Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2018 г. N 81-АПГ18-4

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" о признании не действующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 г. N 62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы" (в редакции постановлений от 3 мая 2017 г. N 189, от 30 октября 2017 г. N 579) в части

по апелляционной жалобе Коллегии Администрации Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 23 января 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Коллегии Администрации Кемеровской области по доверенности Рубан Ю.В., представителя Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Куриловой Ю.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения директора общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" Ермоленко Н.С. и представителя общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" по доверенности Сизова Я.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" (далее также - общество, ООО "Ди Лэнд") обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующими с момента принятия пунктов 2.8, 2.10, 2.11, 2.17, 3.4, 3.5 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 г. N 62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы" в редакции от 3 мая 2017 г. N 189 и от 30 октября 2017 г. N 579 (далее также - Постановление N 62, Порядок определения размера арендной платы).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые положения Постановления N 62 противоречат статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также не согласуются с основными принципами определения арендной платы, в том числе принципом экономической обоснованности, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582). Кроме того, в результате внесения изменений в Постановление N 62 произошло существенное повышение размера арендной платы, что нарушает права и охраняемые законом интересы общества.

Определением Кемеровского областного суда от 23 января 2018 г. производство по административному делу в части административных исковых требований ООО "Ди Лэнд" о признании недействующими пунктов 2.10, 2.11 Постановления N 62 прекращено.

Решением Кемеровского областного суда от 23 января 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.

Признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.8 Постановления N 62 в части:

применения в формуле, по которой определяется размер арендной платы, коэффициента Ки (коэффициент или произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленные пунктом 2 постановления) в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициенты, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер арендной платы;

применения в формуле, по которой определяется размер арендной платы, коэффициента Кб (коэффициент базовой доходности), в той мере, в которой применение указанного коэффициента допускает возможность повышения размера арендной платы, то есть применение коэффициента Кб в размере более чем единица.

Признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.17 Постановления N 62 в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициенты, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости, исходя из которой определяется размер арендной платы.

Признаны не действующими с момента принятия пункты 3.4, 3.5 Постановления N 62.

В остальной части в удовлетворении требований ООО "Ди Лэнд" отказано.

В апелляционной жалобе Коллегия Администрации Кемеровской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагает, что выводы суда основаны на неверном применении норм материального права, а также неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, что привело к вынесению незаконного судебного решения.

Прокуратурой Кемеровской области и ООО "Ди Лэнд" поданы возражения на апелляционную жалобу.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Полномочиями по установлению порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая приведенные положения федерального законодательства, а также статей 1, 4 Закона Кемеровской области от 9 марта 2005 г. N 43-ОЗ "О Коллегии Администрации Кемеровской области", статьи 50 Устава Кемеровской области, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленных полномочий.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Признавая не действующим пункт 2.8 Постановления N 62 в части применения коэффициента базовой доходности Кб в размере более чем единица, суд исходил из того, что применение коэффициента в таком размере нарушает права арендаторов и противоречит принципам экономической обоснованности и предельной простоты расчета арендной платы.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является ошибочным.

Одним из принципов определения арендной платы постановление Правительства Российской Федерации N 582 называет принцип экономической обоснованности.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. N 710 (далее также - Методические рекомендации), в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

В целях применения принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы рекомендуется в порядке определения размера арендной платы установить случаи расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельных участков, на основе рыночной стоимости земельных участков или рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 16 Методических рекомендаций). Определение размера арендной платы целесообразно преимущественно основывать на кадастровой стоимости земельного участка в связи с нахождением сведений о кадастровой стоимости земельного участка в свободном доступе, что способствует обеспечению простоты и прозрачности расчета арендной платы, а также сокращению срока и расходов для расчета арендной платы и в целом для заключения договора (пункт 17 Методических рекомендаций).

В данном случае в пункте 2.8 Постановления N 62 в формуле определения размера арендной платы введен коэффициент базовой доходности (поправочный коэффициент) Кб, который определяется как квадратный корень отношения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе группы видов разрешенного использования к удельному показателю кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование необходимости введения этого коэффициента в материалы дела представлена таблица расчета коэффициента базовой доходности.

В ходе рассмотрения дела был допрошен в качестве свидетеля специалист Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, принимавший участие в разработке коэффициента Кб. Из его пояснений следует, что в ходе работы были проанализированы действующие договоры аренды, значения кадастровой стоимости земельных участков и ошибки при ее определении, учитывались виды разрешенного использования земельных участков, методы приближения к средним значениям в целях сохранения баланса интересов арендатора и арендодателя.

Такой подход нельзя считать противоречащим принципам экономической обоснованности и предельно допустимой простоты расчета арендной платы. При этом следует отметить, что судом не сделан вывод о противоречии принципам экономической обоснованности и предельной простоты расчета арендной платы коэффициента Кб в случае, если размер коэффициента будет менее единицы.

Апелляционная жалоба в этой части подлежит удовлетворению.

В остальной части доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.

Пункты 2.8 и 2.17 Порядка определения размера арендной платы предусматривают применение при расчете арендной платы коэффициента или произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных с 2010 по 2017 г. (пункт 2 Порядка определения размера арендной платы).

Коэффициент (индекс) инфляции отражает изменение во времени стоимости товаров, работ и услуг и призван приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").

Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает, в частности, сбор и анализ информации о рынке объектов оценки; сбор рыночной информации (приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)".

Исходя из анализа названных норм, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 Методических рекомендаций, согласно которым при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем, вследствие чего рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, суд первой инстанции, признавая недействующими пункты 2.8 и 2.17 Порядка определения размера арендной платы, пришел к правильному выводу о том, что само по себе применение коэффициентов, отражающих уровень инфляции, не противоречит нормам федерального законодательства. Однако отсутствие в Порядке определения размера арендной платы указания на порядок применения коэффициента инфляции с учетом даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер арендной платы, свидетельствует о противоречии их законодательству в сфере кадастровой оценки и может повлечь неопределенность при применении оспариваемых норм.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценку доводам административного ответчика о правомочном включении в Порядок определения размера арендной платы указания на уплату пени в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок (пункт 3.4) и порядок учета поступающих арендных платежей в случае наличия у арендатора задолженности по арендной плате вне зависимости от периода платежа, указанного в платежном документе (пункт 3.5), не могут быть приняты во внимание.

Согласно статье 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, Кодексом и другими федеральными законами.

Пеней признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, определение размера неустойки не может быть урегулировано нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такое полномочие не вытекает и из статьи 1 Закона Кемеровской области от 9 марта 2005 г. N 43-ОЗ "О Коллегии Администрации Кемеровской области" и статьи 50 Устава Кемеровской области, которые определяют основные полномочия названного органа исполнительной власти.

Порядок учета поступающих арендных платежей в случае наличия у арендатора задолженности по арендной плате, определенный пунктом 3.5 Порядка определения размера арендной платы, противоречит статье 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует данные отношения, и разъяснениям по применению названной статьи, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации".

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что оспариваемый в части нормативный правовой акт затрагивает права административного истца, поскольку имеется преддоговорный спор между ООО "Ди Лэнд" и Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области по вопросу заключения договора аренды земельного участка.

С учетом изложенного Судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив доводы апелляционной жалобы и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, считает решение суда подлежащим отмене в отношении пункта 2.8 Постановления N 62 в части применения коэффициента базовой доходности Кб в размере более чем единица. В остальной части оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кемеровского областного суда от 23 января 2018 г. отменить в части признания не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 2.8 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 г. N 62 (в редакции постановлений от 3 мая 2017 г. N 189, от 30 октября 2017 г. N 579), в части применения в формуле, по которой определяется размер арендной платы, коэффициента Кб (коэффициент базовой доходности), в той мере, в которой применение указанного коэффициента допускает возможность повышения размера арендной платы, то есть применение коэффициента Кб в размере более чем единица. В удовлетворении административного искового заявления в этой части отказать.

В остальной части решение Кемеровского областного суда от 23 января 2018 г. оставить без изменения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления