ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 января 2020 г. N 65-АД19-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" Латыпова Константина Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Николаевского судебного участка Смидовичского судебного района Еврейской автономной области, и.о. мирового судьи Смидовичского судебного участка Смидовичского судебного района Еврейской автономной области (на основании постановления председателя Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 30 ноября 2017 г.), от 25 января 2018 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 1 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя суда Еврейской автономной области от 6 августа 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" (далее - ООО "Единые коммунальные системы", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи Николаевского судебного участка Смидовичского судебного района Еврейской автономной области, и.о. мирового судьи Смидовичского судебного участка Смидовичского судебного района Еврейской автономной области, от 25 января 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 1 марта 2018 г. и постановлением заместителя председателя суда Еврейской автономной области от 6 августа 2019 г., ООО "Единые коммунальные системы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО "Единые коммунальные системы" Латыпов К.Е. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электрической энергии, Правила).
Подпунктом "б" пункта 2 данных Правил (здесь и далее положения Правил приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) определено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
В силу подпункта "а" пункта 4, пунктов 7, 15 Правил в случае неисполнения обязательств по оплате ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным предварительным письменным уведомлением потребителя, которое направляется не позднее чем за 10 дней до даты введения ограничения режима потребления и должно содержать, в частности: вид подлежащего введению ограничения режима потребления (частичное или полное); размер задолженности; дату предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем.
Частичным ограничением режима потребления является сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя.
Полное ограничение режима потребления - это временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю.
Из материалов дела следует, что между публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") и ООО "Единые коммунальные системы" 28 февраля 2017 г. заключен договор энергоснабжения N 5062 (далее также договор энергоснабжения, договор).
Согласно пункту 1.1 данного договора гарантирующим поставщиком ПАО "ДЭК" принято на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии (мощности) потребителю ООО "Единые коммунальные системы", а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребителем - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Перечень точек поставок указан в Приложении N 3 к договору, в котором в числе прочих указаны объекты: водозабор "Северный", водозабор "Южный", пос. Смидович.
В силу приведенных выше положений подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии и пункта 2.2.2 договора ПАО "ДЭК" вправе выступать инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ООО "Единые коммунальные системы" обязательств по оплате электрической энергии (мощности), если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
По состоянию на 10 августа 2017 г. у ООО "Единые коммунальные системы" образовалась задолженность за потребленную электроэнергию в размере 878 679,03 рублей.
Филиалом "Энергосбыт ЕАО" ПАО "ДЭК" в адрес ООО "Единые коммунальные системы" направлено уведомление от 10 августа 2017 г. N 1511/6 о необходимости обеспечить погашение задолженности за потребленную электрическую энергию в указанном размере в срок до 28 августа 2017 г.; в случае неоплаты самостоятельно ограничить электропотребление до уровня аварийной брони в отношении объектов водозабор "Северный", водозабор "Южный", пос. Смидович с 10.00 часов 28 августа 2017 г.; в случае отсутствия акта согласования аварийной брони самостоятельно ограничить электропотребление в размере 90% максимальной мощности указанных объектов.
Данное уведомление получено обществом 17 августа 2017 г.
В ходе проверки, проведенной 14 сентября 2017 г. инженером филиала "Энергосбыт ЕАО" ПАО "ДЭК" совместно с директором ООО "Единые коммунальные системы" на предмет выполнения предъявленного в уведомлении требования, установлено, что ограничение электропотребления потребителем самостоятельно не введено, что отражено в акте от 14 сентября 2017 г. N 5062.
6 ноября 2017 г. по факту невыполнения ООО "Единые коммунальные системы", являющегося потребителем электрической энергии, требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии должностным лицом Биробиджанского отдела энергетического надзора и надзора за опасными производственными объектами Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в отношении ООО "Единые коммунальные системы" составлен протокол N 11-84 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 8 - 10), обращением директора филиала "Энергосбыт ЕАО" ПАО "ДЭК" в Дальневосточное управление Ростехнадзора (л.д. 12 - 13), копией договора энергоснабжения от 28 февраля 2017 г. N 5062 с приложением (л.д. 23 - 31), копией уведомления об обеспечении погашения задолженности или ограничении электропотребления (л.д. 37), копией акта о проверке выполнения указанного в уведомлении требования (л.д. 39) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Ограничение режима потребления электрической энергии инициировано ресурсоснабжающей организацией ПАО "ДЭК" в соответствии с требованиями Правил ограничения режима потребления электрической энергии и условиями договора энергоснабжения.
При этом судебными инстанциями обоснованно указано, что Правила ограничения режима потребления электрической энергии, а равно условия договора энергоснабжения допускают введение частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
В соответствии с абзацем девятым пункта 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, установлены Приложением к названным Правилам.
Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (абзац десятый пункта 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
Абзацем одиннадцатым пункта 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике установлена обязанность потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, согласовать технологическую и (или) аварийную броню.
Согласно пунктам 17, 18 Правил ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 названных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя.
Пунктом 2.2.2 договора электроснабжения установлено, что в случае, если потребителем приобретается электрическая энергия (мощность) для электроснабжения объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и относящихся к категории потребителей согласно приложению к Правилам ограничения режима потребления электрической энергии, то частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с указанными Правилами не ниже уровня аварийной брони.
В рассматриваемом случае ресурсоснабжающей организацией ограничение режима потребления электрической энергии инициировано с учетом требований указанных норм Правил и условий договора.
ООО "Единые коммунальные системы" надлежало выполнить действия, связанные с ограничением режима потребления электрической энергии, инициированным ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса. Судебные инстанции правомерно не усмотрели оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. В рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление мирового судьи Николаевского судебного участка Смидовичского судебного района Еврейской автономной области, и.о. мирового судьи Смидовичского судебного участка Смидовичского судебного района Еврейской автономной области, от 25 января 2018 г., решение судьи Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 1 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя суда Еврейской автономной области от 6 августа 2019 г., вынесенные в отношении ООО "Единые коммунальные системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "Единые коммунальные системы" Латыпова К.Е. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------