Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 682н
Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 682н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере", утвержденный настоящим приказом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 682н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
┌────────────────┐
│ 12 │
└────────────────┘
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
┌─────────┐
Предоставление психологических услуг в социальной сфере │ 03.008 │
______________________________________________________________ └─────────┘
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений│
│в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное│
│поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь│
│представителям социально уязвимых слоев населения (мигранты, беженцы)│
│и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе│
│дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные│
│виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и│
│престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья;│
│лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся│
│под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
2446 | Специалисты в сфере социальных проблем | | |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.3 | Предоставление социальных услуг |
(код ОКВЭД <1>) | (наименование вида экономической деятельности) |
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп | 7 | Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам) | A/01.7 | 7 |
| | | Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | A/02.7 | |
| | | Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию | A/03.7 | |
| | | Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам) | A/04.7 | |
| | | Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) | A/05.7 | |
| | | Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) | A/06.7 | |
| | | Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы | A/07.7 | |
| | | Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения | A/08.7 | |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп | Код | A | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей | Психолог в социальной сфере Психолог |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации |
Требования к опыту практической работы | Не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности |
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2446 | Специалисты в сфере социальных проблем |
ЕКС <1> | - | Психолог |
ОКСО <2> | 030300 | Психология |
| 040100 | Социальная работа |
--------------------------------
<1> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<2> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам) | Код | A/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | A |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам |
| Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия |
| Обучение специалистов межведомственной команды |
| Психологическая подготовка специалистов межведомственной команды |
| Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды |
| Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам |
| Учет результатов работы |
Необходимые умения | Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами |
| Осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации |
| Разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям |
| Консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде |
| Вести документацию и служебную переписку |
| Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере |
Необходимые знания | Социальная психология, психология малых групп |
| Методология командной работы |
| Психология управления, организационная психология |
| Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств |
| Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств |
| Методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд |
| Техники эффективной коммуникации со специалистами |
| Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.) |
| Технология разрешения конфликтов |
Другие характеристики | Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | Код | A/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
| Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей |
| Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных |
| Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности |
| Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений |
| Подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга |
| Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
| Учет проведенных работ |
Необходимые умения | Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности |
| Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности |
| Разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ |
| Аргументировать свою позицию |
| Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
| Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
| Вести документацию и служебную переписку |
| Владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
Необходимые знания | Социальная психология, психология малых групп |
| Психология кризисных состояний |
| Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты |
| Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения |
| Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи |
| Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды |
| Современные направления молодежных движений |
| Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды |
| Документоведение |
Другие характеристики | - |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию | Код | A/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников |
| Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе |
| Групповое и индивидуальное консультирование клиентов |
| Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации |
| Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов |
| Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов |
| Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях |
| Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов |
Необходимые умения | Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам |
| Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи |
| Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций |
| Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов |
| Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм |
| Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации |
| Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения |
| Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию |
| Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач |
| Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов |
| Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе |
| Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов |
| Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов |
| Вести делопроизводство и служебную переписку |
Необходимые знания | Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) |
| Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты |
| Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) |
| Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) |
| Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений |
| Психология зависимости, аддикций, девиантология |
| Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни |
| Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) |
| Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) |
| Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации |
| Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.) |
| Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп |
| Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации |
| Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) |
| Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия) |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
| Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам) | Код | A/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки |
| Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства) |
| Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов |
| Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни |
| Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов |
| Разработка совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде |
| Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников |
| Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания |
| Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов |
| Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем |
| Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ |
| Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи |
Необходимые умения | Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения |
| Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов |
| Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение |
| Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения |
| Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам |
| Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов |
| Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов |
| Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам |
| Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами |
| Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам |
| Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека |
| Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам |
| Вести документацию и служебную переписку |
Необходимые знания | Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс |
| Методы и методики общей и социальной психологии |
| Современные направления молодежных движений |
| Психология зависимости, аддикций, девиантология |
| Проблемы социализации, нарушений социализации |
| Методология проведения тренингов |
| Возрастная психология, геронтология |
| Психология семьи и семейных кризисов |
| Психология воспитания и педагогики |
| Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты |
| Цели, задачи и функции организаций социальной сферы |
| Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.) |
| Психология беженцев, мигрантов, маргиналов |
| Технологии работы с разными социальными группами |
| Документоведение |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
| Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование | Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) | Код | A/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | A |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам |
| Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам |
| Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.) |
| Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов |
| Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом |
| Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы |
| Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации |
| Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
Необходимые умения | Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг |
| Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере |
| Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок |
| Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере |
| Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности |
| Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов |
| Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам |
| Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере |
| Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере |
| Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам |
Необходимые знания | Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.) |
| Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.) |
| Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров |
| Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.) |
| Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере |
| Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии |
| Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
| Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование | Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) | Код | A/06.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями |
| Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи |
| Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.) |
| Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей |
| Подготовка детей к устройству в замещающую семью |
| Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях |
| Учет данных об оказанной психологической помощи |
Необходимые умения | Общаться с разными категориями клиентов |
| Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов |
| Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители |
| Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители |
| Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении |
| Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов |
| Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры |
| Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности |
| Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов |
| Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам |
| Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов |
| Вести документацию и служебную переписку |
Необходимые знания | Основы социальной психологии, психология малых групп |
| Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей |
| Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) |
| Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях |
| Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология |
| Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) |
| Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм |
| Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении |
| Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей |
| Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) |
| Документоведение |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
| Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.7. Трудовая функция
Наименование | Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы | Код | A/07.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы |
| Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения |
| Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими |
| Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи |
| Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.) |
| Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг |
| Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи |
| Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования |
| Учет проведенных работ |
Необходимые умения | Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения |
| Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы |
| Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций |
| Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг |
| Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги) |
| Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах |
| Создавать наглядные материалы для психологического просвещения |
| Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения |
| Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека |
| Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами |
| Вести документацию и служебную переписку |
Необходимые знания | Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы |
| Социальная психология, психология малых групп |
| Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) |
| Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи |
| Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды |
| Современные направления молодежных движений |
| Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды |
| Психология кризисных состояний, рискология |
| Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты |
| Документоведение |
Другие характеристики | - |
3.1.8. Трудовая функция
Наименование | Разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | Код | A/08.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании |
| Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании |
| Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения |
| Консультирование населения по проблемам психологического здоровья |
| Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения |
| Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ |
| Учет проведенных работ |
Необходимые умения | Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы |
| Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения |
| Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы |
| Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы |
| Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения |
| Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья |
| Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья |
| Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением |
| Вести документацию и служебную переписку |
Необходимые знания | Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии |
| Основы профилактики асоциальных явлений в обществе |
| Методы и технологии управления современными рисками |
| Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы |
| Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг |
| Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии |
| Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений |
| Документоведение |
Другие характеристики | - |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический│
│ университет", город Москва │
│ │
│ Ректор Рубцов Виталий Владимирович │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. | ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград |
2. | НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва |
3. | ФГБУ "Институт труда и социального страхования", город Москва |
4. | Администрация города Ступино, Московская область |
5. | НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет", город Москва |
6. | ГАОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", Московская область |
7. | Министерство образования Московской области, Московская область |
8. | Детский дом N 59, город Москва |
9. | ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет", город Москва |