Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 18.02.2020 N АКПИ19-1026

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2020 г. N АКПИ19-1026

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Сибиле Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Политической партии "Против всех",

установил:

Политическая партия "Против всех" (далее также - Партия) создана 27 мая 2012 г. на учредительном съезде Партии. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 16 ноября 2012 г. под основным государственным регистрационным номером 1127799023824. Действующий Устав Политической партии "Против всех" принят на учредительном съезде 27 мая 2012 г.

Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель политического совета (председатель Партии) Михальченков Павел Владимирович.

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ссылаясь на то, что согласно письменной информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) Партия в течение семи лет подряд не принимала участия в выборах в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях".

Партия, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в лице председателя политического совета (председателя Партии) Михальченкова П.В. письменно заявила о рассмотрении дела без участия ее представителя и о признании требования административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Анохина Е.С. поддержала административный иск.

Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Анохиной Е.С., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях".

Согласно пункту 1 статьи 38 поименованного закона контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Уполномоченным федеральным органом является Министерство юстиции Российской Федерации, которое в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Министерством юстиции Российской Федерации установлено, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях".

Регулируя общественные отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией политических партий, Федеральный закон "О политических партиях" в статье 37 устанавливает, когда политическая партия признается участвующей в выборах.

Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "а"); выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации (подпункт "в"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "г.1"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "д"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт "е").

Согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), представленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в письме от 19 ноября 2019 г. N 06-05/13139, Партия в период с 16 ноября 2012 г. по 16 ноября 2019 г.:

- не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

- не участвовала в выборах Президента Российской Федерации;

- не участвовала в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в 2 субъектах Российской Федерации (Ивановская область, Костромская область), что составляет менее 20 процентов субъектов Российской Федерации;

- выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 2 субъектах Российской Федерации (Ивановская область, Новосибирская область), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Партия в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях" не принимала, следовательно, имеются правовые основания для ее ликвидации. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 этой статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 этого закона.

Исходя из положений подпункта "в" пункта 3, пункта 4 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 приведенного закона; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.

Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона "О политических партиях").

В силу абзаца первого пункта 7 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным федеральным законом.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Политическую партию "Против всех" (основной государственный регистрационный номер 1127799023824), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления