Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2020 N АКПИ20-702

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2020 г. N АКПИ20-702

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Котович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Политической партии "РОДНАЯ ПАРТИЯ",

установил:

Политическая партия "РОДНАЯ ПАРТИЯ" (далее также - Партия) создана 27 октября 2012 г. на учредительном съезде Партии. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 5 сентября 2013 г. под основным государственным регистрационным номером 1137799016574.

Устав Политической партии "РОДНАЯ ПАРТИЯ" с изменениями, принятыми на V съезде 9 апреля 2017 г., является действующим.

Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является руководитель Федерального Координационного Совета Партии Самохин Александр Викторович.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), в связи с ее неучастием в выборах в соответствии со статьей 37 данного федерального закона в течение семи лет подряд.

В судебном заседании представитель Минюста России Харламова А.М. поддержала заявленное требование.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик - Партия, полагая административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, указала, что была лишена возможности участвовать в выборах в 2020 году, поскольку в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах Российской Федерации был введен режим повышенной готовности, а в некоторых субъектах ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Руководитель Федерального Координационного Совета Партии Самохин А.В. в судебном заседании поддержал изложенную в возражениях позицию и пояснил, что Партия принимает активные подготовительные меры для участия в будущих выборах.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 95-ФЗ, согласно пункту 1 статьи 38 которого контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункты 2 и 3 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).

В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Минюстом России установлено, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала, что и послужило основанием для обращения в суд с требованием о ликвидации Партии.

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "а"); выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации (подпункт "в"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "г.1"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации (подпункт "д"); выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт "е").

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" закреплено, что использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме (преамбула).

Данным законом установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) является государственным заказчиком ГАС "Выборы", определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами (пункт 1 статьи 6).

Сведения об участии политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах согласно пункту 3 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ предоставляются по запросу федерального уполномоченного органа ЦИК России на основе данных, содержащихся а ГАС "Выборы".

Как следует из представленного Минюстом России письма ЦИК России от 7 сентября 2020 г. N 06-05/19885, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов), полученной на основе данных, содержащихся в ГАС "Выборы", Партия в период с 5 сентября 2013 г. по 5 сентября 2020 г. не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не участвовала в выборах Президента Российской Федерации, не участвовала в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в двух субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан (Татарстан), Саратовская область), что составляет менее 20 процентов субъектов Российской Федерации; выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 19 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Чувашская Республика - Чувашия, Алтайский край, Приморский край, Владимирская область, Воронежская область, Иркутская область, Костромская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Свердловская область, Ульяновская область, Челябинская область), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Партия в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ не принимала.

Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает иных средств доказывания обстоятельств участия политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах.

Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В связи с изложенным доводы возражений административного ответчика о том, что Партия в настоящее время принимает активные подготовительные меры для участия в будущих выборах, не имеют правового значения, так как они не опровергают утверждений административного иска, а также не подтверждают обстоятельств того, что Партия может считаться участвующей в выборах.

Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ, являющимся императивной нормой, предписано, что политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 этой статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 данного закона.

Исходя из положений пункта 1, подпункта "в" пункта 3, пункта 4 статьи 41 данного закона политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 приведенного закона; заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным уполномоченным органом.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом и имеется предусмотренное законом правовое основание для ее ликвидации.

Структуру Партии образуют ее региональные, местные и первичные отделения (пункт 6 статьи 1 Устава Партии).

Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона N 95 региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.

Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона N 95-ФЗ).

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Политическую партию "РОДНАЯ ПАРТИЯ" (основной государственный регистрационный номер 1137799016574), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления