Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2023 N 2349-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фомина Сергея Евгеньевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 сентября 2023 г. N 2349-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ФОМИНА

СЕРГЕЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПУНКТОМ 2.8 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ

В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Е. Фомина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин С.Е. Фомин оспаривает конституционность следующих законоположений:

пункта 1 статьи 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений", пункта 1 статьи 11.2 "Образование земельных участков", пункта 6 статьи 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам", пунктов 1 - 4, подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", статьи 39.2 "Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков", подпункта 1 пункта 1 статьи 39.14 "Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" и пункта 1 статьи 39.20 "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение" Земельного кодекса Российской Федерации;

пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающего (в нормативной связи с ее пунктом 2.7) перечень документов, прилагаемых для приобретения членами некоммерческих организаций в собственность бесплатно садового или огородного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включая схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную ими.

Как следует из представленных материалов, заявитель, будучи собственником нежилого помещения в здании, обратился в орган местного самоуправления с предложением сформировать земельный участок по одному из предложенных им вариантов - или для эксплуатации всего здания, или же в границах, необходимых для функционирования указанного помещения, - но получил отказ, признанный правомерным решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций. Суды пришли к выводу о том, что здание расположено одновременно в границах трех земельных участков, поставленных на кадастровый учет, два из которых обременены правом аренды, а образование нового участка приведет к ущемлению прав других собственников помещений, отметив при этом довод административного ответчика о возможности формирования в данном случае земельного участка в судебном порядке.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку возлагают обязанность подготовки схемы расположения земельного участка на граждан, а не на органы местного самоуправления, позволяют отказывать в судебной защите собственнику помещения в здании, реализация прав которого в отношении земельного участка поставлена в зависимость от предшествовавших действий других собственников помещений в том же здании, направленных на формирование для них самостоятельных земельных участков.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Оспариваемые положения Земельного кодекса Российской Федерации обеспечивают формирование и идентификацию земельных участков как объектов гражданских и земельных отношений с учетом особенностей данного вида имущества, прежде всего его природной и правовой связи с иными объектами недвижимого имущества, предусматривая, в частности, подготовку схемы расположения земельного участка исходя из местоположения зданий, сооружений (пункт 2 статьи 11.10), а также исключительное право на приобретение земельных участков, относящихся к публичной собственности, в собственность или в аренду для граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20).

При этом именно собственники помещений в здании определяют формат реализации данного исключительного права (приобретение права аренды или права собственности в порядке приватизации), а также обладают возможностью осуществить - согласно гражданскому законодательству - раздел здания на самостоятельные части (при условии соблюдения градостроительных требований) с оформлением соответствующих прав на земельные участки, территориально связанные с выделяемыми объектами.

С учетом изложенного эти законоположения сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, отказ в удовлетворении требований которого был связан, согласно выводам судов, с необходимостью разрешения в судебном порядке вопроса о правах на землю всех собственников помещений в здании в рамках иных исковых требований.

Что же касается пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то он, будучи элементом правового механизма льготного предоставления садового или огородного участка членам некоммерческой организации, не затрагивает конституционных прав заявителя, не относящегося к данной категории, притом что составление схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории лицами, заинтересованными в их приобретении в определенных границах, отвечает прежде всего интересам таких лиц.

Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, оценка правомерности выбора правовых норм, подлежащих применению с учетом этих обстоятельств, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фомина Сергея Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления