Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 30.05.2024 N 1179-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Засухина Виталия Николаевича на нарушение его конституционных прав рядом законоположений"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2024 г. N 1179-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ЗАСУХИНА ВИТАЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЙ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Н. Засухина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин В.Н. Засухин оспаривает конституционность положений статей 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах", 18.2 "Общие условия установления страховых взносов", 69 "Требование об уплате задолженности", 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки", 106 "Понятие налогового правонарушения", 108 "Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения", 109 "Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения", 110 "Формы вины при совершении налогового правонарушения", 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)", 255 "Расходы на оплату труда", 346.21 "Порядок исчисления и уплаты налога", 419 "Плательщики страховых взносов", 425 "Тарифы страховых взносов" и 430 "Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам" Налогового кодекса Российской Федерации, статей 6 "Страхователи" и 14 "Права, обязанности и ответственность страхователей" Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также статей 1 "Предмет регулирования настоящего Федерального закона" и 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Как следует из представленных материалов, вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции заявителю отказано в признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом суды пришли к выводу, что налогоплательщиком, применявшим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, неправомерно уменьшена сумма исчисленного налога на сумму страховых взносов, уплаченных им в рамках добровольного пенсионного страхования.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 7, 15 (часть 1), 18, 19 (часть 2), 35 (части 2 и 3), 39 (часть 3), 45, 46 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговым органам отказывать налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, в праве на уменьшение исчисленной суммы налога на суммы уплаченных страховых взносов на добровольное пенсионное страхование, направлять повторные требования об уплате налога без аннулирования первоначальных, привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности при отсутствии вины, а также возлагать обязанность по уплате недоимки во внесудебном порядке.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3). По смыслу приведенных конституционных положений регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания фискальной политики, самостоятельно определяет целесообразность обложения публичными платежами тех или иных экономических объектов, руководствуясь конституционными принципами регулирования экономических отношений.

Так, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения, предполагающая по общему правилу освобождение применяющих ее индивидуальных предпринимателей от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и налога на добавленную стоимость (пункт 3 статьи 346.11); при этом налогоплательщики вправе выбрать один из объектов налогообложения, которыми признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14). Помимо этого федеральный законодатель установил, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму определенных расходов, к которым, в частности, отнесены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункт 3.1 статьи 346.21 того же Кодекса).

Такое нормативное регулирование, принятое федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, направленное на установление специального налогового режима, призванного поддержать индивидуальных предпринимателей и организации, чей доход не превысил установленной величины, предполагающего возможность самостоятельного выбора налогоплательщиком объекта налогообложения и возможность учета лицами, выбравшими объект налогообложения доходы, отдельных законодательно определенных расходов, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

2.2. В силу конституционного предписания об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

Действуя в пределах предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации механизмы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, систему мер налогового контроля, а также ответственность за нарушение соответствующей обязанности (в частности, статьи 69, 101, 106, 108 - 110 и 122). Будучи направленным на упорядочение налоговых правоотношений и обеспечение исполнения налогоплательщиками их конституционной обязанности, данное регулирование не допускает его произвольного применения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Что же касается оспариваемых положений статей 3, 18.2, 255, 425 и 430 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 6 и 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статей 1 и 2 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", то сами по себе они непосредственно не регулируют вопросы порядка уплаты налогов и сборов, в том числе направления требования об уплате налога, а также вопросы учета отдельных расходов при применении упрощенной системы налогообложения и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Следовательно, они также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщика в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Засухина Виталия Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления