ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 августа 2019 г. N 58-АПА19-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Белоножко Олега Геннадьевича на решение Хабаровского краевого суда от 30 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пунктов 1.6 и 1.7 решения Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края от 4 октября 2017 года N 34 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения "Город Бикин".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решением Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края от 4 октября 2017 года N 34 приняты изменения в Устав городского поселения "Город Бикин".
Пунктом 1.6 данного решения признан утратившим силу пункт 2 статьи 30 Устава городского поселения "Город Бикин", согласно которому глава городского поселения избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории городского поселения и обладающими избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Пунктом 1.7 указанного решения статья 30 Устава городского поселения "Город Бикин" дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:
"Глава городского поселения избирается Советом депутатов городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию в течение пяти лет.
Процедура проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения; условия проведения конкурса на должность главы городского поселения; работа конкурсной комиссии, ее состав и решение об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения определяются законодательством Российской Федерации, законами Хабаровского края и утверждаются нормативными правовыми актами Совета депутатов городского поселения".
Белоножко О.Г. обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1.6 и 1.7 решения Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" от 4 октября 2017 года N 34. В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставу городского поселения "Город Бикин", приняты с нарушением полномочий органа, издавшего нормативный правовой акт, с нарушением формы и процедуры его принятия, решение подписано не уполномоченными лицами органа местного самоуправления.
Решением Хабаровского краевого суда от 30 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Белоножко О.Г. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В силу положений Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанный закон предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 этого федерального закона).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен частью 2 статьи 36 названного федерального закона, согласно пунктам 2 и 5 которой он избирается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию. При этом в силу абзаца первого части 2.1 этой же статьи порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим федеральным законом, относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края устанавливает Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 15 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае", в силу статьи 3 которого порядок избрания и место в структуре органов местного самоуправления глав поселений устанавливаются уставами поселений в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
24 августа 2005 года Советом депутатов городского поселения "Город Бикин" принято решение N 21 об утверждении Устава городского поселения Город Бикин", положениями которого предусматривалось, что глава муниципального образования избирается жителями городского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Судом первой инстанции верно установлено, что решение Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" от 4 октября 2017 года N 34 было принято в пределах компетенции представительного органа городского поселения, опубликовано и вступило в законную силу в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.
Согласно части 6 статьи 13 Устава городского поселения "Город Бикин" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утвержденным Советом депутатов, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского поселения, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Решением Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" от 19 ноября 2014 года N 48 утверждено Положение о публичных слушаниях в городском поселении "Город Бикин".
Согласно пункту 5 статьи 2 указанного Положения о публичных слушаниях они проводятся: в форме собрания граждан (не менее 50 жителей городского поселения "Город Бикин", обладающих избирательным правом); в форме опубликования в средствах массовой информации; в форме опубликования на официальном сайте администрации городского поселения "Город Бикин"; в иной форме, не нарушающей требований действующего законодательства.
Как видно из материалов административного дела, порядок организации и проведения состоявшихся 18 августа 2017 года публичных слушаний по проекту внесения изменений и дополнений в Устав городского поселения "Город Бикин", определенный нормативным правовым актом Совета депутатов городского поселения "Город Бикин", соблюден. До жителей муниципального образования надлежащим образом была доведена информация о времени и месте проведения публичных слушаний, жители не лишены были возможности заблаговременно ознакомиться с предложениями о внесении изменений в устав муниципального образования, составленное по результатам общественных (публичных) слушаний заключение содержит обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о поступивших предложениях об одобрении большинством участников слушаний вносимых изменений.
Доказательств того, что организатором был ограничен доступ заинтересованных лиц или их представителей либо запрещалось высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на публичные слушания, материалы административного дела не содержат.
При таких обстоятельствах вопреки доводам административного истца у суда первой инстанции не было оснований для выводов о нарушении процедуры проведения публичных слушаний.
Утверждениям Белоножко О.Г. о неправомочности подписания оспариваемого решения исполняющим обязанности главы городского поселения Мануйловой М.В., являющейся председателем Совета депутатов городского поселения, на которую было возложено исполнение полномочий главы городского поселения "Город Бикин" решением Совета депутатов городского поселения от 28 июля 2017 года N 26, а также исполняющим обязанности председателя Совета депутатов Новиковым В.В., действующим заместителем председателя Совета депутатов городского поселения "Город Бикин", судом первой инстанции дана верная оценка с учетом требований части 10 статьи 30 Устава городского поселения "Город Бикин", действующей на момент прекращения полномочий главы городского поселения "Город Бикин" Березовского В.А.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых норм нормам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отсутствии в решении Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" в оспариваемой части противоречий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и оснований для признания оспариваемых норм недействующими является правильным.
Что касается доводов Белоножко О.Г. о том, что представитель Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" не мог участвовать в деле, то в силу части 8 статьи 54, частей 2 и 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов, полномочия которых подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.
Согласно части 6 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (часть 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая во внимание приведенные выше нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что в судебном заседании Кириленко Т.А. были представлены доверенность от 14 мая 2019 года, выданная председателем Совета депутатов городского поселения "Город Бикин" Рудницкой М.Н., а также документы, подтверждающие наличие у Кириленко Т.А. высшего юридического образования, она обоснованно допущена судом первой инстанции к участию в деле в качестве представителя административного ответчика.
В этой связи оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы, основанной на неверном истолковании норм материального и процессуального права, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Хабаровского краевого суда от 30 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белоножко Олега Геннадьевича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------