Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2022 N 5-КГ22-36-К2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 июня 2022 г. N 5-КГ22-36-К2

УИД 77RS0002-01-2020-001881-55

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Жубрина М.А. и Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 июня 2022 г. кассационную жалобу Рунова Евгения Валентиновича на решение Басманного районного суда города Москвы от 12 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 апреля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г.

по делу N 2-1732/2020 Басманного районного суда города Москвы по иску Рунова Евгения Валентиновича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Управлению социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы о взыскании задолженности по выплате ежемесячной городской денежной выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Рунова Е.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Шитиковой Е.В. и представителя Управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы по доверенности Голубевой Л.Е.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Рунов Е.В. 10 февраля 2020 г. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее также - Департамент) о взыскании задолженности по выплате ежемесячной городской денежной выплаты к страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование исковых требований Рунов Е.В. ссылался на то, что 26 марта 2010 г. на основании его заявления и представленных документов Управлением социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа (в настоящее время Отдел социальной защиты населения района Бутырский Северо-Восточного административного округа города Москвы, являющийся обособленным подразделением Управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы, далее также - орган социальной защиты населения) ему было присвоено звание "Ветеран труда" и выдано соответствующее удостоверение.

С 25 апреля 2010 г. Рунов Е.В. является получателем трудовой пенсии по старости (страховой пенсии по старости с 1 января 2015 г. - со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") в размере 8 746, 46 руб. с осуществлением последующих индексаций. Однако по вине сотрудников органа социальной защиты населения пенсия по старости выплачивалась ему без ежемесячной городской денежной выплаты, предусмотренной Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", право на получение которой у него как гражданина, имеющего место жительства в городе Москве, являющегося пенсионером и ветераном труда, возникло со дня назначения ему пенсии по старости - с 25 апреля 2010 г. Порядок выплаты ежемесячной городской денежной выплаты, установленный постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 74-ПП "О ежемесячной городской денежной выплате", до Рунова Е.В. органом социальной защиты населения не доводился.

Рунов Е.В. просил взыскать с Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы задолженность по ежемесячной городской денежной выплате к страховой пенсии по старости за период с 25 апреля 2010 г. по 31 сентября 2019 г. в размере 58 284 руб., компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., судебные расходы в сумме 20 948, 52 руб.

Протокольным определением Басманного районного суда города Москвы от 9 июня 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы.

Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы исковые требования Рунова Е.В. в суде первой инстанции не признал, указав на то, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не назначает и не выплачивает ежемесячную городскую денежную выплату к страховой пенсии по старости, эту обязанность осуществляет управление социальной защиты населения по месту жительства гражданина, а Департамент осуществляет по отношению к управлению руководство и контроль.

Представитель Управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы исковые требования Рунова Е.В. в суде первой инстанции также не признал.

Решением Басманного районного суда города Москвы от 12 октября 2020 г. в удовлетворении исковых требований Рунова Е.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Руновым Е.В. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 9 марта 2022 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 мая 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Шитиковой Е.В. и начальника Отдела социальной защиты населения района Бутырский Северо-Восточного административного округа города Москвы Дроздовой Е.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судебными инстанциями, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Рунов Е.В., 25 апреля 1950 года рождения, 26 марта 2010 г. обратился к начальнику Управления социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".

На основании данного заявления решением Управления социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа от 26 марта 2010 г. Рунову Е.В. присвоено звание "Ветеран труда" и выдано соответствующее удостоверение.

25 апреля 2010 г. Рунову Е.В. назначена трудовая пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

14 мая 2010 г. Рунов Е.В. обратился в Управление социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа с заявлением о назначении (перерасчете) ежемесячной компенсационной выплаты, осуществляемой за счет средств городского бюджета.

10 сентября 2019 г. Руновым Е.В. в Центр государственных услуг "Мои документы" района Бутырский города Москвы подано заявление о назначении ежемесячной городской денежной выплаты.

Письмом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 20 января 2020 г. в ответ на обращение Рунова Е.В. по вопросу назначения ежемесячной городской денежной выплаты разъяснено, что в соответствии постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 74-ПП "О ежемесячной городской денежной выплате" ежемесячная городская денежная выплата назначается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с документами. С учетом поданного Руновым Е.В. 10 сентября 2019 г. заявления Отделом социальной защиты населения района Бутырский Северо-Восточного административного округа города Москвы ежемесячная городская денежная выплата назначена ему с 1 октября 2019 г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Рунова Е.В. о взыскании задолженности по ежемесячной городской денежной выплате, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для назначения Рунову Е.В. ежемесячной городской денежной выплаты, предусмотренной Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", с даты назначения трудовой пенсии по старости, то есть с 25 апреля 2010 г., не имеется, поскольку данный вид социальной поддержки имеет заявительный характер, а с заявлением о назначении этой выплаты истец обратился только 10 сентября 2019 г., сведений о более ранних обращениях Рунова Е.В. с заявлением о назначении ежемесячной городской денежной выплаты материалы дела не содержат, доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, истцом не представлено.

Суд первой инстанции также отказал Рунову Е.В. в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, указав, что в судебном заседании не нашли подтверждения доводы истца о том, что со стороны ответчиков имели место какие-либо неправомерные действия или бездействие.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что поданное в орган социальной защиты населения заявление Рунова Е.В. от 14 мая 2010 г. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП не подменяет собой заявление об установлении ежемесячной городской денежной выплаты.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О ветеранах").

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы, регулирует Закон города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" (далее - Закон города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы").

Статьей 10 Закона города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" предусмотрена ежемесячная городская денежная выплата.

Ежемесячная городская денежная выплата - выраженное в денежной форме обязательство города Москвы, финансируемое за счет средств бюджета города Москвы, направленное на обеспечение реализации права граждан на социальную поддержку (часть 1 статьи 10 Закона города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы").

Исходя из положений статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", ветераны труда из числа пенсионеров, имеющие место жительства в городе Москве, получающие пенсии на основании пенсионного законодательства, имеют право на ежемесячную городскую денежную выплату в соответствии с данным законом.

Постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 74-ПП "О ежемесячной городской денежной выплате" утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной городской денежной выплаты, установленной Законом города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" (далее также - Порядок; положения названного постановления и Порядка приводятся в редакции, действовавшей на день обращения Рунова Е.В. в орган социальной защиты населения за назначением денежных выплат как пенсионеру и ветерану труда - 14 мая 2010 г.).

Пунктом 3 Порядка установлено, что ветеранам труда ежемесячная городская денежная выплата назначается и выплачивается: после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Для ветеранов труда основанием для назначения ежемесячной городской денежной выплаты является совокупность следующих документов: заявление; удостоверение ветерана, образец которого утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. N 423; паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве; пенсионное удостоверение либо иной документ, подтверждающий факт получения пенсии (подпункт "г" пункта 10 Порядка).

Согласно пунктам 5, 12, 13 Порядка гражданам, у которых право на получение ежемесячной городской денежной выплаты возникло после 1 января 2005 г. ежемесячная городская денежная выплата назначается органами социальной защиты населения в течение десяти дней со дня приема заявления с правоустанавливающими документами <1> с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в органы социальной защиты населения с правоустанавливающими документами. Учет и регистрация заявлений на получение ежемесячной городской денежной выплаты ведется районными управлениями социальной защиты населения в специальном журнале.

--------------------------------

<1> Положениями Порядка назначения и выплаты ежемесячной городской денежной выплаты, установленной Законом города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 74-ПП "О ежемесячной городской денежной выплате" (в редакции постановления Правительства Москвы от 30 июля 2021 г. N 1153-ПП), также предусмотрен заявительный порядок назначения ежемесячной городской денежной выплаты (пункты 1.6, 2.1) с предоставлением необходимых документов (сведений) (пункты 2.5 - 2.8).

В случае отказа в назначении ежемесячной городской денежной выплаты орган социальной защиты населения не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа (пункт 14 Порядка).

Из приведенных нормативных положений следует, что предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда находится в ведении субъектов Российской Федерации. Ветераны труда из числа пенсионеров, имеющие место жительства в городе Москве, получающие пенсии в соответствии с пенсионным законодательством, имеют право на ежемесячную городскую денежную выплату, финансируемую за счет средств бюджета города Москвы и направленную на обеспечение реализации права граждан на социальную поддержку. Ежемесячная городская денежная выплата назначается ветеранам труда органами социальной защиты населения в течение десяти дней со дня приема заявления с правоустанавливающими документами и выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в органы социальной защиты населения. Заявление на получение ежемесячной городской денежной выплаты регистрируется органом социальной защиты населения. В случае отказа в назначении названной выплаты орган социальной защиты населения не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа.

Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 74-ПП "О ежемесячной городской денежной выплате" организация работы по реализации данного постановления и проведение разъяснительной работы по вопросу ежемесячной городской денежной выплаты возложены на Департамент социальной защиты населения города Москвы (с 26 августа 2015 г. переименован в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы) <2>. В действующей с 22 ноября 2016 г. редакции пункта 2 названного постановления Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы также предписано проведение разъяснительной работы по вопросу назначения и выплаты ежемесячной городской денежной выплаты.

--------------------------------

<2> В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 26 августа 2015 г. N 526-ПП "О реорганизации Департамента социальной защиты населения города Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных учреждений города Москвы" Департамент социальной защиты населения города Москвы переименован в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

Пунктами 1.5, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.38 Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1009-ПП, действовавшего на момент обращения Рунова Е.В. в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ему денежных выплат как пенсионеру и ветерану труда - 14 мая 2010 г., было предусмотрено, что Департамент социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и города Москвы в области социальной защиты граждан, нуждающихся в социальной поддержке; Департамент социальной защиты населения города Москвы возглавляет государственную систему социальной защиты населения города Москвы, включающую в том числе управления социальной защиты населения районов и административных округов города Москвы; управления социальной защиты населения районов и административных округов города Москвы являются территориальными подразделениями Департамента социальной защиты населения города Москвы; Департамент социальной защиты населения города Москвы осуществляет руководство работой данных управлений по выполнению ими возложенных задач по социальной защите населения, организует работу по назначению и выплате ежемесячных и единовременных социальных выплат (компенсаций, пособий, ежемесячных денежных выплат, доплат к пенсиям и др.), информирует жителей города Москвы по вопросам социальной защиты.

Исходя из изложенного функции по социальной защите населения, в частности по проведению разъяснительной работы по вопросу назначения ежемесячной городской денежной выплаты, реализуются Департаментом социальной защиты населения города Москвы через территориальные подразделения Департамента - управления социальной защиты населения районов и административных округов города Москвы.

Пунктами 9.17, 10 действующего с 8 сентября 2015 г. Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, также предусмотрено, что территориальные подразделения Департамента - управления социальной защиты населения города Москвы - обеспечивают выполнение полномочий Департамента по осуществлению и предоставлению социальных выплат и иных мер социальной поддержки.

Из материалов дела усматривается, что, обращаясь в суд с настоящим иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о взыскании задолженности по ежемесячной городской денежной выплате к страховой пенсии по старости, Рунов Е.В. указывал на то, что после получения 23 марта 2010 г. удостоверения "Ветеран труда" и назначения ему трудовой пенсии по старости 24 апреля 2010 г. он обратился 14 мая 2010 г. в Управление социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа для оформления денежных выплат как ветерану труда, пенсионеру, проживающему в городе Москве, представил необходимые документы и заполнил заявление, выданное ему сотрудником органа социальной защиты населения, отметив в нем, что он является получателем пенсии по старости и ветераном труда (в графе "социальный статус"). Заявление было зарегистрировано сотрудником органа социальной защиты населения в установленном порядке, дополнительных документов у Рунова Е.В. сотрудник не затребовал. Рунов Е.В. не был уведомлен органом социальной защиты населения о результате рассмотрения его заявления. Все эти действия с его стороны и со стороны органа социальной защиты населения дали ему основание полагать, что ежемесячная городская денежная выплата ему назначена и выплачивается, о том, что данная выплата ему не производилась, он узнал только в августе 2019 г. при обращении в клиентскую службу "Бутырский, Марфино" Управления по приему населения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области.

В силу статьи 26 Федерального закона "О ветеранах" должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах.

Ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки (статья 27 Федерального закона "О ветеранах").

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании приведенного выше обязанности по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения в городе Москве осуществляет отраслевой орган исполнительной власти города Москвы - Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. В рамках исполнения этих обязанностей Департамент через территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы - в том числе проводит разъяснительную работу среди граждан по вопросу назначения и выплаты ежемесячной городской денежной выплаты.

Следовательно, при обращении пенсионера в управление социальной защиты населения города Москвы по вопросу предоставления ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной городской денежной выплаты в связи с наличием у него звания "Ветеран труда" он имеет право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений о его правах и порядке их реализации, и этому праву корреспондирует обязанность органа социальной защиты населения в целях правовой и социальной защиты указанного лица предоставить ему всю необходимую информацию и бланк заявления установленного образца для заполнения, подачи и последующего назначения названной выплаты.

В случае невыполнения органом социальной защиты населения названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, являющегося пенсионером и ветераном труда, с заявлением о назначении ему социальной выплаты, названный орган применительно к статье 26 Федерального закона "О ветеранах" в соответствии с законодательством несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах и данный гражданин имеет право обратиться в суд за возмещением неполученных денежных сумм социальной поддержки на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такое понимание приведенных нормативных положений согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 19, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Рунова Е.В. о взыскании задолженности по выплате ежемесячной городской денежной выплаты к пенсии по старости за спорный период изложенные нормативные положения не применили в их взаимосвязи, в том числе нормы об обязанности органов социальной защиты населения города Москвы разъяснять пенсионерам, имеющим звание "Ветеран труда", права, связанные с назначением и выплатой ежемесячной городской денежной выплаты, предусмотренной Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", и порядок их реализации.

В результате допущенного нарушения норм права, регулирующих спорные отношения, доводам Рунова Е.В., приводимым им в исковом заявлении, в судебном заседании суда первой инстанции, в апелляционной жалобе, и указанным в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки.

Мотивируя свои выводы об отказе в удовлетворении исковых требований Рунова Е.В., суды первой и апелляционной инстанций ограничились лишь ссылкой на то, что такой вид социальной поддержки, как ежемесячная городская денежная выплата, имеет заявительный характер, а с заявлением о назначении ежемесячной городской денежной выплаты истец обратился в орган социальной защиты населения только 10 сентября 2019 г., сведений о более ранних обращениях Рунова Е.В. с заявлением о назначении ежемесячной городской денежной выплаты материалы дела не содержат.

Между тем это утверждение судов первой и апелляционной инстанций опровергается материалами дела, в котором имеется заявление Рунова Е.В. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, осуществляемой за счет средств городского бюджета (л.д. 33), поданное им 14 мая 2010 г. при его обращении в Управление социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа. При этом в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчики (Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы и Управление социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы) не представили данных о том, что при обращении Рунова Е.В. в Управление социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа 14 мая 2010 г. для назначения денежных выплат как пенсионеру и ветерану труда сотрудниками органа социальной защиты населения Рунову Е.В. был разъяснен порядок назначения ежемесячной городской денежной выплаты и предоставлен необходимый для этого бланк заявления.

Суждение суда апелляционной инстанции о том, что поданное в орган социальной защиты населения заявление Рунова Е.В. от 14 мая 2010 г. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП не подменяет собой заявление об установлении ежемесячной городской денежной выплаты, сделано без учета норм права, предписывающих органам социальной защиты населения проводить разъяснительную работу с гражданами об их правах на получение мер социальной поддержки и о порядке их реализации, а также обстоятельств данного дела и свидетельствует о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией пенсионером, ветераном труда, права на своевременное получение меры социальной поддержки, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, которые установлены статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и его права на справедливую и компетентную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что заслуживают внимания доводы Рунова Е.В., приведенные им в кассационной жалобе, о том, что 26 марта 2010 г. Управлением социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа Рунову Е.В. при присвоении звания "Ветеран труда" была выдана "Памятка "ветерану труда" и приравненным к ним лицам о мерах социальной поддержки" (имеется в материалах дела), в которой не содержится информации о том, что для назначения и выплаты ежемесячной городской денежной выплаты ветерану труда необходимо подавать соответствующее заявление. В памятке указано, что назначение ежемесячной городской денежной выплаты производится при личном обращении и представлении необходимых документов. Следовательно, обратившись лично 14 мая 2010 г. в Управление социальной защиты населения Бутырского района города Москвы Северо-Восточного административного округа для назначения денежных выплат как пенсионеру и ветерану труда, заполнив заявление, предоставленное ему сотрудником органа социальной защиты населения, Рунов Е.В. правомерно ожидал, что в отношении его было принято положительное решение о назначении ему как ветерану труда ежемесячной городской денежной выплаты.

Принимая во внимание приведенное выше, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Рунов Е.В. ранее 10 сентября 2019 г. не обращался в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной городской денежной выплаты, о недоказанности неправомерных действий (бездействия) со стороны ответчиков и об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Рунова Е.В. о взыскании задолженности по данной выплате, нельзя признать основанными на законе, они сделаны с нарушением норм материального права и норм процессуального права о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств.

Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Рунова Е.В. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение Басманного районного суда города Москвы от 12 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 апреля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Рунова Е.В., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Басманного районного суда города Москвы от 12 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 апреля 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. по делу N 2-1732/2020 Басманного районного суда города Москвы отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Басманный районный суд города Москвы в ином составе суда.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления