ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2019 г. N АКПИ19-814
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Всероссийской политической партии "НАРОДНЫЙ АЛЬЯНС",
Всероссийская политическая партия "НАРОДНЫЙ АЛЬЯНС" (далее - Партия) создана на учредительном съезде 4 июня 2012 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 5 июля 2012 г. под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1127799012945.
Устав Партии, утвержденный I Съездом Партии 4 июня 2012 г., с изменениями, внесенными 1 ноября 2013 г. на III Съезде, является ныне действующим.
Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, в соответствии с пунктом 22.3.10 статьи 22 Устава Партии является Председатель Правления Партии - Исаев Дмитрий Артурович, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ 5 июля 2012 г.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), в связи с ее неучастием в выборах в соответствии со статьей 37 данного федерального закона в течение семи лет подряд.
В судебном заседании представитель Минюста России Харламова А.М. поддержала заявленное требование.
Представитель Партии, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, адресом (местом нахождения) постоянно действующего руководящего коллегиального органа Партии является следующий адрес: 125581, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 24, кв. 88.
Внесение данных сведений в ЕГРЮЛ производится в целях осуществления связи с данным юридическим лицом как федеральным органом государственной регистрации, то есть Минюстом России, так и третьими лицами.
Применительно к статье 165.1 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.
Административное исковое заявление Минюста России о ликвидации Партии 3 октября 2019 г. поступило в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи от 8 октября 2019 г. данное административное исковое заявление принято к производству суда, по нему возбуждено административное дело и назначено судебное разбирательство на 31 октября 2019 г.
Телеграмма и письма о времени и месте судебного разбирательства направлены Партии и Председателю Правления Партии по указанному адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ. Названные почтовые отправления адресатам не вручены по причине отсутствия адресата.
В соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о приостановлении деятельности извещается в том числе руководящий орган политической партии, в отношении которой решается вопрос о приостановлении деятельности или о ликвидации. Если место нахождения указанного руководящего органа неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации.
Извещение о времени и месте судебного разбирательства по данному административному делу было размещено на официальном сайте Минюста России http://www.minjust.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22 октября 2019 г.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 95-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 38 указанного федерального закона Минюст России осуществляет контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.
В ходе текущего контроля Минюстом России в деятельности Партии были установлены следующие обстоятельства.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ закреплено, что политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; в) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации; г.1) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации, а именно в 9 субъектах Российской Федерации; д) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации, а именно в 17 субъектах Российской Федерации; е) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации, а именно в 43 субъектах Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входит 85 субъектов Российской Федерации.
Согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) Партии на выборах всех уровней в период с 5 июля 2012 г. по 5 июля 2019 г., предоставленной ЦИК России 25 июля 2019 г. (N 06-05/4627), Партия за указанный период не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации; выдвинула и зарегистрировала своего кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в 1 субъекте Российской Федерации (Новосибирской области), что составляет менее 10 процентов субъектов Российской Федерации; выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в 8 субъектах Российской Федерации (Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Чеченской Республике, Архангельской области, Кемеровской области, Ростовской области, Смоленской области), что составляет менее 20 процентов субъектов Российской Федерации; выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 13 субъектах Российской Федерации (Республике Адыгея, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Хабаровском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Ивановской области, Новгородской области, Рязанской области, Самарской области, Свердловской области, Тюменской области), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Партия не может быть признана участвующей в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ.
Политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ, подлежит ликвидации согласно статье 41 данного федерального закона (пункт 2 статьи 37).
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 Федерального закона N 95-ФЗ.
Учитывая, что Партия в течение семи лет подряд не принимала участия в выборах в порядке, установленном пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что Партия подлежит ликвидации.
Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, которые предусмотрены ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ).
В состав Партии входят региональные, местные и первичные отделения, которые являются структурными подразделениями Партии (статья 31 Устава Партии).
Исходя из пункта 1 статьи 42 Федерального закона N 95-ФЗ региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Всероссийскую политическую партию "НАРОДНЫЙ АЛЬЯНС", ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
------------------------------------------------------------------