<Письмо> Роспотребнадзора от 25.01.2010 N 01/755-10-32 "О применении норм КоАП в связи с изменениями, вносимыми Федеральным законом N 380-ФЗ"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 25 января 2010 г. N 01/755-10-32
В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНОСИМЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
N 380-ФЗ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с подписанием Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ), который вступает в силу с 31 марта 2010 года <*>, обращает внимание на следующее.
--------------------------------
<*> Опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2009 г. N 253, в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 4 января 2010 г. N 1, ст. 1.
Указанным выше Законом внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в частности, по вопросам давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП), полномочий по проведению административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 КоАП), изменения внесены в перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора (статьи 23.13, 23.49, 28.3 КоАП), а также в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 23.13, 23.49 КоАП).
Давность привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения увеличена до 1 года со дня совершения (обнаружения) такого правонарушения.
Кроме того, в случае выявления правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допускается проведение административного расследования в порядке, установленном статьей 28.7 КоАП.
Наименования должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП), защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), приведены в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП) и в области защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), включены руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместители. В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора следует внести соответствующие изменения в бланки процессуальных документов, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях.
Изменениями, внесенными в КоАП Федеральным законом N 380-ФЗ, предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о техническом регулировании, в связи с чем внесены соответствующие дополнения в статьи 6.3, 14.4 и 19.19 КоАП.
Из составов административных правонарушений, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ будут исключены три состава административных правонарушений, предусмотренные:
- частью 2 статьи 7.8 (Самовольное занятие земельного участка зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения),
- частью 2 статьи 8.6 (Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления),
- статьей 14.3 (Нарушение законодательства о рекламе).
Вместе с тем к полномочиям Роспотребнадзора по рассмотрению дел будут отнесены три состава административных правонарушений, предусмотренные:
- статьей 6.1 (Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями),
- частью 2 статьи 8.42 (Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами),
- частью 2 статьи 14.5 (Неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения).
Кроме того, с 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ, в соответствии с которым статья 14.5 КоАП разделена на две части, из которых к ведению Роспотребнадзора в настоящее время относится только часть 1 указанной статьи КоАП. Однако со дня вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ к ведению Роспотребнадзора будут отнесены обе части статьи 14.5 КоАП.
С момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ (31 марта 2010 года) должностные лица органов МВД России не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических требований), частью 2 статьи 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при продаже товаров), а также будут введены ограничения полномочий милиции по составлению протоколов по части 1 статьи 14.4, статьях 14.7 и 14.15 КоАП (см. приложение N 2 к настоящему письму).
Кроме того, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (т.е. с 27 мая 2010 года), глава 9 КоАП дополнена статьей 9.16 "Нарушение законодательства об энергосбережении...". При этом полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16 КоАП, в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП наделяются должностные лица Роспотребнадзора.
Прошу принять указанные разъяснения к руководству в деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).
Г.Г.ОНИЩЕНКО
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32
ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА И (ИЛИ) СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ О КОТОРЫХ
УПОЛНОМОЧЕНЫ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
(с учетом Федеральных законов N N 121-ФЗ, 261-ФЗ и 380-ФЗ)
┌────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐ │Составы, предусмотренные │ Исключены в │ Дополнение в │ Дополнение в │ │КоАП в новой редакции. │соответствии с│соответствии с│соответствии с│ │ │ Фед. законом │ Фед. законом │ Фед. законом │ │Всего - 59 составов │ N 380-ФЗ - │ N 380-ФЗ - │ N 261-ФЗ - │ │ + 1 (ч. 2 ст. 14.5) со дня │вступ. в силу │вступ. в силу │вступ. в силу │ │ вступл. в силу Фед. закона │ с 31 марта │ с 31 марта │с 27 мая 2010 │ │ N 380-ФЗ │ 2010 г. │ 2010 г. │ г. │ ├────────────┬───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │Ст. 23.13 │6.3 │7.8 (ч. 2) │ │ │ │(составление│6.4 │8.6 (ч. 2) │ │ │ │протоколов и│6.5 │ │ │ │ │рассмотрение│6.6 │ │ │ │ │дел) │6.7 │ │ │ │ │ │7.2 (ч. 2) │ │ │ │ │10 составов │8.2 │ │ │ │ │ │8.5 │ │ │ │ │ │8.42 (ч. 2) │ │8.42 (ч. 2) │ │ │ │14.4 (ч. 2) │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │Ст. 23.49 │9.16 (ч. 1) │ │ │9.16 (ч. 1) │ │(составление│9.16 (ч. 2) │ │ │9.16 (ч. 2) │ │протоколов и│10.8 │ │ │ │ │рассмотрение│14.2 │ │ │ │ │дел) │14.4 (ч. 1) │ │ │ │ │ │14.5 (ч. 1) │ │ │ │ │22 состава │#14.5 (ч. 2)# │14.5 (ч. 2) │14.5 (ч. 2) │ │ │ + 1 (ч. 2 │14.6 (ч. 1) │ │ │ │ │ст. 14.5) - │14.6 (ч. 2) │исключена │ │ │ │со дня │14.7 │с 01.01.2010 │ │ │ │вступл. в │14.8 (ч. 1) │(ФЗ N 121-ФЗ) │ │ │ │силу Фед. │14.8 (ч. 2) │ │ │ │ │закона │14.8 (ч. 3) │ │ │ │ │N 380-ФЗ │14.15 │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 3) │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 4) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 2) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 3) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 4) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 6) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 7) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 8) │ │ │ │ │ │19.14 │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ч. 2 п. 19 │6.1 │ │6.1 │ │ │ст. 28.3 │14.26 │ │ │ │ │(составление│19.4 (ч. 1) │ │ │ │ │протоколов) │19.5 (ч. 1) │ │ │ │ │ │19.6 │ │ │ │ │6 составов │19.7 │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ч. 2 п. 63 │6.14 │14.3 │ │ │ │ст. 28.3 │14.1 (ч. 1) │ │ │ │ │(составление│14.1 (ч. 2) │ │ │ │ │протоколов) │14.1 (ч. 3) │ │ │ │ │ │14.1 (ч. 4) │ │ │ │ │14 составов │14.10 │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 1) │ │ │ │ │ │14.16 (ч. 2) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 1) │ │ │ │ │ │14.34 (ч. 5) │ │ │ │ │ │15.12 (ч. 1) │ │ │ │ │ │15.12 (ч. 2) │ │ │ │ │ │18.17 (ч. 1) │ │ │ │ │ │19.19 (ч. 1) │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │ч. 3 ст. │17.7 │ │ │ │ │28.3 │17.9 │ │ │ │ │(составление│19.20 (ч. 1) │ │ │ │ │протоколов) │19.20 (ч. 2) │ │ │ │ │ │19.20 (ч. 3) │ │ │ │ │6 составов │19.26 │ │ │ │ ├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤ │п. 12 ч. 5 │20.25 (ч. 1) │ │ │ │ │ст. 28.3 │ │ │ │ │ │(составление│ │ │ │ │ │протоколов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │1 состав │ │ │ │ │ └────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32
СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРОТОКОЛЫ
О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) И РАССМОТРЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО
К ПОЛНОМОЧИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
(с учетом изменений, вносимых в КоАП
Федеральным законом N 380-ФЗ)
┌───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Составы │ Полномочия должностных лиц органов внутренних дел │ │ административных │ (милиции) │ │ правонарушений, │ │ │ дела о которых │ │ │ рассматриваются │ │ │должностными лицами│ │ │ Роспотребнадзора │ │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 8.2 │вправе составлять протоколы │ │ 8.5 │ │ │ 8.42 (ч. 2) │ │ │ 14.2 │ │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.4 (ч. 1) │вправе составлять протоколы только в части соблюдения│ │ │требований законодательства об оружии │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.7 │вправе составлять протоколы только по обращениям │ │ │граждан │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.15 │- вправе составлять протоколы в части нарушения │ │ │ правил продажи: │ │ │- автомобилей, мототехники, прицепов и номерных │ │ │ агрегатов, │ │ │- изделий из драгоценных металлов и драгоценных │ │ │ камней, │ │ │- лекарственных препаратов и изделий медицинского │ │ │ назначения, │ │ │- товаров бытовой химии, │ │ │- экземпляров аудиовизуальных произведений и │ │ │ фонограмм, │ │ │- программ для электронных вычислительных машин и баз│ │ │ данных, │ │ │- оружия и патронов к нему, │ │ │- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей │ │ │ продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых│ │ │ на его основе │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.16 (ч. 3) │вправе составлять протоколы и рассматривать дела │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 14.16 (ч. 4) │вправе составлять протоколы и рассматривать дела │ ├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤ │ 19.14 │вправе составлять протоколы │ └───────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления