Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4356-р <Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 декабря 2022 г. N 4356-р
1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.
3. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации в 2023 - 2026 годах I этапа Стратегии.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2022 г. N 4356-р
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН НА 2023 - 2030 ГОДЫ
Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы (далее - Стратегия) является основополагающим документом, определяющим основные направления государственной политики в интересах женщин на среднесрочный период. Стратегия направлена на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, делового сообщества, некоммерческих организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению принципа равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, и иные документы стратегического планирования.
II. Оценка и изменение положения женщин
в Российской Федерации
По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2022 года в Российской Федерации проживали 145,6 млн. человек, из них 77,9 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны.
Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и экономической активности. Более половины граждан, имеющих высшее образование, - женщины (55 процентов). Среди высококвалифицированных научных работников женщины составляют значительную часть (28,3 процента среди докторов наук и 43,4 процента среди кандидатов наук). В 2021 году доля занятых женщин в общей численности занятого населения составила 48,6 процента.
Около 30 процентов организаций, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, возглавляют женщины. Наибольшее представительство женщин-предпринимателей характерно для сферы социальных и образовательных услуг. Доля женского предпринимательства в социальной сфере достигает 90 процентов, в сфере услуг - 58 процентов. Женщинами реализуются проекты в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных и иных общественно полезных услуг.
Среди самозанятых женщины составляют 40 процентов. С целью поддержки самозанятых граждан расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта. Более чем в 4 раза увеличилось количество заключенных социальных контрактов (2021 год - 282,1 тыс. заключенных социальных контрактов). В приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается семьям с детьми. С 2020 года программа социальных контрактов осуществляется при софинансировании за счет средств федерального бюджета.
Женщины активно участвуют в общественно-политической жизни, в государственном управлении.
С 2016 года доля женщин, замещающих должности гражданской службы в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, за последние 5 лет увеличилась на 2,5 процентных пункта (2021 год - 59,4 процента), доля женщин среди государственных гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - на 4,7 процентных пункта (2021 год - 74,2 процента).
Доля женщин в категории "руководители" в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти увеличилась на 5,3 процентных пункта и составляет почти 40 процентов общего числа руководителей (2021 год - 1,2 тыс. женщин). Среди государственных гражданских служащих исполнительных органов субъектов Российской Федерации доля женщин, замещающих должности категории "руководители", увеличилась на 2 процентных пункта (2021 год - 61 процент, 25,3 тыс. женщин).
Доля женщин среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации увеличилась на 2,7 процентных пункта (2021 год - 16,3 процента), доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - на 3 процентных пункта (2021 год - 19,5 процента).
Несмотря на определенное улучшение, дисбаланс в представленности женщин на уровне принятия решений сохраняется.
В целом в Российской Федерации женщины ориентированы на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей.
В группе "руководители" в соответствии с общероссийским классификатором занятий доля женщин-руководителей составляет 46,2 процента (2021 год). Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Женщины составляют абсолютное большинство в отраслях, в которых заработная плата ниже средней по экономике (2021 год - доля женщин, занятых в области образования, составляла 82,4 процента, в области здравоохранения и социальных услуг - 79,8 процента, в гостиничном бизнесе и общественном питании - 73,5 процента и в торговле - 61,6 процента).
Сохраняются барьеры занятости для женщин, обусловленные стереотипными представлениями о социальных ролях мужчин и женщин. Женщины имеют высокую бытовую нагрузку, в том числе по уходу за детьми и иными членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию.
По опросам Федеральной службы государственной статистики, работающие женщины тратят на ведение домашнего хозяйства на 1,5 - 2 часа, или в 2 - 2,5 раза, больше времени, чем мужчины. Это создает трудности в совмещении женщинами семейных обязанностей и трудовой деятельности.
При высоком уровне образования и занятости разрыв в заработной плате женщин и мужчин в среднем по экономике практически не меняется и сохраняется на высоком уровне (28 процентов).
В настоящее время на корпоративном уровне формируется практика обеспечения равенства возможностей для мужчин и женщин. Компании реализуют специальные программы по развитию лидерства своих сотрудниц, ставят цели повышения доли женщин в правлении компаний. Проводится внутренний аудит распределения заработной платы и премий между мужчинами и женщинами с целью соблюдения принципа "равная оплата за труд равной сложности и интенсивности". Предусмотрены программы психологической поддержки женщин при выходе на работу после отпуска по уходу за ребенком и программы профессионального развития, работы по гибкому графику для этой категории женщин.
В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда и создания условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью женщинам, имеющим детей дошкольного возраста, предоставлена возможность пройти профессиональное обучение. С 2020 года расширены категории женщин, для которых организуется профессиональное обучение и предоставляется возможность получения дополнительного профессионального образования.
Практически обеспечена стопроцентная доступность мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях. Так, по данным федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2022 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составила 96,13 процента, для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 99,58 процента.
Это способствовало росту занятости женщин, имеющих детей. Уровень занятости женщин в возрасте 20 - 49 лет, имеющих детей в возрасте до 6 лет, увеличился на 2 процентных пункта (2021 год - 67,8 процента), в возрасте до 18 лет - увеличился на 1,9 процентных пункта (2021 год - 80,2 процента). Уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, увеличился на 1,9 процентных пункта (2021 год - 84,6 процента), имеющих двух детей, - на 2,2 процентных пункта (2021 год - 77,5 процента). Вместе с тем сохраняются ограничения в получении услуг дошкольного образования, связанные с территориальной доступностью и графиком работы организаций.
Снижены ограничения по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность. Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, сокращен в 4 раза (с 456 до 100 позиций). При пересмотре перечня учитывались факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия. Численность женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2021 году составила 912,9 тыс. человек (на 15,7 процента меньше по сравнению с 2016 годом). Численность женщин, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в 2021 году составила 6,5 тыс. человек (на 19,7 процента меньше по сравнению с 2016 годом). Вместе с тем, несмотря на положительную динамику снижения численности женщин, пострадавших на производстве, не везде созданы безопасные условия труда.
Некоторые улучшения отмечаются в области женского здоровья.
Ожидаемая продолжительность жизни женщин увеличилась более чем на год и достигла в 2019 году 78,2 года. Разрыв в продолжительности жизни городских и сельских женщин сократился с 1,3 года до 0,8 года в 2021 году. Материнская смертность снизилась с 10 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми, в 2016 году и до 9 случаев в 2019 году. Тем не менее в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, ожидаемая продолжительность жизни женщин снизилась до 74,5 года в 2021 году, материнская смертность увеличилась до 34,5 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми.
По данным федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", за последние 4 года численность женщин-инвалидов сократилась на 643,3 тыс. человек (2021 год - 5,9 млн. человек). По данным федерального статистического наблюдения, численность женщин, впервые признанных инвалидами, сократилась на 54,1 тыс. человек (2021 год - 254,4 тыс. человек).
На 33 процента снизилось число женщин, которым поставлен диагноз "бесплодие" (в 2020 году этот диагноз поставлен впервые 63 тыс. женщин), на 30 процентов снизился уровень распространенности данного заболевания (2020 год - 196 случаев на 100 тыс. женщин в возрасте 18 - 49 лет).
В 2020 году зарегистрировано 300 тыс. случаев онкологических заболеваний у женщин, из них 21,6 процента - раком молочной железы. Численность женщин с диагностированным раком молочной железы уменьшилась на 2,4 процента (2020 год - 65 тыс. женщин, или 82,8 случая на 100 тыс. женщин).
Оказание медико-социальной помощи женщинам, доабортное консультирование беременных женщин, повышение уровня репродуктивной культуры населения способствует стабильному снижению абортов. В целях увеличения материальной поддержки женщин в период беременности введена ежемесячная выплата женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель). С целью сохранения репродуктивного здоровья мужчин и женщин и повышения репродуктивного потенциала нации с 2022 года реализуется пилотный проект "Репродуктивное здоровье". Абсолютное число абортов снизилось на 38,1 процента (2021 год - 517,7 тыс. абортов), число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет снизилось на 37,5 процента (2021 год - 15 случаев).
На 1 января 2022 г. женщины в возрасте 65 лет и старше составили 66 процентов населения этого возраста. Они в большей степени, чем мужчины, вовлекаются в проекты, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста. Всеми субъектами Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, укрепление их здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни. С 2018 года реализуется пилотный проект по внедрению системы долговременного ухода. С 2021 года в регионах запущена программа по профилактике когнитивных расстройств у пожилых пациентов, направленная на ранее выявление болезней и своевременное оказание необходимой медицинской помощи. С 2019 года активно формируется инфраструктура гериатрической службы - трехуровневая система медицинской помощи гражданам старшего поколения. За последние 5 лет количество геронтологических коек выросло почти в 4 раза (2021 год - 7,4 тыс. коек), число гериатрических кабинетов увеличилось в 5,5 раза (2021 год - 1,3 тыс. кабинетов). В 74 субъектах Российской Федерации создано 75 гериатрических центров для осуществления координации и методической поддержки развития гериатрической службы в регионах, а также осуществления медицинской деятельности.
Социальное неблагополучие женщин охватывает широкий спектр жизненных ситуаций, которые включают значительное снижение дохода, потерю работы, ухудшение здоровья, внутрисемейные и бытовые конфликты, насилие в отношении женщин.
Женщины составляют 49,4 процента безработных. За последние 5 лет на 0,8 процентных пункта (2021 год - 4,9 процента) снизился уровень безработицы среди женщин, в том числе проживающих в городах, - на 0,3 процентных пункта (2021 год - 4,3 процента), проживающих в сельской местности, - на 2,5 процентных пункта (2021 год - 7,1 процента). Численность безработных женщин сократилась на 1 процент (2021 год - 1,8 млн. женщин). Среднее время поиска работы безработными женщинами снизилось на 3 процента (2021 год - 6,9 месяца). Вместе с тем уровень безработицы и время поиска работы у женщин по-прежнему выше, чем у мужчин. Среди безработных женщин на 1,5 процентных пункта выросла доля женщин с высшим образованием (2021 год - 26,4 процента числа безработных женщин).
Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе для одиноких матерей с детьми, остается высоким.
В целях улучшения материального положения женщин, имеющих детей, существенно расширен перечень мер государственной поддержки, направленных на снижение риска возникновения бедности при рождении ребенка (ежемесячная денежная выплата на первого и второго ребенка до достижения ребенком возраста 3 лет, ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 17 лет, налоговые льготы, льготная ипотека). С 1 января 2023 г. вводится ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка с единым подходом к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 17 лет включительно и беременным женщинам, которое объединит в себе ряд действующих мер социальной поддержки.
Наблюдается тенденция постепенного снижения количества преступлений против жизни и здоровья (2019 год - 102 тыс. преступлений, 2021 год - 98 тыс. преступлений). Почти в 2 раза уменьшилась доля потерпевших (женщин) в результате преступлений против жизни и здоровья, совершенных в отношении члена семьи (2021 год - 12,6 тыс. женщин).
Женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от семейного, психофизического насилия, предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания, в том числе в кризисных центрах для женщин. В систему социального обслуживания входят организации социального обслуживания, предназначенные для временного проживания. Подобную помощь оказывают также и некоммерческие организации.
В течение последних 5 лет на 7 процентов сократилось число женщин, совершивших преступления (2021 год - 137,7 тыс. женщин). Число женщин, осужденных по статьям, связанным с убийством человека, сократилось на 24 процента (2021 год - 6,5 тыс. женщин), по статье, связанной с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, - на 58 процентов (2021 год - 1,8 тыс. женщин).
С целью совершенствования и либерализации законодательства Российской Федерации в отношении женщин, в том числе женщин, имеющих детей, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на улучшение положения осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
Достижению улучшения положения женщин за последние 5 лет способствовали мероприятия, осуществляемые в рамках таких стратегических и концептуальных документов, национальных проектов и государственных программ в сфере экономики, образования, занятости, здравоохранения, социальной поддержки граждан, как Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. N 410-р, а также национальные проекты "Здравоохранение", "Образование", "Демография", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
III. Цели, основные направления и задачи государственной
политики по обеспечению интересов женщин
Целями Стратегии являются обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни и повышение экономической независимости, политической активности и возможностей самореализации женщин.
Достижение цели Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений деятельности:
укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности;
повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни;
расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики;
сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества;
профилактика социального неблагополучия женщин.
Реализация направления "Укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности" предполагает решение следующих задач:
обеспечение возможностей для увеличения представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней и органах местного самоуправления;
расширение участия женщин в работе политических партий, увеличение их численности в руководящих партийных органах, формирование у женщин интереса к активной политической деятельности;
создание условий для участия женщин в развитии институтов гражданского общества - выдвижение женщин на лидерские позиции в вопросах государственной политики по поддержке некоммерческого сектора, поощрение социальных инициатив, реализуемых в интересах женщин социально ответственным бизнесом;
включение женщин в сферу инициативного бюджетирования;
поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности женщин;
развитие интереса у женщин к вопросам международной жизни путем вовлечения в международное гуманитарное сотрудничество, народную и детскую дипломатию, расширения представительства в международных организациях и объединениях;
увеличение образовательных и просветительских программ женского лидерства, направленных на активизацию гражданской позиции;
популяризация образа женщины-лидера, успешно реализующей свои деловые качества, творческий потенциал в общественно-политической жизни.
Реализация направления "Повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни" предполагает решение следующих задач:
создание условий для получения женщинами профессионального образования, повышения и подтверждения квалификации в области экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства, в том числе на высокооплачиваемые рабочие места;
формирование у девочек и женщин в образовательных организациях, в том числе в организациях профессионального образования, мотивации к овладению техническими и технологическими профессиями и специальностями, а также к работе по полученной профессии, специальности;
создание условий для выявления и развития талантов девочек и женщин;
формирование и распространение программ повышения цифровой и финансовой грамотности женщин и девочек, в том числе в области инвестиций;
формирование системы непрерывного образования, повышения квалификации, обновления профессиональных знаний женщин на протяжении всей трудовой жизни;
расширение сфер экономики с участием женщин;
преодоление профессиональной сегрегации и расширение доступа женщин к руководящим должностям;
сокращение дифференциации в оплате труда мужчин и женщин;
создание условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда;
применение гибких форм занятости, в том числе дистанционной занятости;
расширение доступа женщин к финансовым инструментам, информационным и технологическим ресурсам;
поддержка женщин в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства;
реализация программ дополнительного профессионального образования женщин-предпринимателей, самозанятых женщин;
создание и реализация программ поощрения компаний, активно реализующих программы поддержки работающих женщин с детьми, карьерного продвижения женщин;
продвижение корпоративных программ социальной ответственности, направленных на создание равных возможностей мужчин и женщин при найме на работу, включение женщин в кадровый резерв, назначение их на позиции принятия стратегических решений, а также на реализацию специальных программ по поддержке работающих родителей;
создание условий для сохранения традиционных семейных ценностей и достижения баланса между обязательствами в частной жизни и в деловой сфере в целях повышения качества жизни женщин;
развитие инфраструктуры ухода и присмотра за детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также за членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию;
развитие модели "Школа полного дня" на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, дополнительных образовательных программ, включая пребывание в группах продленного дня, и ее внедрение в деятельность общеобразовательных организаций;
развитие системы государственной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей;
создание и распространение семейных образовательных программ и мероприятий, направленных на развитие семейных ценностей и навыков межпоколенческой коммуникации;
расширение участия женщин в национальных и международных проектах в области экологии, социальной политики и корпоративного управления.
Реализация направления "Расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики" предполагает решение следующих задач:
интеграция женщин в цифровую экономику;
расширение участия женщин в высокотехнологичных отраслях;
формирование инновационных моделей образования для молодежи в современной образовательной среде;
развитие естественных и математических наук, привлечение женщин к приобретению технических знаний и навыков, необходимых в цифровой экономике;
популяризация технических и технологических профессий и специальностей и повышение интереса к точным наукам среди девочек и женщин;
интеграция женщин в перспективные направления креативных индустрий - информационные технологии, медиа и иные высокотехнологичные сферы творческого предпринимательства;
популяризация женского технологического предпринимательства;
поддержка проектов женщин по развитию "зеленой ресурсосберегающей экономики";
поддержка проектов женщин по развитию биотехнологий и других высокотехнологичных здоровьесберегающих ресурсов;
продвижение женских предпринимательских, производственных инициатив и научных обменов на международном уровне;
развитие международной кооперации женщин, расширение участия женщин-предпринимателей в экспортной деятельности и обеспечение их доступа к международным рынкам сбыта.
Реализация направления "Сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества" предполагает решение следующих задач:
формирование у женщин с раннего детства ценности здоровья и ответственного отношения к своему здоровью, поддержка данной ценности на всех этапах жизни женщины;
формирование у женщин и девочек приверженности к ведению здорового образа жизни посредством разработки и реализации программ, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни, повышение уровня грамотности женщин и девочек в вопросах здоровья, в том числе в рамках дошкольного, начального общего, основного общего, среднего профессионального и высшего образования и на рабочих местах, а также посредством формирования мотивации для ведения здорового образа жизни;
обеспечение доступа женщин к полной, достоверной и понятной информации о профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни;
стимулирование и поддержка участия женщин со средним и высшим медицинским образованием в формировании здорового образа жизни;
приоритизация программ профилактики и раннего выявления хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний среди женщин и девочек, развитие и совершенствование программ профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения женщин и девочек, программ, направленных на снижение рисков для здоровья женщин и девочек;
профилактика нарушений репродуктивного здоровья и развитие системы охраны репродуктивного здоровья;
повышение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включая охрану репродуктивного здоровья, независимо от места проживания;
обеспечение медико-социальной поддержки беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи женщинам в ситуации репродуктивного выбора, включая социальное сопровождение, предоставление социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг;
поддержка инноваций в фармакологии и биотехнологиях, направленных на повышение длительности здоровой жизни, в том числе международный обмен опытом в области технологий активного долголетия с учетом особенностей здоровья женщин;
внедрение программ, направленных на предупреждение у женщин преждевременного старения, гериатрических синдромов;
развитие программ активного долголетия, направленных в том числе на укрепление практик здорового образа жизни среди женщин старшего поколения и создание соответствующей инфраструктуры и комфортной среды проживания;
формирование системы долговременного ухода и совершенствование программ оказания женщинам гериатрической помощи;
интеграция женщин старшего поколения в жизнь общества;
стимулирование разработки и производства специализированных диетических продуктов питания, инновационных товаров для женщин, включая медицинские изделия, учитывающие специфику женщин старшего возраста.
Реализация направления "Профилактика социального неблагополучия женщин" предполагает решение следующих задач:
развитие системы профилактики социального неблагополучия женщин;
расширение механизмов поддержки женщин, оказавшихся в ситуации социального неблагополучия, и выхода из нее;
совершенствование мер поддержки женщин в преодолении бытовых, экономических и психологических трудностей;
оказание содействия организациям, предоставляющим женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, психологическую, социальную и иную поддержку;
развитие сети центров социальной адаптации для проживания женщин, в том числе старшего возраста, подвергнувшимся домашнему насилию, и организации медико-социальной и психологической реабилитации пострадавших;
методическое обеспечение работы организаций социального обслуживания по реабилитации женщин, в том числе старшего возраста, подвергшихся жестокому обращению;
противодействие жестокому обращению с женщинами разных возрастов, формирование общественного мнения о недопустимости жестокого обращения с женщинами путем проведения информационных кампаний и расширения каналов эффективных коммуникаций;
профилактика преступлений против жизни и здоровья женщин;
информирование женщин о способах защиты от наиболее распространенных правонарушений, совершаемых в отношении женщин;
совершенствование и развитие образовательной и профессионально ориентированной работы среди женщин, находящихся в местах лишения свободы, с целью обучения женщин профессиям, востребованным на рынке труда;
развитие механизмов межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях профилактики социального неблагополучия и насилия в отношении женщин;
развитие взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций в целях профилактики социального неблагополучия и насилия в отношении женщин;
совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере профилактики насилия в отношении женщин, включая насилие в семье, преследование, сексуальные домогательства на работе, сексуализированное насилие;
развитие системы мониторинга проблемы насилия в отношении женщин, включая улучшение качества сбора статистических данных и их анализа.
IV. Мониторинг реализации государственной политики
в интересах женщин
Оценка государственной политики в интересах женщин осуществляется по следующим показателям:
ожидаемая продолжительность жизни, в том числе по полу;
доля женщин среди лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования), в общей численности населения, имеющего высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования);
доля женщин среди кандидатов и докторов наук по областям науки в общей численности кандидатов и докторов наук по областям науки;
доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности в общей численности руководителей организаций различных форм собственности;
доля женщин в законодательных и исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления в общей численности сотрудников законодательных и исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления;
доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы категории "руководители", в общей численности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы категории "руководители";
доля женщин в руководящих органах парламентских политических партий в общей численности сотрудников руководящих органов парламентских политических партий;
доля социально ориентированных некоммерческих организаций, возглавляемых женщинами, в общем количестве социально ориентированных некоммерческих организаций;
число женщин, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность;
соотношение заработной платы мужчин и женщин;
уровень безработицы, в том числе по полу;
среднее время поиска работы безработными, в том числе по полу;
доля женщин трудоспособного возраста, проживающих в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности, в общей численности населения, проживающего в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности;
доля женщин старше трудоспособного возраста, проживающих в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности, в общей численности населения, проживающего в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности;
уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, 2 детей, 3 и более детей;
уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет и до 18 лет;
численность женщин, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;
численность женщин, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом;
численность инвалидов, в том числе по полу;
коэффициент материнской смертности;
коэффициент младенческой смертности;
выявляемость злокачественных новообразований у женщин на I - II стадии;
число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет;
количество преступлений против жизни и здоровья женщин;
число потерпевших (женщин) в результате преступлений против жизни и здоровья;
число женщин, получивших услуги в организациях социального обслуживания, в том числе подвергшихся преступным посягательствам;
количество организаций социального обслуживания, в том числе кризисных центров (отделений), оказывающих помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от семейного, психофизического насилия;
число выявленных женщин, совершивших преступления;
число женщин, осужденных за совершенные преступления.
Перечень индикаторов государственной политики по улучшению положения женщин может уточняться по результатам мониторинга реализации Стратегии.
Ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются:
повышение ожидаемой продолжительности жизни женщин;
снижение материнской смертности;
снижение дифференциации заработной платы мужчин и женщин;
увеличение доли женщин среди руководителей всех уровней в учреждениях производственной сферы, бизнеса и в государственном секторе;
снижение количества преступлений, совершенных против жизни и здоровья женщин.
V. Этапы и основные механизмы реализации Стратегии
Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа:
На I этапе (2023 - 2026 годы) планируется обеспечить:
формирование планов мероприятий по реализации этапов Стратегии;
работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации с учетом общепризнанных норм международного права, направленных на достижение фактического равноправия мужчин и женщин;
решение задач Стратегии в рамках национальных и федеральных проектов, государственных программ и документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований;
координацию и взаимодействие Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Стратегии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, деловым сообществом, некоммерческими организациями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Стратегии;
организацию деятельности региональных советов по реализации Стратегии;
формирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных планов, направленных на улучшение положения женщин, с учетом особенностей региона;
привлечение институтов гражданского общества, включая деловое сообщество, и некоммерческих организаций.
На II этапе (2027 - 2030 годы) в результате реализации Стратегии должна быть сформирована система мер, направленная на обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, на повышение экономической независимости, политической активности, расширение возможностей самореализации женщин, а также на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления