Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 21.12.2020 по делу N АКПИ20-915

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2020 г. по делу N АКПИ20-915

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Котович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общественной организации - Политической партии "ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО",

установил:

Общественная организация - Политическая партия "ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО" (далее - Партия) создана на учредительном съезде Партии 27 февраля 2015 г., зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2015 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 16 июня 2015 г. под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1157700009224.

Устав Партии (далее - Устав) в редакции, утвержденной решением внеочередного съезда Партии от 7 мая 2015 г., является действующим.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии на основании подпункта "г" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) в связи с несоответствием количества ее региональных отделений требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 названного Закона.

В судебном заседании представитель Минюста России Харламова А.М. поддержала заявленное требование.

Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом Партии является Центральный Совет (статья 18 Устава).

Без доверенности от имени Партии в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Устава действует президент Партии, который в силу пункта 1 статьи 21 Устава избирается съездом Партии сроком на пять лет.

27 февраля 2015 г. на учредительном съезде Партии ее президентом избрана Воронова Марина Владимировна, сведения о которой 16 июня 2015 г. внесены в ЕГРЮЛ.

В судебном заседании президент Партии Воронова М.В. пояснила, что в январе 2020 года Партия имела необходимое количество региональных отделений - 43. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации Партии было затруднительно осуществлять деятельность, в том числе и по созданию и регистрации региональных отделений и устранению недостатков, выявленных Минюстом России. В настоящее время для подтверждения статуса Партии необходимо зарегистрировать 3 региональных отделения, для чего требуется дополнительное время, в связи с чем административный ответчик просит продлить срок для устранения выявленных нарушений и отложить рассмотрение дела на шесть месяцев.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 95-ФЗ.

Минюст России согласно пункту 1 статьи 38 указанного Федерального закона осуществляет контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.

В ходе текущего контроля Минюстом России в деятельности Партии были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом N 95-ФЗ закреплено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии (подпункт "а" пункта 1 статьи 27). Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии (подпункт "а" пункта 2 статьи 3).

В силу части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входит 85 субъектов Российской Федерации.

Следовательно, политическая партия должна иметь зарегистрированные региональные отделения не менее чем в 43 субъектах Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 95-ФЗ, региональные отделения политической партии подлежат государственной регистрации и осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.

В числе отмеченных нарушений, содержащихся в предупреждении Минюста России от 15 апреля 2020 г. N 11/44380-ВП и положенных в основу административного иска, указано, что Партия на момент проведения проверки не отвечала требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ о минимальном количестве региональных отделений политической партии.

Из материалов административного дела усматривается, что Партией с момента создания было зарегистрировано 52 региональных отделения.

Сведениями из ЕГРЮЛ, размещенными в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной налоговой службы (www.egrul.nalog.ru), подтверждается, что в связи с ликвидацией по решению суда из ЕГРЮЛ исключены региональные отделения Партии: 5 октября 2017 г. - в Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1150700000373), 10 января 2019 г. - в Камчатском крае (ОГРН 1154100000614), 28 февраля 2020 г. - в Кировской области (ОГРН 1154300001569), 17 марта 2020 г. - в Кемеровской области (ОГРН 1154200001097), 18 марта 2020 г. - в Ярославской области (ОГРН 11157600001184), 25 мая 2020 г. - в Волгоградской области (ОГРН 1153443019993), 13 июля 2020 г. - в Калининградской области (ОГРН 1153926025538), 12 марта 2019 г. - в Краснодарском крае (ОГРН 1152300003492).

В связи с прекращением деятельности юридического лица на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ по решению налогового органа из ЕГРЮЛ также исключены следующие региональные отделения Партии: 14 июня 2018 г. - в Алтайском крае (ОГРН 1152225012642), 18 июня 2018 г. - в Республике Марий Эл (ОГРН 1151200000291), 2 июля 2018 г. - в городе Севастополь (ОГРН 1159204031898), 27 декабря 2018 г. - в Забайкальском крае (ОГРН 1157500010425), 10 апреля 2019 г. - в Ивановской области (ОГРН 1153700000739), 11 декабря 2018 г. - в Сахалинской области (ОГРН 1156500000821); 25 мая 2020 г. - в Вологодской области (ОГРН 1153443019993), 20 октября 2020 г. - в Республике Крым (ОГРН 1159102120352).

Также налоговым органом приняты решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ региональных отделений в Республике Бурятия (ОГРН 1150327010745) - 7 октября 2020 г., в Ростовской области (ОГРН 1156100001969) - 21 октября 2020 г.

Предупреждением Минюста России от 15 апреля 2020 г. (далее - Предупреждение) Партии был установлен срок для устранения выявленных нарушений до - 25 июня 2020 г.

Как следует из материалов дела, Предупреждение в установленные законом порядке и срок было направлено Партии.

5 июня 2020 г. президентом Партии в Минюст России направлено письмо, в котором она просила продлить срок устранения замечаний (нарушения действующего законодательства Российской Федерации) по результатам проверки Партии от 16 октября 2019 г. N 1319-р до конца 2020 года в связи с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.

2 июля 2020 г. заместителем Министра юстиции Российской Федерации указанный срок продлен до 1 сентября 2020 г. (письмо N 11/73692-МБ).

Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации до настоящего времени Партией не устранены, а сроки для устранения этих нарушений истекли. Партия не представила в Минюст России сведений о создании и государственной регистрации новых региональных отделений.

Из изложенного следует, что Партия на дату рассмотрения дела в суде имеет 36 региональных отделений, по двум из которых принято решение о предстоящем исключении, то есть менее чем в половине субъектов Российской Федерации, что не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ и в силу подпункта "г" пункта 3 статьи 41 названного Федерального закона является основанием для ликвидации Партии по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Требование административного ответчика о необходимости продления срока для устранения нарушений, создания и регистрации региональных отделений не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 84 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 456, продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждении принятых к устранению конкретных мер.

Несмотря на неоднократное продление срока, Партия не подтвердила конкретные меры, принятые к устранению указанных в Предупреждении нарушений.

Суд учитывает также, что на день вынесения настоящего решения Партией поданы документы для регистрации только трех региональных отделений, что значительно менее необходимого количества региональных отделений, подлежащих созданию и регистрации. Из письма заместителя Министра юстиции Российской Федерации следует, что первое предупреждение по результатам проведенной в 2019 году проверки в адрес Партии, имевшей на тот период 42 региональных отделения, было направлено еще в декабре 2019 г., в 2020 году были ликвидированы 6 региональных отделений Партии и по 2 региональным отделениям Партии принято решение о предстоящем исключении.

Указанное свидетельствует, что Партией меры по устранению выявленных нарушений не предпринимаются, и за текущий год ею не зарегистрировано ни одного регионального отделения Партии.

Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ).

Согласно пунктам 4 и 5 Устава структурными подразделениями Партии являются региональные, местные и первичные отделения Партии.

Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона N 95-ФЗ предусмотрено, что прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Общественную организацию - Политическую партию "ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО" (ОГРН 1157700009224), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления