Постановление Правительства РФ от 24.07.2021 N 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 июля 2021 г. N 1264
ОБМЕНА ДОКУМЕНТАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, а также организациям, осуществляющим публично значимые функции, использовать Правила, утвержденные настоящим постановлением.
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 284);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 63 "О внесении изменений в Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 5, ст. 808).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2021 г.
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2021 г. N 1264
ОБМЕНА ДОКУМЕНТАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок информационного взаимодействия посредством обмена документами в электронном виде федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также организаций, осуществляющих публично значимые функции (далее - участники информационного взаимодействия), в случае, если указанные участники осуществили присоединение к системе межведомственного электронного документооборота.
2. В настоящих Правилах под документом в электронном виде понимается электронный документ, состав реквизитов которого определяется в соответствии с правилами делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, установленными Федеральным архивным агентством в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
3. Документы в электронном виде, используемые в процессе информационного взаимодействия, создаются в ходе деятельности участников информационного взаимодействия с использованием имеющихся у них систем электронного документооборота в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов участников информационного взаимодействия, устанавливающих правила (порядок) документирования, документооборота и использования документов.
4. Обмен документами в электронном виде между участниками информационного взаимодействия осуществляется посредством системы межведомственного электронного документооборота, а также систем электронного документооборота участников информационного взаимодействия, подключенных к системе межведомственного электронного документооборота, образующих вместе с ней транспортную шину, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
5. При отсутствии возможности использования транспортной шины информационное взаимодействие осуществляется с использованием съемного машинного носителя информации.
6. Единицей передачи информации через транспортную шину является транспортный контейнер документа в электронном виде (далее - транспортный контейнер), гарантированная доставка которого обеспечивается за счет соблюдения процедуры обмена и подтверждается технологическим электронным сообщением (далее - транспортная квитанция).
7. Организатор межведомственного электронного документооборота (далее - организатор), определенный в соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 754 "Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота", обеспечивает взаимодействие участников межведомственного электронного документооборота, а также является оператором головного узла межведомственного электронного документооборота.
8. Участники информационного взаимодействия, имеющие собственные узлы межведомственного электронного документооборота и обеспечивающие информационное взаимодействие участников, не имеющих собственных узлов межведомственного электронного документооборота, являются для таких участников операторами информационного взаимодействия (далее - оператор).
9. Организатор ведет глобальный адресный справочник участников информационного взаимодействия в соответствии с требованиями порядка информационного взаимодействия при ведении глобального адресного справочника согласно приложению N 1.
10. Организатор ведет и рассылает участникам информационного взаимодействия актуальные справочники в соответствии с требованиями порядка, предусмотренного приложением N 1 к настоящим Правилам, необходимые для формирования транспортных контейнеров и электронных сообщений. Технологические регламенты создания, формирования и рассылки, а также технические требования к структуре данных и формату таких справочников определяются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации в технических требованиях к порядку ведения нормативно-справочной информации системы межведомственного электронного документооборота.
11. Транспортный контейнер содержит следующие основные элементы:
а) файл описания транспортного контейнера, являющийся обязательным элементом. Для передачи транспортного контейнера посредством транспортной шины файл описания транспортного контейнера дополняется описанием электронного сообщения в соответствии с положениями и регламентами эксплуатации используемой транспортной шины;
б) файл (файлы) обязательных элементов документа в электронном виде. Формат документа в электронном виде определяется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации в требованиях к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций (далее - требования к взаимодействию);
в) файл контроля целостности содержимого транспортного контейнера, сформированный в соответствии с требованиями к взаимодействию, являющийся обязательным элементом;
г) файл (файлы) необязательных элементов документа в электронном виде (необязательных приложений) в соответствии с требованиями к взаимодействию.
12. При обмене документами в электронном виде между участниками информационного взаимодействия выполняются следующие процедуры:
а) формирование транспортного контейнера в системе электронного документооборота отправителя. Формат транспортного контейнера определяется в соответствии с требованиями к взаимодействию;
б) гарантированный обмен транспортными контейнерами между системами электронного документооборота участников информационного взаимодействия посредством транспортной шины;
в) проверка оператором транспортного контейнера. Оператор не позднее одного часа с момента получения транспортного контейнера обеспечивает проверку его целостности (отсутствие изменений содержимого с момента формирования), соответствие файла описания содержимому транспортного контейнера и при наличии технической возможности проверку на отсутствие в нем вредоносных программ. В случае отрицательного результата проверки оператор не позднее одного часа с момента проведения проверки направляет отправителю транспортную квитанцию в формате, установленном требованиями к взаимодействию;
г) проверка получателем транспортного контейнера. Получатель не позднее одного часа с момента получения транспортного контейнера:
обеспечивает проверку целостности транспортного контейнера, соответствие файла описания содержимому транспортного контейнера и отсутствие в нем вредоносных программ, проверку на соответствие требованиям к взаимодействию;
по результатам проверки направляет отправителю транспортную квитанцию в формате, установленном требованиями к взаимодействию;
д) извлечение получателем из транспортного контейнера документа в электронном виде, проверка его формата на соответствие требованиям к взаимодействию, проверка возможности его регистрации, проверка действительности электронной подписи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об электронной подписи. При положительном результате проверки полученный документ в электронном виде регистрируется в системе электронного документооборота получателя;
е) направление уведомлений в соответствии с порядком работы с уведомлениями в процессе обмена документами в электронном виде согласно приложению N 2 в формате, установленном требованиями к взаимодействию.
13. Обязательство отправителя в ходе доставки транспортного контейнера считается выполненным после получения транспортной квитанции от получателя с положительным результатом проверки. Обязательство оператора или получателя в ходе доставки транспортного контейнера считается выполненным после отправки транспортной квитанции отправителю по результатам проверки. Организация получения информации о статусе прохождения транспортного контейнера предусматривает передачу транспортных квитанций оператором или получателем по результатам проверки, предусмотренной подпунктами "в" и "г" пункта 12 настоящих Правил.
14. Обязательство получателя в ходе доставки документа в электронном виде считается выполненным после направления отправителю уведомления о регистрации либо уведомления об обоснованном отказе в регистрации. В случае отказа в регистрации документа в электронном виде в системе электронного документооборота получателя таким получателем формируются и направляются отправителю документа в электронном виде соответствующие уведомления с указанием причины отказа в регистрации. Перечень причин отказа в регистрации документов в электронном виде определяется в требованиях к взаимодействию.
15. Отправитель документа в электронном виде при получении уведомления об отказе в регистрации документа в электронном виде в системе электронного документооборота получателя документа в электронном виде или транспортной квитанции с отрицательным результатом проверки принимает меры по устранению причины отказа в регистрации или нарушений в ходе доставки транспортного контейнера и в случае необходимости повторно направляет такой документ получателю документа в электронном виде.
16. Процедура проверки документа в электронном виде, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
17. При возникновении ситуаций, не предусмотренных процедурами обмена документами в электронном виде, участники информационного взаимодействия разрешают возникшие ситуации путем переговоров.
18. При необходимости подписания документа в электронном виде несколькими должностными лицами процедура подписания, в том числе согласование документа в электронном виде и утверждение документа в электронном виде, осуществляется в соответствии с требованиями к взаимодействию.
19. Защита информации при информационном обмене участников информационного взаимодействия с использованием имеющихся у них систем электронного документооборота обеспечивается каждым участником информационного взаимодействия в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
20. При осуществлении информационного взаимодействия допускается обмен документами в электронном виде, содержащими общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обмен между участниками информационного взаимодействия информацией, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется при выполнении ими требований к защите такой информации, установленных в отношении информационных систем электронного документооборота.
21. Участники информационного взаимодействия обязаны:
а) назначить должностных лиц, ответственных за организационные и технические вопросы по обмену документами в электронном виде (далее - ответственное лицо);
б) оперативно информировать оператора о назначении или смене ответственных лиц с указанием их контактов, должностей и сферы ответственности;
в) оперативно информировать оператора об итогах аттестации используемых систем электронного документооборота по требованиям безопасности информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;
г) обеспечить соблюдение установленных форматов документа в электронном виде и транспортного контейнера в соответствии с требованиями к взаимодействию.
а) установить организационно-технические требования к информационным системам участников и порядок присоединения участников информационного взаимодействия;
б) обеспечить информационное взаимодействие между участниками информационного взаимодействия, присоединенными к собственному узлу связи, и другими участниками информационного взаимодействия, присоединенными к системе межведомственного электронного документооборота;
в) оперативно доводить до организатора достоверную информацию о присоединенных к системе межведомственного электронного документооборота участниках информационного взаимодействия в соответствии с порядком, предусмотренным приложением N 1 к настоящим Правилам.
к Правилам обмена документами
в электронном виде при организации
информационного взаимодействия
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ ГЛОБАЛЬНОГО
АДРЕСНОГО СПРАВОЧНИКА
1. Настоящий документ устанавливает процедуры информационного взаимодействия организатора, операторов и участников информационного взаимодействия, определенных Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия" (далее соответственно - организатор, оператор, участник информационного взаимодействия), при ведении глобального адресного справочника (далее - справочник).
2. Технологические регламенты создания, формирования и рассылки, а также требования к структуре данных и формату справочника определяются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации в технических требованиях к порядку ведения нормативно-справочной информации системы межведомственного электронного документооборота (далее - технические требования).
3. Справочник включает следующие сведения:
а) сведения об операторах и участниках межведомственного электронного документооборота, определенных в соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 754 "Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота" (в том числе уникальные идентификаторы, названия организаций, места государственной регистрации юридических лиц), контактная информация ответственных лиц и иная информация в соответствии с техническими требованиями;
б) сведения об участниках информационного взаимодействия (в том числе уникальные идентификаторы участников, названия организаций, места государственной регистрации юридических лиц), контактная информация ответственных лиц, идентификаторы обслуживающих операторов и иная информация в соответствии с техническими требованиями;
в) сведения о подразделениях и должностных лицах участников информационного взаимодействия.
4. Участник информационного взаимодействия должен иметь уникальный идентификатор справочника.
5. При формировании и рассылке справочника участникам информационного взаимодействия выполняются следующие процедуры:
а) операторы предоставляют организатору сведения о присоединенных к ним участниках информационного взаимодействия посредством отправки технологических сообщений в формате, установленном техническими требованиями;
б) участники информационного взаимодействия, имеющие собственные узлы межведомственного электронного документооборота, предоставляют организатору сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего документа (в том числе в случае их изменений), и при наличии технической возможности обеспечивают отправку соответствующих технологических сообщений в формате, установленном техническими требованиями;
в) участники информационного взаимодействия, не имеющие собственных узлов межведомственного электронного документооборота, предоставляют оператору сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего документа (в том числе в случае их изменений);
г) операторы обеспечивают предоставление организатору полученных от присоединенных участников информационного взаимодействия сведений (в том числе в случае их изменений) посредством отправки технологических сообщений в формате, установленном техническими требованиями;
д) организатор формирует справочник в соответствии с поступающими от операторов технологическими сообщениями в формате, установленном техническими требованиями;
е) организатор вносит изменения в справочник после проведения форматно-логического контроля поступающих от операторов технологических сообщений;
ж) организатор производит рассылку обновлений справочника всем участникам межведомственного электронного документооборота посредством отправки технологических сообщений в формате, установленном техническими требованиями;
з) оператор предоставляет информацию справочника всем присоединенным к нему участникам информационного взаимодействия.
6. Оператор отвечает за достоверность предоставляемых организатору сведений о присоединенных участниках информационного взаимодействия.
Участник информационного взаимодействия отвечает за достоверность предоставляемых им сведений для внесения изменений в справочник.
к Правилам обмена документами
в электронном виде при организации
информационного взаимодействия
РАБОТЫ С УВЕДОМЛЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ОБМЕНА ДОКУМЕНТАМИ
В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
1. Информационное взаимодействие в процессе обмена документами в электронном виде обеспечивается путем формирования и направления участниками процесса уведомлений в соответствии с настоящим документом с использованием формата, определенного требованиями к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации (далее - требования к взаимодействию). Изменение порядка направления и пропуск обязательных уведомлений не допускается.
2. Участниками процесса обмена документами в электронном виде являются отправитель документа в электронном виде (далее - отправитель) и получатель документа в электронном виде (далее - получатель).
3. Отправитель направляет получателю документ в электронном виде в порядке, определенном Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия".
4. Отправитель при наличии технической возможности информирует получателя о необходимости выполнения действий с документом путем направления уведомления о постановке на контроль (тип уведомления "Поставлен на контроль"), содержащего следующие сведения о необходимости выполнения получателем действий с документом:
а) дата и время формирования уведомления;
б) краткая информация о документе на контроле;
в) признак того, что документ требует регистрации;
г) признак того, что документ требует исполнения;
д) признак того, что документ требует публикации;
е) информация о содержании, сроке исполнения, об исполнителе поручения (указывается, если поручение относится к документу в целом);
ж) пункт из перечня поручений (указывается, если поручение относится к отдельному пункту документа);
з) уникальный идентификатор, информация о содержании, сроке исполнения, об исполнителе пункта каждого поручения (указывается, если поручение относится к отдельному пункту документа).
5. В случае получения уведомления о постановке на контроль с требованием регистрации или в случае отсутствия уведомления о постановке на контроль получатель информирует отправителя о рассмотрении полученного им документа в электронном виде путем направления одного из следующих обязательных уведомлений (в зависимости от результатов рассмотрения):
а) уведомление о регистрации (тип уведомления "Зарегистрирован"), которое направляется получателем при успешной регистрации входящего документа в электронном виде и содержит следующие сведения:
дата и время формирования уведомления;
краткая информация о входящем документе;
регистрационный номер документа, присвоенный получателем;
дата регистрации документа, присвоенная получателем;
б) уведомление об отказе в регистрации (тип уведомления "Отказано в регистрации"), которое направляется получателем при отказе в регистрации входящего документа в электронном виде и содержит следующие сведения:
дата и время формирования уведомления;
краткая информация о входящем документе;
причина отказа в регистрации (из перечня согласно требованиям к взаимодействию).
6. В случае получения уведомления о постановке на контроль с требованием исполнения получатель при наступлении соответствующих событий в ходе работы с поручениями (по документу в целом или по отдельным его пунктам) направляет следующие уведомления:
а) обязательное уведомление о принятии к исполнению (тип уведомления "Назначен исполнитель"), которое направляется получателем по факту назначения должностного лица, ответственного за исполнение документа (далее - ответственный исполнитель), и содержит следующие сведения:
дата и время формирования уведомления;
краткая информация о документе;
идентификатор поручения из уведомления о постановке на контроль;
сведения о лице, выдающем указание об исполнении документа или поручений;
сведения о руководителе подразделения ответственного исполнителя;
сведения об ответственном исполнителе, включая контактную информацию;
б) обязательное уведомление об изменении в ходе исполнения (тип уведомления "Исполнение"), которое направляется получателем в случае изменения ответственного исполнителя и содержит следующие сведения:
дата и время формирования уведомления;
краткая информация о документе;
идентификатор поручения из уведомления о постановке на контроль;
сведения о документе, на основании которого изменился ответственный исполнитель;
сведения об ответственном исполнителе, включая контактную информацию;
в) необязательное уведомление о подготовке доклада (тип уведомления "Доклад подготовлен"), которое направляется получателем по факту подготовки и передачи на подписание доклада по поручению и содержит следующие сведения:
дата и время формирования уведомления;
краткая информация о документе, содержащем поручение;
идентификатор поручения из уведомления о постановке на контроль;
сведения о должностном лице, получившем доклад на подпись;
г) обязательное уведомление о направлении доклада (тип уведомления "Доклад направлен"), которое направляется получателем по факту направления доклада об исполнении и содержит следующие сведения:
дата и время формирования уведомления;
краткая информация о документе, содержащем поручение;
идентификатор поручения из уведомления о постановке на контроль;
сведения об исходящем документе с докладом об исполнении.
7. В случае получения уведомления о постановке на контроль с требованием официального опубликования документа получатель направляет обязательное уведомление об опубликовании документа (тип уведомления "Опубликование"), которое направляется получателем по факту опубликования документа и содержит следующие сведения:
а) дата и время формирования уведомления;
б) краткая информация об опубликованном документе;
в) регистрационные данные опубликованного документа;
д) источник официального опубликования.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления