КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2020 г. N 2428-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ СЕМЕЙНО-РОДОВОЙ
ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ С. БИЙКА "БИЙ"
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОДПУНКТОМ 5
ПУНКТА 1 СТАТЬИ 39.33 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "Бий" вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Семейно-родовая община коренных малочисленных народов с. Бийка "Бий" оспаривает конституционность подпункта 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.
Как следует из представленных материалов, семейно-родовая община коренных малочисленных народов с. Бийка "Бий" обратилась в уполномоченный государственный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка из земель лесного фонда площадью 5000 га для осуществления такого вида хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, как собирательство, дополнительно указав, что названный вид использования леса предусмотрен пунктом 4 части 1 статьи 25 "Виды использования лесов" Лесного кодекса Российской Федерации - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, но получила отказ. Решением арбитражного суда, вступившим в силу 5 сентября 2020 года, этот отказ признан правомерным. Как отметил суд, семейно-родовая община коренных малочисленных народов с. Бийка "Бий" обратилась за разрешением использовать лесной участок для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений в предпринимательских целях, однако такой вид использования осуществляется на основании договоров аренды лесных участков (часть 4 статьи 34 "Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений" Лесного кодекса Российской Федерации). Также суд указал, что представители заявителя (члены общины) имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и собирать пищевые лесные ресурсы для собственных нужд, осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (часть 1 статьи 11 "Пребывание граждан в лесах" Лесного кодекса Российской Федерации).
По мнению семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "Бий", оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 69, 71 (пункт "в") и 72 (пункт "м" части 1), поскольку лишает коренные малочисленные народы возможности безвозмездно использовать участки лесного фонда, являющиеся их исконной средой обитания, и вести на этих участках традиционный образ жизни, занимаясь собирательством пищевых лесных ресурсов с последующей их реализацией.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 69) и относит защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "м" части 1). Соответственно, условия реализации данных прав определяются федеральным и региональным законодателями, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при определении конкретных мер социальной поддержки коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей, а также при установлении оснований и порядка предоставления данных мер.
Оспариваемое законоположение, принятое в развитие указанных конституционных положений и в рамках полномочий федерального законодателя, предусматривает льготный порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.
Данное исключение связано с тем, что наряду с кругом отношений, регулируемых Земельным кодексом Российской Федерации (статья 3 данного Кодекса), лесные отношения, в том числе случаи и основания для лесопользования на льготных условиях, регламентированы в специальном кодифицированном акте - Лесном кодексе Российской Федерации.
Соответственно, оспариваемое законоположение само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Кроме того, в соответствии со статьей 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации (с учетом изменений, вступивших в силу 4 июля 2020 года по результатам общероссийского голосования) Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а", "б" части 2 той же статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Заявителем представлено только решение суда первой инстанции, что не подтверждает исчерпания таких средств.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы семейно-родовой общины коренных малочисленных народов с. Бийка "Бий", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------