МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 января 2001 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно Приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
постановлением Минтруда России
от 22 января 2001 г. N 10
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ <1>
1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
--------------------------------
<1> Бюллетень Минтруда России, 2001, N 2, с. 32. Межотраслевые нормативы публикуются по просьбе читателей.
1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:
управление охраной труда;
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
организация пропаганды по охране труда;
проведение вводного инструктажа;
организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;
планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
расследование и учет несчастных случаев.
1.4. В основу разработки нормативов численности положены:
данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;
материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.
1.5. Утратил силу. - Приказ Минтруда России от 12.02.2014 N 96.
1.6. Наименования должностей работников службы охраны труда установлены в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32.
1.7. Нормативы численности предусмотрены для должностей начальника отдела (бюро) и специалистов всех категорий.
1.8. Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.
1.9. Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.
1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Работник должен быть обеспечен телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для соответствующего вида производства с учетом специфики работ.
3.1. Создание службы охраны труда
3.1.1. Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3 - 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.
3.1.2. Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела (бюро) охраны труда, который:
планирует и организует работу отдела (бюро), разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;
обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию отдела (бюро);
представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
обеспечивает систематическое повышение квалификации работников отдела (бюро).
3.2. Основные направления деятельности работников службы охраны труда
В состав основных направлений деятельности работников службы охраны труда организации входят:
3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящих из:
изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний; участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;
доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовка проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации.
3.2.2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда
Организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда.
Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения специальной оценки условий труда и ее изучение.
Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
Доведение информации о результатах проведения специальной оценки условий труда до сведения работников.
Разработка предложений с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда о мероприятиях по улучшению условий труда.
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
3.2.3. Организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:
руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеокинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;
организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда; организацию обмена передовым опытом по охране труда; выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
3.2.4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации, состоящая из:
разработки программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
проведения вводного инструктажа по охране труда;
контроля за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажа по охране труда;
организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшим;
проведения консультаций по вопросам охраны труда;
участия в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников организации;
оказания методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.
3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда, включающие:
разработку совместно с другими структурными подразделениями плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты; анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения; составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;
составление (при участии организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
составление совместно с другими структурными подразделениями организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные или опасные условия труда;
организацию хранения документации (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;
определение основных направлений совершенствования условий труда.
3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит:
обеспечение соблюдения Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14;
контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, включающий также:
правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
наличием в структурных подразделениях организации инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые они должны быть разработаны; своевременным их пересмотром;
доведением до сведения работников структурных подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда организации, предусматривающее:
работу в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;
проведение совместно с соответствующими подразделениями организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:
обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 1999 г. N 279;
организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;
работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организацию направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности работников по данным таблиц 1 - 8 пункта 3.2 настоящих нормативов численности, в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
к Межотраслевым нормативам численности
работников службы охраны труда
в организациях, утвержденным
Постановлением Минтруда России
от 22 января 2001 г. N 10
РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ
ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
------------------------------------------------------------------
5.3. Службы охраны труда, предусмотренные в структуре управления организации, приравниваются к основным производственно-техническим службам. Структуру службы охраны труда и численность ее работников следует определять в соответствии с постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 и постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10.
9.2. При определении численности службы охраны труда, создаваемой в Учреждении на основании статьи 217 Трудового кодекса РФ, учитываются Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10.
107. Предусматривать в структуре Организации службу охраны труда с численностью штата работников в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается; письмо Минюста России от 5 сентября 2001 г. N 07/8865-ЮД).
107. Предусматривать в структуре Организации службу охраны труда с численностью штата работников в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается; письмо Минюста России от 5 сентября 2001 г. N 07/8865-ЮД).
9.3.1. Создают и укрепляют службы промышленной безопасности и охраны труда в организациях в соответствии с постановлениями Минтруда России от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации", от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях", оборудуют и обеспечивают работу кабинетов и уголков охраны труда в соответствии с постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7 "Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
9.3.1. Создают и укрепляют службы промышленной безопасности и охраны труда в организациях в соответствии с постановлениями Минтруда России от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации", от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях", оборудуют и обеспечивают работу кабинетов и уголков охраны труда в соответствии с постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7 "Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
95. Предусматривать в структуре Организации службу охраны труда с численностью штата работников в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается; письмо Минюста России от 5 сентября 2001 г. N 07/8865-ЮД).
1.4.3. Численность работников службы охраны труда определяется исходя из среднесписочной численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях.
1.4.4. В организациях со среднесписочной численностью персонала до 100 человек функции управления охраной труда могут выполняться отдельными работниками с отрывом от основной работы или по совместительству; и в том и в другом случае назначение оформляется приказом (распоряжением) по организации. Эти работники должны пройти предварительную переподготовку или повышение квалификации. Их права, обязанности и ответственность по данному вопросу должны быть четко определены в должностных инструкциях.
5) в подпункте 14 слова "Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13" заменить словами "Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".
3. Должность инженера по охране труда устанавливается в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления