ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 июля 2018 г. N 20-КГ18-22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Юрьева И.М.,
судей Горохова Б.А., Назаренко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баккуновой Айшат Гасановны к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, администрации г. Махачкалы Республики Дагестан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по кассационной жалобе Баккуновой А.Г. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., выслушав объяснения представителя Баккуновой Айшат Гасановны - Гаджиева Джапара Магомедовича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Баккунова А.Г. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, администрации г. Махачкалы Республики Дагестан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что является инвалидом 1 группы, постановлением администрации г. Махачкалы включена в сводный список граждан, нуждающихся в жилой площади по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний". На обращение Баккуновой А.Г. к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ей сообщено, что рассмотреть данный вопрос не представляется возможным в связи с отсутствием жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 сентября 2017 года в удовлетворении иска Баккуновой А.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Баккуновой А.Г. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 19 апреля 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 7 июня 2018 года кассационная жалоба Баккуновой А.Г. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Баккунова Айшат Гасановна, <...> года рождения, является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2001 N <...> от 22 ноября 2002 года (л.д. 16 - 17).
Согласно справке ГКУ Республики Дагестан "Республиканский психоневрологический диспансер" от 25 мая 2015 года Баккунова А.Г. страдает тяжелой формой хронического заболевания (заключение по МКБ 10 F-03).
Постановлением администрации городского округа "город Махачкала" от 9 ноября 2016 года N 2087 изменено основание постановки Баккуновой А.Г. на учет на предоставление жилого помещения с категории "инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов" на категорию "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний", она включена в список граждан, принятых на учет в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядка его предоставления данным категориям граждан" по муниципальному образованию "город Махачкала" под номером 2709, как инвалид 1 группы, имеющий хроническое заболевание.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления Баккуновой А.Г. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом суд сослался на отсутствие у Баккуновой А.Г. необходимых условий для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в порядке пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также на отсутствие в ведении ответчика жилого помещения из состава жилищного фонда Республики Дагестан, которое может быть предоставлено по договору социального найма заявителю и о наличии очередности в вышеуказанном списке, где Баккунова А.Г. числится под номером 2709.
Как указал суд, законодательной возможности предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилого помещения жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, с учетом положений статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядка его предоставления данным категориям граждан" не имеется, так как указанным Законом установлено, что уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет.
Таким образом, по мнению суда, введение жилых помещений в эксплуатацию, их приобретение или освобождение, то есть наступление обстоятельств, свидетельствующих о наличии жилого помещения из состава жилищного фонда Республики Дагестан, которое может выступать в качестве предмета договора социального найма, является необходимым условием реализации права Баккуновой А.Г. на обеспечение жилым помещением вне очереди.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Статьей 1 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядка его предоставления данным категориям граждан" установлено, что жилые помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Согласно статье 2 указанного Закона нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, признаются граждане, имеющие право на получение жилых помещений из указанного фонда в соответствии со статьей 1 настоящего Закона являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства.
Пунктом 3 статьи 2.1 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 предусмотрено, что принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, предусмотренных перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, установленным в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляются вне очереди.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 6 августа 2009 года N 258 функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, указанных в статье 1 Закона, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Отказывая в иске, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал на то, что доказательств наличия у истца одновременно необходимых трех условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, не представлено. При этом какое именно условие отсутствует судом не установлено.
Между тем из дела видно, что Баккунова А.Г. состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и страдает заболеванием, указанным в Перечне.
Постановление администрации городского округа "город Махачкала" от 9 ноября 2016 года N 2087 в части постановки Баккуновой А.Г. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан, как инвалида 1 группы, имеющего хроническое заболевание, незаконным не признано.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Баккуновой А.Г. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ничем не мотивированы.
Указанные обстоятельства были оставлены без внимания и судом апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации жилищном фонде или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, отказывая в иске, суды не учли, что действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
------------------------------------------------------------------