Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 308-КГ17-2206 по делу N А32-22883/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 апреля 2017 г. N 308-КГ17-2206

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 по делу N А32-22883/2015

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-инвестиционная корпорация "Девелопмент-Юг" (далее - общество, налогоплательщик) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление, заявитель, налоговый орган) о признании недействительными: решения инспекции от 27.03.2015 N А10-21/136/909дсп в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2011-2012 годы в сумме 8 888 655 рублей, привлечения к ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за неуплату НДС в виде 901 756 рублей штрафа, по статье 123 Налогового кодекса за неуплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде 1 168 448 рублей штрафа, начисления 1 572 383 рублей пеней по НДС и 97 662 рублей пеней по НДФЛ; решения управления от 10.06.2015 N 21-12-436 об отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика,

установил:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными решений инспекции и управления в части начисления 1 572 383 рублей пеней и 901 156 рублей штрафа по НДС, оспариваемые решения инспекции и управления в указанной части признаны недействительными. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 08.12.2016 отменил решение суда и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в признании недействительными решений инспекции управления в части начисления обществу 8 888 655 рублей НДС. Решения инспекции и управления признаны недействительными в указанной части. В остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление приводит доводы относительно постановления суда округа в части отмены решения суда и постановления суда апелляционной инстанции.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 налоговым органом принято решение от 27.03.2015 N 10-21/136/909 о привлечении налогоплательщика к ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 901 756 рублей, по статье 123 Налогового кодекса в виде 1 168 448 рублей штрафа, обществу начислен НДС за 2011-2012 годы в размере 8 888 655 рублей, а также начислены пени по НДС в сумме 1 572 383 рубля и пени по НДФЛ в размере 97 662 рубля.

Управление решением от 10.06.2015 N 21-12-436 оставило в силе решение инспекции.

Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы инспекции и управления о том, что налогоплательщик не имеет права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, поскольку вознаграждение за услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу застройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме и предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), облагается НДС.

Судами установлено, что в период с 2011 по 2012 год общество на основании договоров долевого участия в строительстве осуществляло передачу объектов недвижимого имущества, в том числе нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.

Принимая решение от 29.12.2015 Арбитражный суд Краснодарского края исходил из того, что общество в нарушение подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса неправомерно применило льготу, предусматривающую освобождение от уплаты НДС, не включив в налогооблагаемую базу доходы (вознаграждение застройщика) с операций по договорам участия в долевом строительстве, по которым создавались и передавались участникам объекты производственного назначения.

Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения инспекции в части начисления пеней и штрафа, суд апелляционной инстанции указал, что неправильное исчисление НДС не привело к возникновению задолженности по налогу, кроме того, при исчислении налога общество руководствовалось письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации относительно применения положений статьи 149 Налогового кодекса, в связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 122 Налогового кодекса и начисление пеней является неправомерным.

При этом судебные инстанции исходили из того, что льгота, предусмотренная подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, распространяется на услуги застройщика, оказываемые на основании договоров участия в долевом строительстве, которые предусматривают передачу участнику долевого строительства жилых помещений в многоквартирном доме. Если участнику долевого строительства жилых помещений передаются нежилые помещения в многоквартирном жилом доме, которые не входят в состав общего имущества, то услуги застройщика, связанные со строительством таких помещений, под льготу не подпадают.

Суд округа, отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части, не согласился с выводами судов и указал, что многоквартирный дом является объектом непроизводственного (жилого) назначения независимо от наличия в нем нежилых помещений, в связи с чем, по договорам участия в долевом строительстве, заключенным с физическими лицами, общество не создавало и не передавало помещения производственного назначения, функциональное назначение которых соответствует указанному в абзаце 2 подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Фактическое использование собственниками нежилых помещений в будущем не может изменять порядок применения застройщиком освобождения от НДС при определении налоговой базы, поскольку на момент заключения договора участия в долевом строительстве застройщику неизвестно как в дальнейшем собственник будет использовать переданное ему по договору помещение.

С учетом установленных судами обстоятельств, руководствуясь положениями статей 146, 149 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", пунктом 2 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, суд округа пришел к выводу о незаконности ненормативных актов инспекции и управления в обжалуемой части в связи с наличием оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты НДС в соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Доводы управления не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом округа норм материального и (или) процессуального права, и, по существу, сводятся к несогласию с выводами суда по обстоятельствам дела.

Ссылка заявителя на судебную практику и разъяснения Минфина России в обоснование своей позиции не свидетельствует о нарушении судом единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом обстоятельств налогового спора.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.К.АНТОНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления