Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 78-АПГ17-26

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 февраля 2018 г. N 78-АПГ17-26

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шайхайдарова Романа Валерьевича на решение Санкт-Петербургского городского суда от 21 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании недействующими отдельных положений Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года N 100, и Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 4 июля 2014 года N 1459-р.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Шайхайдарова Р.В. и его представителя Фоминой А.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Правительства Санкт-Петербурга Черняевой С.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности судебного решения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

16 декабря 2003 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 100 утвержден Регламент Правительства Санкт-Петербурга (далее - Регламент Правительства).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2015 года N 855, опубликованным на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 28 сентября 2015 года, глава 11 указанного Регламента изложена в новой редакции, согласно пункту 11.3 которого обращения граждан, адресованные Губернатору, в Правительство и Администрацию Губернатора, в форме электронного документа направляются гражданами исключительно при помощи сервиса "Электронная приемная" на официальном сайте администрации Санкт- Петербурга (www.gov.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4 июля 2014 года распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга N 1459-р (входит в структуру исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга согласно постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 31 мая 2012 года N 36-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга") утвержден Регламент администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Регламент администрации).

Распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 5 мая 2016 года N 1128-р, опубликованным на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 10 мая 2016 года, пункт 10.2 названного Регламента изложен в новой редакции, согласно абзацу второму которого обращения граждан в форме электронного документа, адресованные главе Администрации, первому заместителю и заместителям главы Администрации и в Администрацию, направляются гражданами исключительно при помощи сервиса "Интернет-приемная" в разделе Невского района на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/obrasheniya-grazhdan/feedback/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Шайхайдаров Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия приведенных региональных норм в части слова "исключительно", указав в обоснование заявления на их несоответствие требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также положениям Модельного закона об обращениях граждан и юридических лиц, утвержденного постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых государств от 27 ноября 2015 года N 43-6, считая, что нарушены его конституционные права и законные интересы, поскольку лишают его права на подачу обращения в органы власти в форме электронного документа посредством электронной почты.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 21 сентября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Санкт-Петербурга, администрацией Невского района Санкт-Петербурга представлены возражения с указанием на необоснованность доводов, приведенных в ней, и на законность судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно не усмотрел несоответствия оспариваемых региональных норм имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, обоснованно исходил из того, что оспариваемые положения, определяя сервис, с помощью которого осуществляется прием обращений граждан в виде электронных документов, направлены на обеспечение реализации прав граждан на обращение путем принятия организационно-управленческих мер в целях реализация полномочий по защите прав и свобод граждан на уровне субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), одновременно возлагает обязанность на государственные органы и органы местного самоуправления по его реализации и защите (статья 2, пункт "б" статьи 72).

Принципы правового регулирования отношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), являющихся, по своей сути, юридической гарантией конституционного права граждан на обращение.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном этим Законом.

Закрепляя право лица на обращение в форме электронного документа, названный Закон не содержит нормы, регулирующей порядок такого обращения.

Подача электронных обращений предусмотрена, в частности, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 2 статьи 10 и статья 11.3), Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (пункт 4 статьи 1 и пункт 1 статьи 7), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (статья 37), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 41), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1.1 статьи 3), Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 45), которые так же, как и Федеральный закон N 59-ФЗ, не устанавливают перечни способов передачи электронного документа.

Понятие электронного документа - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, - содержится только в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (пункт 11.1 статьи 2).

Таким образом, на федеральном уровне отсутствует общий порядок обращения в форме электронного документа, следовательно, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Защита прав и свобод человека, установление и обеспечение надлежащего функционирования правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, составляют сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому, они должны обеспечиваться как органами государственной власти Российской Федерации, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и путем принятия административного регламента, который определяет последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры) обеспечивающих исполнение государственных функций.

При таком положении регламентация процедуры обращения граждан в форме электронного документа, вопреки доводам административного истца, не может свидетельствовать о создании ограничения в реализации права граждан на обращение, поскольку установленный оспариваемыми региональными нормами порядок реализации указанного права через сервис "Электронная приемная" определяет исключительно порядок обращения в форме электронного документа, а не регулирует вопросы о праве на такое обращение.

Определение и использование одного способа обращения в форме электронного документа из имеющегося технического разнообразия нельзя расценить как ограничение права на обращение, поскольку установленный Регламентом Правительства и Регламентом администрации способ обращения (сервис "Электронная приемная") не противоречит требованиям Федерального закона N 59-ФЗ.

Указанные административным истцом различия технического характера при обращении через сайт и посредством электронной почты (размер электронного обращения, размер вложенных документов) также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых норм имеющему большую юридическую силу законодательству, и не являются препятствием реализации права на обращение в государственные органы.

Представленная в обоснование доводов апелляционной жалобы о незаконности судебного акта статистика обращений в государственные органы Санкт-Петербурга также не доказывает несоответствие оспариваемых региональных норм федеральному законодательству, что в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обязательным условием для признания их недействующими.

Суд первой инстанции дал правильную правовую оценку доводам административного истца, подробно и аргументированно изложив ее в судебном акте, Судебная коллегия не находит поводов с ней не согласиться.

Действительно, Федеральный закон N 59-ФЗ устанавливает единый порядок рассмотрения всех обращений, поступивших в государственный орган, принцип обязательности принятия обращения к рассмотрению.

Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, статьи 7, 9 и 10 названного Закона не регулируют вопросы электронного взаимодействия при обращении в форме электронного документа.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права.

С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шайхайдарова Романа Валерьевича - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления