Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2024 N 66-ИКАД24-2-А5

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 апреля 2024 г. N 66-ИКАД24-2-А5

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Кузьмичева С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прокофьева Максима Анатольевича на решение Иркутского областного суда от 18 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2023 года по административному исковому заявлению Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" к Прокофьеву М.А. об отмене регистрации кандидата в составе списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы кассационной жалобы, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 7 июня 2023 года N 69/1-ЗС назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10 сентября 2023 года.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области (далее - Избирательная комиссия) от 2 августа 2023 года N 15/164 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого - созыва, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Гражданская Платформа" (далее - партия "Гражданская платформа"). Прокофьев М.А. включен в зарегистрированный областной список кандидатов, выдвинутый партией "Гражданская платформа".

Постановлением Избирательной комиссии от 3 августа 2023 года N 16/176 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" (далее - "Российская партия свободы и справедливости").

В суд обратилась "Российская партия свободы и справедливости" с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Прокофьева М.А., указав, что зарегистрированным кандидатом в нарушение норм действующего избирательного законодательства не произведено отчуждение иностранных финансовых инструментов, собственником которых он остается до настоящего времени.

Решением Иркутского областного суда от 18 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2023 года, административный иск удовлетворен. Отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва Прокофьева М.А., включенного в зарегистрированный областной список кандидатов, выдвинутый партией "Гражданская платформа".

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Прокофьев М.А. просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что находящиеся в его собственности ценные бумаги и финансовые инструменты необоснованно отнесены к иностранным; утверждает о невозможности отнесения криптовалюты (биткоина) к какой-либо государственной юрисдикции. Также считает, что ограничения, предусмотренные пунктом 3.3 статьи 33, подпунктом "и" пункта 7 и пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), противоречат нормам статей 32 и 35 Конституции Российской Федерации.

В письменных возражениях на кассационную жалобу прокуратура Иркутской области указывает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнение административного ответчика и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами не допущено такого рода нарушений.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пунктом 3.3 статьи 33 названного закона установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).

Согласно пункту 1.6 статьи 38 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Закона Иркутской области N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Из материалов дела следует, что 19 июля 2023 года партия "Гражданская платформа" представила в Избирательную комиссию документы и сведения для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва. В числе прочих документов приобщены сведения о размере и об источниках дохода кандидата Прокофьева М.А., а также о его имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, а также подписанное Прокофьевым М.А. уведомление от 14 июля 2023 года о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

На дату регистрации 2 августа 2023 года выдвинутого партией "Гражданская платформа" списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области (в том числе Прокофьева М.А.) избирательная комиссия не располагала сведениями о владении кандидатом иностранными финансовыми инструментами.

В силу положений статьи 33 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия обращается о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 данной статьи, в соответствующие органы, учреждения и организации (пункт 6). Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов (пункт 6.3).

В соответствии с пунктом 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы".

Как установлено судами и видно из материалов дела, по результатам проверки достоверности сведений о кандидатах с использованием ГАС "Выборы" Избирательная комиссия 16 августа 2023 года получила информацию от участников финансового рынка о том, что у Прокофьева М.А. по состоянию на 1 июня 2023 года имелись иностранные финансовые инструменты.

При этом сам административный ответчик в судебных заседаниях и в жалобах на судебные акты не отрицал владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами.

Частью 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В материалах дела имеется заявление Прокофьева М.А. от 18 августа 2023 года, поданное в порядке статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором он подтверждает наличие у него финансовых инструментов, относящихся к иностранным, и криптовалют.

Согласно положениям пункта 9 статьи 76 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в том числе в случае, предусмотренном подпунктом "и" пункта 7 названной статьи, а именно: если при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации установлен факт открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии с пунктом 93 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.2 статьи 33, подпункт "а.2" пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Оценив доказательства, представленные сторонами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив доводы лиц, участвующих в деле, на соответствие фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, Иркутский областной суд пришел к верным выводам о наличии нарушений избирательного законодательства и необходимости отмены регистрации кандидата Прокофьева М.А.

Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы административного ответчика о незаконности судебного решения, признал их несостоятельными ввиду неправильного толкования Прокофьевым М.А. норм законодательства о выборах и согласился с правовой позицией суда.

Правомерно судами отклонен довод административного ответчика о том, что действующим законодательством к иностранным финансовым инструментам ошибочно отнесены акции компаний, действующих на территории России.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.

Судами установлено, что согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, ценные бумаги, которыми владеет Прокофьев М.А., имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами.

Как верно указали суды, в силу пункта 7 части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта также относятся к иностранным финансовым инструментам. В связи с чем не может быть принята во внимание ссылка Прокофьева М.А. на невозможность отнесения криптовалюты (биткоина) к чьей-либо государственной юрисдикции.

Судебная коллегия полагает, что указание в кассационной жалобе на невозможность отчуждения иностранных финансовых инструментов ничем не подтверждено, необходимых доказательств административным ответчиком не представлено, что не соответствует положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Отклоняя довод административного ответчика о противоречии пункта 3.3 статьи 33 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нормам статей 32 и 35 Конституции Российской Федерации, суды обоснованно указали, что проверка конституционности федеральных законов в соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Довод Прокофьева М.А. о том, что Избирательная комиссия не проводила проверок наличия у других кандидатов цифровых финансовых активов, не может служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку предметом судебной проверки в данном деле являлась правильность регистрации только кандидата Прокофьева М.А.

Кассационная жалоба не содержит данных о существенных нарушениях судами норм материального и (или) процессуального права, поэтому удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Иркутского областного суда от 18 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прокофьева М.А. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления