ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 августа 2019 г. N 42-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Манджиева Намсыра Викторовича и Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Манджиева Намсыра Викторовича о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 2 августа 2019 года N 102/506-6 "О кандидате на должность Главы Республики Калмыкия Манджиеве Намсыре Викторовиче".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., объяснения представителей Манджиева Н.В. по доверенности Мазура В.В., Атеева С.Н., Убушиева С.В. и представителя Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" по доверенности Санджинову О.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб представителя Избирательной комиссии Республики Калмыкия по доверенности Шовуновой М.Н. и представителя Хасикова Б.С. по доверенности Бобкова Б.Ю., заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по доверенности Сахарова С.Ф. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 6 июня 2019 года N 155-VI на 8 сентября 2019 года назначены выборы Главы Республики Калмыкия.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 2 августа 2019 года N 102/506-6 Манджиеву Н.В. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.
Манджиев Н.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 2 августа 2019 года N 102/506-6, возложении обязанности на Избирательную комиссию Республики Калмыкия зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы Республики Калмыкия.
В обоснование своих требований административный истец указал на то, что ссылка на непредставление сведений о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", содержится лишь в мотивировочной части оспариваемого постановления, при этом в резолютивной части это основание не приведено. Манджиевым Н.В. представлены все необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документы, вследствие чего оснований для отказа в его регистрации не имелось. Кроме того, вывод избирательной комиссии о недостаточности количества собранных в его поддержку подписей также несостоятелен, так как другой кандидат Хасиков Б.С. проявил недобросовестность при сборе подписей, получив подписи всех депутатов районного звена в четырех муниципальных образованиях, создав тем самым препятствия для его выдвижения; на момент проставления подписи Кодлаев Г.Д. являлся депутатом и административный истец не мог знать, что решение о его регистрации в качестве депутата будет отменено. Устанавливая требования не только по общему числу подписей, но и по распределению этих подписей по уровням и территориям, положения федерального законодательства фактически вводят квоты на сбор подписей.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционных жалобах Манджиев Н.В. и Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" просят судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Избирательной комиссией Республики Калмыкия, Хасиковым Б.С. и прокурором, участвующим по делу, представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт "д.1").
В силу подпункта "а" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Манджиевым Н.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться, представление которого предусмотрено пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не были представлены указанные в подпункте "а" пункта 3.1 приведенной статьи сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации.
Однако, содержание пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливает безусловный характер предоставления сведений, перечисленных в подпунктах "а", "б" данного пункта, вместе с заявлением о согласии баллотироваться.
Совокупное толкование положений пунктов 1, 2 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу вместе со сведениями: о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Таким образом, непредставление данных документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, вместе с заявлением о согласии баллотироваться является самостоятельным основанием для отказа кандидату в его регистрации в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Изложенное подтверждает обоснованность вывода суда первой инстанции о том, что последующее представление сведений, перечисленных в подпунктах "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, то есть после подачи в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, является нарушением федерального законодательства о выборах, а основанные на данных обстоятельствах доводы административного истца свидетельствуют о неправильном толковании избирательных норм.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о законности постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия об отказе Манджиеву Н.В. в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия является правильным.
Судебная коллегия соглашается также с выводом суда первой инстанции о недостаточности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия Манджиевым Н.В.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением (часть 7 статьи 20 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года N 360-IV-З "О выборах Главы Республики Калмыкия").
Согласно подпункту 1 части 6 статьи 22 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года N 360-IV-З "О выборах Главы Республики Калмыкия" подпись, проставленная в листе поддержки кандидата, признается недостоверной в случае, если она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования либо собрана с нарушением части 13 статьи 20 настоящего закона.
Пунктами 1 - 5 постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 8 июня 2019 года N 84/445-6 предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Калмыкия должно быть собрано 103 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Калмыкия (пункт 1).
В числе подписей, указанных в пункте 1 данного постановления, должно быть 20 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия (пункт 2).
Число подписей, представляемых в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, может превышать число подписей, указанное в пункте 1 настоящего постановления, но не более чем на 5 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (пункт 3).
Число подписей, представляемых в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, может превышать число подписей, указанное в пункте 2 настоящего постановления, но не более чем на 2 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов (пункт 4).
Кандидат на должность Главы Республики Калмыкия должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в 11 муниципальных районах и городских округах, находящихся на территории Республики Калмыкия (пункт 5).
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела, Манджиевым Н.В. представлено в свою поддержку 108 подписей депутатов муниципальных образований Республики Калмыкия, из которых 22 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа.
Исследовав подписи, поставленные в поддержку административного истца, суд установил, что депутаты представительных органов муниципальных районов Антонов П.С. и Чемидов П.А. поставили свои подписи в поддержку другого кандидата Хасикова Б.С. раньше, чем в поддержку кандидата Манджиева Н.В., в связи с чем на основании пункта 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и содержащего аналогичные положения части 7 статьи 22 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года N 360-IV-З "О выборах Главы Республики Калмыкия" данные две подписи в поддержку Манджиева Н.В. не были засчитаны.
Следует признать, что избирательная комиссия Республики Калмыкия надлежащим образом выполнила возложенные на нее законом обязанности, не засчитав кандидату Манджиеву Н.В. подписи, которые по времени были проставлены раньше за другого кандидата. При этом, в компетенцию избирательной комиссии при выявлении факта поддержки депутатом нескольких кандидатов входит лишь установление времени проставления подписи за каждого из таких кандидатов.
Доводы административного истца о принуждении депутатов Антонова П.С. и Чемидова П.А. к подписанию листов поддержки кандидата Хасикова Б.С. правильно не приняты во внимание судом первой инстанции как не подтвержденные материалами дела.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недостоверности подписи Кодлаева Г.Д. на основании пункта 1 части 6 статьи 22 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года N 360-IV-З как не являющегося на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования.
Довод административного истца о том, что на момент проставления подписи Кодлаев Г.Д. являлся депутатом, опровергается материалами дела. Решение избирательной комиссии муниципального образования о передаче Кодлаеву Г.Д. вакантного мандата депутата было отменено постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 26 июля 2019 года N 98/497-6 со дня принятия данного решения, в связи с чем подпись Кодлаева Г.Д. на основании пункта 1 части 6 статьи 22 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года N 360-IV-З "О выборах Главы Республики Калмыкия" подлежала признанию недостоверной как проставленная лицом, не являющимся на момент ее проставления депутатом представительного органа муниципального образования.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, при сборе подписей учитываются лишь депутатские мандаты, а не лица их замещающие и входящие в персональный состав представительных органов местного самоуправления. Иное толкование противоречит положениям статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а равно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 7 статьи 20 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года N 360-IV-З о равенстве кандидатов и недопустимости злоупотребления правом.
Ходатайство представителя административного истца Манджиева Н.В. по доверенности Убушиева С.В. о вызове в судебное заседание в качестве свидетелей Б. Н. и Л. которые, по мнению представителя административного истца, могли бы подтвердить наличие нарушений при сборе подписей кандидатом Хасиковым Б.С., отклонено Судебной коллегией, так как пояснения данных лиц носят предположительный характер, не позволяющий подтвердить либо опровергнуть порядок принятия оспариваемого постановления избирательной комиссии, при этом сам порядок принятия оспариваемого постановления в суде первой инстанции сторонами не оспаривался.
При таком положении решение суда об отсутствии оснований для признания незаконным постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 2 августа 2019 года N 102/506-6 ввиду отсутствия противоречий федеральному и региональному избирательному законодательству является правильным.
Доводы апелляционных жалоб также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию административного истца и заинтересованного лица в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Манджиева Намсыра Викторовича и Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------