Законодательство РФ

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года" (разработан Минэкономразвития России)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГНОЗ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА


Предварительные итоги за январь - август 2019 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2019 год

Мировой экономический рост в первой половине 2019 года продолжил замедляться. Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015 - 2016 годах. Кроме того, усиление глобальной неопределенности негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования. В условиях ухудшения прогнозов глобального роста мировые центральные банки отложили ужесточение денежно-кредитной политики, что привело к смягчению глобальных финансовых условий. В то же время для многих стран с формирующимися рынками позитивный эффект от возобновления притока капитала был нивелирован ослаблением внешнего спроса.

В 2019 году, по оценке Минэкономразвития России, мировой экономический рост опустится ниже отметки в 3,0% впервые с 2009 года. По прогнозу МВФ, мировой экономический рост в текущем году замедлится до 3,2% с 3,6% в 2018 году (с апреля прошлого года прогноз на 2019 год был снижен в общей сложности на 0,7 процентных пункта). При этом МВФ отмечает, что риски прогноза смещены вниз и связаны с эскалацией взаимных торговых противоречий и повышенной волатильностью финансовых рынков. В целом направление серии последовательных пересмотров МВФ оценок ситуации в мировой экономике подтверждает оценку Минэкономразвития России о постепенном замедлении мирового экономического роста.

Цена на нефть марки "Юралс" в январе - мае 2019 г. демонстрировала восходящую динамику на фоне увеличения интереса к риску на мировых рынках. Со стороны предложения росту цен на нефть способствовали договоренности стран - участниц соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, вступившие в силу с января 2019 г., продолжающееся сокращение добычи нефти в Венесуэле, а также снижение поставок нефти из Ирана из-за ужесточения санкционного режима США. В этих условиях среднемесячная цена на нефть марки "Юралс" в апреле - мае 2019 г. превышала 71 долл. США за баррель (по сравнению с 57,4 долл. США за баррель в декабре 2018 года).

Начиная со второй половины мая 2019 г. на мировом рынке нефти наблюдалась коррекция, обусловленная ростом опасений участников рынка относительно перспектив роста мировой экономики на фоне эскалации торговых противоречий между США и Китаем. Среднемесячная цена на нефть марки "Юралс" в августе 2019 г. опустилась ниже 60 долл. США за баррель.

В среднем за январь - август 2019 г. цена на нефть марки "Юралс" составила 64,7 долл. США за баррель (по сравнению с 70,0 долл. США за баррель в 2018 г.). Среднегодовая цена нефти по итогам 2019 года ожидается на уровне 62 долл. США за баррель.

Рис. 1. В 2019 году продолжилось замедление глобального экономического роста

Российский рубль в 2019 году стал одним из лидеров укрепления среди валют стран с формирующимися рынками. Курс российской валюты в номинальном эффективном выражении в январе - августе 2019 г. укрепился на 4,4 процента. Одновременно наблюдалось восстановление интереса международных инвесторов к облигациям федерального займа (ОФЗ) (доля нерезидентов на данном рынке по итогам января - августа 2019 г. выросла на 5,3 процентных пункта - до 29,7 процента).

Наряду с улучшением конъюнктуры глобальных рынков, поддержку российскому рублю в 2019 году оказало снижение оценки участниками рынка санкционных рисков и повышение рейтинговыми агентствами Moody's и Fitch суверенного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного уровня. Средний курс российской валюты в январе - августе 2019 г. составил 65,1 рублей за доллар США, а по итогам года ожидается на уровне 65,4 рублей за доллар США (62,5 рублей за доллар США в 2018 году).

С учетом стабилизации ситуации на валютном рынке Банк России с 15 января 2019 г. возобновил регулярные покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила.

Кроме того, с 1 февраля 2019 г. Банк России приступил к проведению отложенных в 2018 году покупок иностранной валюты на внутреннем рынке, которые предполагается осуществлять равномерно в течение 36 месяцев.

По оценке Минэкономразвития России, объем покупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила составил в январе - августе 2019 г. 38,0 млрд. долл. США.

В начале текущего года наблюдалось ускорение инфляции под влиянием повышения с 1 января 2019 г. базовой ставки НДС с 18% до 20% и тенденций на рынках отдельных продовольственных товаров. Вместе с тем масштаб влияния указанных факторов оказался меньше предварительных оценок.

После достижения в марте 2019 г. пикового значения в 5,3% в годовом выражении (4,3% в целом за 2018 год) инфляция начала замедляться и в августе 2019 г. достигла 4,3% в годовом выражении.

По оценке Минэкономразвития России, к концу текущего года инфляция опустится ниже целевого уровня Банка России и составит 3,8%, что станет результатом слабого внутреннего спроса и слабой динамики реальных располагаемых доходов населения.

Рис. 2. Годовая инфляция замедляется после достижения пика в марте 2019 года

Рис. 3. В начале 2019 года темпы роста ВВП временно снизились

В I полугодии 2019 г. произошло замедление экономического роста до 0,7% по сравнению с ростом на 2,3% в 2018 году. Снижение темпов роста ВВП в первой половине 2019 года стало следствием ухудшения внешнеэкономических условий и одновременного ужесточения бюджетной и денежно-кредитной политики.

Замедление роста мировой экономики привело как к ухудшению ценовой конъюнктуры товарных рынков, так и к снижению спроса на российский экспорт. Нефтегазовый экспорт во II квартале 2019 г. сократился на 8,1% в стоимостном выражении, ненефтегазовый - на 5,0%. В этих условиях рост физического объема экспорта товаров оценивается Минэкономразвития России в 2019 году на уровне -0,1% по сравнению с 4,2% в 2018 году. При этом на фоне слабого внутреннего спроса импорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, снизится на 0,4% после роста на 1,7% в 2018 году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в I полугодии 2019 г. сократился до 5,0% ВВП по сравнению с 6,5% ВВП в I полугодии 2018 года. Основной вклад внес опережающий рост доходов федерального бюджета, которые в I полугодии 2019 г. выросли на 10,7% к уровню прошлого года. В части расходов, по состоянию 1 июля 2019 г., было исполнено 42,6% бюджетной росписи (в открытой части) по сравнению с 44,9% в 2018 году и 45,8% в 2017 году. В то же время в июле - августе 2019 г. рост расходов федерального бюджета (в открытой части) ускорился до 7,7% в годовом выражении.

Ухудшение денежно-кредитных условий происходило с апреля 2018 г. вследствие негативных внешних факторов, как в части оттока капитала из стран с формирующимися рынками на фоне ужесточения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США, так и в части усиления санкционного давления на Россию. В ответ на дальнейшее нарастание проинфляционных рисков, связанных с ослаблением обменного курса, а также объявленного в июне 2018 г. предстоящего повышения НДС, Банк России повысил в сентябре и декабре прошлого года ключевую ставку суммарно на 50 базисных пунктов.

Во II полугодии 2019 г. ожидается восстановление экономической активности с учетом постепенного смягчения денежно-кредитных условий и ускорения роста бюджетных расходов. В июле и августе 2019 года темп роста ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составил соответственно 1,8% и 1,6 процента. По итогам 2019 года рост ВВП ожидается на уровне 1,3 процента.

Рис. 4. В начале 2019 года наблюдалось охлаждение как потребительского спроса...

Рис. 5. ...так и инвестиционной активности

В разрезе компонентов использования в I полугодии 2019 г. наблюдалось замедление как инвестиционной, так и потребительской активности. Рост инвестиций в основной капитал в январе - июне 2019 г. составил 0,6% (4,3% в 2018 году). Наряду с ухудшением настроений бизнеса, значимым фактором замедления динамики капитальных вложений в I полугодии 2019 г. стало снижение бюджетных инвестиционных расходов (на 11,4% в январе - июне 2019 г.), которое в I полугодии 2019 г., по оценке Минэкономразвития России, внесло отрицательный вклад в темп роста инвестиций в основной капитал (0,9 процентных пункта). Вместе с тем в июле и августе 2019 г. наблюдался догоняющий рост инвестиционных расходов федерального бюджета - на 23,8% в годовом выражении за два месяца (в результате отставание от предыдущего года сократилось практически до нуля). В целом по итогам 2019 года темп роста инвестиций в основной капитал оценивается Минэкономразвития России на уровне 2,0% по сравнению с 4,3% в 2018 году.

С начала 2019 года наблюдалось снижение потребительского спроса на товары и услуги. Оборот розничной торговли в январе - августе 2019 г. увеличился на 1,5% (2,9% в 2018 году). При этом в непродовольственном сегменте наблюдалось более выраженное замедление роста спроса. Оценка Минэкономразвития России роста оборота розничной торговли по итогам текущего года составляет 1,3 процента.

Ситуация на рынке труда в текущем году характеризуется негативной динамикой численности рабочей силы, обусловленной снижением как численности занятых, так и численности безработных. Уровень безработицы с марта по июль 2019 г. с исключением сезонности оставался неизменным и составлял 4,6% от численности рабочей силы. В августе 2019 г. уровень безработицы с исключением сезонности вновь обновил минимальное значение и составил 4,5% от рабочей силы. В целом по итогам 2019 года безработица ожидается на уровне 4,6% (4,8% в 2018 году).

Продолжающееся сжатие предложения на рынке труда поддерживает рост среднемесячной заработной платы на достаточно высоком уровне (7,3% в номинальном и 2,3% в реальном выражении за январь - август 2019 г., по предварительным данным Росстата).

В целом по итогам текущего года рост реальной начисленной заработной платы прогнозируется на уровне 1,5% (рост на 8,5% по итогам 2018 года был обусловлен главным образом выполнением установленных указами Президента Российской Федерации целевых соотношений в части оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы).

В то же время динамика реальных располагаемых доходов населения, несмотря на динамичный рост заработной платы, остается отрицательной (-1,3% за I полугодие 2019 г.) на фоне возрастающего негативного вклада обязательных платежей, в том числе процентов за предоставленные кредиты. В результате рост реальных располагаемых доходов населения по итогам 2019 года сохранится на уровне предыдущего года и составит 0,1 процента.

Рис. 6. Рост заработных плат ускоряется с марта 2019 года

Рис. 7. Безработица достигла рекордно низких уровней


Внешние условия

В первой половине 2019 года мировой экономический рост продолжил замедляться. Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015 - 2016 годах. Кроме того, усиление неопределенности относительно международных "правил игры" негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования. В условиях ухудшения прогнозов глобального роста мировые центральные банки отложили ужесточение денежно-кредитной политики, что привело к смягчению глобальных финансовых условий. В то же время для многих стран с формирующимися рынками позитивный эффект от возобновления притока капитала был нивелирован ослаблением внешнего спроса.

В 2019 году рост мировой экономики, по оценке Минэкономразвития России, опустится ниже отметки в 3,0% впервые с 2009 года. По прогнозу МВФ, мировой экономический рост в текущем году замедлится до 3,2% с 3,6% в 2018 году. С апреля прошлого года прогноз МВФ на 2019 год был снижен в общей сложности на 0,7 п.п. При этом МВФ отмечает, что риски прогноза смещены вниз. Они связаны с эскалацией взаимных торговых противоречий и повышенной волатильностью финансовых рынков. В целом, направление серии последовательных пересмотров МВФ оценок ситуации в мировой экономике подтверждает гипотезу Минэкономразвития России о постепенном замедлении мирового экономического роста.

На прогнозном горизонте ожидается последовательное снижение темпов роста в крупнейших мировых экономиках.

По прогнозу Минэкономразвития России, рост экономики США составит 2,1% в текущем году. В дальнейшем ожидается его замедление до 1,0 - 1,2% к 2024 году по мере исчерпания стимулирующего эффекта налоговой реформы. Сдерживающее влияние на экономическую активность будут также оказывать введенные торговые ограничения и ответные меры со стороны торговых партнеров. При этом дальнейшая эскалация торговых конфликтов может привести к еще более существенному замедлению американской экономики.

На этом фоне будет происходить ослабление доллара США относительно евро (а также других валют стран G-20) до уровня 1,25 доллара США за евро к 2024 году, что является рыночным консенсусом.

Развернувшиеся "торговые войны" негативно отразятся и на экономике Китая. В базовый вариант прогноза Минэкономразвития России заложена предпосылка о замедлении роста китайской экономики до 5,9% в текущем году. Несмотря на меры, принимаемые китайскими властями для поддержки экономического роста, нерешенными остаются структурные проблемы, связанные с высокой долговой нагрузкой, избыточным объемом инфраструктурных инвестиций и экологическими вызовами. В этих условиях ожидается снижение темпов роста китайской экономики до уровня 5,1% к 2024 году.

Замедление мирового экономического роста и мировой торговли уже оказывает выраженное негативное влияние на производственную активность и экспорт Евросоюза. Определенную поддержку росту будет оказывать более мягкая денежно-кредитная политика Европейского центрального банка, а также умеренное смягчение бюджетной политики в крупнейших экономиках еврозоны.

Вместе с тем фактором замедления роста европейских стран станет окончание циклического восстановления, наблюдавшегося в 2017 году - первой половине 2018 года. Методы поддержки экономического роста с помощью мер бюджетной политики будут использоваться ограниченно с учетом высокого уровня государственного долга в ряде стран. При этом потенциальные темпы роста остаются низкими на фоне увеличения доли населения в старших возрастах и медленного роста производительности труда. Кроме того, сохраняются существенные дисбалансы между странами "ядра" и "периферии" еврозоны, при этом до сих пор не завершено создание механизмов координации макроэкономической политики. Существенным фактором неопределенности остаются условия выхода Великобритании из Евросоюза, который должен состояться в текущем году. В этих условиях рост экономики Евросоюза будет сохраняться на низких уровнях на прогнозном горизонте (с замедлением с 1,0% в 2019 г. до 0,7% к 2024 году).

Темпы прироста японской экономики в 2019 году составят 0,8% на фоне слабого внешнего спроса и повышения налога на добавленную стоимость в октябре 2019 года, которое будет лишь отчасти смягчено стимулирующими мерами фискальной политики. К 2024 году прогнозируется замедление роста в Японии до 0,4% по мере нарастания демографических ограничений на рынке труда.

Экономики стран с формирующимися рынками будут испытывать негативное воздействие замедления внешнего спроса. При этом снижение уровня инвестиционной активности будет препятствовать расширению производственного потенциала. Фактором риска для стран с формирующимися рынками остаются эпизоды волатильности на мировых финансовых и товарных рынках, при этом в "группе риска" находятся страны с накопленными макроэкономическими дисбалансами.

В этих условиях ожидается замедление роста мировой экономики до 2,7% к 2024 году.

Рис. 8. Ожидается дальнейшее замедление мировой экономики на горизонте до 2021 года

В условиях слабого глобального спроса цены на основные биржевые товары (газ, уголь, основные черные и цветные металлы, древесину) после снижения в 2019 году будут расти умеренными темпами, не превышающими в среднем 3 - 4% в год.

Замедление мирового роста будет оказывать сдерживающее влияние и на цены на нефть. Одновременно ожидается дальнейшее наращивание предложения со стороны США. Понижательное давление на нефтяные котировки на прогнозном горизонте может также оказывать восстановление объемов предложения со стороны отдельных стран, где сейчас наблюдаются перебои поставок. В этих условиях прогнозируется постепенное снижение цен на нефть марки "Юралс" до уровня 53 долл. США/барр. в 2024 году.


Общая характеристика прогноза социально-экономического развития

Прогноз разработан на основе текущих внутренних и внешних тенденций, прогноза развития мировой экономики и внешнеэкономических условий, а также итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь - август 2019 года.

Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития в трех сценариях - базовом, целевом и консервативном.

Ключевое отличие консервативного сценария от базового - это предпосылка о более негативном развитии внешнеэкономической ситуации (предполагается дальнейшее замедление темпов мирового экономического роста до уровня чуть выше 2% к 2021 году, что соответствует понятию "глобальная рецессия", в сценарий также заложена предпосылка о неблагоприятной конъюнктуре мировых товарных рынков). Действующая конструкция макроэкономической политики позволит ограничить реакцию внутренних экономических параметров на колебания внешнеэкономической конъюнктуры, в результате чего рост ВВП замедлится незначительно по сравнению с текущим годом, а инфляция останется вблизи целевого уровня.

Базовый и целевой сценарии основаны на одних и тех же внешнеэкономических предпосылках. В них заложено постепенное дальнейшее замедление мирового экономического роста с 2,9% в 2019 году до 2,7% в 2024 году, нисходящая динамика цен на нефть - снижение с 62 - 63 долл. США/баррель до 57 долл. США/баррель в 2020 году и до 53 долл. США/баррель к 2024 году, а также крайне умеренный рост цен на основные товары российского экспорта.

