Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.02.2014 N 8 Об усилении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2014 г. N 8
ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, временно исполняющая обязанности Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав ситуацию, связанную с регистрацией чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской Федерации вследствие заноса и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории страны, ввоза и реализации опасных грузов, отмечаю, что в последние годы эпидемическая ситуация продолжает оставаться напряженной.
По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ), в настоящее время холера занимает первое место в повестке дня проблем глобального здравоохранения. С начала 2013 года холера регистрировалась в 40 странах мира. Число пострадавших превысило 92 тысячи человек. Продолжается крупная вспышка холеры на пострадавшей от землетрясения территории Гаити. Эпидемиологическая ситуация по холере осложняется тем, что в современный период в эндемичных очагах этой инфекции (Юго-Восточная Азия, Африка), в том числе на Гаити, возникли нетипичные штаммы V.choleraeO1 биовара эльтор с повышенной вирулентностью.
В 2009 г. в течение нескольких месяцев получил глобальное распространение в мире пандемический грипп H1N1-2009, выявленный впервые в Мексике. Проведенный комплекс противоэпидемических мероприятий в Российской Федерации позволил минимизировать распространение гриппа в России.
В последние годы на территории стран Юго-Восточной Азии, географически соседствующих с Россией (Китай, Япония, Республика Корея), регистрируются масштабные заболевания энтеровирусной инфекцией EV71. В Китайской Народной Республике (КНР) в 2012 г. зарегистрировано более двух миллионов заболевших. Заносы инфекции послужили причиной эпидемического подъема заболеваемости данной инфекцией в нашей стране и продолжают представлять непосредственную угрозу в плане дальнейшего распространения инфекции.
Регистрируются новые разновидности вирусов, вызывающих заболевания с высокой летальностью: в 2013 г. - вирус птичьего гриппа A(H7N9), с апреля 2012 г. - коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV). Несмотря на то, что большинство зарегистрированных случаев связано с Ближним Востоком (Иордания, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия), зафиксированы случаи передачи инфекции в других странах (Германия, Италия, Великобритания, Франция) от лиц, приехавших с Ближнего Востока. Эксперты ВОЗ допускают вероятность возрастания числа случаев с ограниченной передачей вируса.
Сохраняется вероятность заноса чумы, прежде всего из сопредельных с Россией стран - Монголии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, с которыми у России имеются тесные связи, а также из других стран мира, в которых имеются эпидемически активные природные и антропургические очаги этой болезни.
Усиления мероприятий по санитарной охране территории в последние годы требовали ситуации, связанные с полиомиелитом, корью.
В течение 2010 - 2012 гг. на территории Российской Федерации были отмечены завозы полиомиелита, вызванного "диким" полиовирусом, малярии, лихорадки Западного Нила, холеры, менингококковой инфекции, более 2,5 тысячи случаев туберкулеза и других. Растет число завозов на территорию Российской Федерации лихорадки Денге, в основном из стран Юго-Восточной Азии. Только в течение 2013 года зарегистрированы 169 завозных случаев лихорадки Денге.
Отмечается расширение природно-очаговой территории лихорадки Западного Нила. В эпидемическом сезоне 2013 г. заболевания были зарегистрированы в 16 субъектах Российской Федерации.
В Российской Федерации активно развивается туризм. Ежегодно более ста тысяч граждан выезжают в страны с риском заражения желтой лихорадкой. Вместе с тем кабинеты иммунопрофилактики против желтой лихорадки открыты только в 33 субъектах Российской Федерации.
Такие ситуации, как эпидемическая вспышка острой кишечной инфекции, вызванная энтерогеморрагической кишечной палочкой O104:H4 (Германия, 2011 г.) с выносом инфекции в другие страны Европы, Канаду и США, выявленные в ряде стран случаи заболевания, вызванного наличием меламина в сухом молоке и яичном порошке, произведенном в Китае (октябрь 2008 г.), создали угрозу возникновения массовых инфекционных и неинфекционных болезней в России в результате реализации недоброкачественной продукции. Предпринятые меры, включающие ограничение и запрещение ввоза либо установление особого режима ввоза для отдельной продукции из-за рубежа, позволили предотвратить возможные эпидемические осложнения на территории нашей страны. Однако указанные осложнения не исключены, о чем свидетельствует инцидент, связанный с заражением Salmonella Oranienburg партии детских молочных смесей, произведенных в Бельгии, приведшим к заболеваниям сальмонеллезом детей раннего возраста в Иркутской области в январе 2012 года.
Неблагополучной остается ситуация, связанная с аварией на атомной электростанции в 2011 году в Японии. В результате усиленного радиационного мониторинга грузов и продуктов питания из Японии были запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации грузы с признаками радиационного загрязнения.
С августа 2013 года остается напряженная ситуация на территории Дальневосточного федерального округа, связанная с крупномасштабным наводнением. В зоне подтопления оказались сибиреязвенные скотомогильники, что создало угрозу распространения болезни. Прогнозируется подъем заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом и других инфекций, связанных с грызунами.
Ежегодно проводимый хадж к исламским святыням Мекки и Медины требует усиления мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. В 2013 году в Королевство Саудовская Аравия, где зарегистрировано большинство случаев новой коронавирусной инфекции, для совершения хаджа выезжали более 16 тысяч российских паломников.
Ежегодно растет число трудовых мигрантов, приезжающих в Российскую Федерацию. По итогам медицинского освидетельствования за 2013 год на наличие заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди 1,5 млн. иностранных граждан выявлено более 6,2 тысячи больных инфекционными болезнями, в том числе 1,6 тысячи ВИЧ-инфицированных, около 2,5 тысячи больных туберкулезом, 2,2 тысячи больных инфекциями, передаваемыми половым путем. Кроме того, зарегистрировано около 3 тысяч случаев заболевания другими инфекционными болезнями (вирусные гепатиты, кишечные инфекции и другие).
При проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в 2013 году зарегистрировано 1018 больных, а также лиц с подозрением на инфекционные болезни, из них наибольшее число регистрировалось на воздушных судах и в поездах из стран ближнего зарубежья.
Все это оказывает существенное влияние на эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации.
В последние годы на территории Российской Федерации проводятся международные массовые спортивные мероприятия с большим числом участников, в том числе прибывших из стран, неблагополучных по инфекционным болезням.
Остаются на контроле вопросы, связанные с организацией иммунизации людей из групп риска, обеспечением неснижаемого запаса диагностических препаратов для лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней, подготовкой кадров по вопросам биологической безопасности и санитарной охраны территории, отработкой алгоритма межведомственного взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, участия специализированных противоэпидемических бригад Роспотребнадзора в противоэпидемическом обеспечении указанных мероприятий.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и санитарной охраны территории Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 24, ст. 3069, N 26, ст. 3446); 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4079), положениями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), принятых на 58 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Женева, 2005 г.) (далее - ММСП (2005 г.)), постановляю:
1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об эффективности мер по профилактике болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, и при необходимости внести коррективы в комплексные планы по санитарной охране территорий с учетом особенностей регионов.
1.2. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств на приобретение вакцин, включенных в календарь прививок по эпидемическим показаниям, на проведение профилактических дезинфекционных (дезинсекционных, дератизационных, акарицидных, лаврицидных) мероприятий.
1.3. Оказывать поддержку органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации иммунизации населения в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера или по эпидемическим показаниям, проведения разъяснительной работы среди населения в средствах массовой информации о мерах профилактики и предупреждения завоза опасных инфекционных болезней.
2. Юридическим лицам, осуществляющим пассажирские перевозки, рекомендовать:
2.1. Обеспечить подготовку экипажей (бригад) транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, по вопросам профилактики инфекционных болезней.
2.2. Принять меры по обеспечению надлежащего санитарно-гигиенического состояния транспортных средств и мест пребывания и обслуживания пассажиров в транспортных предприятиях.
3. ФМС России рекомендовать осуществлять взаимодействие с медицинскими организациями и территориальными органами Роспотребнадзора с целью предупреждения распространения инфекционных болезней, связанных с перемещением мигрантов, а также беженцев и вынужденных переселенцев.
4. Работодателям и (или) заказчикам работ (услуг), привлекающих иностранных граждан к работе, рекомендовать:
4.1. Обеспечить надлежащие санитарно-гигиенические условия для питания, водоснабжения и проживания иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности.
4.2. Предусмотреть, при необходимости, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий по месту работы и проживания (при предоставлении жилья иностранному гражданину работодателем) иностранных рабочих в случае выявления у них инфекционных болезней.
5. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:
5.1. Обеспечить готовность медицинских организаций к проведению лабораторной диагностики и оказанию медицинской помощи гражданам с опасными инфекционными болезнями.
5.2. Организовать кабинеты иммунопрофилактики против желтой лихорадки и обеспечить выдачу документов международного образца в соответствии с требованиями ММСП (2005 г.).
5.3. Обеспечить вакцинацию граждан, выезжающих в страны, эндемичные по желтой лихорадке или требующих обязательного представления международного свидетельства о вакцинации против желтой лихорадки, а также вакцинацию паломников, совершающих хадж, от менингита и сезонного гриппа.
5.4. Организовать вакцинацию лиц из групп риска, проживающих на территориях проведения международных массовых спортивных мероприятий, задействованных в организациях, обслуживающих участников соревнований, в том числе волонтеров, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 51н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (в соответствии с письмом Минюста России от 17 февраля 2011 г. N 01/8577-ДК признан не нуждающимся в государственной регистрации).
5.5. Обеспечить организацию медицинского освидетельствования иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.12.2007 N 86 "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства" (зарегистрирован Минюстом России 17.01.2008, регистрационный N 10895; "Российская газета", N 18, 30.01.2008).
5.6. Провести анализ эффективности работы медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги по освидетельствованию иностранных граждан и лиц без гражданства, обратив особое внимание на организации, в которых отмечена низкая выявляемость инфекционных болезней.
5.7. Обеспечить медицинское наблюдение за паломниками, вернувшимися из хаджа с признаками инфекционных болезней, с проведением лабораторной диагностики.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:
6.1. Инициировать рассмотрение на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий субъектов Российской Федерации вопросов эффективности мер по профилактике болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, и при необходимости внести предложения по изменению комплексных планов по санитарной охране территорий в соответствии с Перечнем инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране таможенной территории Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 28.06.2010).
6.2. Внести предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с привлечением духовных управлений мусульман, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья) по организации туристической деятельности, а также организации хаджа.
6.3. Обеспечить контроль за организацией и проведением противоэпидемических мероприятий в выявленных очагах инфекционных болезней среди иностранных граждан и лиц без гражданства.
6.4. Обеспечить с использованием средств массовой информации информирование граждан, а также лиц, занимающихся туристической деятельностью, о санитарно-эпидемиологической обстановке в странах убытия, а также о соблюдении мер личной профилактики и действиях в случае заболевания.
6.5. Обеспечить контроль за деятельностью туроператоров и турагентов по соблюдению требований санитарного законодательства Российской Федерации.
6.6. Обеспечить контроль за организацией и проведением профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, очисткой водоемов, содержанием подвальных помещений и территорий населенных пунктов.
6.7. Обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.
6.8. Обеспечить ежегодное проведение тактико-специальных учений с отработкой алгоритма межведомственного взаимодействия при чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера, в том числе в медицинских организациях и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
6.9. Осуществлять плановый мониторинг за циркуляцией возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, за объектами окружающей среды и подготовку прогнозов в отношении природно-очаговых болезней.
6.10. Обеспечить контроль за соблюдением требований биологической безопасности в лабораториях, работающих с возбудителями I - II группы патогенности, наличием диагностических тест-систем и подготовкой кадров по вопросам диагностики опасных инфекционных болезней.
6.11. Обеспечить неснижаемый запас диагностических препаратов, тест-систем, питательных сред, дезинфицирующих средств, расходных материалов, средств индивидуальной защиты для работы в очагах особо опасных и природно-очаговых болезней при чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.
6.12. Обеспечить своевременную подготовку кадров по вопросам биологической безопасности и санитарной охраны территории.
6.13. Привести в соответствие с типовыми требованиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 701н "Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2009, регистрационный N 13159), оборудование и оснащение санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
6.14. Актуализировать схемы оповещения на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
6.15. Повысить эффективность взаимодействия с государственными контрольными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в случаях выявления больных с признаками опасных инфекционных болезней, ввоза потенциально опасной продукции на территорию Российской Федерации.
7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
7.1. Обеспечить подготовку специалистов медицинских организаций по вопросам диагностики и профилактики опасных инфекционных болезней.
7.2. Проводить ежегодно тренировочные учения в медицинских организациях по опасным инфекционным болезням.
8. Главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:
8.1. Принять меры по улучшению и модернизации материально-технической базы и обеспечению постоянной готовности лабораторий особо опасных инфекционных болезней при проведении мероприятий по санитарной охране территории.
8.2. Обеспечить своевременное обучение специалистов современным методам исследования инфекционных и паразитарных болезней.
9. Руководителям противочумных учреждений Роспотребнадзора:
9.1. Оптимизировать деятельность референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, обеспечить дальнейшую стандартизацию диагностических технологий и гармонизацию с международными стандартами в целях аккредитации лабораторий в международных системах, а также введение внешнего контроля качества лабораторной деятельности в организациях Роспотребнадзора.
9.2. Обеспечить оказание практической и методической помощи управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и центрам гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации при проведении мониторинга за опасными инфекционными болезнями и объектами окружающей среды.
9.3. Обеспечить постоянную готовность специализированных противоэпидемических бригад Роспотребнадзора.
9.4. Обеспечить неснижаемый запас диагностических препаратов для лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней.
9.5. Продолжить совершенствование и разработку средств и методов диагностики и профилактики опасных инфекционных болезней.
9.6. Обеспечить ежегодную подготовку обзоров и прогнозов по опасным инфекционным болезням.
9.7. Обеспечить подготовку специалистов Роспотребнадзора по опасным инфекционным болезням.
9.8. Принять дополнительные меры по научному обеспечению совершенствования санитарной охраны территории Российской Федерации в рамках Таможенного союза.
10. Директору ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора (Н.В. Шестопалову):
10.1. Продолжить совершенствование и разработку дезинфекционных препаратов в отношении возбудителей опасных инфекционных болезней и методов их применения.
10.2. Ежегодно проводить анализ мер по проведению неспецифической профилактики опасных и природно-очаговых инфекционных болезней в субъектах Российской Федерации.
11. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность:
11.1. Рекомендовать осуществлять обязательное информирование потребителей туристических услуг, выезжающих в страны, неблагополучные по желтой лихорадке, о проведении вакцинации против желтой лихорадки.
11.2. Рекомендовать при организации зарубежных туристических поездок информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и местной инфекционной патологии в стране пребывания, возможном риске заражения инфекционными болезнями, мерах личной профилактики.
11.3. Рекомендовать обеспечить подготовку работников, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления