Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2024 N 2-КГ24-1-К3 (УИД 35RS0012-01-2022-002154-79)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 апреля 2024 г. N 2-КГ24-1-К3

УИД 35RS0012-01-2022-002154-79

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 апреля 2024 г. кассационную жалобу Морозова Виталия Владимировича на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 17 ноября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 марта 2023 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2023 г.

по делу N 2-662/2022 Грязовецкого районного суда Вологодской области по иску администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области к Морозову Виталию Владимировичу о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области (далее также - администрация) 11 октября 2022 г. обратилась в суд с иском к Морозову В.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

В обоснование заявленных требований администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области ссылалась на то, что постановлением главы Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 28 февраля 2017 г. N 65 Морозов В.В. был включен в список граждан (в том числе молодых семей и молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Грязовецкого муниципального района Вологодской области по категории "молодая семья" в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", и подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 г. N 1222.

18 марта 2019 г. между администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области и Морозовым В.В. заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, по условиям которого на Морозова В.В. (участника программы) возложена обязанность использовать полученную социальную выплату по целевому назначению, построить жилое помещение (жилой дом), пригодное для постоянного проживания, оформить его в собственность в течение трех лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, работать по трудовому договору в сельской местности не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства.

19 августа 2019 г. департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Морозову В.В. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее также - социальная выплата) в размере 1 486 800 руб., из которых средства федерального бюджета составили 432 763,30 руб., средства областного бюджета - 979 696,70 руб., средства местного бюджета - 74 340 руб. Социальная выплата в общей сумме 1 486 800 руб. была перечислена на банковский счет Морозова В.В. 2 сентября 2019 г.

По условиям договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья Морозов В.В. был обязан оформить жилое помещение в собственность до 19 августа 2022 г.

Распоряжением руководителя администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 9 августа 2022 г. N 551-р создана комиссия по проведению осмотра объекта капитального строительства по адресу: <...>. По результатам выездной проверки комиссией проведен осмотр объекта недвижимости по названному адресу и составлен акт от 23 августа 2022 г. об отсутствии на указанном объекте фундамента, стен, окон, крыши, полов, дверей, коммуникационных и инженерных сооружений.

По мнению администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области, Морозов В.В. не исполнил условия договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, а именно не выполнил обязательство по строительству жилого дома, то есть со стороны Морозова В.В. имеется нецелевое использование бюджетных средств в виде предоставленной ему социальной выплаты, в связи с чем истец с учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд взыскать с Морозова В.В. в пользу администрации предоставленную ему социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 486 800 руб.

Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 17 ноября 2022 г. исковые требования администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области удовлетворены. Суд взыскал с Морозова В.В. в пользу администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области средства в размере предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 486 800 руб. С Морозова В.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 15 634 руб.

Определением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 2 февраля 2023 г. произведена замена ответчика по делу - администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области на ее правопреемника - администрацию Грязовецкого муниципального округа Вологодской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 марта 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2023 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Морозовым В.В. ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Грязовецкого районного суда Вологодской области от 17 ноября 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 марта 2023 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2023 г., принятых по делу, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 9 января 2024 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 27 февраля 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что обстоятельства дела по иску администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области к Морозову В.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности надлежащим образом судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались и, соответственно, в судебных постановлениях не изложены.

Между тем из материалов дела следует, что Морозов В.В. с 17 октября 2018 г. зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского фермерского хозяйства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16 июня 2014 г. Морозов В.В. является собственником земельного участка (кадастровый номер: <...>) общей площадью 3 300 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), расположенного по адресу: <...> сельской администрации.

17 февраля 2017 г. Морозов В.В. обратился в администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодая семья", в котором указал, что жилищные условия планирует улучшить путем приобретения жилого помещения в муниципальном образовании "Комьянское". В составе семьи указал жену Морозову В.В., детей Морозову Я.В. и Морозову В.В.

Решением комиссии по формированию списка граждан (в том числе молодых семей и молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Грязовецкого муниципального района, оформленным протоколом от 28 февраля 2017 г. N 2, Морозов В.В. включен в список граждан (в том числе молодых семей и молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Грязовецкого муниципального района по категории "молодая семья".

Постановлением главы Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 28 февраля 2017 г. N 65 Морозов В.В. включен в список граждан (в том числе молодых семей и молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Грязовецкого муниципального района по категории "молодая семья" в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", и подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 г. N 1222.

31 января 2018 г. администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области Морозову В.В. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: <...>.

19 марта 2018 г. Морозов В.В. обратился в администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" по категории "молодая семья", в котором указал, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства жилого дома в муниципальном образовании "Комьянское". В составе семьи указал жену Морозову В.В., детей Морозову Я.В. и Морозову В.В.

18 марта 2019 г. между администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области и Морозовым В.В. (участник программы) заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (далее также - договор).

Согласно пункту 2 договора администрация вручает свидетельство, подтверждающее право получения участником программы социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья. Свидетельство предоставляет участнику программы право заключить договор банковского счета и открыть банковский счет в кредитной организации (подпункт 2.1.1); перечисляет социальную выплату из бюджета района на банковский счет участника программы, открытый в кредитной организации (подпункт 2.1.3); дает заключение кредитной организации о перечислении средств с банковского счета участника программы на счета, указанные в договорах, представленных участником программы (подпункт 2.1.4).

Пунктом 2.2 договора определено, что участник программы обязуется использовать полученную социальную выплату по целевому назначению (подпункт 2.2.2); обязуется приобрести или построить жилое помещение (жилой дом), пригодное для постоянного проживания, обеспеченное централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение), общая площадь которого в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Построенное или приобретенное жилое помещение (в том числе с использованием жилищного кредита (займа) должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (подпункт 2.2.3); при строительстве жилого помещения участник программы обязуется оформить жилое помещение в собственность в течение трех лет с даты выдачи свидетельства (подпункт 2.2.4).

Согласно положениям подпункта 2.1.5 пункта 2.1 договора администрация имеет право истребовать в судебном порядке от участника программы средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения участником программы обязательства, предусмотренного в подпункте 2.2.4 пункта 2.2 договора.

19 августа 2019 г. департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Морозову В.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 486 800 руб., из которых средства федерального бюджета составляют 432 763,30 руб., средства областного бюджета - 979 696,70 руб., средства местного бюджета - 74 340 руб. В свидетельстве указано, что предоставленная социальная выплата направляется на строительство жилого дома.

2 сентября 2019 г. в операционном офисе Санкт-Петербургского регионального филиала ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" на имя Морозова В.В. открыт счет для перечисления в рамках целевой программы субсидии в сумме 1 486 800 руб.

3 сентября 2019 г. между ООО "Технологии строительного управления" в лице генерального директора Сучкова Д.Е. (поставщик) и Морозовым В.В. (покупатель) заключен договор поставки N 78, предметом которого является обязательство поставщика передать в собственность покупателя, а покупателя - принять и оплатить товары (изделия) в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с накладными, являющимися неотъемлемой частью договора. Стоимость договора включает стоимость материалов и стоимость выполненных работ. Сроки выполнения работ с 30 сентября по 20 октября 2019 г. Цена договора составляет 370 000 руб., покупатель производит 100-процентную предоплату за товар путем перечисления на расчетный счет поставщика всей суммы, причитающейся поставщику по настоящему договору, либо наличными денежными средствами в кассу поставщика.

6 сентября 2019 г. ООО "Технологии строительного управления" Морозову В.В. выставлен счет на оплату N 53 на сумму 370 000 руб. с наименованиями изделий (бетон М-200, арматура 10 мм, подсыпка пгс, гидроизоляция, опалубка, проволока вязальная, саморезы по дереву, опорные столики).

24 сентября 2019 г. между ООО "Технологии строительного управления" в лице генерального директора Сучкова Д.Е. (поставщик) и Морозовым В.В. (покупатель) заключен договор поставки N 79, предметом которого является обязательство поставщика передать в собственность покупателя, а покупателя - принять и оплатить товары (изделия) в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с накладными, являющимися неотъемлемой частью договора. Стоимость договора включает стоимость материалов и стоимость выполненных работ. Сроки выполнения работ с 30 сентября по 20 декабря 2019 г. Цена договора составляет 1 099 960 руб., покупатель производит 100-процентную предоплату за товар путем перечисления на расчетный счет поставщика всей суммы, причитающейся поставщику по этому договору, либо наличными денежными средствами в кассу поставщика.

При этом 23 сентября 2019 г. ООО "Технологии строительного управления" Морозову В.В. выставлен счет на оплату N 54 на сумму 1 099 960 руб. с наименованиями изделий (бревна строганые с чашами и лунным пазом, металлочерепица, паро- и ветрозащита, строительная конструкция из доски, гвозди, утеплитель межвенцовый джут).

11 октября 2019 г. первым заместителем руководителя администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области Морозову В.В. были выданы заключения (разрешения) на перечисление денежных средств с банковского счета Морозова В.В. (участника мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2019 годы" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы") на счет ООО "Технологии строительного управления" для оплаты по договорам поставки от 3 сентября 2019 г. N 78 (счет на оплату от 6 сентября 2019 г. N 53) и от 24 сентября 2019 г. N 79 (счет на оплату от 23 сентября 2019 г. N 54) в размере 370 000 руб. и 1 099 960 руб. соответственно.

1 декабря 2019 г. между ООО "Технологии строительного управления" в лице генерального директора Сучкова Д.Е. (поставщик) и Морозовым В.В. (покупатель) заключен договор поставки N 90, предметом которого является обязательство поставщика передать в собственность покупателя печь из кирпича, а покупателя обязательство принять и оплатить товары (изделия) в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с накладными, являющимися неотъемлемой частью договора. Стоимость договора включает стоимость материалов и стоимость выполненных работ. Сроки выполнения работ с 1 декабря 2019 г. по 5 мая 2020 г. Цена договора составляет 16 840 руб., покупатель производит 100-процентную предоплату за товар путем перечисления на расчетный счет поставщика всей суммы, причитающейся поставщику по этому договору, либо наличными денежными средствами в кассу поставщика.

18 декабря 2019 г. ООО "Технологии строительного управления" Морозову В.В. выставлен счет на оплату N 65 на сумму 16 840 руб. с наименованием изделия "кирпич печной".

19 декабря 2019 г. первым заместителем руководителя администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области Морозову В.В. было выдано заключение (разрешение) на перечисление денежных средств с банковского счета Морозова В.В. (участника мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2019 годы" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы") на счет ООО "Технологии строительного управления" для оплаты по договору поставки от 1 декабря 2019 г. N 90 (счет на оплату от 18 декабря 2019 г. N 65) в размере 16 840 руб.

Из материалов дела также следует, что заочным решением Вологодского городского суда Вологодской области от 17 января 2022 г. удовлетворены исковые требования Морозова В.В. о взыскании с ООО "Технологии строительного управления" предварительной оплаты по договору от 3 сентября 2019 г. N 78 в размере 370 000 руб., неустойки в размере 370 000 руб., процентов за неправомерное удержание денежных средств в размере 31 601,54 руб.

Заочным решением Вологодского городского суда Вологодской области от 24 января 2022 г. удовлетворены исковые требования Морозова В.В. о взыскании с ООО "Технологии строительного управления" денежных средств, оплаченных по договору поставки от 24 сентября 2019 г. N 79, в размере 1 099 960 руб., неустойки в размере 1 099 960 руб., штрафа - 1 099 960 руб.

При рассмотрении гражданских дел по искам Морозова В.В. к ООО "Технологии строительного управления" о защите прав потребителей и взыскании денежных средств по договору поставки судом было установлено, что обязательства по договорам поставки от 3 сентября 2019 г. N 78 и от 24 сентября 2019 г. N 79 ответчиком ООО "Технологии строительного управления" исполнены не были.

28 апреля 2022 г. руководителем администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области в адрес Морозова В.В. направлено уведомление о необходимости в срок до 19 августа 2022 г. представить в отдел социально-экономического развития сельского хозяйства администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области документы, подтверждающие право собственности на построенное жилое помещение в рамках обязательства, определенного подпунктом 2.2.4 договора от 18 марта 2019 г. об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. В уведомлении указано, что в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность, орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Распоряжением руководителя администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 9 августа 2022 г. N 551-р создана комиссия по проведению осмотра объекта капитального строительства по адресу: <...>.

В ходе выездной проверки комиссией администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области проведен осмотр в отношении объекта недвижимости, принадлежащего Морозову В.В. на праве собственности, по результатам которого составлен акт проверки от 23 августа 2022 г. об отсутствии на указанном объекте капитального строительства фундамента, стен, окон, крыши, полов, дверей, коммуникационных и инженерных сооружений.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области о взыскании с Морозова В.В. денежных средств, полученных в виде социальной выплаты на строительство жилого дома, суд первой инстанции сослался на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Морозов В.В. не выполнил обязательство по строительству жилого помещения (жилого дома), пригодного для постоянного проживания, и оформлению его в собственность в срок до 19 августа 2022 г.

Отклоняя доводы Морозова В.В. об использовании им денежных средств социальной выплаты по целевому назначению, суд первой инстанции указал на то, что эти доводы не имеют правового значения, так как при разрешении вопроса об обосновании заявленных требований определяющим обстоятельством является исполнение условий заключенного между сторонами договора от 18 марта 2019 г. о строительстве жилого помещения (жилого дома), регистрации права собственности на него в срок, установленный договором, что ответчиком Морозовым В.В. не исполнено.

Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", согласился с выводами суда первой инстанции о том, что Морозов В.В. не выполнил принятые на себя обязательства, а именно не приступил к строительству объекта (жилого дома), в установленные договором от 18 марта 2019 г. сроки не зарегистрировал право собственности на вновь возведенное жилое строение.

Суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы Морозова В.В. об отсутствии его вины в нарушении обязательств по договору от 18 марта 2019 г., отметив, что Морозов В.В. принял на себя обязательство по целевому использованию меры социальной поддержки, при должной заботливости и осмотрительности имел реальную возможность предвидеть возможные последствия, связанные с неисполнением данного обязательства, отсутствие у Морозова В.В. денежных средств не является основанием для освобождения его от ответственности по их возврату.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения судебными инстанциями норм материального или процессуального права.

1. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 этого федерального закона).

Одной из основных целей государственной аграрной политики согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 данного федерального закона).

Исходя из положений статей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.

В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).

Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" действовала на момент принятия администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области постановления от 28 февраля 2017 г. о включении Морозова В.В. в список граждан (в том числе молодых семей и молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Грязовецкого муниципального района по категории "молодая семья".

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598).

2. Постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 г. N 1222 утверждена Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", в состав которой в целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, включена подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее также - подпрограмма 17), действовавшая на дату заключения между администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области и Морозовым В.В. (получателем социальной выплаты) договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (18 марта 2019 г.)

В рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждены Правила предоставления и расходования субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которыми, в частности, определяются целевое назначение, условия предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Правила).

Согласно пункту 1.1 Правил целью предоставления субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных районов области, включенных в число участников Подпрограммы (далее - муниципальные образования области), связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов (далее - мероприятия), предусматривающих, в частности, предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Положением о порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности и порядке выдачи свидетельств (далее - Положение) (приложение 1 к Правилам).

Субсидии имеют строго целевое назначение и расходуются муниципальными образованиями области исключительно на цели, указанные в пункте 1.1 Правил (пункт 1.2 Правил).

В силу подпункта "б" пункта 2.5 Положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.

Согласно пункту 3.9 Положения, в случае если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается двухсторонний договор (абзац второй пункта 3.9). Существенными условиями договора являются: обязательство члена молодой семьи или молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании области) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (абзац четвертый пункта 3.9); право органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи или молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи или молодым специалистом обязательства, предусмотренного в абзаце четвертом данного пункта (абзац пятый пункта 3.9).

Право участников мероприятий на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - Свидетельство). Свидетельство не является ценной бумагой, срок его действия составляет 1 год с даты выдачи, указанной в Свидетельстве (пункт 5.1 Положения).

Согласно подпункту "б" пункта 5.12 Положения участник Подпрограммы для перечисления социальной выплаты с банковского счета представляет в орган местного самоуправления копии документов на создание объекта индивидуального жилищного строительства, в частности копии на создание объекта индивидуального жилищного строительства: проектной документации; положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости; договоров на выполнение подрядных работ при строительстве жилого дома, актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат, подписанных между подрядчиком и заказчиком, счетов на оплату при строительстве индивидуального жилого дома подрядным способом, выставленных подрядчиком; документов, подтверждающих приобретение строительных материалов и оборудования (в объемах, предусмотренных сметой): договоров, счетов.

Пунктом 5.13 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления проверяет представленные получателем социальной выплаты указанные в пункте 5.12 Положения документы на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в Свидетельстве, и дает заключение кредитной организации о перечислении средств с банковского счета участника Подпрограммы на счета, указанные в договорах.

Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов и оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты (подпункт "г" пункта 5.13 Положения).

Приобретенное или построенное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в Свидетельстве. При строительстве жилого дома получатель социальной выплаты оформляет жилое помещение в собственность в течение трех лет с даты выдачи Свидетельства. Орган местного самоуправления вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (пункт 5.14 Положения).

3. Основными целями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" с учетом направленности государственной политики в области развития сельских территорий являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).

Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).

Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), о достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой", принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и на недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей, проживающих в сельской местности и работающих в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых семей (молодых специалистов), обеспечения им достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка, то есть для выполнения конституционно значимых целей.

Таким образом, исходя из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности и использованием данной выплаты ее получателем в соответствии с целевым назначением этой выплаты, выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено, при разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с получателя социальной выплаты денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты ввиду ее нецелевого использования подлежат учету обстоятельства, связанные с совершением получателем социальной выплаты действий, направленных на улучшение жилищных условий с использованием этой социальной выплаты.

4. Судами первой и апелляционной инстанций приведенные нормативные положения о целях и направлениях использования социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также об основаниях для взыскания в судебном порядке с получателя социальной выплаты средств в размере предоставленной социальной выплаты, к спорным отношениям применены не были, вследствие чего не определены и не приняты во внимание юридически значимые обстоятельства, касающиеся причин нарушения Морозовым В.В. обязательств в рамках договора о предоставлении социальной выплаты, характера совершенных им действий по целевому использованию денежных средств, выделенных ему для строительства жилья, имеющие значение для правильного разрешения требований администрации Грязовецкого муниципального округа Вологодской области к Морозову В.В. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья ввиду неисполнения ответчиком условий договора об обеспечении жильем молодой семьи (обязательства по строительству и оформлению в собственность жилого дома в установленный договором срок).

Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что при определении правовых последствий несоблюдения получателем социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (в данном случае по категории "молодая семья") определенных договором условий ее предоставления, касающихся срока исполнения получателем указанной выплаты обязательств по названному договору (строительство жилого дома, пригодного для постоянного проживания, оформление жилого дома в собственность в течение трех лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности), исходя из критериев разумности и соразмерности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов должны приниматься во внимание обстоятельства, в результате которых при добросовестности действий получателя социальной выплаты (отсутствии со стороны гражданина каких-либо виновных действий) наступили неблагоприятные последствия неисполнения им взятых на себя обязательств по договору об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.

Между тем, как усматривается из материалов дела, Морозов В.В. в ходе разрешения исковых требований администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области о взыскании с него социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в судах первой и апелляционной инстанций последовательно указывал, что в целях соблюдения определенных договором условий предоставления социальной выплаты им были заключены договоры поставки строительных материалов с ООО "Технологии строительного управления", которые были представлены для проверки в администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области. После проверки договоров поставки администрация дала заключения о перечислении кредитной организацией денежных средств с банковского счета Морозова В.В. на счет ООО "Технологии строительного управления", однако ввиду недобросовестных действий представителя названного юридического лица условия договоров поставки исполнены не были, что подтверждено вступившими в законную силу заочными решениями Вологодского городского суда Вологодской области от 17 января 2022 г. и от 24 января 2022 г. При этом сам Морозов В.В. денежными средствами по своему усмотрению не распоряжался, после неисполнения ООО "Технологии строительного управления" условий договоров поставки Морозов В.В., действуя добросовестно, сообщил в администрацию о факте хищения денежных средств, просил изменить сроки исполнения им обязательств по договору о предоставлении социальной выплаты. Однако суды первой и апелляционной инстанций, ограничившись формальным основанием для возможности взыскания с Морозова В.В. социальной выплаты (невыполнение обязательства по строительству жилого дома, пригодного для постоянного проживания, и оформлению его в собственность в срок до 19 августа 2022 г.), приведенным доводам Морозова В.В. о добросовестности его действий, направленных на целевое использование социальной выплаты, и об отсутствии его вины в нарушении обязательств в рамках договора о предоставлении социальной выплаты в нарушение статей 56, 67, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащей правовой оценки не дали.

Взыскивая с Морозова В.В. денежные средства в размере полученной им социальной выплаты, суд первой инстанций не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и недопустимости формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило право Морозова В.В. на судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области о взыскании с Морозова В.В. денежных средств, полученных им в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Вологодской области, нельзя признать соответствующими целям и задачам правового регулирования отношений по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов), изъявивших желание проживать и работать в сельской местности, и предназначению указанной социальной выплаты.

Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Морозова В.В. законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные ими нарушения норм права и формальный подход к разрешению настоящего спора не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 17 ноября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 марта 2023 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 17 ноября < 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 марта 2023 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2023 г. по делу N 2-662/2022 Грязовецкого районного суда Вологодской области отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Грязовецкий районный суд Вологодской области.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления