Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 28.06.2004) "О референдуме Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственной Думой
7 июля 1995 года
Советом Федерации
3 октября 1995 года
Статьи 1 - 7. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 8. Инициатива проведения референдума Российской Федерации
Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;
2) утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Части вторая - третья утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Статья 9. Порядок реализации инициативы граждан Российской Федерации о проведении референдума Российской Федерации
Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации.
Если сбор подписей предполагается и среди граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы.
Части четвертая - девятая утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. В случае вынесения на референдум Российской Федерации законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого собирались подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального конституционного закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляется также инициативной группе.
Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующим консульским учреждением Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченным инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Части пятнадцатая - шестнадцатая утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Статья 10. Подписной лист референдума Российской Федерации
В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации (подписном листе) указываются:
1) наименование субъекта Российской Федерации, где проводится сбор подписей граждан Российской Федерации (в случае, предусмотренном частью второй статьи 9 настоящего Федерального конституционного закона, в подписном листе указывается иностранное государство, на территории которого проводится сбор подписей проживающих там граждан Российской Федерации);
2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации и наименование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, которая зарегистрировала инициативную группу;
3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации;
4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в референдуме Российской Федерации, его подпись и дата подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в Приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.
Статьи 11 - 12. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статьи 13 - 30. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Глава IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
Статьи 31 - 41. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 42. Утратила силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 43. Утратила силу. - Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ.
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
10 октября 1995 года
N 2-ФКЗ
___________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации, где собираются
подписи граждан; если подписи граждан Российской Федерации
собираются за пределами Российской Федерации, указывается
соответствующее иностранное государство)
__________________________________________________________
(наименование общероссийского общественного объединения,
образовавшего инициативную группу; заполняется
в соответствующем случае)
┌────────────────┬───────────┬───────────────────────────────────┐ │ Номер │ Дата │Наименование избирательной комиссии│ │регистрационного│регистрации│ субъекта Российской Федерации, │ │ свидетельства │ │ которая зарегистрировала │ │ │ │ инициативную группу │ ├────────────────┼───────────┼───────────────────────────────────┤ │ │ │ │ └────────────────┴───────────┴───────────────────────────────────┘
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении референдума Российской Федерации с формулировкой вопроса (вопросов):
_________________________________________________________________.
┌───┬─────────────┬────────┬──────────┬──────────┬───────┬───────┐ │ N │Фамилия, имя,│ Дата │Адрес мес-│ Серия и │ Дата │Подпись│ │п/п│ отчество │рождения│та житель-│номер пас-│подписи│ │ │ │ │ │ ства │порта или │ │ │ │ │ │ │ │заменяюще-│ │ │ │ │ │ │ │го его до-│ │ │ │ │ │ │ │ кумента │ │ │ ├───┼─────────────┼────────┼──────────┼──────────┼───────┼───────┤ │ 1 │ │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────┼────────┼──────────┼──────────┼───────┼───────┤ │ 2 │ │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────┼────────┼──────────┼──────────┼───────┼───────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ . . . │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼─────────────┼────────┼──────────┼──────────┼───────┼───────┤ │10 │ │ │ │ │ │ │ └───┴─────────────┴────────┴──────────┴──────────┴───────┴───────┘ Подписной лист удостоверяю:___________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы:_______________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы) (подпись и дата)
1. Если на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона на территории Российской Федерации образована и зарегистрирована в соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" инициативная группа для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума (далее - инициативная группа), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона проверяет соответствие вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации (пункт 1), а также Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации (пункт 2). При этом частью четвертой статьи 12 данного Федерального конституционного закона в первоначальной редакции предусматривалось, что проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.
4. Вопросы назначения, подготовки и проведения референдума Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Нормы настоящего Федерального закона, регулирующие эти вопросы, действуют в части, не противоречащей указанному Федеральному конституционному закону.
Для целей настоящего Федерального закона под нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах понимается несоблюдение требований Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных законов о выборах федеральных органов государственной власти, законов субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии.
2. По буквальному смыслу пункта "б" статьи 84 Конституции Российской Федерации, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации устанавливаются самой Конституцией Российской Федерации. Данное правомочие Президента Российской Федерации конкретизировано в статьях 109 (часть 1), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации. В силу Конституции Российской Федерации никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу. Исходя из этого, Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы (пункт 2 части второй статьи 3).
В соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации устанавливает следующий порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума для финансирования избирательных кампаний по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также для подготовки и проведения референдума Российской Федерации, обеспечения деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий.
Косвенное подтверждение недопустимости возложения на избирателей подобных функций содержится и в Федеральном конституционном законе "О референдуме Российской Федерации", которым запрещается выносить на референдум (а значит, решать путем всенародного голосования) вопросы о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и Федерального Собрания, в том числе и потому, что для принятия таких решений предусмотрены как особые процедуры, так и иные субъекты.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления