Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2020 N 305-ЭС20-12105 по делу N А41-63226/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 ноября 2020 г. N 305-ЭС20-12105

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попова Г.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Люберцы-инвест" (г. Москва) на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2020 по делу Арбитражного суда Московской области N А41-63226/2018,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Люберцы-инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации муниципального образования "Городской округ "Люберцы" Московской области (далее - Администрация) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными акта от 01.06.2018 N 39/18 "О выявлении самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории городского округа "Люберцы" Московской области" и действий по требованию о демонтаже самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории городского округа "Люберцы"; признании незаконным отказа от 21.09.2018 в предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010211:286, расположенного по адресу: Московская область, город Люберцы, ул. Почтовое отделение, д. 36А, площадью 8 209 кв. м в аренду без проведения торгов сроком на три года и возложении на Администрацию обязанности заключить договор аренды указанного земельного участка сроком на три года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения Администрацией решения в установленный срок взыскать с нее в размере 100 000 руб. судебной неустойки за первую неделю просрочки исполнения решения, 200 000 руб. за вторую неделю просрочки исполнения решения, 300 000 руб. за третью неделю просрочки исполнения решения и далее по прогрессивной шкале по дату фактического исполнения решения по настоящему делу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Люберцы" Московской области (далее - Комитет) и Министерство имущественных отношений Московской области.

Арбитражный суд Московской области решением от 22.08.2019 признал незаконным отказ Администрации от 21.09.2018 в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов сроком на три года и возложил на Администрацию обязанность заключить с Обществом указанный договор в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Для случая неисполнения решения в установленный срок суд взыскал с Администрации 100 000 руб. неустойки за первую неделю просрочки исполнения решения, 200 000 руб. за вторую неделю просрочки исполнения, 300 000 руб. за третью неделю просрочки исполнения и далее по прогрессивной шкале по дату фактического исполнения судебного акта. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2020, решение от 22.08.2019 в удовлетворенной части отменено, в данной части в иске отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм права, просит отменить постановления апелляционного и окружного судов, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Дело истребовано из Арбитражного суда Московской области.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности Общества находятся следующие объекты недвижимости: 1) здание нежилого назначения площадью 242,7 кв. м, кадастровый номер 50:22:0000000:100370; 2) арматурный цех площадью 311 кв. м, кадастровый номер 50:22:0010211:1125; 3) кузница площадью 37,2 кв. м, кадастровый номер 50:22:0010211:1249; 4) склад площадью 273 кв. м, кадастровый номер 50:22:0010211:1011; 5) основное строение площадью 87,2 кв. м, кадастровый номер 50:22:0010211:1048; 6) мастерские площадью 332,7 кв. м, кадастровый номер 50:22:0010211:1047.

По заявлению Общества для эксплуатации указанных объектов Администрация постановлением от 02.05.2012 N 967-ПА утвердила схему расположения земельного участка площадью 8 209 кв. м (впоследствии участку присвоен кадастровый номер 50:22:0010211:286) категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "земельный участок прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на кадастровой карте территории.

В ответ на заявление Общества о выкупе в собственность спорного земельного участка Администрация в письме от 10.04.2017 N 669 предложила заявителю заключить договор аренды в связи с ограничением оборотоспособности данного участка, поскольку в соответствии с проектом планировки территории указанный земельный участок полностью расположен в зоне планируемого размещения линий скоростного рельсового пассажирского транспорта 80601.

Администрация 01.06.2018 провела осмотр земельного участка по адресу: город Люберцы, ул. Почтовое отделение, д. 36А, по итогам которого составила акт N 39/18, где зафиксировала факты самовольного размещения неустановленными лицами нестационарных объектов: пяти металлических ангаров, трех металлических гаражей, трех металлических построек.

На основании указанного акта Администрация 01.06.2018 вынесла в адрес неустановленного лица требование N 39/18 о демонтаже перечисленных выше объектов, опубликовав его в газете "Люберецкая панорама".

Администрация 29.06.2018 приняла постановление N 2512-ПА "О демонтаже незаконно возведенных нестационарных объектов, расположенных по адресу: городской округ "Люберцы", город Люберцы, улица Почтовое отделение, дом 36 А", в котором поручила муниципальному учреждению муниципального образования "Городской округ "Люберцы" "Объединенный комбинат благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства" в срок до 31.08.2018 произвести демонтаж 11 незаконно установленных нестационарных объектов.

Постановлением от 25.09.2018 N 3776-ПА Администрация исключила пять из 11 подлежащих демонтажу нестационарных объектов.

Администрация письмом от 21.09.2018 N Р001-1008284653-106369176 отказала Обществу в предоставлении земельного участка в аренду на том основании, что расположенные на нем недвижимые объекты подлежат изъятию для государственных нужд, поскольку входят в границы земельного участка, предназначенного для реализации проекта транспортно-пересадочного узла "Котельники", утвержденные распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 25.04.2018 N П22/0040-18.

Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 16.01.2019 отменено согласование предоставления участка в аренду Обществу.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статей 65 и 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы от 27.05.2019, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 8, 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", разъяснениями пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", требования удовлетворил частично.

При этом суд исходил из следующего.

В нарушение статьи 65 АПК РФ Общество не доказало нарушение оспариваемыми актом проверки от 01.06.2018 N 39/18 и постановлением Администрации от 29.06.2018 N 2512-ПА его прав и законных интересов, указанные документы не содержат адресованные Обществу властно-распорядительные предписания, поэтому отказал в удовлетворении требований в данной части.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в аренду без торгов имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Признав доказанным, что за Обществом в Едином государственном реестре недвижимости 09.06.2007 зарегистрировано право собственности на шесть объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010211:286, суд удовлетворил иск в части признания незаконным отказа в предоставлении участка в аренду.

В целях устранения нарушенных прав суд обязал Администрацию заключить с Обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010211:286 сроком на три года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, руководствуясь пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признал обоснованным присуждение в пользу Общества судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворенных требований в силу следующего.

Руководствуясь подпунктом 7 пункта 5 статьи 27, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 8 постановления Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута", апелляционный суд установил, что спорный земельный участок входит в границы планируемого строительства транспортно-пересадочного узла "Котельники", имеет вид разрешенного использования "автомобильный транспорт", является ограниченным в обороте, поэтому, в силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ, не может быть предоставлен в аренду Обществу.

Кроме того, Общество не обосновало необходимость использования для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости всего земельного участка площадью 8 209 кв. м.

Суд округа поддержал выводы апелляционного суда. При этом дополнительно указал следующее.

В статье 39.16 ЗК РФ в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2017) (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что, по смыслу статьи 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами апелляционной и кассационной инстанций норм процессуального и материального права при рассмотрении настоящего дела, просит отменить постановления апелляционного и окружного судов и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В числе прочих доводов Общество указывает, что суды апелляционной и кассационной инстанций неправильно применили к спорным правоотношениям пункт 17 статьи 39.16 и пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ.

Из указанных норм права следует, что при доказанности факта расположения участка в пределах территории, предназначенной в соответствии с утвержденными документами территориального планирования для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, собственнику объектов недвижимого имущества не может быть предоставлен земельный участок только в собственность, ограничений на предоставление участка в аренду действующее законодательство не содержит.

В пункте 4 статьи 27 ЗК РФ перечислены земельные участки, изъятые из оборота, спорный земельный участок к таким участкам не относится, а является ограниченным в обороте на основании пункта 5 данной статьи.

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Как следует из заявлений Общества от 28.06.2018, 19.09.2018, 28.09.2018, 31.01.2019, земельный участок испрашивался заявителем в аренду, а не в собственность.

Кроме того, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что в данном случае имеется основание для отказа, предусмотренное пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ - спорный участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.

Однако данный вывод основан только на заключении Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 06.04.2017 N 31Исх-28677/Т-08, схемы территориального планирования в материалах дела отсутствуют и не были предметом исследования судов, а в более поздних доказательствах, в частности, в письме Департамента строительства г. Москвы от 13.02.2019 N ДС-11-3203/19-1 и в письме Администрации городского округа Люберцы от 17.01.2019 N 6307/1-1-17 сообщается, что станция метро "Котельники" построена и введена в эксплуатацию 18.09.2015 в другом муниципальном образовании - городском округе "Котельники".

Правоотношения по поводу предоставления земельного участка возникли в 2012 году после вынесения Администрацией постановления от 02.05.2012 N 967-ПА об утверждении схемы расположения участка на кадастровой карте территории, поэтому в силу действовавших статей 30 - 34 ЗК РФ схема является основанием для предоставления земельного участка в аренду.

Общество считает неверными выводы судов апелляционной и кассационной инстанций, которые без ссылок на нормы права связали площадь предоставляемого участка с площадью расположенных на нем зданий.

Между тем право собственности на здания перешло к Обществу от предыдущего собственника. В связи с этим, в силу статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, земельный участок перешел к Обществу в границах площади, занятой зданиями, расположенными по периметру участка, и необходимой для их использования. Площадь участка никем ранее не оспаривалась и согласована Администрацией в постановлении от 02.05.20212 при утверждении схемы расположения участка. При этом судом также нарушены правила об оценке доказательств, поскольку им не дана оценка заключению специалиста от 11.07.2019 N СТ-053-07/19, согласно которому вся площадь земельного участка необходима для эксплуатации расположенных на нем недвижимых объектов.

Общество также полагает, что имеются основания для отмены постановления апелляционного суда в связи с нарушением им порядка внесения в принятое решение исправлений, установленного частью 4 статьи 169 АПК РФ.

Кроме того, Общество указало, что суд округа провел онлайн-заседание в отсутствие заявителя, чем нарушил право заявителя на участие в судебном разбирательстве и принцип равноправия сторон, установленный частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации.

Приведенные в жалобе Общества доводы о существенном нарушении судами апелляционной и кассационной инстанций норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью "Люберцы-инвест" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 1 декабря 2020 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Г.Г.ПОПОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления