Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 25.12.2020 N АКПИ20-723

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 декабря 2020 г. N АКПИ20-723

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.,

с участием прокуроров Степановой Л.Е., Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Марий Чодра", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 91,

установил:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 91, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 5 апреля 2018 г., N 50637, и опубликованным 6 апреля 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (далее - Приказ), утверждено Положение о национальном парке "Марий Чодра" (далее - Положение). В приложении 1 к Положению представлены координаты характерных (поворотных) точек границы национального парка "Марий Чодра" (далее - Национальный парк) в системе координат МСК-12.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения 1 к Положению в части включения в границы Национального парка земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 3400 кв. м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <...> район, дер. <...>, обозначенного в данном приложении под номером <...> с координатами характерных (поворотных) точек: <...> и <...> и под номером <...> с координатами характерных (поворотных) точек: <...> и <...>, ссылаясь на то, что включение земельного участка, расположенного в деревне <...> и относящегося к категории земель населенных пунктов, в границы Национального парка противоречит статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает его право пользования земельным участком по назначению, поскольку режим особой охраны территории национального парка устанавливает существенные ограничения для собственников земельных участков.

В обоснование своего требования административный истец указал, что с 2018 года является собственником указанного земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, который никогда не входил в лесные земли и не являлся лесоучастком, не мог входить в границы лесничества, находящегося на территории Национального парка.

В судебном заседании представитель административного истца П.Н. поддержала заявленное требование и просила его удовлетворить.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) и заинтересованное лицо Минюст России указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, приложение 1 к Положению не устанавливает и не изменяет границы Национального парка, а лишь воспроизводит в системе координат МСК-12 границы, установленные актами о создании национального парка.

Представители Минприроды России П.А. и С. поддержали правовые позиции, изложенные в письменных возражениях, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, принимая во внимание мнение заинтересованного лица, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного иска отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 названного закона положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р Национальный парк находится в ведении Минприроды России.

Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (пункт 5.2.69 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).

Таким образом, Приказ издан Минприроды России в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством с соблюдением порядка введения его в действие.

Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на категории, в том числе земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий отнесены в том числе земли национальных парков.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2 статьи 95 ЗК РФ).

Так, в силу пункта 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу приведенных норм может включать в себя помимо земельных участков, являющихся федеральной собственностью и закрепляемых за природоохранными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников.

Положения действующего природоохранного и земельного законодательства не исключают также возможности нахождения в границах национальных парков земель различных категорий, в том числе земель населенных пунктов.

Пунктом 10 статьи 85 ЗК РФ установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 указанного кодекса, регламентирующими статус земель особо охраняемых территорий и объектов, включая в состав таких земель и земли особо охраняемых природных территорий.

Федеральный закон N 33-ФЗ также содержит нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с нахождением в границах национальных парков населенных пунктов (пункт 2 статьи 5.1, подпункт "д" пункта 2 статьи 15, пункт 4 статьи 15, пункт 6 статьи 15).

Из приведенных законоположений следует, что понятие "земли особо охраняемых территорий и объектов" как один из видов категорий земель не идентично понятию "особо охраняемые природные территории", под которым понимается особый правовой режим, распространяющийся на включенные в границы такой территории земельные участки различных категорий земель и форм собственности, а довод административного истца о несоответствии Положения в оспариваемой части актам, имеющим большую юридическую силу, основан на неверном толковании норм материального права.

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы национального парка "Марий Чодра" была включена территория деревни <...>, ранее не входившая ни в состав земель лесного фонда, ни в состав земель национального парка.

Национальный парк создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1985 г. N 400 "О создании государственного природного национального парка "Марий Чодра" в Марийской АССР" (далее - Постановление N 400) и постановлением Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 г. N 589 "О создании государственного природного национального парка "Марий Чодра" на базе Мушмаринского и Кужерского лесхозов Министерства лесного хозяйства РСФСР.

Описание границ Национального парка содержится в приложении N 1 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 г. N 589.

Кроме того, описательные границы Национального парка были приведены в ранее действовавшем Положении о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Марий Чодра", утвержденном Минприроды России 16 мая 2001 г.

Согласно данным актам граница Национального парка с момента его создания неизменно проходила по западной границе 20 квартала Лушмарского лесничества.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком материалами федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Марий Чодра": справкой от 24 января 2020 г. N 2, пояснительной запиской по Лушмарскому лесничеству из материалов по лесоустройству, планшетом N IV лесоустройство 1966 года, Мушмаринский лесхоз Лушмарского лесничества, планшетом N 3 лесоустройство 1977 года, лесхоз - парк Марий Чодра Лушмарского лесничества, планшетом N 3 лесоустройство 1984 года, Государственный природный национальный парк "Марий Чодра" Лушмарского лесничества, планшетом N 15 лесоустройство 1994 года, ГИНН "Марий Чодра" Лушмарского лесничества; планшетом N 5 лесоустройство 2004 года, Национальный парк "Марий Чодра" Лушмарского лесничества, из которых усматривается, что территория Лушмарского лесничества (квартал 20 выдел 2) по лесоустройству 1984 года располагалась в границах государственного национального парка "Марий Чодра".

Приказ не устанавливает новые и не изменяет ранее установленные границы Национального парка, а лишь воспроизводит их в системе координат МСК-12.

Каких-либо данных, опровергающих сведения, содержащиеся в оспариваемой части нормативного правового акта Минприроды России, а также указывающих на несоответствие координат характерных (поворотных) точек границ Национального парка актам о его создании либо иным актам большей юридической силы, административным истцом не представлено.

С учетом того, что приложение 1 к Положению в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления В. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Марий Чодра", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 91, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления