Законодательство РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 12.12.2024 N 73-АД24-4-К8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2024 г. N 73-АД24-4-К8

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Киреенко М.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 января 2024 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 года, вынесенные в отношении Киреенко Максима Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2023 года Киреенко М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 января 2024 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2023 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 года решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 января 2024 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия.

По результатам нового рассмотрения решением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 августа 2024 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2023 года, вынесенное в отношении Киреенко М.С. оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Киреенко М.С. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 января 2024 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 года, вынесенные в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений.

В силу подпункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) кандидатом признается лицо, выдвинутое в установленном названным Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Согласно пункту 5 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 данного Федерального закона, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с пунктом 1 статьи 58 названного Федерального закона.

Согласно пункту 9 статьи 45 Закона Республики Бурятия от 06 января 2004 года N 603-Ш "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" кандидат, избирательное объединение обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с представлением подписных листов и итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются соответствующей избирательной комиссией средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления и в этот же срок размещаются на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 16 октября 2023 года в 14 часов 15 минут в окружную избирательную комиссию N 18, расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 1-20, кандидат в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по одномандатному округу N 18 - Киреенко М.С. предоставил итоговый финансовый отчет, в нарушение пункта 9 статьи 45 Закона Республики Бурятия от 06 января 2004 года N 603-Ш "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" по истечении установленного 30-дневного срока со дня официального опубликования результатов выборов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Киреенко М.С. постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление мирового судьи, судья районного суда исходил из того, что последний день предоставления Киреенко М.С. финансового отчета приходится на 15 октября 2023 года, который является выходным днем, следовательно финансовый отчет должен был быть представлен Киреенко М.С. в следующий за выходным днем рабочий день - 16 октября 2024 года.

Судья кассационной инстанции при рассмотрении жалобы заместителя председателя окружной избирательной комиссии N 18 Никитиной В.П. на решение судьи районного суда с выводами, изложенными в судебном акте не согласился, решение судьи районного суда отменил и возвратил дело на новое рассмотрение в связи с несоблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При этом судья кассационной инстанции в постановлении от 18 июня 2024 года обоснованно сослался на то, что при определении соответствующего периода необходимо руководствоваться правилами исчисления сроков, закрепленными в законодательстве о выборах и референдумах, а именно в статье 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вместе с тем, отменяя решение судьи районного суда, судья кассационной инстанции не учел положения пункта 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, которым предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в названном федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней, и ошибочно пришел к выводу о том, что последним днем представления кандидатом финансового отчета являлась дата, как указано в тексте судебного акта - 15 сентября 2023 года.

С таким выводом судьи кассационной инстанции согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Приведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

В ходе производства по делу Киреенко М.С. вину в совершении административного правонарушения отрицал, поскольку в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие, что результаты выборов опубликованы 15 сентября 2023 года, итоговый финансовый отчет им предоставлен 16 октября 2024 года, то есть в установленный законом срок.

Указанный довод заявителя заслуживает внимания.

Как следует из материалов дела постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 08 июня 2023 года назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва на 10 сентября 2023 года.

Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 18 от 24 июля 2023 года N 3/1 Киреенко М.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по одномандатному округу N 18 от "Регионального отделения в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 13 сентября 2023 года N 94/1015-7 утвержден протокол избирательной комиссии Республики Бурятия о результатах выборов по единому избирательному округу.

Официальные результаты выборов опубликованы в печатном издании в газете "Бурятия" выпуск от 15 сентября 2023 года N 73 (6088) и размещены на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Бурятия.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 19 сентября 2023 года N 97/1029-7 выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу и по 33 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными.

В силу прямого указания закона (пункт 5 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) с 15 сентября 2023 года Киреенко М.С. утратил права и освобожден от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 названного Федерального закона о предоставлении итогового финансового отчета о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда в территориальную избирательную комиссию.

Таким образом с учетом буквального толкования пункта 4 статьи 11.1 и пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в их взаимосвязи предоставление итогового финансового отчета должно осуществляться не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.

При этом первым днем выступал день, следующий за днем после официального опубликования результатов выборов, в данном случае - 16 сентября 2023 года, следовательно тридцатидневный срок истекал 15 октября 2023 года.

Таким образом, вопреки выводам судьи кассационной инстанции, последним днем для предоставления итогового финансового отчета кандидата с учетом положений пункта 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ являлся день, следующим за днем, в который истекало 30 дней, то есть - 16 октября 2023 года.

Таким образом, в действиях Киреенко С.М., представившего итоговый финансовый отчет в окружную избирательную комиссию 16 октября 2023 года, отсутствует событие административного правонарушения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 января 2024 года, постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 года и последующее решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 августа 2024 года, вынесенное в отношении Кириенко Максима Сергеевича по итогам нового рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Кириенко М.С. события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Киреенко Максима Сергеевича удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 ноября 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 января 2024 года, постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2024 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 августа 2024 года, вынесенные в отношении Киреенко Максима Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.И.КУЗЬМИЧЕВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления