КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 апреля 2024 г. N 1053-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
АГЛИУЛЛИНА РУСЛАНА АНАСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 11 И ПОДПУНКТОМ "Б" ПУНКТА 15
ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
СОТРУДНИКАМ, ПРОХОДЯЩИМ СЛУЖБУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.А. Аглиуллина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин Р.А. Аглиуллин оспаривает конституционность следующих положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369; далее - Правила):
пункта 11, согласно которому при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником;
подпункта "б" пункта 15 о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Как следует из представленных материалов, апелляционным определением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды кассационной инстанции, признано правомерным решение уполномоченного органа о снятии заявителя с учета для получения единовременной выплаты, поскольку его обеспеченность в составе семьи общей площадью жилого помещения превышает установленный норматив. Суды пришли к выводу о необходимости включения в формулу расчета данной обеспеченности не только двухкомнатной квартиры, принадлежащей матери заявителя, в которой зарегистрированы Р.А. Аглиуллин и его родственники, в том числе бабушка, но и жилого помещения, находящегося в собственности последней.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 7 (часть 1), 39 (часть 1) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют относить к членам семьи сотрудника лиц, не являющихся таковыми (бабушек и дедушек) и не упомянутых в данном качестве в части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, а также служат основанием для лишения жилищных гарантий граждан, более 5 лет состоящих на соответствующем учете на основании представленных достоверных документов, в том числе о наличии жилых помещений в собственности у родственников.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал взаимосвязь мер социальной поддержки в жилищной сфере именно с реальной нуждаемостью граждан в жилье, определяемой, помимо прочего, исходя из уровня их обеспеченности жильем в составе семьи, что соответствует природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости (Определения от 26 марта 2020 года N 602-О, от 30 марта 2023 года N 666-О, от 27 июня 2023 года N 1560-О, от 27 февраля 2024 года N 425-О и др.).
С изложенным согласуется и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в его решениях, посвященных вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения разным категориям граждан, о том, что именно часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в ее нормативной связи с иными законоположениями призвана обеспечить реализацию принципа предоставления жилищных гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам (Определения от 28 июня 2022 года N 1586-О, от 27 октября 2022 года N 2804-О, от 28 февраля 2023 года N 329-О, от 27 июня 2023 года N 1555-О, от 20 июля 2023 года N 2000-О и др.).
С учетом изложенного пункт 11 Правил, предписывающий при расчете уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в составе семьи исходить из положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также подпункт "б" пункта 15 Правил о необходимости учета реальной нуждаемости в жилье не только при постановке на соответствующий учет, но и в последующем (до момента предоставления мер социальной поддержки в жилищной сфере) сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды в том числе отметили, что он проживает вместе с бабушкой в одной из комнат в двухкомнатной квартире, при этом отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность проживания кого-либо из членов данной семьи в жилом здании, принадлежащем бабушке.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, включая разрешение вопросов об отнесении конкретного лица к членам семьи собственника жилого помещения и о наличии правовых оснований для снятия граждан с жилищного учета, не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аглиуллина Руслана Анасовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------