ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
от 21 сентября 2016 г. N 00011/16/88341-АП
СРОКОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗАМЕНЕ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ШТРАФА
По итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2016 N 74/1-14-2016 об устранении нарушений законодательства при возмещении причиненного коррупционными преступлениями ущерба и взыскании штрафов, назначенных виновным в совершении коррупционных преступлений, выявлены факты, когда осужденными лицами при предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа внесены денежные средства, достаточные для уплаты более одной части штрафа, и при этом судебными приставами-исполнителями не соблюдаются сроки, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) для обращения в суд за заменой наказания.
Так, в рамках исполнительного производства о взыскании с Габояна К.Г. уголовного штрафа в размере 120 тыс. руб. прокуратурой Томской области выявлены нарушения сроков, предусмотренных ч. 9 ст. 103 Закона. В частности, в рамках указанного исполнительного производства при единовременной частичной уплате осужденным лицом штрафа в размере 80 тыс. руб. и последующем несоблюдении графика рассрочки (пропуска срока следующего платежа) в предусмотренном законом порядке судебным приставом-исполнителем представление о замене штрафа другим видом наказания в суд не направлялось.
По информации УФССП России по Томской области, в соответствии с приговором суда от 25.09.2015, вступившим в законную силу 06.10.2015, осужденному Габояну К.Г. предоставлена рассрочка уплаты штрафа на 1 год равными частями по 10 тыс. руб. в месяц.
При этом должником в период срока, установленного для добровольного исполнения, внесены денежные средства в размере 80 тыс. руб. в счет уплаты штрафа, что соответствует в случае соблюдения графика уплате штрафа за период с декабря 2015 г. по июль 2016 г. включительно. В связи с этим территориальным органом ФССП России сделан вывод о том, что сроки платежа данным должником не пропущены, и, таким образом, довод прокуратуры Томской области был признан необоснованным.
Аналогичная ситуация сложилась в рамках исполнительного производства о взыскании с Черных Н.И. уголовного штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, в размере 300 тыс. руб., рассроченного на 30 месяцев с уплатой ежемесячно по 10 тыс. руб.
Так, по информации УФССП России по Иркутской области, осужденным Черных Н.И. при соблюдении графика рассрочки платежа 20.04.2016 были внесены денежные средства в размере 60 тыс. руб.
При проверке материалов указанного исполнительного производства прокуратурой Иркутской области указано на отсутствие каких-либо действий со стороны судебного пристава-исполнителя с апреля 2016 г., в частности, в суд не направлено представление о замене штрафа другим видом наказания при наличии к тому оснований.
Принимая во внимание изложенное, полагаю необходимым довести следующее.
По мнению ФССП России, исполнение приговоров судов, в рамках которых осужденным предоставлена рассрочка уплаты штрафа, имеет особую специфику: полномочия судебного пристава-исполнителя ограничены осуществлением контроля за соблюдением осужденным порядка рассроченной уплаты штрафа и в случае нарушения осужденным графика предоставленной рассрочки - направлением представления о замене штрафа другим видом наказания.
Порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа регламентируется положениями главы 5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и ст. 103 Закона.
Так, согласно ч. 3 ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты, обязаны в течение 60 дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
При этом осужденный, не уплативший штраф либо его часть в указанные сроки, является злостно уклоняющимся от его уплаты в соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ.
Таким образом, для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется установления других условий, кроме неуплаты штрафа или его части в срок.
Аналогичный вывод содержится в п. 5.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора".
В случае допущения осужденным просрочки уплаты штрафа или его части судебный пристав-исполнитель в силу императивных положений ч. 2 ст. 32 УИК РФ и ч. 9 ст. 103 Закона обязан направить в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.
Так, если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания.
На основании изложенного полагаем, что уплата суммы штрафа свыше определенной графиком рассрочки не снимает с должника обязанности внесения следующего платежа в соответствии с судебным актом, в связи с чем судебный пристав-исполнитель обязан направить в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.
Данный вывод подтверждается судебной практикой по рассмотрению споров, связанных с обжалованием должностными лицами органов прокуратуры бездействия судебных приставов-исполнителей, выразившегося в ненаправлении ими в суд представления о замене штрафа другим видом наказания в случае нарушения должниками сроков уплаты штрафа или его части (например, решение Охинского городского суда Сахалинской области от 11.03.2015 по делу N 2-359/2015).
Положения настоящего письма необходимо довести до сведения судебных приставов-исполнителей, начальников отделов - старших судебных приставов, работников аппаратов управления территориальных органов ФССП России для применения в практической деятельности.
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления