<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ "О направлении писем для учета в работе" (вместе с <Письмами> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ "О разрешенном использовании образуемого земельного участка", от 22.07.2015 N 10-2369-КЛ "О применении пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, и о соответствии ВРИ, содержащимся в градостроительном регламенте", Росреестра от 20.05.2015 N 14-05723/15 "О рассмотрении обращения", от 23.09.2015 N 14-09221/15)
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
от 9 октября 2015 г. N 10-3512-КЛ
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЕМ ДЛЯ УЧЕТА В РАБОТЕ
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) направляет для учета в работе копии писем Учреждения в Росреестр от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ, от 22.07.2015 N 10-2369-КЛ и копии писем Росреестра от 20.05.2015 N 14-05723/15 и от 23.09.2015 N 14-009221/15 по вопросам:
- о применении пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре;
- о несоответствии вида разрешенного использования, указанного в межевом плане на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом.
Просим довести информацию, изложенную в письмах Росреестра, до сведения сотрудников филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с приказом Учреждения от 21.03.2014 N П/057 "Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмами методического характера".
Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, данные письма направляются для сведения.
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
от 21 июля 2015 г. N 10-2347-КЛ
О РАЗРЕШЕННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗУЕМОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
В соответствии с пунктами 3 и 7 Положения о рабочей группе по обсуждению вопросов, возникающих при реализации возложенных на филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации полномочий, в том числе подготовленных ФГБУ "ФКП Росреестра" писем методического характера, направленных в Росреестр, утвержденного приказом Росреестра от 30.09.2013 N П/394 ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) просит рассмотреть изложенные ниже вопросы на заседании указанной рабочей группы, или высказать позицию по ним.
В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Учреждение отмечает, что с учетом указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации наличие для соответствующей территории утвержденных правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) вызывает затруднения при определении надлежащего вида разрешенного использования расположенных на данной территории земельных участков, образуемых из земельных участков, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, в связи с чем в настоящее время в филиалах Учреждения по субъектам Российской Федерации отсутствует единый подход при осуществлении постановки на государственный кадастровый учет таких земельных участков.
Позиция Учреждения по указанному вопросу на настоящий момент основывается в том числе на следующих нормах.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
На основании изложенных норм Учреждение делает вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка необходимо учитывать цель его образования, а именно, связано ли оно с изменением вида разрешенного использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом Учреждением выявлен только один случай, при котором нормативно-правовым актом установлено требование об указании цели образования земельных участков в необходимых для кадастрового учета документах, а именно, в реквизите "2" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" межевого плана, если образование земельных участков связано с выделом земельных участков в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в целях осуществления видов деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 30 Требований).
То есть в иных случаях орган кадастрового учета не имеет возможности установить, связано ли образование земельного участка с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка.
Таким образом, по мнению Учреждения, в зависимости от цели образования земельных участков в межевом плане вид разрешенного использования образуемого земельного участка может быть указан либо исходя из требований градостроительного регламента, либо с учетом вида разрешенного использования исходного земельного участка (при соблюдении иных установленных законодательством требований).
Также Учреждение отмечает, что в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) отсутствуют положения, напрямую указывающие на необходимость принятия решения о приостановлении или отказе в осуществлении кадастрового учета по причине несоответствия вида разрешенного использования образуемого земельного участка градостроительному регламенту или виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Также Учреждение обращает внимание, что согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18.10.2013 N Д23и-5110, раздел земельных участков, при котором вид разрешенного использования образуемых земельных участков отличается от вида разрешенного использования исходного земельного участка, как правило, не допускается. Исключение составляют случаи специального правового регулирования (строительство олимпийских объектов, объектов чемпионата мира по футболу и т.п.).
Кроме того, в ответе на вопрос 58, приведенном в Информации Минэкономразвития России "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Информация Минэкономразвития России), "Каким документом определяется вид разрешенного использования земельного участка в случае его образования из земельных участков с установленным видом разрешенного использования, формулировка которого не приведена в соответствие с классификатором, при наличии утвержденных ПЗЗ, не приведенных в соответствие с классификатором, и при отсутствии утвержденных ПЗЗ?" указано, что разрешенное использование образуемых земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса, независимо от соответствия такого вида разрешенного использования классификатору. При этом Минэкономразвития России не уточняет, что данное требование применяется только в случае отсутствия утвержденных ПЗЗ.
Кроме того, в ответе на вопрос 48 Информации Минэкономразвития России указано: "сам по себе раздел земельного участка не может быть основанием для изменения вида разрешенного использования образуемых земельных участков".
С учетом вышеизложенной позиции Минэкономразвития России можно сделать вывод, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка может соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка, не предусмотренному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Согласно позиции Росреестра (письмо от 20.05.2015 N 14-05723/15) с учетом положений частей 2 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии утвержденных ПЗЗ, соответствующие данные которых к тому же включены в государственный кадастр недвижимости, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования, установленному согласно градостроительному регламенту для соответствующей территориальной зоны. При этом, на взгляд Росреестра, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, является неправомерным.
Таким образом, из позиции Росреестра следует, что наличие утвержденных ПЗЗ является исключением, предусмотренным федеральными законами, о котором говорится в пункте 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 52 Требований.
Вместе с тем в разъяснениях Росреестра отсутствуют пояснения о том, на основании каких положений Закона о кадастре может быть принято решение о приостановлении или отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если вид разрешенного использования образуемого земельного участка соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка, не предусмотренному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Также в рекомендациях Минэкономразвития России отсутствует указание на необходимость отказа или приостановления осуществления кадастрового учета с ссылкой на соответствующие положения Закона о кадастре в случае, если вид разрешенного использования образуемого земельного участка указан в соответствии с градостроительным регламентом и не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Учреждение сообщает, что некоторые филиалы Учреждения, придерживающиеся позиции Росреестра, в случае если при наличии утвержденных ПЗЗ вид разрешенного использования образуемого земельного участка, соответствующий виду разрешенного использования исходного земельного участка, не предусмотрен градостроительным регламентом, принимают решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Однако на момент постановки образуемого земельного участка на кадастровый учет кадастровые сведения (сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости) о таком земельном участке отсутствуют, то есть, по мнению Учреждения, в указанной ситуации нельзя сделать вывод о наличии противоречия между кадастровыми сведениями и сведениями, которые содержатся в представленных документах, и, следовательно, применить положения пункта 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
С целью соблюдения принципа единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации Учреждение просит направить позицию Росреестра относительно действий органа кадастрового учета, в том числе о наличии предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета, при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого из земельных участков, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, в следующих случаях:
- вид разрешенного использования образуемого земельного участка соответствует виду разрешенного использования исходных земельных участков, но не предусмотрен градостроительным регламентом;
- вид разрешенного использования образуемого земельного участка указан в соответствии с градостроительным регламентом, но отличается от вида разрешенного использования исходных земельных участков.
Дополнительно Учреждение просит разъяснить, зависят ли действия органа кадастрового учета от наличия (отсутствия) в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах и градостроительных регламентах.
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
от 22 июля 2015 г. N 10-2369-КЛ
ПУНКТА 2 ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 27 ЗАКОНА О КАДАСТРЕ,
И О СООТВЕТСТВИИ ВРИ, СОДЕРЖАЩИМСЯ
В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РЕГЛАМЕНТЕ
В соответствии с пунктами 3 и 7 Положения о рабочей группе по обсуждению вопросов, возникающих при реализации возложенных на филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации полномочий, в том числе подготовленных ФГБУ "ФКП Росреестра" писем методического характера, направленных в Росреестр, утвержденного приказом Росреестра от 30.09.2013 N П/394 ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) просит рассмотреть изложенные ниже вопросы на заседании указанной рабочей группы, или высказать позицию по ним.
1. О применении пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре
1.1. Подпункт 5 пункта 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, устанавливает, что в структуру записи о территориальной зоне входит в том числе информация:
- о видах разрешенного использования объектов недвижимости;
- предельных максимальных и минимальных размерах земельных участков, входящих в состав территориальной зоны.
Установление (изменение) территориальной зоны осуществляется путем утверждения представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки (статьи 30 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приведен перечень документов, в соответствии с которыми допускается образование из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Учреждение просит дать разъяснения о том, какое решение из предусмотренных статьями 23, 26 и 27 Закона о кадастре следует принимать органу кадастрового учета в том случае, если размер площади образуемого из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приведенный в документе, указанном в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ и подготовленном на его основании межевом плане не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
2. О несоответствии вида разрешенного использования, указанном в межевом плане на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления видам разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом
Пунктом 52 Требований установлено, что вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения).
Учреждение просит дать разъяснения о том, какое решение из предусмотренных статьями 23, 26 или 27 Закона о кадастре следует принимать органу кадастрового учета в том случае, если:
- вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка, указанный в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления не соответствует ни одному виду разрешенного использования, содержащемуся в градостроительном регламенте;
- вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка указан в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" на основании декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, и при этом в межевой план включена копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования, отличный от указанного в названном акте.
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 20 мая 2015 г. N 14-05723/15
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно пункту 52 требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, на наш взгляд, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, соответствующие данные которых, к тому же, включены в государственный кадастр недвижимости, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования, установленному согласно градостроительному регламенту для соответствующей территориальной зоны.
Осуществление государственного кадастрового учета земельных участков с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, на наш взгляд, является неправомерным.
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 23 сентября 2015 г. N 14-09221/15
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра (далее - Управление), рассмотрев письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ, от 22.07.2015 N 10-2369-КЛ, сообщает.
По вопросам, изложенным в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ.
Позиция Управления по рассматриваемому в письме от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ вопросу направлена в ФГБУ "ФКП Росреестра" письмом от 20.05.2015 N 14-05723/15.
Дополнительно полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как следует из части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК), действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В случае образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема) согласно пункту 14 статьи 11.10 ЗК в решении об утверждении схемы в отношении каждого образуемого земельного участка в числе прочего указываются:
кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
То есть при принятии решения об утверждении схемы в отношении земельного участка, образуемого из поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка, в таком решении в случае, если на образуемый земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, указывается не конкретный вид разрешенного использования исходного земельного участка, а территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок.
С учетом изложенного полагаем, что:
при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту, если действие градостроительного регламента распространяется на такой земельный участок;
если содержащиеся в межевом плане сведения не соответствуют градостроительному регламенту (при наличии сведений о нем в государственном кадастре недвижимости), следует принимать решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, поскольку в данном случае при подготовке межевого плана усматривается нарушение части 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре);
при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о градостроительном регламенте, но при наличии в межевом плане сведений о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, полагаем целесообразным одновременно с поставкой на государственный кадастровый учет такого земельного участка направлять запрос в орган местного самоуправления в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей территориальной зоне.
По вопросам, изложенным в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 22.07.2015 N 10-2369-КЛ.
1. В силу пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре несоответствие размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков является основанием для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка.
Полагаем, что в случае несоответствия указанного в межевом плане размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков решение об отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет должно приниматься вне зависимости от того, на основании какого документа подготовлен межевой план (исключение составляет случай, указанный в статье 40 ГрК).
2. Виды разрешенного использования земельных участков, как правило, определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Однако необходимо учитывать, что на ряд земельных участков действие градостроительного регламента не распростятся (часть 4 статьи 36 ГрК).
Осуществление государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, вид разрешенного которого не соответствует градостроительному регламенту и установлен актом уполномоченного органа, на наш взгляд, возможно, если на такой земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется.
В соответствии с пунктом 52 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования):
вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
в таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка указывается в межевом плане при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
В случае, если в приложение к межевому плану включены оба документа и, более того, их содержание противоречиво, полагаем необходимым принимать решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
Дополнительно сообщаем, что в письме от 27.02.2015 N 14-исх/02673-ГЕ/15 (копия которого направлена в том числе в ФГБУ "ФКП Росреестра" письмом Росреестра от 03.03.2015 N 14-исх/02858-ГЕ/15) Росреестр обратил внимание Минэкономразвития России на то, что пункт 52 Требований противоречит пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, не предусматривающему с 30.06.2014 указание в государственном кадастре недвижимости выбранного вида разрешенного использования земельного участка, а форма, содержание указанной в названном пункте Требований декларации не предусмотрены иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством о градостроительной деятельности.
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО
Дополнительно Учреждение отмечает, что согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от 20.05.2015 N 14-05723/15, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка, на который распространяется действие градостроительного регламента, должен соответствовать виду разрешенного использования, установленному согласно градостроительному регламенту, а не виду разрешенного использования исходного земельного участка (если вид разрешенного использования исходного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления