Законодательство РФ

Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 сентября 2020 г. N 667

О РЕАЛИЗАЦИИ

В ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2021 ГОДУ

ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ

В ПОСТОРОННЕМ УХОДЕ

В целях реализации в 2021 году в отдельных субъектах Российской Федерации в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, приказываю:

1. Утвердить Типовую модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, согласно приложению.

2. Установить, что реализация Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, в 2021 году осуществляется в 24 субъектах Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Ставропольский край, Амурская область, Волгоградская область, Воронежская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Рязанская область, Самарская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, город Москва.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю. Баталину.

Министр

А.КОТЯКОВ




Приложение

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 29 сентября 2020 г. N 667

ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ

СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО

ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ПОСТОРОННЕМ УХОДЕ


I. Основные положения

1. Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе (далее соответственно - модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в постороннем уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода.

2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами.

4. Социальное обслуживание, предусмотренное в рамках системы долговременного ухода, предоставляется независимо от выбранных гражданином формы социального обслуживания или технологий социального обслуживания, в том числе стационарозамещающих, включая различные технологии сопровождаемого проживания инвалидов.

5. В настоящей модели используются следующие понятия:

1) система долговременного ухода - основанная на межведомственном взаимодействии комплексная система организации и предоставления гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, уполномоченными органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг, а также содействие в их предоставлении (социальное сопровождение);

2) долговременный уход - технология социального обслуживания, в том числе стационарозамещающая, позволяющая обеспечивать посторонний уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, в целях обеспечения комфортных и безопасных условий проживания, сохранения (поддержания) самостоятельности и уменьшения зависимости от посторонней помощи таких граждан, их интеграции в общество;

3) уход - совокупность действий по обслуживанию граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с учетом их индивидуальных потребностей, структуры и степени ограничений жизнедеятельности, состояния здоровья, психофизических особенностей, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия для комфортной и безопасной жизни, поддержку их здоровья и самостоятельности, а также способствующих благоприятному течению жизни, предотвращению возможных неблагоприятных ситуаций, выполнению медицинских рекомендаций и назначений, основанных на соблюдении прав человека и гражданина, уважении личности и не допущении унижения чести и достоинства человека;

4) граждане, нуждающиеся в постороннем уходе - граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе граждане с психическими расстройствами, признанные в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании по причине полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

5) граждане, осуществляющие уход - граждане, осуществляющие на основе родственных, соседских или дружеских связей уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе;

6) социальный пакет долговременного ухода - - гарантированные перечень и объем социальных услуг, обеспечивающих гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, бесплатное предоставление ухода во всех формах социального обслуживания и технологиях социального обслуживания, включая их сочетание и чередование, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

6. Гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, включенным в систему долговременного ухода, предоставляется социальный пакет долговременного ухода, а также иные социальные услуги, не входящее в социальный пакет долговременного ухода, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.


II. Цели и задачи по внедрению системы

долговременного ухода

7. Цель системы долговременного ухода - обеспечить гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, поддержку их автономности, самореализации, здоровья, качества жизни, предоставив им право выбора формы социального обслуживания (на дому, в полустационарной форме социального обслуживания, стационарной форме социального обслуживания или их сочетание), технологий социального обслуживания или сочетания данных форм и технологий одновременно.

8. Задачи по внедрению системы долговременного ухода:

1) совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся в постороннем уходе, и включение данных граждан в систему долговременного ухода;

2) расширение перечня социальных услуг по видам социальных услуг и разработка стандартов социальных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода;

3) развитие и внедрение технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода;

4) поддержка организаций и граждан, в том числе добровольческих (волонтерских) организаций и волонтеров, содействующих развитию системы долговременного ухода;

5) обеспечение мер поддержки граждан, осуществляющих уход;

6) развитие инфраструктуры организаций, в том числе негосударственных, обеспечивающих оказание ухода гражданам, нуждающимся в постороннем уходе;

7) подготовка кадров для системы долговременного ухода;

8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;

9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода и технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода.


III. Участники системы долговременного ухода

9. Участниками системы долговременного ухода являются:

1) Фонд социального страхования Российской Федерации - обеспечивающий информационное взаимодействие участников системы долговременного ухода;

2) уполномоченные органы - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на территории субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья, образования;

3) уполномоченные организации - находящиеся на территории субъекта Российской Федерации:

организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщик социальных услуг);

медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;

4) страховой эксперт - представитель территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, уполномоченный на осуществление следующих полномочий:

согласование решения уполномоченного органа или организации о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода либо об отказе в социальном обслуживании и включении в систему долговременного ухода, а также согласование составления или пересмотра гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода, индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);

согласование договора о предоставлении социального обслуживания (далее - договор) на предмет соответствия условий договора индивидуальной программе;

проведение проверки исполнения поставщиком социальных услуг социального пакета долговременного ухода;

осуществление контроля качества предоставления гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода, социального пакета долговременного ухода;

подтверждение оказания услуг в рамках социального пакета долговременного ухода для оплаты его стоимости Фондом социального страхования Российской Федерации;

5) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в постороннем уходе;

6) граждане, осуществляющие уход;

7) граждане, нуждающиеся в постороннем уходе.


IV. Принципы работы в системе долговременного ухода

10. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:

1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников межведомственного взаимодействия;

2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;

3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников межведомственного взаимодействия;

4) синхронизация действий, которые согласованы участниками межведомственного взаимодействия, не дублируются и не противоречат друг другу;

5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками межведомственного взаимодействия совместно;

6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников межведомственного взаимодействия;

7) конфиденциальность информации, полученной в процессе межведомственного взаимодействия.

11. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в постороннем уходе, и основывается на следующих принципах: справедливость, ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, наглядность, конфиденциальность, принятие, целесообразность.

12. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений.


V. Выявление граждан, нуждающихся в постороннем уходе,

включение их в систему долговременного ухода

13. Выявление граждан, нуждающихся в постороннем уходе - процесс получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией сведений о потенциальных получателях социальных услуг в системе долговременного ухода, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия:

1) при проведении опросов (анкетирования) граждан, обратившихся в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания и в сфере охраны здоровья, в организации социального обслуживания, медицинские организации, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;

2) при проведении поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) при проведении мониторингов и иных мероприятий, осуществляемых общественными организациями и объединениями, добровольцами (волонтерами), действующими в интересах граждан, нуждающихся в постороннем уходе;

4) по результатам при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) при взаимодействии с территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях выявления граждан пожилого возраста, нуждающихся в постороннем уходе;

6) при обращении граждан, нуждающихся в постороннем уходе, их законных представителей или иных лиц, действующих в интересах граждан указанных категорий, на "горячую линию" или "телефон доверия" уполномоченных органов и организаций;

7) при обработке запросов (заявлений) о предоставлении государственных или муниципальных услуг, поданных на единый портал государственных и муниципальных услуг или региональные порталы государственных и муниципальных услуг;

8) при информационном обмене сведениями о гражданах, нуждающихся в постороннем уходе, в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных органов и организаций.

14. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченную данным органом организацию, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

15. Заявление о предоставлении социального обслуживания применяемая в рамках системы долговременного ухода подается в форме, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".

16. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Включение гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода.

17. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода предполагает проведение следующих мероприятий:

1) определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов (далее - определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе);

2) подбор гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода и оптимальных условий его предоставления, а также иных социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода (с его согласия);

3) составление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией индивидуальной программы, включающей специальный раздел о предоставлении социального пакета долговременного ухода, заключение договора о социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода.

18. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода осуществляется в соответствии с приказом Минтруда России от 30 июля 2014 г. N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг".

19. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода, является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социального пакета долговременного ухода.

20. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания и включения в систему долговременного ухода принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.


VI. Определение индивидуальной потребности гражданина

в постороннем уходе

21. Определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов ("типизация") осуществляется уполномоченной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания организацией с привлечением профильных специалистов организаций социального обслуживания, медицинских и иных организаций, в том числе негосударственных, а также страхового эксперта.

22. Правила определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе рекомендуется утверждать высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом примерных правил определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, включающих анкеты (личные карточки, опросники) и инструкции по их заполнению, позволяющие провести оценку функциональной самостоятельности и когнитивных способностей граждан, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации

23. При определении индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе учитываются:

1) данные анкет (личных карточек, опросников) о функциональной самостоятельности и когнитивных способностях гражданина;

2) заключения врачебных комиссий медицинских организаций, содержащие клинико-функциональные данные о гражданине;

3) результаты медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения;

4) результаты дополнительных обследований гражданина (тестов), проведенных в медицинских организациях;

5) результаты медико-социальной экспертизы гражданина (при наличии у него инвалидности), устанавливающей структуру и степень ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала, и определяющей нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

6) результаты обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, граждан, осуществляющих уход;

7) информация, полученная от лиц, которые находятся в постоянном общении с гражданином (членов семьи, родственников, друзей, соседей и других лиц);

8) иная информация, полученная в том числе от участников системы долговременного ухода в рамках межведомственного взаимодействия посредством информационного обмена сведениями о гражданине, нуждающемся в постороннем уходе.

24. Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе является установление в целях подбора гражданину социального пакета долговременного ухода и иных социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода, и оптимальных условий их предоставления, параметров нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода, включающих:

1) периодичность ухода - потребность ухода в неделю (от одного раза до нескольких раз);

2) характер ухода - замещающие действия (действия за гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, не способного самостоятельно или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующие действия (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей) и их сочетание;

3) интенсивность ухода - потребность в уходе в течения дня (от одного раза до нескольких раз);

4) продолжительность ухода - количество часов в неделю и в день;

5) часы предоставления ухода - в дневное время, в ночное время;

6) необходимость присмотра - для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в наблюдении за их состоянием или в контроле поведения, с целью обеспечения их безопасности;

7) необходимость социального сопровождения - для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;

8) форма социального обслуживания, технологии социального обслуживания или их сочетание;

9) график предоставления социального пакета долговременного ухода и социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода.

25. Гражданину исходя из параметров его нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода определяется "уровень нуждаемости":

первый уровень нуждаемости в постороннем уходе - от одного до нескольких часов несколько раз в неделю;

второй уровень нуждаемости в постороннем уходе - от одного до нескольких часов ежедневно;

третий уровень нуждаемости в постороннем уходе - от нескольких часов до 24 часов ежедневно, включая ночные часы.

26. Данные об индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, включая параметры нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода и "уровень нуждаемости", в порядке межведомственного взаимодействия передаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченную данным органом организацию и вносятся в индивидуальную программу предоставления социальных услуг, которая состоит из базового раздела, единого для всех получателей социальных услуг, и специальных разделов, предусматривающих учет индивидуальных потребностей получателей социальных услуг, перечень предоставляемых социальных услуг, мероприятий по социальному сопровождению, условий предоставления социальных услуг, а также социальный пакет долговременного ухода.

27. Определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, включая установление параметров нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода и "уровня нуждаемости", осуществляется работником организации, уполномоченной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, который соответствует требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе", "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" или "Психолог в социальной сфере", прошедший профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышения квалификации в целях осуществления трудовых функций по определению индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе и наделен трудовой функцией по взаимодействию с работниками уполномоченных организаций в рамках межведомственного взаимодействия.


VII. Подбор гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе,

социального пакета долговременного ухода

28. Подбор гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в постороннем уходе.

29. В случае, если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме, предоставление социального пакета долговременного ухода осуществляется по месту жительства или пребывания гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, а также в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме, территориально приближенных к фактическому месту жительства или пребывания гражданина, нуждающегося в постороннем уходе,

30. В целях обеспечения гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, оптимальных условий социальный пакет долговременного ухода может предоставляться одной либо несколькими организациями социального обслуживания (во взаимодействии друг с другом) во всех формах социального обслуживания, а также с применением технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода, в том числе в их сочетании или с их чередованием в зависимости от индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе и параметров нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода.

31. При определении оптимальных условий предоставления гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода рекомендуется исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

32. В случае изменения обстоятельств, которые улучшили условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, а также обстоятельств, которые ухудшили или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, рекомендуется пересматривать индивидуальную потребность гражданина в постороннем уходе и осуществлять подбор нового социального пакета долговременного ухода (исходя из потребности гражданина, но не реже чем раз в год).

33. Выбор социального пакета долговременного ухода гражданином, нуждающимся в постороннем уходе, осуществляется на основе предоставления гражданину органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией исчерпывающей информации о возможных вариантах организации ухода по месту его жительства или пребывания, а также об иных социальных услугах, реализуемых в том числе во всех формах и технологиях социального обслуживания, включая их сочетание и чередование.

34. На этапе выбора социального пакета долговременного ухода возможно проведение ознакомительных посещений и гостевое пребывание в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания, местах проживания инвалидов малыми группами.

35. Приоритетными для гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, являются форма социального обслуживания на дому и полустационарная форма социального обслуживания, их сочетание, а также стационарозамещающие технологии социального обслуживания, используемые в системе долговременного ухода ("поддержка родственного ухода", "приемная семья для гражданина пожилого возраста или инвалида"),

36. В случае, если при предоставлении социальных услуг в рамках системы долговременного ухода с сохранением пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) не достигаются цели социального обслуживания, или при наличии у гражданина третьего уровня нуждаемости в постороннем уходе, превышающего объем социального пакета долговременного ухода, и при этом гражданин отказывается от социального пакета долговременного ухода на дому и других социальных услуг для продолжения проживания дома, в том числе предоставляемых с применением различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, рекомендуется предлагать стационарную форму социального обслуживания, обеспечивающую постоянное круглосуточное проживание в организации социального обслуживания.

37. Срок предоставления гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания при временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании рекомендуется ограничивать временем, необходимым для достижения цели социального обслуживания (прохождение курса реабилитации, краткосрочное освобождение от осуществления ухода членов семьи, родственников, друзей, соседей и других лиц).


VIII. Социальный пакет долговременного ухода

38. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, бесплатно.

39. Социальный пакет долговременного ухода включает социальные услуги, обеспечивающие гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление ухода во всех формах социального обслуживания, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

40. К социальным услугам, обеспечивающим гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление ухода во всех формах социального обслуживания, относятся:

1) социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в постороннем уходе:

а) помощь в приеме и приготовлении пищи (в том числе осуществление кормления) гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять прием пищи;

б) обеспечение питанием граждан, нуждающихся в питании, в период их нахождения в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе в отделениях (центрах) дневного пребывания (далее - отделение дневного пребывания), в соответствии с утвержденными нормативами;

в) обеспечение отдыха (сна) гражданам, нуждающимся в отдыхе (сне), в период их нахождения в отделении дневного пребывания;

г) помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур (осуществление ухода) гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять уход за собой;

д) помощь в передвижении (перемещении) граждан, не способных по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) обеспечивать свою мобильность, в том числе в прогулке;

е) консультирование по социально-бытовым вопросам;

ж) обеспечение присмотра за гражданами, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) ориентироваться или контролировать свое поведение (с целью обеспечения их безопасности);

2) социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья граждан, нуждающихся в постороннем уходе:

а) обеспечение наблюдения за гражданами, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) контролировать свое состояние здоровья (с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья);

б) помощь в приеме лекарственных средств (контроль за их приемом), помощь в использовании изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации;

в) помощь в выполнении медицинских рекомендаций (назначений) (контроль за их выполнением);

г) помощь в проведении оздоровительных мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре, направленных на поддержание здорового образа жизни, физической активности;

д) консультирование по социально-медицинским вопросам;

3) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан, нуждающихся в постороннем уходе, имеющих ограничения жизнедеятельности:

а) обучение навыкам пользования средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

б) обучение альтернативной и дополнительной коммуникации;

в) общение (выслушивание, подбадривание, мотивирование) в целях создания комфортной среды, предотвращения возможных неблагоприятных ситуаций, устранения раздражающих факторов;

г) проведение социально-реабилитационных мероприятий;

д) содействие общению граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с их родными и близкими.

41. К социальному сопровождению в рамках социального пакета долговременного ухода относится деятельность по осуществлению содействия гражданам, нуждающимся в постороннем уходе:

1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:

а) специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;

б) проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;

в) диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

г) проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;

2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств гражданам, имеющим право на их бесплатное получение;

3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;

4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;

5) в получении реабилитации (абилитации) гражданами, имеющими право на ее получение.

42. Социальные услуги, не входящие в социальный пакет долговременного ухода, в том числе социальные услуги, сопутствующие предоставлению ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, во всех формах социального обслуживания предоставляются получателям социального пакета долговременного ухода в соответствии с их индивидуальной нуждаемостью в социальном обслуживании на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг".

43. Объем предоставляемых гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с установленными параметрами и уровнем нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода исходя из индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе и времени, затрачиваемого работниками организаций социального обслуживания, осуществляющими уход, и измеряется в часах (в месяц, в неделю, в день).

44. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого в форме социального обслуживания на дому в рамках системы долговременного ухода, составляет от 7 до 28 часов в неделю.

45. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого (по выбору гражданина) в сочетании формы социального обслуживания на дому с полустационарной формой социального обслуживания, составляет не менее 28 часов в неделю.

46. При установлении у гражданина первого уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 7 до 14 часов в неделю.

47. При установлении у гражданина второго уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 14 до 21 часа в неделю.

48. При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 21 до 28 часов в неделю.

49. При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в постороннем уходе, превышающего объем социального пакета долговременного ухода, уход за гражданином (по выбору гражданина) обеспечивается посредством предоставления ему социального пакета долговременного ухода и социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе с применением технологий социального обслуживания, включая стационарозамещающие, а также различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, либо в стационарной форме социального обслуживания на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

50. График предоставления социального пакета долговременного ухода и социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода, определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в постороннем уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход.

51. Предоставление социального пакета долговременного ухода осуществляется в соответствии с правилами, включающими наименование социальных услуг и стандарты их предоставления, определяемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

52. Субъекты Российской Федерации не могут предоставлять социальные услуги взамен социального пакета долговременного ухода. Объем социального пакета долговременного ухода не может быть меньше объема, предусмотренного пунктами 44, 45 настоящей модели.

53. При предоставлении социального пакета долговременного ухода, предусматривающего посещение отделений дневного пребывания, гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно посещать данные отделения, обеспечивается социально-бытовая услуга по подвозу (сопровождению) их от места жительства или места пребывания до отделения дневного пребывания и обратно на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.


IX. Составление индивидуальной программы, включающей

специальный раздел о предоставлении социального пакета

долговременного ухода

54. Индивидуальная программа - документ, составляемый в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ при участии гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода.

55. Форма индивидуальной программы, содержащей специальный раздел о предоставлении социального пакета долговременного ухода, утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

56. Индивидуальная программа составляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в постороннем уходе исходя из его нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода, подлежит согласованию страховым экспертом в сроки, установленные статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, пересматривается в зависимости от изменения этой нуждаемости или по представлению оператора, но не реже чем раз в год.

57. В специальном разделе индивидуальной программы о предоставлении социального пакета долговременного ухода указываются:

1) форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению, а также, технологии социального обслуживания, в том числе стационарозамещающие;

2) форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, не входящих в социальный пакет долговременного ухода и предоставляемых на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, а также перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению, технологии социального обслуживания.

58. Граждане, нуждающиеся в постороннем уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

59. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

60. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателям в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

61. Данные об индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующих индивидуальную программу предоставления социальных услуг) вносятся в регистр получателей социальных услуг, формирование и ведение которого осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

62. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.


X. Заключение договора о социальном обслуживании в рамках

системы долговременного ухода

63. Социальное обслуживание в рамках системы долговременного ухода предоставляется гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

64. В договоре в обязательном порядке указываются объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно, а также перечень и объем социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

65. Форма договора о предоставлении социального обслуживания, используемая в том числе в рамках долговременного ухода, утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

66. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социального обслуживания, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.


XI. Инфраструктура системы долговременного ухода

67. Функционирование системы долговременного ухода обеспечивается уполномоченными органами, организациями и работниками, участвующими в организации и предоставлении гражданам, нуждающимся в посторонней помощи, социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг, а также услуг, не относящихся к социальным услугам (социальное сопровождение), включая негосударственными организациями.

68. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется дальнейшее развитие инфраструктуры организаций, обеспечивающих предоставление гражданам, нуждающимся в посторонней помощи, социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг, а также услуг, не относящихся к социальным услугам (социальное сопровождение), в том числе посредством поддержки негосударственных организаций, исходя из необходимости решения следующих задач:

1) создание достаточного количества отделений дневного пребывания, обеспечивающих гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление социального обслуживания в полустационарной форме в дневное время, в том числе уход за ними (с одновременным определением и возможностью доставки или сопровождения граждан, нуждающихся в постороннем уходе, от их места жительства или места пребывания до отделения дневного пребывания и обратно);

2) создание на базе уполномоченных организаций и негосударственных организаций "школ ухода", обеспечивающих обучение (в очной и заочной формах) граждан, осуществляющих уход, навыкам ухода, переустройству и адаптации жилых помещений в целях создания безопасной, комфортной среды, эффективной и продуктивной коммуникации;

3) организация пунктов проката технических средств реабилитации.

69. Требования к содержанию примерных программ по обучению граждан, осуществляющих уход, утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

70. Для обеспечения согласованности действий всех участников системы долговременного ухода и взаимодействия с гражданами уполномоченными органами создаются координационные центры системы долговременного ухода (далее - координационные центры).

71. Основными функциями координационного центра являются:

1) информирование граждан о системе долговременного ухода, порядке включения гражданина в систему долговременного ухода, подготовке документов и подаче заявления, социальном пакете долговременного ухода, формах социального обслуживания, технологиях социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода, а также работа с обращениями граждан по данной тематике, поступившими в электронной, письменной форме или по телефону;

2) получение информации о гражданах, нуждающихся в постороннем уходе, из медицинских организаций, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, анализ, обмен и передача информации в рамках межведомственного взаимодействия с участниками системы долговременного ухода;

3) информирование негосударственных организаций о возможности участия в системе долговременного ухода, оказание им необходимого содействия;

4) консультирование граждан, осуществляющих уход, в том числе по вопросам деятельности "школ ухода";

5) подготовка информационно-разъяснительных материалов о системе долговременного ухода.


XII. Межведомственное взаимодействие участников системы

долговременного ухода

72. Организация межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода в субъекте Российской Федерации осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, утверждаемого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

73. Регламент межведомственного взаимодействия должен определять:

1) координацию деятельности участников системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в постороннем уходе;

2) порядок и формы взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия, при определении индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе;

3) порядок и формы взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия, при подборе гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода и оптимальных условий их предоставления;

4) порядок и формы взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия, при составлении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией индивидуальной программы, включающей специальный раздел о предоставлении социального пакета долговременного ухода;

5) порядок и формы взаимодействия между социальным работником (патронажным работником) и участковым врачом (фельдшером), медицинской сестрой территориального участка медицинской организации по систематическому наблюдению за здоровьем гражданина, нуждающегося в постороннем уходе;

6) порядок и формы взаимодействия с координационным центром системы долговременного ухода;

7) порядок привлечения медицинских работников к деятельности патронажных бригад (служб) и мобильных бригад (служб);

8) порядок привлечения медицинских организаций к обучению работников уполномоченных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому, правилам поведения с лицами, имеющими психические расстройства;

9) порядок привлечения негосударственных организаций к оказанию гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг;

10) порядок содействия гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, в проведении (в том числе на дому) диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья, включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения;

11) порядок содействия гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, в предоставлении, в том числе на дому, диспансерного наблюдения за лицами, страдающими хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, оказании паллиативной медицинской помощи (при наличии медицинских показаний);

12) порядок информирования граждан, нуждающихся в постороннем уходе, о социальном пакете долговременного ухода, предоставляемом в субъекте Российской Федерации, и порядке его предоставления;

13) порядок взаимодействия страхового эксперта с участниками системы долговременного ухода;

14) порядок оценки эффективности проведенных мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан, нуждающихся в постороннем уходе, расширению их возможности самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности, а также оценки достижения цели долговременного ухода.


XIII. Кадровое обеспечение системы долговременного ухода

74. В целях внедрения системы долговременного ухода в субъекте Российской Федерации обеспечивается подготовка кадров.

75. Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании общих требований, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, разрабатываются программы дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки и организуется обучение работников (междисциплинарных команд специалистов), участвующих в оказании услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода (далее - специалисты).

76. Реализация программ дополнительного профессионального образования - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки осуществляется на базе образовательных центров медико-социальной экспертизы, образовательных центров повышения квалификации социальных работников, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

77. Обучение управленческих кадров уполномоченных организаций по вопросам внедрения системы долговременного ухода осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомления с лучшими международными практиками.

78. Предоставление социального пакета долговременного ухода гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, осуществляется социальным работником (патронажным работником), дополнительно подготовленным в целях осуществления трудовых функций по обеспечению ухода гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, и наделенным трудовой функцией по взаимодействию с работниками уполномоченных организаций в рамках межведомственного взаимодействия.

79. Для осуществления межведомственного взаимодействия с работниками уполномоченных организаций и координации их взаимодействия с гражданином, нуждающимся в уходе, и его семьей (родственниками, друзьями, соседями и другими лицами) в координационном центре предусматривается введение социального координатора, отвечающего за сопровождение (открытие, ведение, закрытие) случая.

80. Социальный координатор - работник уполномоченной организации социального обслуживания, соответствующий требованиям профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", "Психолог в социальной сфере", дополнительно подготовленный (повышение квалификации) в целях осуществления трудовых функций по обеспечению координации деятельности работников уполномоченных организаций в рамках межведомственного взаимодействия по ведению случая.


XIV. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода

81. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода осуществляется за счет:

1) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных:

на обеспечение деятельности организаций социального обслуживания (в том числе на развитие технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода);

на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации, осуществление социальной реабилитации (абилитации);

на обеспечение деятельности образовательных организаций (в части подготовки и повышения квалификации кадров в системе долговременного ухода);

на поддержку негосударственных организаций (в том числе за счет субсидий, грантов, компенсаций поставщикам социальных услуг);

2) средств системы обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), при проведении диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, на обеспечение лекарственными средствами (в части оказания медицинских услуг гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, и обеспечения их лекарственными средствами);

3) средств федерального бюджета, предусмотренных:

на реализацию пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода (с 2022 года - на создание системы долговременного ухода);

на финансовое обеспечение программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания;

на поддержку негосударственных проектов строительства стационарных учреждений нового типа;

на вовлечение частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;

4) дополнительных средств федерального бюджета на финансовое обеспечение предоставления социального пакета долговременного ухода;

5) средств Фонда социального страхования Российской Федерации, выделенных на финансовое обеспечение предоставления социального пакета долговременного ухода;

6) средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (в части получения социальных услуг, не входящих в социальный пакет долговременного ухода).


XV. Контроль качества и мониторинг обеспечения

граждан, нуждающихся в постороннем уходе, социальным

пакетом долговременного ухода

82. Контроль качества обеспечения граждан, нуждающихся в постороннем уходе, социальным пакетом долговременного ухода (далее - контроль) - система мероприятий, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации в целях проверки результата исполнения договора.

83. Мониторинг обеспечения граждан, нуждающихся в постороннем уходе, социальным пакетом долговременного ухода (далее - мониторинг) - система наблюдений в системе долговременного ухода, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении ухода, в том о числе реализации индивидуальной программы.

84. Мониторинг осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

85. Результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета и представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.


XVI. Комплекс необходимых мероприятий субъекта Российской

Федерации по внедрению системы долговременного ухода

86. В целях внедрения системы долговременного ухода в субъекте Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия:

1) сформировать на уровне высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации постоянно действующую межведомственную рабочую группу по внедрению системы долговременного ухода, утвердить регламент ее работы, полномочия и состав, включающий в том числе отраслевых экспертов;

2) оценить имеющиеся в субъекте Российской Федерации ресурсы (демографические, инфраструктурные, кадровые, финансовые, материально-технические, административные и др.) для внедрения системы долговременного ухода, предусмотреть мероприятия по их увеличению;

3) разработать и утвердить региональную программу ("дорожную карту") по внедрению системы долговременного ухода и развитию технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода (далее - региональная программа), определить ответственных исполнителей и источники финансирования мероприятий региональной программы;

4) разработать и утвердить целевые показатели внедрения системы долговременного ухода в субъекте Российской Федерации;

5) разработать и утвердить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы функционирования системы долговременного ухода и развития технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода, в субъекте Российской Федерации;

6) определить и нормативно закрепить полномочия, права и обязанности уполномоченных органов, организаций и их работников в системе долговременного ухода;

7) разработать и утвердить регламент межведомственного взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия, уполномоченных органов, организаций и их работников в рамках системы долговременного ухода;

8) обеспечить готовность к определению индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, в предоставлении долговременного ухода;

9) определить инфраструктуру системы долговременного ухода, обеспечить ее функционирование, включая создание координационного центра, определив его полномочия и ведомственную принадлежность;

10) обеспечить материально-техническую базу для развития технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода;

11) разработать социальные пакеты долговременного ухода, включая наименование социальных услуг и стандарты социальных услуг, в зависимости от нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода исходя из индивидуальной потребности граждан в постороннем уходе;

12) отработать организационные модели предоставления социального пакета долговременного ухода в зависимости от места жительства или места пребывания гражданина, нуждающегося в постороннем уходе;

13) обеспечить контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода;

14) предусмотреть меры поддержки граждан, осуществляющих уход, организовать их обучение навыкам ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе;

15) предусмотреть мероприятия по привлечению добровольцев (волонтеров), представителей некоммерческих организаций к реализации региональной программы;

16) разработать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и организовать обучение работников (междисциплинарных команд специалистов), участвующих в оказании социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг в рамках системы долговременного ухода;

17) разработать пакет документов, в которых фиксируется проведение работниками уполномоченных организаций работы с гражданином, нуждающимся в постороннем уходе, отражаются динамика состояния его здоровья, результативность осуществляемого ухода и иные необходимые данные;

18) обеспечить межведомственную информационную поддержку системы долговременного ухода, технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода, организовать информирование граждан;

19) разработать механизм получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией сведений о потенциальных получателях социальных услуг в системе долговременного ухода, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;

20) обеспечить формирование отчетности о внедрении системы долговременного ухода и развитии технологий социального обслуживания, используемых в системе долговременного ухода;

21) предусмотреть проведение мониторинга обеспечения граждан, нуждающихся в постороннем уходе, социальными, медицинскими, реабилитационными и иными услугами в рамках системы долговременного ухода.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления