ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 сентября 2016 г. N 302-КГ16-11410
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите от 22.07.2016 N 6-09/21293 на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10.11.2015 по делу N А78-10467/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.05.2016 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тантал" (г. Чита, далее - общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (г. Чита, далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 08.04.2015 N 14-08-19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований),
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10.11.2015 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 года в сумме 725 445 рублей, начисления пеней по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 08.04.2015 в сумме 131 042 рублей 29 копеек, привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 года в виде штрафа в размере 145 089 рублей, статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неперечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц за период с 25.05.2012 по 31.01.2014 в виде штрафа в размере 32 403 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.05.2016, решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе инспекцией ставится вопрос об отмене названных судебных актов в части признания недействительным решения инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 725 445 рублей, соответствующих пеней и штрафа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Основанием увеличения налоговой базы явился вывод инспекции о том, что нежилые помещения, оконченные строительством в многоквартирных жилых домах, и автостоянки являются объектами производственного назначения, предназначенными для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), поэтому стоимость услуг застройщика (общества) должна быть включена в выручку при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования по оспариваемому эпизоду, суды нижестоящих инстанций руководствовались статьями 146, 149 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и исходили из неправомерного доначисления обществу налога на добавленную стоимость в сумме 725 445 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа за 4 квартал 2012 года.
Общество в проверяемый период осуществляло деятельность по строительству зданий и сооружений подрядным способом, являясь заказчиком - застройщиком.
В статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) установлено, что объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящие в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
В соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги застройщика, оказанные на основании заключенных в соответствии с Законом N 214-ФЗ договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов, освобождены от обложения НДС (за исключением услуг застройщика, оказанных при строительстве объектов производственного назначения).
Понятия "объект" и "объект долевого строительства" имеют различное значение.
Под объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости (в том числе многоквартирные дом в целом) и данный термин отличается от более узкого термина "объект долевого строительства", под которым понимается жилое или нежилое помещение, общее имущество, входящее в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (отдельная квартира, нежилое помещение).
Определения понятия "объект производственного назначения" Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержит. Законодатель указал лишь характеризующий критерий, обусловленный предназначением таких объектов, - использование их в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
К объектам производственного назначения относятся именно объекты в вышеуказанном смысле, а многоквартирный дом (как здание в целом) является объектом непроизводственного (жилого) назначения независимо от наличия в нем нежилых помещений.
Доказательства, свидетельствующие о производственном назначении нежилых помещений и автостоянок, налоговым органом не представлены.
Иное толкование заявителем положений налогового законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------