КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 июня 2024 г. N 1546-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ГАЛЕЕВОЙ ВИТЫ НАИЛЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки В.Н. Галеевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка В.Н. Галеева оспаривает конституционность части третьей статьи 33.1 "Переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства", пункта 4 части второй, части третьей статьи 329 "Постановление суда апелляционной инстанции" и части второй статьи 390.1 "Определение кассационного суда общей юрисдикции" ГПК Российской Федерации, части 5 статьи 16.1 "Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства", части 4 статьи 180 "Содержание решения суда" и главы 35 "Производство в суде кассационной инстанции" КАС Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции В.Н. Галеевой отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным отказа в восстановлении ее в числе обучающихся в образовательной организации высшего образования. Суд апелляционной инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, оставил указанное решение без изменения. Суды кассационной инстанции, отклонив помимо прочего доводы кассационных жалоб о том, что дело должно было быть рассмотрено по правилам административного судопроизводства, оставили данные судебные постановления без изменения.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 10, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они:
допускают возможность рассмотрения судами различных инстанций одного и того же дела по правилам разных видов судопроизводства (административного и гражданского);
позволяют суду первой инстанции не указывать полностью в решении обстоятельств дела и доказательств, на которых основаны доводы административного истца, и не приводить норм права, которыми он руководствовался при принятии решения, и мотивов принятия решения, суду апелляционной инстанции - не в полном объеме отражать содержание апелляционной жалобы, искажая ее доводы, а также мотивы, по которым эти доводы отклоняются, а судам апелляционной и кассационной инстанций по своему выбору приводить мотивы отклонения доводов соответствующих жалоб.
Кроме того, В.Н. Галеева просит Конституционный Суд Российской Федерации признать неконституционным наличие пробела в главе 35 КАС Российской Федерации, не позволяющего обжаловать определение суда апелляционной инстанции о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В жалобе в качестве оспариваемых норм упоминается также пункт 7 части второй статьи 329 и пункт 2 части четвертой данной статьи (который в указанной части отсутствует), часть третья статьи 390.1 ГПК Российской Федерации, статья 16.1 (и отдельно ее часть 4) и статья 180 (в целом) КАС Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В целях конкретизации конституционного права граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), а также конституционной гарантии на судебную защиту (статья 46, часть 1) федеральный законодатель ввел сходные по своему содержанию правовые нормы, согласно которым, если в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по делу суд установит, что оно подлежит рассмотрению в ином судебном порядке, он вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам соответствующего судопроизводства (статья 33.1 ГПК Российской Федерации, статья 16.1 КАС Российской Федерации). Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (абзац третий пункта 31 постановления от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"). Данное регулирование направлено на обеспечение прав и свобод граждан и само по себе не нарушает баланса между правами и свободами участников судопроизводства и правомерными публичными интересами общества и государства в надлежащем отправлении правосудия.
Устанавливая в оспариваемых положениях части третьей статьи 33.1 ГПК Российской Федерации и части 5 статьи 16.1 КАС Российской Федерации возможность в определенных случаях перехода к рассмотрению дела по правилам административного или гражданского судопроизводства, федеральный законодатель не вышел за пределы своей компетенции и не ограничил гарантированного статьями 45 и 46 Конституции Российской Федерации права на государственную, в том числе судебную, защиту, а, напротив, определил механизм, смягчающий последствия неправильного выбора истом вида судопроизводства. Следовательно, данные нормы не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права заявительницы в аспекте, обозначенном в жалобе.
Пункт 4 части второй, часть третья статьи 329 и часть вторая статьи 390.1 ГПК Российской Федерации, закрепляющие требования к содержанию постановлений суда апелляционной инстанции и кассационного суда общей юрисдикции, в том числе возлагающие на суд обязанность указывать краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, а при оставлении апелляционной и кассационных жалоб без удовлетворения - мотивы, по которым доводы этих жалоб отклоняются, являются процессуальными гарантиями правильного рассмотрения и разрешения судами гражданских дел, призваны обеспечить принятие законных и обоснованных судебных постановлений.
Таким образом, названные положения, а равно и часть 4 статьи 180 КАС Российской Федерации, предусматривающая требования к содержанию мотивировочной части решения суда, также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права В.Н. Галеевой, которая, как следует из жалобы, по сути выражает несогласие с процессуальным порядком рассмотрения заявленных ею требований, полнотой исследования судами доказательств по делу, а также соблюдением ими установленных правил судебного разбирательства (в том числе в судах апелляционной и кассационной инстанций) и принимаемыми по его результатам постановлениями. Между тем разрешение таких вопросов, предполагающее исследование и оценку фактических обстоятельств конкретного дела, не отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Глава же 35 КАС Российской Федерации определяет порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в суде кассационной инстанции по правилам административного судопроизводства. Однако представленные документы свидетельствуют о том, что кассационные жалобы В.Н. Галеевой рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, в указанной части ее жалоба также не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению как не отвечающая критерию допустимости обращений граждан в Конституционный Суд Российской Федерации.
Что касается пункта 7 части второй, части четвертой статьи 329, части третьей статья 390.1 ГПК Российской Федерации, статьи 16.1 (и отдельно ее части 4) и статьи 180 (в целом) КАС Российской Федерации, то в жалобе отсутствует обращенное к Конституционному Суду Российской Федерации требование (пункт 9 части второй статьи 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), связанное с оспариванием их конституционности.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галеевой Виты Наилевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------