Как в базовый, так и в целевой сценарий заложена успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом N 204. Эти меры должны обеспечить повышение инвестиционной активности, с одной стороны, и рост доходов населения с другой. Речь идет о мерах, реализуемых как в рамках управленческого механизма национальных проектов, так и за его пределами.

Среди ключевых мер по повышению уровня инвестиционной активности следует выделить следующие направления:

- улучшение инвестиционного климата (восстановление доверия бизнес-сообщества), которое может быть достигнуто только при создании стабильности регуляторных условий и предсказуемой тарифной политики;

- снижение административных издержек через реализацию реформы контроля и надзора и снятие административных барьеров для развития;

- обеспечение развития инфраструктуры;

- увеличение объема доступных ресурсов для финансирования инвестиций за счет формирования новых механизмов аккумулирования долгосрочных сбережений и проведения структурной кредитной политики.

Активная реализация проектов создаст основу для роста спроса на труд и, соответственно, для роста доходов населения. Другим источником роста доходов населения должно стать повышение производительности труда. Этому будет способствовать обеспечение широкого внедрения технологических инноваций - в первую очередь, технологий искусственного интеллекта, роботизации, интернета вещей, а также расширения использования платформенных решений в разных секторах экономики. В результате таких процессов произойдет перераспределение занятости из трудоемких секторов с низким уровнем заработной платы (таких как торговля, ряд обрабатывающих производств, транспорт) в сектор услуг с более высоким уровнем оплаты труда.

Эффективная реализация данных мероприятий (требующая качества управления как в государственном, так и в частном секторе экономики) обеспечит достижение национальных целей развития.

Оценки вклада структурных мер в темпы экономического роста осуществлены Минэкономразвития России на основании комплексного анализа международного опыта с учетом "исходных характеристик" российской экономики.

Как в базовом, так и в целевом сценарии прогнозируется, что темп роста ВВП ускорится до уровня около 3%, начиная с 2021 года, а темпы роста реальных располагаемых доходов населения выйдут в диапазон 2,2 - 2,4 процента.

Ключевое отличие базового и целевого сценариев - в предположении о скорости и эффективности реализации структурных мер государственной политики, а также - в скорости адаптации к ухудшившимся в текущем году внешнеэкономическим условиям (в первую очередь в части внешнеэкономической повестки).

В этих условиях в базовом сценарии прогнозируется ускорение темпов роста ВВП с 1,3% в текущем году до 1,7% в 2020 году. В целевом сценарии рост ВВП в 2020 году составит 2%. Это связано с предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8% в 2020 году против 5,0% в базовом сценарии), а также о более быстром восстановлении объемов товарного экспорта (рост на 6,1% в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3% в базовом сценарии) после стагнации в текущем году.

В условиях уверенных темпов роста внутреннего спроса в целевом сценарии ожидается, что инфляция после замедления в первом полугодии следующего года восстановится до уровня 4% (в базовом - будет сохраняться на уровне 3% до конца 2020 года).

По оценке Минэкономразвития России, целевой сценарий может реализоваться с высокой вероятностью. При этом в целях обеспечения последовательного применения консервативного подхода в бюджетном планировании в качестве основы для федерального бюджета предлагается использовать базовый сценарий.


Общая характеристика базового сценария прогноза


Валютный рынок

После периода сильного рубля валютный курс вернулся к своим фундаментальным значениям. На прогнозном горизонте последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечит сохранение низкой зависимости курса рубля к доллару США от динамики цен на нефть. При этом фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов, экономический рост), будут оставаться благоприятными. В этих условиях реальный валютный курс на прогнозном горизонте будет оставаться достаточно стабильным, при этом в номинальном выражении обменный курс будет ослабляться умеренными темпами, близкими к инфляционному дифференциалу между Россией и странами - торговыми партнерами. Еще более умеренное ослабление рубля относительно доллара США обусловлено ожиданием постепенного ослабления доллара относительно основных мировых валют в среднесрочном периоде.


Инфляция

В 2020 году в условиях охлаждения потребительского спроса, обусловленного нормализацией темпов роста потребительского кредитного портфеля, ожидается усиление дезинфляционного тренда. По прогнозу Минэкономразвития России, инфляция в первой половине 2020 года опустится ниже 3,0%, а по итогам года составит 3,0 процента. В дальнейшем по мере реакции на реализуемую денежно-кредитную политику и перебалансировки кредитного портфеля от потребительских кредитов к ипотечным и корпоративным ожидается возвращение инфляции к целевому уровню 4% в 2021 - 2024 годах.

Рис. 9. Экономический рост

Рис. 10. Инфляция


Экономический рост

В базовый сценарий прогноза, предполагающий стабильное развитие российской экономики, закладывается предпосылка о замедлении темпов роста портфеля потребительских кредитов. В то же время более быстрое снижение ключевой процентной ставки Банком России приведет к росту других видов кредита и снижению нормы сбережения по другим каналам (главным образом, через скорость накопления депозитов населением), что частично смягчит негативный эффект замедления потребительского кредитования на конечный спрос. В дальнейшем прогнозируется выход потребительского кредитования на темпы роста, близкие к темпу роста доходов населения.

После замедления экономического роста в 1П19 прогнозируется, что годовой темп роста ВВП во втором полугодии 2019 года выйдет на уровень 1,5 - 2,0% г/г под воздействием "догоняющего" роста бюджетных расходов (преимущественно инвестиционного характера), а также постепенного смягчения денежно-кредитных условий. В 2020 году прогнозируется, что темп роста ВВП сохранится на уровне 1,7 процента.

В 2021 - 2024 годах прогнозируется ускорение темпа роста ВВП до уровня около 3% г/г, основанное на опережающем росте инвестиций в основной капитал, повышении конкурентоспособности российской экономики и реализации внешнеэкономического потенциала. Основу для ускорения экономического роста должна создать реализация структурных реформ (см. раздел "Обеспечение достижения национальных целей и ключевых приоритетов"), а также изменение фазы и структуры кредитного цикла.

Как показывают результаты модели, оцененной на панели стран, улучшение так называемых институциональных характеристик (таких как качество регулирования, качество инфраструктуры, доступность новейших технологий) может повысить потенциальные темпы роста экономики на 1,5 п.п. в среднем в год в течение последующих 6 лет (см. раздел "Об оценке эффектов структурных мер экономической политики").

Структура совокупного спроса также претерпит существенные изменения в 2019 - 2024 годах.

В 2020 году ожидается замедление темпов роста потребительского спроса (до 0,6% после 1,0% в 2019 году) под воздействием замедления роста потребительских кредитов. Однако в дальнейшем ожидается ускорение роста потребительского спроса (до 2,9% в 2024 году), которое произойдет, в первую очередь, под влиянием восстановления динамики реальных располагаемых денежных доходов населения.

Одновременно начиная с 2020 года ожидается ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал с учетом реализации структурных мер экономической политики. Среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал в 2020 - 2024 гг. составит 5,6%, что позволит обеспечить увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до уровня 25% к 2024 году.

Ключевыми рисками для базового сценария прогноза являются (1) глобальная рецессия, (2) пробуксовка структурных реформ.


Консервативный сценарий

Консервативный сценарий разработан Минэкономразвития России на основании предположения о реализации риска более существенного, чем ожидается в базовом сценарии, замедления мировой экономики в условиях дальнейшей эскалации торговых конфликтов между крупнейшими экономиками (до уровня около 2,5% в 2020 году и до уровня чуть выше 2% в 2021 году).

Замедление роста мировой экономики в рамках консервативного сценария приведет к уменьшению спроса на энергоресурсы и прочие сырьевые товары. В связи с этим в рамках консервативного сценария ожидается более существенное по сравнению с базовым ухудшение конъюнктуры мировых товарных рынков: так, цены на нефть упадут до 42,5 долл. США за баррель в 2020 году и в дальнейшем продолжат расти с темпом, близким к долларовой инфляции (до 45,9 долл. США за баррель к 2024 году).

Действующая конструкция макроэкономической политики позволит ограничить реакцию внутренних параметров на колебания цен на нефть. Так, валютный курс в 2020 году продемонстрирует ослабление на 5,1%, а в дальнейшем, как и в базовом сценарии, будет ослабляться темпами, близкими к инфляционному дифференциалу между Россией и странами - торговыми партнерами. Инфляция в консервативном сценарии ожидается на уровне 3,2% в 2020 году с последующим возвращением к 4,0% в 2021 - 2024 годах. В то же время негативное воздействие на экономический рост в консервативном сценарии будет оказывать слабый внешний спрос на товары российского экспорта.

В консервативном сценарии влияние внешних факторов скажется на замедлении темпов роста ВВП до 1,1% в 2020 году. В дальнейшем по мере реализации структурных мер ожидается ускорение роста, однако оно будет более умеренным, чем в базовом сценарии, - до 2,5% к 2024 году. С учетом более существенного замедления мировой экономики прогнозируемая в рамках консервативного сценария динамика российского ВВП позволит обеспечить выход на темпы роста выше среднемировых к 2024 году.


Целевой сценарий

В целевой сценарий прогноза социально-экономического развития заложены аналогичные базовому сценарию предпосылки относительно развития мировой экономики и товарных рынков.

Ключевым отличием от базового сценария является предпосылка о быстрой и эффективной реализации структурных мер государственной политики - в первую очередь, в части повышения доверия населения и бизнеса к правоохранительной и судебной системам и улучшения инвестиционного климата.

В этих условиях в целевом сценарии темп роста ВВП прогнозируется на уровне 2% в 2020 году. Это связано с предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8% в 2020 году против 5,0% в базовом сценарии), а также о более быстром восстановлении объемов товарного экспорта (рост на 6,1% в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3% в базовом сценарии) после стагнации в текущем году. При этом ожидается, что опережающими темпами будет происходить рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров.

В условиях уверенных темпов роста и внутреннего спроса в целевом сценарии ожидается, что инфляция после замедления в первом полугодии следующего года восстановится до уровня 4% (в базовом - сохранится на уровне 3% до конца 2020 года).

Более высокие темпы реальной заработной платы в среднем по экономике в целевом сценарии по сравнению с базовым сценарием, а также успешная реализация адресных мер социальной поддержки обеспечат более быстрое, чем в базовом сценарии, снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - до 11,1% от общей численности населения в 2020 году и 10,2% в 2021 году.

В последующие годы прогнозируется сближение параметров базового и целевого сценариев. По оценке Минэкономразвития России, целевой сценарий может реализоваться с высокой вероятностью.


Таблица 1. Сценарии прогноза социально-экономического развития

к соотв. периоду предыдущего года

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Цена на нефть марки "Юралс" (мировые), долларов США за баррель

базовый

70,0

62,2

57,0

56,0

55,0

54,0

53,0

целевой

70,0

62,2

57,0

56,0

55,0

54,0

53,0

консервативный

70,0

62,2

42,5

43,3

44,2

45,0

45,9

Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар США

базовый

62,5

65,4

65,7

66,1

66,5

66,9

67,4

целевой

62,5

65,4

65,1

65,4

65,9

66,2

66,7

консервативный

62,5

65,4

68,7

69,3

69,8

70,1

70,5

Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю

базовый

4,3

3,8

3,0

4,0

4,0

4,0

4,0

целевой

4,3

3,8

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

консервативный

4,3

3,8

3,2

4,0

4,0

4,0

4,0

Валовой внутренний продукт, %

базовый

2,3

1,3

1,7

3,1

3,2

3,3

3,3

целевой

2,3

1,3

2,0

3,1

3,2

3,3

3,3

консервативный

2,3

1,3

1,1

1,9

2,3

2,5

2,5

Инвестиции в основной капитал, %

базовый

4,3

2,0

5,0

6,5

5,8

5,6

5,3

целевой

4,3

2,0

5,8

6,5

5,8

5,6

5,3

консервативный

4,3

2,0

3,6

3,4

3,1

3,4

3,8

Промышленность, %

базовый

2,9

2,3

2,4

2,6

2,9

3,0

3,1

целевой

2,9

2,3

2,8

2,8

3,0

3,2

3,3

консервативный

2,9

2,3

1,7

1,8

2,0

2,2

2,2

Реальные располагаемые доходы населения, %

базовый

0,1

0,1

1,5

2,2

2,3

2,3

2,4

целевой

0,1

0,1

1,5

2,2

2,3

2,3