Приказ Минэкономразвития России от 18.02.2022 N 67 (ред. от 23.12.2022) "О государственной информационной системе "Экономика" (вместе с "Концепцией создания государственной информационной системы "Экономика")
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 февраля 2022 г. N 67
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "ЭКОНОМИКА"
В целях исполнения полномочий, возложенных на Минэкономразвития России в рамках реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в части осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных федеральными органами власти, анализа социально-экономического развития Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646, на основании статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", подпункта "б" пункта 2 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676, приказываю:
1. Департаменту цифровой трансформации (А.В. Комраков):
а) обеспечить создание, сопровождение, а также проведение работ по защите информации в 2022 - 2023 годах государственной информационной системы "Экономика" (далее - ГИС "Экономика"), предусмотрев в том числе поэтапный перевод информационных систем Минэкономразвития России в состав инфраструктуры ГИС "Экономика";
б) обеспечить привлечение структурных подразделений по компетенции к планированию, реализации и согласованию результатов реализации мероприятий по созданию и развитию ГИС "Экономика":
Департамент стратегического развития и инноваций (В.А. Воробьева) - в части создания подсистемы государственной поддержки инновационной деятельности;
Департамент секторов экономики (Р.А. Бекишев) - в части создания подсистемы "Пульс отрасли";
Департамент стратегического планирования и мониторинга (А.В. Ведерникова) - в части создания подсистемы "Цифровая библиотека".
1(1). Структурным подразделениям, определенным в пункте 1 настоящего приказа, обеспечить участие в планировании, реализации и согласовании результатов реализации мероприятий по созданию и развитию ГИС "Экономика" по компетенции.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
к приказу Минэкономразвития России
от 18.02.2022 г. N 67
СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ЭКОНОМИКА"
Концепция создания и функционирования государственной информационной системы Минэкономразвития России (далее - Концепция) является документом, определяющим и устанавливающим цели, задачи, направления, очередность работ и ожидаемые результаты информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения и поддержки процессов управления.
Концепция разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" и включает технико-экономическое обоснование реализации ГИС "Экономика".
Концепция является документом технической документации на ГИС "Экономика" и содержит обоснование вариантов построения системы, условия и мероприятия по ее созданию, на основе которых принимается решение о необходимости и целесообразности создания системы, формируются требования к ней, а также обеспечиваются единый контекст и взаимосвязь результатов реализации требований к Системе на последующих этапах ее жизненного цикла, в том числе при разработке технического задания на Систему. В Концепции приводятся в том числе:
- результаты анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации, в соответствии с которыми разрабатывается Система;
- классификация Системы в соответствии с требованиями о защите информации;
- описание выявленных проблем, решение которых возможно средствами Системы, описание требований к Системе, включая определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации и допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию Системы, описание эффекта, ожидаемого от создания Системы, условий создания и функционирования Системы;
- цели и задачи создания Системы, архитектура Системы, включая состав, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов системы, состав сведений, подлежащих размещению в Системе, обоснование выбранного варианта построения Системы;
- показатели степени автоматизации процессов и их значений, которые должны быть достигнуты в результате создания Системы, а также критерии оценки достижения целей создания Системы;
- оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации требований (технико-экономическое обоснование), включая оценку указанных ресурсов для создания Системы, ввода ее в эксплуатацию, эксплуатации и в случае, если установлен срок эксплуатации Системы, оценку необходимых ресурсов для вывода Системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации.
Положения Концепции распространяются на развитие информационно-аналитического обеспечения и поддержку процессов управления Минэкономразвития России, а также определяют цели и задачи, направленные на повышение эффективности взаимодействия существующих информационных систем Минэкономразвития России для обеспечения непрерывного информационного взаимодействия с гражданами, государственными органами и коммерческими структурами.
Обеспечение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации является основой разработки и реализации настоящей Концепции.
Основными направлениями реализации Концепции являются:
1) совершенствование нормативной правовой и методической базы, перехода к электронному взаимодействию между участниками процессов, курируемых Минэкономразвития России, в том числе при исполнении государственных функций, использовании электронной подписи, обеспечении информационной безопасности;
2) реинжиниринг имеющихся, а также создание и развитие новых процессов в государственном управлении, в том числе при исполнении государственных функций на основе внедряемых цифровых технологий, продуктов, сервисов и платформенных решений, тиражирование успешных практик;
3) формирование нового подхода к управлению данными - формирование и реализация политики по работе с данными, обеспечивающей максимально быстрое получение, обработку и анализ данных, их безопасное хранение, извлечение максимальной ценности из используемых данных, соблюдение требований законодательства о персональных данных, разработку и внедрение правил обмена данными, а также формирование политики информационной безопасности, формирование системы принятия решений на основе данных;
4) внедрение цифровых технологий и платформенных решений - внедрение цифровых технологий и платформенных решений субъектами отрасли, формирование сервисов по определению потребности субъектов отрасли, выстраивание каналов цифрового взаимодействия с ними;
5) обеспечение информационного, интеграционного взаимодействия ГИС с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства;
6) создание единой цифровой экосистемы - создание механизмов консультационной, методической и экспертной поддержки различных отраслей по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов цифровой трансформации, формирование базы знаний в сфере цифровых технологий.
Правовая основа разрабатываемой системы
Концепция разработана во исполнение настоящего приказа в целях исполнения полномочий, возложенных на Минэкономразвития России для реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в том числе с целью осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в части осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных федеральными органами власти, анализа социально-экономического развития Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646, на основании статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункта 2(1) требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676.
Правовую основу Концепции составляют:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами";
постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1222 "О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия";
постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия";
поручение Правительства Российской Федерации от 13 июля 2011 г. N ИШ-П2-4778;
приказ ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 "Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)";
приказ Минкомсвязи России от 25 августа 2009 г. N 104 "Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования";
приказ Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти";
приказ Минэкономразвития России от 12 февраля 2010 г. N 53 "Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации";
приказ ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования";
приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";
приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
приказ Минкомсвязи России от 27 июня 2013 г. N 149 "Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования";
приказ ФСБ России от 10 июля 2014 г. N 378 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности";
приказ Минэкономразвития России от 11 марта 2016 г. N 119 "Об официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет";
приказ ФСТЭК России от 29 апреля 2021 г. N 77 "Об утверждении Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.);
Методика оценки угроз безопасности информации (утверждена ФСТЭК России 5 февраля 2021 г.);
Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации (утверждено Гостехкомиссией России 25 ноября 1994 г.);
ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1990 г. N 3469;
ГОСТ Р 51583-2014 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 28 января 2014 г. N 3-ст;
ГОСТ Р 56939-2016 "Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 1 июня 2016 г. N 458-ст;
ГОСТ Р 58412-2019 "Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Угрозы безопасности информации при разработке безопасного программного обеспечения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 21 мая 2019 г. N 204-ст;
ГОСТ Р 2.105-2019 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 29 апреля 2019 г. N 175-ст;
ГОСТ 34.201-2020 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19 ноября 2021 г. N 1521-ст;
ГОСТ 34.602-2020 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19 ноября 2021 г. N 1522-ст;
ГОСТ 59792-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 25 октября 2021 г. N 1284-ст, - в части определения видов испытаний;
ГОСТ Р 59853-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19 ноября 2021 г. N 1520-ст.
Предпосылки создания информационной системы
В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуются процессы цифровой трансформации государственного и коммерческого сектора, предполагающие принципиальное изменение бизнес-моделей за счет использования новых цифровых инструментов и технологий (например, искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных, биометрии).
Ситуация с пандемией коронавируса привела к ускорению перехода на цифровые технологии, онлайн-сервисы и соответствующему изменению моделей оказания услуг и потребительских моделей поведения.
Тем не менее в настоящее время большинство рабочих процессов Минэкономразвития России обслуживаются разрозненными узкоспециализированными информационными системами, не объединенными в единую цифровую платформу. Дальнейшая модернизация имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем, их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию функционала информационных систем, а хаотичная интеграция приведет к усложнению из-за неочевидности влияния изменений в одной информационной системе на данные другой системы.
Отсутствие интеграции информационно-аналитических систем приводит к необходимости повторного ввода одних и тех же данных в различные системы. Интеграция эксплуатируемых в настоящее время информационных систем может решить проблему лишь частично, так как указанные информационные системы не направлены на предоставление данных, необходимых для формирования аналитической информации в требуемом разрезе.
При использовании информационных технологий в сфере государственного управления со стороны Минэкономразвития России на данный момент существует ряд проблемных аспектов, которые являются основным стимулятором для создания и внедрении единой ФГИС:
- отсутствие инструмента мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных ФОИВ;
- отсутствие инструмента анализа состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов;
- наличие дублирующих типовых функций в разных информационных системах;
- отсутствие гибкости в контрактной системе в сфере закупок при реализации новых задач (большой срок жизненного цикла работ от идеи до реализации);
- отсутствие механизмов централизованного управления информационными системами;
- отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных) Минэкономразвития России;
- множественные связи при необходимости интеграции информационных систем между собой.
Наличие указанных проблем снижает результативность предпринимаемых мер по повышению эффективности исполнения полномочий со стороны Минэкономразвития России и приводит к множеству прикладных проблем, требующих решения:
- отсутствие методологических и технологических принципов и средств, обеспечивающих единство подходов к разработке и функционированию автоматизированных информационных систем в части используемой информации, форматов информационного обмена, технических и программных решений;
- отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных, стандартизированного информационного обмена, централизованной базы отраслевой нормативно-справочной информации). Отсутствие единой согласованной модели данных, универсальной модели обмена информацией;
- отсутствие систематизированного сбора/предоставления достоверных данных, высокие трудозатраты на ручной ввод данных в используемые системы, что повышает риски технических ошибок, противоречий, дублирования и искажений;
- отсутствие средств аналитической обработки, моделирования и визуализации отраслевой информации, включая системы искусственного интеллекта;
- невозможность построения современной интегрированной системы на основе одной или через объединение нескольких функционирующих в настоящее время информационных систем ввиду решения специализированных задач каждой из них, отсутствия единства организационных и программно-технических решений, возможности использования единой интеграционной шины унифицированного обмена данными;
- незрелость интеграционных механизмов и инструментов миграции сведений между информационными системами, низкая адаптивность к новым видам сведений, обменным форматам и новым участникам обмена данными.
Таким образом, отсутствует информационно-телекоммуникационная среда, поддерживающая единые принципы, общепринятые стандарты управления данными процессами, позволяющая обеспечить перспективное планирование. На решение обозначенных проблем направлено создание ГИС "Экономика" как информационной системы, обеспечивающей единообразное построение архитектуры и управление данными, находящимися в распоряжении Минэкономразвития России.
Цели и задачи создания информационной системы
Целью создания ГИС является повышение эффективности государственного управления за счет формирования и реализации единой политики создания и применения цифровых технологий, совершенствования информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях управления, существенного сокращения дублирующих информационных потоков, формирования единого информационно-технологического пространства, обеспечение единства (комплексности) принципов создания, внедрения и эксплуатации информационных систем, а также повышение эффективности использования информационных технологий государственными органами.
Основными задачами создания ГИС являются:
- создание платформенных сервисов для повышения достоверности информации за счет получения информации из первичных источников и обеспечение реализации принципа единства ввода информации;
- создание единого информационного пространства (централизованной базы данных, стандартизированного информационного обмена, централизованной базы отраслевой нормативно-справочной информации);
- автоматизация процесса анализа состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов, призванного оптимизировать предоставление макро- и микроэкономических сведений по различным секторам экономики и обеспечить оперативный экономический анализ;
- автоматизация хранения информационно-аналитических материалов, разрабатываемых сотрудниками Минэкономразвития России;
- автоматизация сбора, аналитики и обмена информацией с организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности;
- автоматический сбор отчетности (данных) с широкого круга поставщиков информации в соответствии с настраиваемыми формами сбора данных (отчетности), а также согласование данных в автоматическом режиме, мониторинг хода заполнения форм сбора, пакетная загрузка данных, управление процессами обработки, выверка и корректировка данных, построение отчетов;
- автоматическая сортировка, отображение большого объема данных в виде аналитических панелей, генерация аналитических справок и произвольных отчетов;
- организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межрегиональное взаимодействие;
абзац утратил силу. - Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 739;
- повышение эффективности внутренних коммуникаций между работниками Министерства за счет предоставления персонифицированного доступа к созданному и постоянно наполняемому корпоративному хранилищу структурированной и неструктурированной информации, базам знаний, сервисам Министерства;
- оптимизация и автоматизация внутренних процессов Минэкономразвития России для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия с другими участниками государственного управления;
абзацы четырнадцатый - семнадцатый утратили силу. - Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 739;
- информационно-аналитическая поддержка государственных проектов, направленных на поддержку инновационного развития бизнеса;
- повышение прозрачности государственной политики в области инновационного развития;
- обеспечение качественной оперативной обратной связи о результативности реализации соответствующих программ, сбора и обработки мнений бизнеса о работоспособности тех или иных инициатив;
- повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям и создание необходимых условий для лучшего понимания бизнесом необходимости внедрения инновационных технологий;
абзац утратил силу. - Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 739;
- автоматизация управления документацией проектов цифровой трансформации;
- обеспечение информационной поддержки участников инвестиционной деятельности.
Решение указанных задач в рамках ГИС "Экономика" позволит существенно сократить расходы в будущем на создание и развитие новых информационных систем, расширить публичный доступ к централизованной информации, консолидируемой в периметре ГИС, увеличит возможности ее использования субъектами государственного управления.
и функционирования информационной системы
В результате создания ГИС будут автоматизированы следующие процессы (как существующие, так и перспективные):
- процессы сбора, подготовки, преобразования, загрузки данных из различных источников информации, включая федеральные органы исполнительной власти, ФГИС Национальная система управления данными, публичные источники;
- процессы анализа данных, включая процессы моделирования, прогнозирования, сценарного анализа, проверки гипотез по направлениям деятельности Министерства;
- процессы ведения реестров различного содержания и назначения по полномочиям Министерства;
- процессы формирования сводной отчетности по направлениям деятельности Министерства,
- процессы анализа состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов, призванного оптимизировать предоставление макро- и микроэкономических сведений по различным секторам экономики и обеспечить оперативный экономический анализ;
- процессы планирования к размещению, хранения и предоставления доступа к информационно-аналитическим материалам, разрабатываемым подразделениями Министерства;
- процессы сбора, анализа и обмена информацией с организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности;
- процессы формирования аналитических интерактивных панелей, формирования динамических презентаций и справок по направлениям деятельности Министерства;
- процессы публикации сведений и предоставления доступа к информации в сети "Интернет";
абзацы одиннадцатый - пятнадцатый утратили силу. - Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 739;
- процессы информационно-аналитической поддержки государственных проектов, направленных на поддержку инновационного развития бизнеса;
абзац утратил силу. - Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 739.
Создание ГИС будет осуществляться на основе следующих организационных и информационных принципов:
- обеспечение функционирования информационной системы как совокупности подсистем (модулей);
- полнота, достоверность, актуальность информации при ее размещении в информационной системе, а также своевременность размещения соответствующей информации;
- однократность ввода информации и многократность ее использования;
- открытость и доступность информации, содержащейся в информационной системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации, персональных данных, коммерческой тайны, государственной тайны и обеспечения режима секретности;
- обеспечение оперативного доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационной системы;
- использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации об импортозамещении;
- сокращение объема взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника;
- обеспечение актуальности, достоверности и непротиворечивости данных, содержащихся в государственной информационной системе, единства терминологии, нормативно-справочной информации, системы показателей, включая прозрачность методик формирования аналитических показателей, и регламентов отчетности;
- обеспечение открытости государственной информационной системы для интеграции с другими информационными системами за счет соблюдения единых форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия;
- гибкость и адаптивность государственной информационной системы к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;
- обеспечение защиты содержащихся в государственной информационной системе данных и разграничение прав доступа к ним.
При создании и развитии государственной информационной системы будут соблюдаться базовые принципы:
1) экономическая целесообразность - выбор таких проектных решений (в том числе программных, технических и организационных), которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
2) приоритет использования современных, эффективных подходов, методологий, технических средств, информационных и коммуникационных технологий;
3) типизация проектных решений - унификация и формализация структурных компонентов, процессов функционирования и взаимодействия, ориентация на взаимодействие и кооперацию, а также использование международных правил и протоколов информационного обмена;
4) электронно-административная регламентация - ориентирование на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку документов, регламентируемую стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой операторов;
5) модульность построения программных компонентов - компоновка структуры Системы из сегментов и входящих в них подсистем, обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования характеристик функционирования или адаптации Системы к новым условиям;
6) адаптивность - потенциальная возможность гибкой настройки компонентов ГИС при изменении внешних факторов и появления новых информационно-коммуникационных технологий;
7) консолидация - создание унифицированных хранилищ данных и единого презентационного уровня;
8) технологическое единство - совместимость стандартов, интерфейсов и протоколов, единых правил представления информации для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;
9) достаточность средств защиты информации - соответствие уровня конфиденциальности информации, потребностей пользователей уровню надежности применяемых средств защиты информации при адекватности затрат на обеспечение защиты информации величине возможного ущерба от ее несанкционированного использования;
10) централизованное управление функционированием ГИС.
Принципы обеспечения защиты информации в ГИС должны определяться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации.
Архитектура информационной системы и ее функции
Общая архитектура Системы (рисунок 1) представляет собой модули (реестры, регистры, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие между собой и иными информационными модулями и сервисами, платформами, в том числе внешними информационными ресурсами и системами, необходимые для достижения цели создания Системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.
Концептуально ГИС должна состоять из:
1) подсистемы администрирования и информационной безопасности;
Подсистема администрирования и информационной безопасности будет выполнять функции, предусмотренные в таблице 1.
Функциональные подсистемы будут созданы на базе существующих научно-технических наработок информационных систем Минэкономразвития России с использованием типовых решений. Предварительный вариант целевой структуры ГИС в разрезе ее функциональных подсистем, а также с увязкой функциональности каждой подсистемы с требованиями к ГИС приведен в таблице 2.
Функции подсистемы администрирования
и информационной безопасности
Автоматизируемые функции ГИС в разрезе
ее функциональных подсистем
При размещении сведений в ГИС обеспечиваются следующие принципы:
- проверка электронной подписи уполномоченного лица поставщика информации, а также последующее формирование аналитической и статистической отчетности;
- ответственность участников информационной системы за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в информационной системе или направляемых в рамках информационного взаимодействия с иными участниками информационной системы;
- использование электронной подписи в целях придания юридической значимости сведениям и документам, размещенным в государственной информационной системе;
- обеспечение идентификации, аутентификации и авторизации участников информационной системы с использованием единой системы идентификации и аутентификации и сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи;
- обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационной системы с организацией защиты информации и информационных каналов;
- единство стандартов, классификаторов, технологий, форматов для поставщиков информации при размещении информации в информационной системе, обязательность применения единых справочников, классификаторов и реестров;
- интеграция и взаимодействие государственной информационной системы с иными информационными системами, использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой;
- обеспечение возможности развития и модернизации государственной информационной системы;
- надежность программных и технических средств системы;
- приоритетное применение российского программного обеспечения или свободно распространяемого программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Состав сведений, подлежащих размещению в ГИС, и обоснование выбранного варианта построения ГИС будут также выработаны по результатам обследования на первом этапе работ по созданию ГИС. По результатам первого этапа работ по обследованию Концепция может быть актуализирована в соответствии с полученными сведениями.
Концептуально целевое состояние информационно-аналитического обеспечения и поддержки процессов управления Минэкономразвития России с учетом требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
1) информационно-технологическое взаимодействие (от муниципального до федерального уровня) в едином информационно-технологическом пространстве посредством использования ГИС;
2) информационное и интеграционное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в едином информационно-технологическом пространстве с использованием СМЭВ, в том числе посредством существующих видов сведений;
3) обеспечение информационной безопасности и защиты информации, обрабатываемой в ГИС;
4) развитие информационной поддержки принятия решений в части процессов, курируемых Минэкономразвития России;
5) автоматизацию процессов, курируемых Минэкономразвития России путем создания подсистем специализированной деятельности, обеспечивающих:
- совершенствование процессов аутентификации и идентификации пользователей в целях расширения перечня государственных услуг и электронных сервисов, предоставляемых без личного посещения органов исполнительной власти Российской Федерации;
- информационную безопасность и защиту информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- поэтапный переход на отечественное программное обеспечение при реализации мероприятий создания и развития информационных ресурсов ГИС с учетом требований запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Очередность создания программного обеспечения, формирования,
ведения и развития информационной системы
Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по созданию, ведению и использованию информационной системы, а также достигнутый уровень развития информационных систем поставщиков информации, предполагается осуществление работ поэтапно, на основе планируемых темпов создания и развития информационных систем поставщиков информации, их готовности размещать сведения в информационной ГИС и обеспечивать их защиту.
Создание Системы осуществляется в два этапа (две очереди Системы).
В рамках очереди 1 планируется обеспечить:
1) разработку подсистемы администрирования и информационной безопасности, предназначенной для обеспечения возможности настройки и администрирования подсистем ГИС, обеспечения информационной безопасности и контроля доступа к данным, обрабатываемым в ГИС;
2) разработку стартовой страницы навигации по Системе;
3) разработку подсистемы "Пульс отрасли";
4) разработку подсистемы "Цифровая библиотека";
5) разработку подсистемы государственной поддержки инновационной деятельности;
6) разработку подсистемы аналитики и моделирования;
7) разработку подсистемы информационно-аналитических материалов путем миграции подсистемы аналитики информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0";
8) разработку подсистемы ведения реестров и сбора форм путем миграции подсистемы сбора и хранения данных информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0" (с одновременным развитием);
9) разработку подсистемы "Корпоративная шина обмена данными" путем миграции подсистемы управления корпоративной шиной обмена данными Информационного корпоративного портала Минэкономразвития (с одновременным развитием);
10) разработку технической и эксплуатационной документации на работу Системы в результате ее создания в рамках очереди 1;
11) разработку документации по информационной безопасности;
12) проведение предварительных испытаний Системы, включая квалификационное тестирование прикладного программного обеспечения;
13) проведение пусконаладочных работ;
14) проведение опытной эксплуатации Системы;
15) проведение приемочных испытаний Системы и передача Заказчику исключительных (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.
После окончания работ в рамках очереди 1 Заказчик обеспечит в рамках отдельного контракта аттестацию закрытого и открытого контуров ГИС по требованиям информационной безопасности, а также ввод ГИС "Экономика" очереди 1 в промышленную эксплуатацию.
В рамках очереди 2 планируется обеспечить:
1) развитие подсистемы аналитики и моделирования;
2) развитие подсистемы информационно-аналитических материалов;
3) развитие подсистемы ведения реестров и сбора форм;
4) развитие подсистемы "Пульс отрасли";
5) развитие подсистемы государственной поддержки инновационной деятельности;
6) развитие подсистемы "Корпоративная шина обмена данными";
7) создание подсистемы управления документацией проектов цифровой трансформации путем миграции "Автоматизированной информационной системы управления программами и проектами Минэкономразвития России";
8) разработку технической и эксплуатационной документации на работу Системы в результате ее создания в рамках очереди 2;
9) проведение предварительных испытаний Системы, включая квалификационное тестирование прикладного программного обеспечения;
10) проведение пусконаладочных работ;
11) проведение опытной эксплуатации Системы;
12) проведение приемочных испытаний Системы и передачу Заказчику исключительных (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.
По результатам приемки работ Заказчиком будет обеспечен ввод ГИС "Экономика" в промышленную эксплуатацию и актуализация документов по требованиям информационной безопасности. Ввод в промышленную эксплуатацию обеспечивается на основе аттестата на ГИС "Экономика".
Классификация Системы в соответствии
с требованиями по защите информации
При создании и функционировании ГИС должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность, конфиденциальность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в ГИС.
Подсистема информационной безопасности должна соответствовать приказам ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
В соответствии с "Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, ГИС "Экономика" предполагает следующие классификационные признаки:
- обрабатываются иные категории персональных данных субъектов персональных данных (далее - ПДн);
- обрабатываются ПДн субъектов, не являющихся сотрудниками Минэкономразвития России;
- обрабатываются ПДн менее, чем 100 000 субъектов ПДн;
В соответствии с пунктом 12 "Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, в ГИС "Экономика" необходимо обеспечить 3 уровень защищенности ПДн.
В соответствии с приложением 1 к "Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", утвержденным приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, ГИС "Экономика" предполагает следующие классификационные признаки:
- уровень значимости информации - низкий;
- масштаб системы - региональный.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденным приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, предполагаемый класс защищенности ГИС "Экономика" - К3.
В соответствии с "Требованиями о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования", утвержденными приказом ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489, ГИС "Экономика" относится к информационным системам общего пользования II класса, так как нарушение целостности и доступности информации, содержащейся в ней, не может привести к возникновению угроз безопасности Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности
Задачами обеспечения безопасности информации, формируемой в ГИС, являются:
1) создание организационных и технических решений, обеспечивающих противодействие угрозам безопасности информации для серверного сегмента (открытого и закрытого контуров), ГИС, для сегментов привилегированных и непривилегированных пользователей ГИС;
2) обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по защите информации в государственных информационных системах, в том числе по защите персональных данных и информационных систем общего пользования;
3) организация процесса безопасной разработки программного обеспечения с использованием совокупности мер, направленных на предотвращение появления и устранение уязвимостей в процессах жизненного цикла программного обеспечения информационной системы, включающих проведение экспертизы исходного кода программного обеспечения и работы по выявлению (предотвращению) уязвимостей программного обеспечения, основанных на моделировании (имитации) действий потенциального нарушителя;
4) минимизация рисков нанесения (пресечение, нейтрализация, отражение) субъектам ПДн, интересы которых затрагиваются при использовании объекта защиты, материального ущерба, морального или иного случайного или преднамеренного вреда, а также ущемления их законных прав в результате нарушения заданных характеристик безопасности ПДн;
5) минимизация негативных последствий нарушения одного из свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).
Большинство задач по информационной безопасности может быть централизовано и унифицировано при сервис-ориентированном подходе к созданию ГИС. Задачи по управлению пользователями и их полномочиями в различных подсистемах или при доступе к различным наборам данных должны быть сосредоточены в рамках одного или нескольких ответственных лиц, обладающих полномочиями на их изменение, а предоставление доступа пользователям должно осуществляться через единую точку доступа. Для реализации указанной схемы необходимо рассмотреть возможность использования созданного и развиваемого Минцифры России инструмента для безопасной онлайн-идентификации (ЕСИА), цель которой упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).
Помимо закрытой части информационных ресурсов ГИС предполагается создать наличие компонентов ее инфраструктуры, обращенных к неограниченному кругу пользователей сети "Интернет". Для защиты публичной части ГИС от недобросовестных пользователей, пытающихся нарушить ее работу, должны применяться специальные программно-аппаратные решения, также являющиеся общими для всей информационно-коммуникационной инфраструктуры и соответствующие "Требованиям о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования", утвержденным приказом ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489.
Для работы пользователей с ресурсами ГИС могут применяться автоматизированные рабочие места в различных исполнениях (ПЭВМ, моноблок, ноутбук), обеспечивающие возможность работы пользователей через веб-браузер по каналам связи сети "Интернет", защищенных с применением программных СКЗИ.
С учетом обстоятельств повышенной нагрузки на средства обеспечения безопасности информационных систем, в том числе с учетом повышенных кибератак, необходимым является выполнение требований ФСТЭК России, аналогичных требованиям, предъявляемым к органам власти, среди которых, в частности:
обновление программного обеспечения системы, включая программное обеспечение веб-приложений, веб-сервера, операционной системы веб-сервера, сервера баз данных, системы управления контентом, библиотек и другое используемое программное обеспечение, до актуальных версий, не содержащих уязвимостей, сведения о которых содержатся в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), а также в иных источниках, содержащих сведения об уязвимостях;
обеспечение безопасности процессов развертывания системы на серверах и администрирования Системы (в том числе удаление метаданных при экспорте веб-приложений, защита рабочих мест администраторов и разработчиков). При экспорте веб-приложений Системы из репозитория рекомендуется использовать механизмы, предотвращающие выгрузку метаданных, или удалять директории и файлы с метаданными после их выгрузки;
обеспечение поддержки системой соединения с применением защищенных протоколов сетевого взаимодействия (HTTPS, SSH и другие протоколы). Рекомендуется использовать только актуальные версии таких протоколов. Не рекомендуется использовать ссылки на сайты с заголовками HTTP даже в теле страниц веб-приложения, поскольку при переходе по такой ссылке есть риск перехвата файлов cookie пользователей;
обеспечение фильтрации сетевого трафика с целью исключения возможности подключения внешних пользователей к TCP-интерфейсам систем управления базами данных и интерфейсам удаленного управления компонентами системы. Рекомендуется оставлять доступными для подключения внешних пользователей только веб-интерфейсы 443/TCP (HTTPS) и 80/TCP (с принудительным перенаправлением на порт 443/TCP с HTTPS);
обеспечение фильтрации трафика прикладного уровня с применением средств межсетевого экранирования уровня приложения (web application firewall (WAF), установленных в режим противодействия атакам;
обеспечение устойчивости системы к распределенным атакам, направленным на отказ в обслуживании (DDoS-атакам), с использованием средств защиты от DDoS-атак, реализация защиты и мониторинга DNS серверов, отвечающих за делегирование доменного имени системы;
реализация мониторинга событий безопасности системы, включая мониторинг показателей нагрузки на вычислительные мощности системы, и ведение журналов регистрации событий безопасности;
обеспечение проверки форм, которые могут отправлять и принимать запросы (комментарии, поиск, обратная связь), на наличие уязвимостей межсайтового скриптинга (xss-уязвимостей). В обязательном порядке необходимо проверять все URL, где возможна отправка данных со стороны пользователя (формы комментариев, обратная связь, поиск). Для нейтрализации уязвимостей межсайтового скриптинга необходимо реализовать кодирование входных данных и управляющих HTML-символов, JavaScript, CSS и URL перед отображением в браузере;
исключение возможности применения сервисов подсчета сбора данных о посетителях, сервисов предоставления информации о месторасположении и иных сервисов, разработанных иностранными организациями (например, ReCAPTCHA, YouTube, Google Analytics, Google Maps, Google Translate);
исключение возможности использования встроенных видео- и аудиофайлов, интерфейсов взаимодействия API, "виджетов" и других ресурсов, загружаемых со сторонних сайтов, с заменой их при необходимости гиперссылкой на такие ресурсы;
исключение применения символов переопределения Unicode Bidi (Unicode Bidirectional Algoritm) в комментариях и строках программного кода.
Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов
Основным источником финансирования создания ГИС являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятия федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" по направлению "Организованы научно-методологическая поддержка, мониторинг, создание, развитие, внедрение и эксплуатация новых цифровых технологий (информационных систем) в сфере государственного управления (в том числе для оценки качества оказания государственных (муниципальных) услуг, сопровождения нормотворческого процесса" (КБК 139 04 12 23 1D6 73100 246), а также позиция 2ГФ1.12 ведомственной программы цифровой трансформации Минэкономразвития России, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 декабря 2020 г. N 876 "Создание, развитие информационной системы осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных федеральными органами власти".
При необходимости доработки и развития информационных систем, интегрируемых с ГИС, необходимо предусмотреть следующий порядок их финансирования:
государственные информационные системы субъектов Российской Федерации - за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, выделяемых в рамках реализации федерального проекта;
иные информационные системы - за счет средств правообладателей таких систем, а также за счет иных источников финансирования.
Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов обоснована посредством затратного метода в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, и приведена в приложении 1 настоящей Концепции.
Описание эффекта и степени автоматизации,
ожидаемых от создания Системы
Общественно значимые результаты:
- обеспечение возможности повторного использования гражданами и организациями аналитической информации о социально-экономическом развитии страны и регионов на безвозмездной основе;
- снижение трудоемкости реализуемых полномочий Минэкономразвития России, оптимизация административных процессов исполнения государственных функций;
абзац утратил силу. - Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 739;
- единообразное управление финансовыми и управленческими ресурсами за счет централизации функций;
- устойчивое функционирование подсистем на едином программно-аппаратном комплексе Минэкономразвития России.
Ожидаемый эффект от внедрения ГИС для представителей бизнеса и отраслей, курируемых Минэкономразвития России:
- повышение производительности и эффективности деятельности за счет использования дополнительных источников государственных данных и сервисов предоставления государственных данных;
- увеличение уровня доступности в сети "Интернет" информации о проектах Минэкономразвития России в части реализации государственной программы "Информационное общество" и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
- повышение степени автоматизации процессов осуществления инвестиционной деятельности.
Ожидаемый эффект от внедрения ГИС для органов исполнительной власти Российской Федерации и организаций государственного сектора:
- повышение эффективности исполнения государственных и муниципальных функций и решения государственных задач вследствие снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности государственных данных в государственных информационных системах;
- повышение достоверности собираемых данных и их охвата в рамках информационного взаимодействия с юридическими лицами и физическими лицами;
- увеличение точности планирования и прогнозирования, скорости и качества принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления.
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, обеспечит достижение следующих показателей автоматизации процессов:
- увеличение количества видов субсидий, учет и мониторинг которых реализован в единой ГИС, до 9 единиц к 2025 году;
- увеличение доли данных для сводной статистической отчетности, поступающей путем автоматической загрузки (без ручного ввода) до 65 процентов;
- увеличение количества реестров данных, формируемых Минэкономразвития России и доступных в единой ГИС, до 30 единиц к 2025 году;
- увеличение количества наборов данных, используемых в деятельности Минэкономразвития России и доступных в единой ГИС, до 50 единиц к 2025 году;
- увеличение доли организаций, включенных в единый перечень НКО для осуществления сквозного процесса учета, субсидирования, мониторинга в единой ГИС, до 100% к 2025 году.
к Концепции создания
государственной информационной
системы "Экономика"
ФИНАНСОВЫХ, ТРУДОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СОЗДАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ЭКОНОМИКА"
(ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ)
Основным источником финансирования создания ГИС "Экономика" являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятия федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" по направлению "Организованы научно-методологическая поддержка, мониторинг, создание, развитие, внедрение и эксплуатация новых цифровых технологий (информационных систем) в сфере государственного управления (в том числе для оценки качества оказания государственных (муниципальных) услуг, сопровождения нормотворческого процесса" (КБК 139 04 12 23 1D6 73100 246), а также позиция 2ГФ1.12 ведомственной программы цифровой трансформации Минэкономразвития России, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 декабря 2020 г. N 876 "Создание, развитие информационной системы осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных федеральными органами власти".
При необходимости доработки и развития информационных систем, интегрируемых с ГИС, необходимо предусмотреть следующий порядок их финансирования:
государственные информационные системы субъектов Российской Федерации - за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, выделяемых в рамках реализации федерального проекта;
иные информационные системы - за счет средств правообладателей таких систем, а также за счет иных источников финансирования.
Для разработки технико-экономического обоснования реализации ГИС "Экономика" произведена оценка финансовых, материальных и трудовых ресурсов, включая:
а) необходимые ресурсы на создание Системы с учетом жизненного цикла Системы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", в соответствии с выбранными вариантами архитектурного представления Системы, состава специалистов, их загрузки и длительности на каждом этапе создания Системы;
б) расчет затрат на необходимые вычислительные ресурсы, технические средства, работы по установке и наладке;
в) затраты на закупку средств защиты информации, работы по установке (настройке) СЗИ, аттестации Системы (при необходимости);
г) расчет затрат на миграцию ресурсов, функциональных возможностей и данных действующих информационных систем в ГИС с обеспечением их совместной работы на переходный период;
д) расчет затрат на содержание и эксплуатацию Системы, а также сертификацию средств защиты информации, регистрацию прав интеллектуальной собственности.
Расчет затрат на приобретение программного обеспечения (по лицензионному соглашению прав) набора программных средств для поддержки целевой архитектуры Системы не производился ввиду планируемого использования преимущественно свободно распространяемого программного обеспечения.
Оценка необходимых ресурсов для вывода Системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации не производилась в связи с окончанием срока эксплуатации системы за горизонтом бюджетного планирования.
1.1. Соответствие мероприятий по созданию ГИС "Экономика"
приоритетным направлениям использования и развития
информационно-коммуникационных технологий
По приоритетному направлению N 1 "Использование информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в том числе с применением механизмов получения от граждан и организаций в электронном виде информации о качестве взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами": при создании ГИС "Экономика" в части оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций планируются мероприятия по оптимизации информационных потоков, сокращения временных затрат на получение и обмен информацией за счет стандартизации интеграционных механизмов и инструментов миграции сведений внутри ГИС и между информационными системами.
По приоритетному направлению N 3 "Использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения": возможность использования решений российских производителей в части информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения будет рассмотрена на этапе технорабочего проектирования Системы.
По приоритетному направлению N 4 "Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами": планируется проведение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", включая следующее базовые мероприятия: регламентация жизненного цикла информации; анализ существующих уязвимостей; организация защищенных каналов связи для взаимодействия пользователей и обслуживающего персонала с Системой; создание системы защиты информации ГИС "Экономика"; аттестация ГИС "Экономика" по требованиям Закона N 149-ФЗ; обеспечение защищенного взаимодействия со смежными ГИС через СМЭВ; иерархическое взаимодействие с прочими информационными системами через специализированный шлюз безопасности; обеспечение требуемого уровня защищенности персональных данных.
По приоритетному направлению N 5 "Повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных": по результатам создания инструментов анализа цифровых данных планируется создание единого ресурса, содержащего консолидированные открытые данные, содержащиеся в настоящее время в планируемых к интеграции информационных системах, предназначенных для автоматизации полномочий и функций Минэкономразвития России, а также результатов аналитической обработки и визуализации открытых данных. По результатам выполнения мероприятий по приоритетному направлению N 4 планируется также обеспечить высокую степень доступности и целостности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных. Показатель доступности Системы в режиме промышленной эксплуатации должен соответствовать требованиям приказа ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" для систем с классом защиты "К2".
1.2. Сведения о включении в НФАП программ для ЭВМ,
разработанных в результате реализации Проекта
В национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин решения, касающиеся работ по созданию ГИС "Экономика", найдены не были.
В случае получения в результате реализации Системы уникальных программно-технических решений, после ввода в эксплуатацию Системы указанные решения будут размещены в Национальном фонде алгоритмов и программ (НФАП), что обеспечит возможность использования полученных наработок другими госорганами и бюджетными организациями, снизив расходы на использование информационно-коммуникационных технологий.
2. Ожидаемые затраты на создание Системы
Выбранный метод определения объема финансового обеспечения мероприятия - затратный метод.
Невозможность применения других методов определения объема финансового обеспечения мероприятия обосновывается следующим:
метод анализа рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг - отсутствием действующих рыночных цен по предмету выполняемого мероприятия;
метод составления смет - отсутствием сметных цен по предмету выполняемого мероприятия;
нормативный метод - отсутствием нормирования цен по предмету выполняемого мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
тарифный метод - в связи с тем, что цены по предмету выполняемого мероприятия не подлежат государственному регулированию и не установлены правовыми актами Российской Федерации;
метод анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой, метод удельных показателей, параметрический метод - отсутствием действующих цен на аналогичные, однородные (сопоставимые) предмету выполняемого мероприятия работы, услуги;
метод анализа цен, содержащихся в реестре контрактов, заключенных по итогам осуществления закупок - в связи с отсутствием аналогичных закупок.
Расчет плановых затрат производился исходя из состава мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта:
1. Затраты на оплату труда и начисления по оплате труда по направлениям:
- разработка технических требований на Систему и ее части;
- разработка технических решений;
- разработка рабочей документации на Систему и ее части;
- ввод системы в эксплуатацию;
2. Обеспечение функционирования Системы вычислительными ресурсами и средствами защиты информации.
2.1. Расчет затрат на оплату труда и начислений
по оплате труда
Расчет затрат на оплату труда при выполнении работ по созданию ГИС в 2022 - 2024 годах и поддержку (включая доработку по результатам комплексной отладки и корректировки НПА) Системы производится затратным методом путем определения стоимости трудозатрат с учетом накладных расходов, страховых взносов и плановой рентабельности.
Исследование по определению стоимости работ по созданию и внедрению Системы осуществлялось с учетом требований следующих нормативно-правовых актов: Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); ГОСТ 24.202-80 "Требования к содержанию документа "Технико-экономическое обоснование создания АСУ".
В настоящем обосновании использованы сведения о размере среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника по Российской Федерации.
Согласно данным Росстата (Сервис "Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) https://fedstat.ru/indicator/57824 за январь - декабрь 2020 года), по состоянию на январь - декабрь размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника в 2020 году по виду деятельности "62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" по Российской Федерации составляет 114 932,3 рубля.
Также при расчете использовался размер тарифа страхового взноса, определенный в соответствии с положениями части 2 статьи 12, части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Применены следующие тарифы взносов:
в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,0 процента;
в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процентов;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
С учетом тарифа страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% суммарно страховые взносы составляют 30,2% от объема затрат на оплату труда по всем работам и услугам.
Фонд оплаты труда на 2022 - 2024 годы скорректирован с учетом Индекса потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ принят в соответствии с "Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", опубликованным Минэкономразвития России (htts://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2022_god_i_na_planovyy_period_2023_i_2024_godov.html), а также прогнозным уровнем инфляции, установленным статьей 1 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Накладные расходы определены исходя из деловой практики, по состоянию на 2021 год доля накладных расходов составляет 20% от прямых затрат и представлена по статьям:
Расходы на организованный набор работников, подготовку и переподготовку специалистов | ||
Оплата бухгалтерских, информационных, консультационных, банковских, транспортных и курьерских услуг | ||
В целях определения обычной прибыли в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (пункт 7.4), проведен сравнительный анализ контрактов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов для государственных нужд.
По результатам анализа значение обычной прибыли вышеназванных работ составило 15%.
2.2. Расчет затрат вычислительные ресурсы и мощности
Цена услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и мощностей определена на основании действующего контракта от 16 июля 2021 г. N 96/21 на оказание в 2021 году услуг по предоставлению информационно-технологических сервисов для целей обеспечения функционирования федеральных органов исполнительной власти и организаций в здании правительственного комплекса, расположенном в г. Москве, Пресненская наб., д. 10, строение 2 (Башня 2), на территории Московского международного делового центра "Москва-Сити", заключенного между Федеральным казенным учреждение "Центр поддержки" и Публичным акционерным общество "Ростелеком". Реестровый номер контракта - 1770603393121000036, идентификационный код закупки (ИКЗ) - 211770603393177030100100630370000000, источник - Единая информационная система в сфере закупок, https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770603393121000036&contractInfoId=66738936.
Таблица 1. Расчет фонда оплаты труда (ФОТ), необходимого
для выполнения работ по созданию ГИС Экономика
в 2022 - 2024 гг. и эксплуатации с 2023 г. затратным методом
Таблица 2 и 3. Расчет ФОТ, необходимого для разработки
требований к ГИС Экономика затратным методом
2. Разработка и согласование модели угроз безопасности информации | ||||||||||||||
Таблица 3 и 4. Расчет ФОТ, необходимого для разработки
технических решений к ГИС Экономика затратным методом
Подготовка и оформление документации на поставку (закупку) изделий для комплектования системы | ||||||
Документы, описывающие технические решения в соответствии с требованиями ТЗ. | ||||||
1. Подготовка и оформление документации на поставку (закупку) изделий для комплектования системы | ||||||||||
Таблица 5 и 6. Расчет ФОТ, необходимого для разработки
рабочей документации на Систему затратным методом
Документация, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях, указанных в п. 6 ПП РФ 676. Документы: общее описание системы, рук-во пользователя, рук-во администратора, ПМИ | ||||||
Разработанный документ "Общее описание системы", рук-во пользователя, рук-во администратора, ПМИ | ||||||
Программа и методика испытаний (предварительных, приемочных) | Разработанный документ "Программа и методика предварительных испытаний", "Программа и методика приемочных испытаний" | |||||
Таблица 7 и 8. Расчет ФОТ, необходимого для разработки
и адаптации программного обеспечения затратным методом
4. Модуль управления и нормативно-справочной информацией (1 усл. ед. работы) | ||||||||||||||||||
Таблица 9 и 10. Расчет ФОТ, необходимого для ввода Системы
в эксплуатацию затратным методом
2. Оформление прав на использование компонентов системы, являющихся объектами интеллектуальной собственности | 4. Проведение мероприятий по аттестации системы требованиям защиты информации | |||||||||||||||||
8. Разработка и утверждение правового акта (документа) о вводе системы в эксплуатацию. | ||||||||||||||||||
Таблица 11 и 12. Расчет ФОТ, необходимого для эксплуатации
Системы затратным методом
Таблица 13 и 14. Расчет стоимости услуг по предоставлению
вычислительных ресурсов и мощностей для Системы.
(3 мес) | ||||||
Таблица 15. Размер ФОТ различных специалистов
непроизводственного персонала с учетом инфляции
Классификатор ОКВЭД 2 (62.0) | ||||||||||||
Общая расчетная сумма всех плановых затрат по Проекту создания ГИС "Экономика" на 2022 - 2024 годы составила 649 028,73 тыс. рублей.
С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с созданием Системы, общая расчетная сумма плановых затрат на 2022 - 2024 годы на создание программного обеспечения, внедрение, управление реализацией составила 464 872,00 тыс. руб (Таблица 16).
С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с сопровождением Системы, общая расчетная сумма плановых затрат на 2023 - 2024 годы на техническую поддержку и необходимое сопровождение составила 91 700,90 тыс. руб (Таблица 17).
Дополнительно, в процессе эксплуатации возникают новые требования к Системе, обусловленные непрерывным развитием бизнес-процессов и все возрастающими общими требованиями к базовым и функциональным подсистемам. Продолжается работа над повышением производительности отдельных сервисов, исправлением обнаруженных ошибок, добавлением новых функций при внесении изменений в нормативную базу.
Общая расчетная сумма плановых затрат на 2022 - 2024 годы на обеспечение Системы вычислительными ресурсами составила 92 455,83 тыс. руб (Таблица 18).
Таблица 16. Расчет сметной стоимости выполнения работ
по созданию ГИС Экономика в 2022 - 2024 годах
и эксплуатации в 2023 - 2024 г.
Прямые расходы (Расходы на ФОТ + Отчисления в страховые фонды + Оборудование + Прочие прямые расходы) = 1.1.1. + 1.1.2. + 1.1.3. | |||||
Таблица 17. Расчет сметной стоимости выполнения работ
по эксплуатации ГИС Экономика в 2023 - 2024 г.
Прямые расходы (Расходы на ФОТ + Отчисления в страховые фонды + Оборудование + Прочие прямые расходы) = 2.1.1. + 2.1.2. + 2.1.3. | |||||
Таблица 18. Расчет сметной стоимости услуг по предоставлению
вычислительных ресурсов для ГИС Экономика в 2022 - 2024 г.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления