и результатах такого закрытия в вышестоящий таможенный орган и ГТК России.
"Зеленый" канал может быть закрыт для следования физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, по решению ГТК России.
3.7. Каналы располагаются за пределами мест выдачи багажа с тем, чтобы при выборе канала физические лица имели при себе сопровождаемый багаж. По возможности каналы должны быть направлены так, чтобы поток физических лиц от места выдачи багажа и до выхода из каналов после прохождения таможенного контроля и оформления шел по прямой. Расстояние между местом выдачи багажа и входами в каналы (зона накопления) должно быть достаточным для того, чтобы физические лица могли выбрать соответствующий канал и войти в него, не испытывая затруднений.
3.8. Направление движения к каждому каналу и вход в каждый канал должны быть четко обозначены, различимы и легко восприниматься.
3.9. Вход в "красный" канал обозначается специальным графическим символом в виде квадрата красного цвета на белом фоне, а также надписями "Красный канал" ("Red channel") и "Товары, подлежащие обязательному письменному декларированию" ("Goods to declare") на русском и английском языках, выполненными красным цветом.
3.10. Вход в "зеленый" канал обозначается специальным графическим символом в виде восьмиугольника зеленого цвета на белом фоне, а также надписями "Зеленый канал" ("Green channel") и "Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет" ("Nothing to declare") на русском и английском языках, выполненными зеленым цветом.
Место входа в "зеленый" канал обозначается зеленой (белой) линией шириной до 50 см. Перемещение товаров через указанную линию рассматривается как заявление этого лица о том, что перемещаемые им через таможенную границу Российской Федерации товары не относятся к товарам, подлежащим обязательному декларированию в письменной форме.
Место выхода из "зеленого" канала обозначается линией зеленого (белого) цвета шириной до 50 см. Перемещение физическим лицом товаров за указанную линию означает завершение таможенного оформления ввозимых им товаров, не требующих обязательного письменного декларирования при перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Такие товары рассматриваются как выпущенные.
Линии, обозначающие место входа в "зеленый" канал и место выхода из "зеленого" канала, не должны совпадать, и расстояние между указанными линиями не должно быть менее 2 м.
3.11. Кроме того, "красный" и "зеленый" каналы следует обозначать надписью "таможня" ("Customs") на русском и английском языках.
Допускается использование для надписей помимо английского любого другого языка, который будет целесообразен для использования в пункте пропуска.
3.12. При использовании двухканальной системы должны быть исключены специальные проходы для физических лиц, пользующихся таможенными льготами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и в случаях, предусмотренных ТК России. Такие физические лица могут проследовать как по "зеленому", так и по "красному" каналу в зависимости от того, какие товары они перемещают через таможенную границу Российской Федерации.
3.13. "Красный" канал предназначен для декларирования физическими лицами ввозимых ими через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также для заявления сведений о намерении ввезти товары в несопровождаемом багаже.
3.14. При выборе физическим лицом письменной формы декларирования ("красный" канал) такое лицо обязано в соответствии с порядком декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами (раздел 2 настоящей Инструкции), заполнить декларацию установленной формы и представить ее должностному лицу таможенного органа вместе с другими документами и сведениями, необходимыми для таможенных целей.
3.15. Принятие таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в соответствии с разделом 2 настоящей Инструкции.
3.16. "Зеленый" канал предназначен для декларирования физическими лицами товаров, перемещаемых ими в сопровождаемом багаже, и при отсутствии намерения ввезти товары в несопровождаемом багаже.
3.17. При выборе физическим лицом "зеленого" канала таможенная декларация в письменной форме не заполняется и не подается.
3.18. В "зеленом" канале таможенный контроль проводится выборочно.
Неприменение отдельных форм таможенного контроля в "зеленом" канале не означает, что лица освобождаются от обязанностей соблюдать таможенное законодательство Российской Федерации.
При необходимости должностные лица таможенного органа могут использовать в "зеленом" канале любые формы таможенного контроля, предусмотренные ТК России, за исключением случаев, указанных в статье 188 ТК России.
3.19. В местах таможенного оформления в пунктах пропуска, в которых таможенными органами невозможно использование двухканальной системы, а также в залах официальных делегаций, открытых в соответствии с установленным порядком, декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, производится в местах таможенного оформления, установленных таможенным органом, в соответствии с порядком, предусмотренным в разделе 2 настоящей Инструкции, и с учетом условий в конкретном пункте пропуска.
3.20. Таможенный контроль, таможенное оформление и декларирование товаров, вывозимых физическими лицами с таможенной территории Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке, организуется таможенными органами, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
3.21. Для определения момента вывоза физическими лицами товаров, не требующих обязательного письменного декларирования, за пределы таможенной территории Российской Федерации согласно упрощенному, льготному порядку таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, устанавливают в местах таможенного оформления линию таможенного контроля шириной до 50 см, обозначая ее зеленым (белым) цветом. Перемещение физическими лицами товаров через указанную линию таможенного контроля без предъявления таможенному органу декларации рассматривается как заявление этих лиц о том, что вывозимые из Российской Федерации товары не относятся к товарам, подлежащим обязательному декларированию в письменной форме, и свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение.
После перемещения товаров, не требующих обязательного декларирования в письменной форме, через линию таможенного контроля фактический их вывоз физическим лицом за пределы таможенной территории Российской Федерации означает завершение таможенного оформления указанных товаров. Такие товары рассматриваются как выпущенные в упрощенном, льготном порядке.
(п. 3.21 введен Приказом ГТК РФ от 26.07.2000 N 633)
3.22. Таможенные органы в зависимости от условий конкретного пункта пропуска могут выделять в пределах мест таможенного оформления вывозимых товаров специальные проходы для перемещения физическими лицами товаров, не подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, обозначая такие проходы надписями на русском и английском языках "Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет" ("Nothing to declare"), выполненными зеленым цветом на белом фоне.
(п. 3.22 введен Приказом ГТК РФ от 26.07.2000 N 633)
3.23. Таможенный орган, производящий таможенное оформление и таможенный контроль товаров, вывозимых физическими лицами за пределы таможенной территории Российской Федерации, должен организовать непосредственно перед линией таможенного контроля информационную зону согласно порядку, предусмотренному в абзацах 1 - 6 пункта 3.5 настоящей Инструкции.
(п. 3.23 введен Приказом ГТК РФ от 26.07.2000 N 633)
Исключена. - Приказ ГТК РФ от 19.05.2004 N 590.
Учитывая, что физическое лицо вправе по своему желанию избирать форму декларирования товаров, не подлежащих обязательному письменному декларированию (ч. 3 ст. 286 ТК РФ), а также особенности декларирования товаров в конклюдентной форме с использованием двухканальной системы таможенного оформления и таможенного контроля (установлена Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38, действующим с 01.01.2004 в части, не противоречащей ТК РФ), при квалификации правонарушений по ст. 16.4 КоАП РФ необходимо учитывать следующие особенности:
В связи с тем, что физическое лицо вправе по своему желанию избирать форму декларирования товаров, не подлежащих обязательному письменному декларированию (часть 3 статьи 286 ТК РФ), а также особенности декларирования товаров в конклюдентной форме с использованием двухканальной системы таможенного оформления и таможенного контроля (установлена Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38, действующим с 01.01.2004 в части, не противоречащей ТК РФ), при квалификации правонарушений по статье 16.4 КоАП РФ необходимо учитывать следующее:
В случае отчуждения таких товаров в пользу физических лиц их таможенное оформление может производиться в упрощенном порядке с принятием от декларантов письменной таможенной декларации, заполненной на бланке ТД-6, с учетом положений нормативных актов ГТК России, регулирующих перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств физическими лицами.
В связи с вступлением в силу 21.09.2004 Приказа ГТК России от 19.05.2004 N 590 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации" при таможенном контроле вывозимых из Российской Федерации физическими лицами ранее ввезенных, пересланных в Российскую Федерацию внешних ценных бумаг в документарной форме вместо пункта 2.22 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК России от 25.01.99 N 38, следует руководствоваться пунктом 14 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК России от 19.05.2004 N 590.
Транспортные средства, временно ввозимые в Российскую Федерацию на срок до 2 месяцев включительно, а также вывозимые из Российской Федерации, в случае их перемещения через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, следующими на указанных транспортных средствах, при таможенном оформлении подлежат декларированию в упрощенном порядке путем представления таможенному органу таможенной декларации, форма которой утверждена Приказом ГТК России от 25.01.99 N 38 "Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 16.04.99, рег. N 1756) (далее - декларация ТД-6).
При заявлении физического лица о ввозе культурных ценностей, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии их письменного декларирования и специальной регистрации. Специальная регистрация таких культурных ценностей производится должностным лицом таможенного органа путем проставления любым способом отметки "Зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности" на таможенной декларации формы ТД-6 и прилагаемых к ней документах. После выпуска культурных ценностей таможенный орган письменно информирует Минкультуры России или его территориальный орган, перечень которых приведен в письме ГТК России от 19.06.2001 N 01-06/24071, о проведении специальной регистрации с указанием описания культурных ценностей и данных о лице, их ввозящем.
2. Не применять положения, установленные пунктом 1 настоящего Приказа, в отношении таможенных деклараций формы ТД-6 и заявлений физических лиц, перемещающих через таможенную границу Российской Федерации товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, декларирование которых производилось в упрощенном, льготном порядке.
- таможенные декларации формы ТД-6, оформленные при ввозе указанной валюты в Российскую Федерацию;
- удостоверения формы ТС-28 на ввоз валюты, оформленные до вступления в силу Федерального закона, с учетом установленного в данных удостоверениях срока вывоза ранее ввезенной наличной иностранной валюты.
9. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже лицами, пользующимися таможенными льготами, производится при пересечении границы Российской Федерации в общеустановленном порядке (Приказ ГТК России от 25.01.99 N 38 "Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" зарегистрирован Минюстом России 16.04.99, рег. N 1756) с учетом льгот, привилегий и иммунитетов, установленных законодательством Российской Федерации (в том числе Приказом ГТК России от 10.10.2002 N 1087), а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04.61, Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.63 и международными договорами.
При выпуске на территории Российской Федерации транспортных средств, ранее временно ввезенных в порядке, установленном письмом ГТК России от 04.06.2002 N 01-06/22062, их таможенное оформление производится в соответствии с Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом ГТК России от 24.11.99 N 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, рег. N 2125), без предъявления физическим лицом, постоянно проживающим на территории Республики Белоруссия, удостоверения ввоза транспортного средства и уведомления о пересечении таможенной границы Российской Федерации (ТД-6), но с указанием в заявлении способа перемещения транспортного средства.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления