ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 августа 2019 г. N 58-АПА19-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Воеводина Вадима Александровича на решение Хабаровского краевого суда от 2 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии Прибрежного одномандатного избирательного округа N 20 от 17 июля 2019 года N 9/20 "Об отказе в регистрации Воеводину Вадиму Александровичу кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Прибрежному одномандатному избирательному округу N 20".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 года N 2087, опубликованным в газете "Тихоокеанская звезда" N 100 - 4 июня 2019 года, выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Постановлением избирательной комиссии Хабаровского края от 4 июля 2019 года N 128/981-7 заверен список кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Хабаровское краевое отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" по одномандатным избирательным округам, согласно которому Воеводин В.А. выдвинут кандидатом по Прибрежному одномандатному избирательному округу N 20.
Постановлением окружной избирательной комиссии Прибрежного одномандатного избирательного округа N 20 от 17 июля 2019 года N 9/20 Воеводину В.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Воеводин В.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии Прибрежного одномандатного избирательного округа N 20 от 17 июля 2019 года N 9/20 и возложении обязанности на окружную избирательную комиссию Прибрежного одномандатного избирательного округа N 20 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
В обоснование своих требований административный истец указал на то, что 14 - 15 июля 2019 года он устранил недостатки, указанные в извещении окружной избирательной комиссии, и подал в избирательную комиссию недостающие документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края, однако в его регистрации было незаконно отказано.
Решением Хабаровского краевого суда от 2 августа 2019 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Воеводин В.А. просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, окружной избирательной комиссией Прибрежного одномандатного избирательного округа N 20 представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а");
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б").
Аналогичные положения содержатся в части 7.1 статьи 45 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Согласно пункту 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Согласно части 10 статьи 42 Избирательного кодекса Хабаровского края выдвижение кандидатов в депутаты Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, может производиться в течение 30 дней после дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы избирательных округов.
Таким образом, выдвижение кандидатов по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва осуществлялось в период с 5 июня 2019 года по 4 июля 2019 года.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О, а также аналогично приведенной в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/186-6, кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведения предоставляются кандидатом в депутаты в утвержденной форме документов - двух справок: справке об имуществе и обязательствах, а также справке о расходах, данные документы заполняются отдельно на каждое лицо (кандидат, его супруга (супруг), несовершеннолетние дети).
Суд первой инстанции, проанализировав положения приведенных норм федерального и регионального законодательства, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О, исследовав вышеназванные документы, представленные в окружную избирательную комиссию кандидатом 14 - 15 июля 2019 года, сделал правильный вывод о нарушении административным истцом предъявляемых при выдвижении кандидата требований ввиду непредставления указанных справок в числе других необходимых документов в пределах установленного законом периода выдвижения, в связи с чем отказ окружной избирательной комиссии в его регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ правильно признал законным.
Отклоняя довод административного истца о предоставлении им названных выше справок 14 - 15 июля 2019 года в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, суд первой инстанции правомерно исходил из положений указанной нормы закона, не предоставляющей право кандидату дополнительно представлять отсутствующие документы за пределами периода выдвижения.
Позиция суда первой инстанции подробно и аргументированно изложена в решении, соответствует материалам дела и нормам материального права, регулирующим данный вопрос, правильно примененными при разрешении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Хабаровского краевого суда от 2 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воеводина Вадима Александровича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------