Законодательство РФ

Указ Президента РФ от 08.05.2024 N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

8 мая 2024 года

N 314




Утверждены

Указом Президента

Российской Федерации

от 8 мая 2024 г. N 314

ОСНОВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ


I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения (далее - государственная политика в области исторического просвещения).

2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

3. В настоящих Основах используются следующие основные понятия:

а) историческое просвещение - регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества;

б) государственная политика в области исторического просвещения - совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в области исторического просвещения, направленных на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине;

в) субъекты государственной политики в области исторического просвещения - органы публичной власти, научные и образовательные организации, академические и университетские центры, организации культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.


II. Основания для выработки государственной политики

в области исторического просвещения

4. Основой исторического просвещения в России является научное историческое знание и образование.

5. Россия - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое развитие. В основе самосознания российского общества лежат формировавшиеся и развивавшиеся на протяжении всей истории России традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, сохранение и защита которых являются обязательным условием гармоничного развития страны и ее многонационального народа, неотъемлемой составляющей суверенитета Российской Федерации.

6. В условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма, неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы, к числу которых относятся:

а) недружественные действия иностранных государств, направленные на отрицание или преуменьшение исторического вклада России в развитие мировой цивилизации;

б) попытки деформации исторической памяти и искажения исторической правды, негативные оценки событий и периодов отечественной истории, распространение ложных представлений о России;

в) использование коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение целостности российского общества и государства.

7. Для противодействия рискам и угрозам, названным в пункте 6 настоящих Основ, необходимо предпринять скоординированные, комплексные и широкомасштабные усилия по организации и обеспечению системной и масштабной работы в области исторического просвещения, образования и науки. Системное и массовое историческое просвещение населения России имеет большое образовательное и воспитательное значение для безопасного и гармоничного развития личности и государства.


III. Цели государственной политики в области

исторического просвещения

8. Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей путем:

а) сохранения памяти о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, и историю других народов России, исходя из понимания преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства;

б) осознания многонациональной природы социокультурного развития России;

в) популяризации достижений отечественной науки и культуры;

г) патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите Отечества;

д) сохранения памяти о выдающихся личностях в российской истории, внесших важный вклад в развитие и процветание России;

е) формирования активной гражданской позиции в отношении важности исторического просвещения и сохранения исторической памяти;

ж) расширения и совершенствования просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, направленной на сохранение их самоидентификации как части Русского мира;

з) обеспечения доступа граждан к достоверным и научно обоснованным историческим знаниям и объективной информации о месте и роли России в мировой истории, о ее вкладе в развитие мировой цивилизации;

и) сохранения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создания условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям;

к) совершенствования механизмов государственного управления в области исторического просвещения;

л) повышения престижа профессий, связанных с историческим просвещением.


IV. Основные принципы государственной политики в области

исторического просвещения

9. Основными принципами государственной политики в области исторического просвещения являются:

а) опора на научные знания и фундаментальные научные исследования, традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности;

б) понимание истории России, развивающейся по самобытному цивилизационному пути, как неотъемлемой части общемирового исторического процесса;

в) преемственность всех этапов российской истории;

г) осознание исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа.


V. Задачи государственной политики в области

исторического просвещения

10. Задачами, связанными с совершенствованием механизмов государственного управления в области исторического просвещения, являются:

а) координация исследовательской, методической и массовой просветительской деятельности субъектов государственной политики в области исторического просвещения;

б) совершенствование нормативно-правового, информационно-просветительского и научно-методологического обеспечения противодействия попыткам фальсификации истории в России и за рубежом, умаления значения подвига народа при защите Отечества;

в) формирование государственного заказа на подготовку научно-педагогических кадров и проведение научных исследований в области истории России и всех народов, ее населяющих, их культур и языков, на разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы (в том числе детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной продукции, видеопродукции и интернет-продукции;

г) совершенствование системы контроля качества содержания историко-просветительских и образовательных программ в области истории и культуры, разрабатываемых в том числе для подготовки научно-педагогических кадров;

д) упорядочение деятельности органов публичной власти и экспертных советов, связанной с решением вопросов предоставления государственных субсидий либо иного участия государства в финансировании исторических и культурных проектов, а также вопросов выдачи или отзыва прокатных удостоверений на отечественные и зарубежные фильмы;

е) совершенствование системы грантовой и иных видов поддержки исторических и культурных проектов, в частности связанных с популяризацией работ отечественных историков и изданием историко-просветительской литературы, в том числе на языках народов России и иностранных языках;

ж) государственная поддержка общественных объединений, деятельность которых направлена на сохранение исторической памяти, и проектов, реализуемых в данной сфере, в целях противодействия идеологической и информационной агрессии против России;

з) поддержка проектов в области исторического образования и патриотического воспитания, совершенствование форм и методов таких образования и воспитания, повышение эффективности деятельности образовательных и просветительских организаций;

и) совершенствование системы научной экспертизы содержания издаваемой исторической литературы, а также содержания экскурсионных программ в музеях и организациях культуры;

к) поддержка обновления фондов исторической литературы общедоступных (публичных) библиотек.

11. Задачами, связанными с развитием научной базы исторического просвещения, являются:

а) создание условий для изучения отечественной истории в государственных и негосударственных общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на основе научных достижений при обеспечении защиты исторической правды и противодействия фальсификации истории;

б) формирование государственной программы, предусматривающей организационную и финансовую поддержку научно-образовательных центров мирового уровня и образовательных организаций высшего образования, проводящих актуальные с точки зрения защиты российских государственных интересов исторические исследования;

в) создание отечественной системы мониторинга публикаций в сфере социально-гуманитарных наук, основой которой должны стать независимые от зарубежных рейтингов отечественные показатели;

г) привлечение ведущих научных, педагогических и научно-педагогических работников к работе со средствами массовой информации в целях продвижения достоверных исторических знаний и популяризации важнейших событий истории России;

д) содействие расширению взаимодействия ученых-историков Союзного государства и ближнего зарубежья, взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств по вопросам, связанным с общей для постсоветского пространства историей, проведением совместных научных исследований, изданием учебных пособий и методических рекомендаций;

е) содействие расширению контактов с учеными-историками иностранных государств и активизации просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;

ж) повышение роли музеев, театров, кинотеатров, библиотек, архивов, средств массовой информации и массовой коммуникации в историческом просвещении, в том числе посредством реализации образовательно-просветительских программ.

12. Задачами, связанными с повышением исторической грамотности граждан Российской Федерации, иностранных граждан, проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, и соотечественников, проживающих за рубежом, являются:

а) создание единой методологии преподавания истории, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая образовательными организациями высшего образования;

б) актуализация федеральных основных общеобразовательных программ в части, касающейся внесения изменений в федеральную рабочую программу по учебному предмету "История" в соответствии с новыми вызовами и задачами, стоящими перед Российской Федерацией, а также с учетом современных научных достижений в области истории;

в) создание единой государственной линейки школьных учебников по истории (истории России, всеобщей истории), в том числе по истории родного края для каждого субъекта Российской Федерации;

г) разработка и принятие единого федерального историко-культурного стандарта и выработка на его основе региональных компонентов историко-культурного стандарта для каждого субъекта Российской Федерации;

д) возрождение и поддержка программ внеклассного и внеаудиторного исторического просвещения в студиях, кружках и иных просветительских форматах при организациях культуры, образовательных и научных организациях;

е) популяризация истории развития культуры, науки и техники, военно-промышленного комплекса и военной истории России;

ж) закрепление статуса негосударственных музеев, малых исторических (отраслевых) музеев, музеев образовательных организаций как важного компонента научно-практической базы исторического просвещения, оказание им государственной поддержки;

з) разработка и реализация государственной программы, направленной на развитие школьного и студенческого познавательного туризма и предусматривающей посещение музеев, военно-исторических объектов, памятников истории и культуры, городов-героев, городов воинской славы и городов трудовой доблести, заповедников и других мест, связанных с историей России;

и) обеспечение работы в области исторического просвещения в образовательных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения обороны страны, государственной и общественной безопасности, а также с военнослужащими и государственными гражданскими служащими этих органов;

к) поддержка исторического краеведения;

л) популяризация использования объектов историко-культурного наследия народов Российской Федерации в целях исторического просвещения;

м) содействие повышению роли семьи в историческом просвещении детей и молодежи, в том числе в целях сохранения памяти предков и обеспечения преемственности поколений;

н) создание в научно-просветительских и контрпропагандистских целях произведений, формирующих негативное отношение к идеологии нацизма.

13. Задачами, связанными с формированием каналов получения достоверной исторической информации и обмена такой информацией, являются:

а) совершенствование системы государственного стимулирования создания информационных продуктов, содействующих повышению исторической грамотности населения Российской Федерации;

б) создание и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации и материалов, посвященных истории России и всех народов, ее населяющих, их культур (в том числе на иностранных языках);

в) создание единой цифровой платформы, обеспечивающей доступ к учебным материалам, пособиям и методическим рекомендациям по истории России, в том числе для русскоязычных образовательных организаций за рубежом;

г) замена иностранных образовательных цифровых платформ отечественными аналогами;

д) оцифровка архивных документов, создание общероссийской цифровой платформы по поиску и предоставлению для изучения архивной информации;

е) содействие историческому просвещению посредством создания и трансляции (проката) отечественных исторических кинофильмов;

ж) создание механизмов государственного и общественного контроля в отношении существующего рынка компьютерных игр для исключения неконтролируемого распространения цифровых продуктов, создающих искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире;

з) развитие электронных библиотек и виртуальных музеев;

и) размещение в популярных социальных сетях научно-популярной исторической информации и материалов (в том числе на иностранных языках).


VI. Механизмы реализации государственной политики в области

исторического просвещения

14. Реализацию государственной политики в области исторического просвещения осуществляют субъекты государственной политики в области исторического просвещения в пределах их компетенции.

15. Межведомственная комиссия по историческому просвещению как координационный и совещательный орган при Президенте Российской Федерации:

а) координирует работу субъектов государственной политики в области исторического просвещения по реализации этой политики;

б) осуществляет подготовку предложений Президенту Российской Федерации по корректировке настоящих Основ.

16. Правительство Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области исторического просвещения:

а) разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации настоящих Основ, а также предусматривает средства на его финансирование;

б) разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать эффективность деятельности органов публичной власти по реализации настоящих Основ;

в) осуществляет контроль за ходом выполнения плана мероприятий по реализации настоящих Основ и представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад.

17. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции участвуют в формировании плана мероприятий по реализации настоящих Основ и его выполнении.

18. По решению Президента Российской Федерации вопросы, связанные с реализацией государственной политики в области исторического просвещения, могут рассматриваться на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации и Государственного Совета Российской Федерации.

19. Реализация государственной политики в области исторического просвещения может осуществляться также путем принятия федеральных законов, издания актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятия законов и издания иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов или внесения в них изменений.

20. Информационное и аналитическое обеспечение реализации государственной политики в области исторического просвещения осуществляется путем привлечения информационных ресурсов субъектов такой государственной политики.


VII. Ожидаемые результаты реализации государственной

политики в области исторического просвещения

21. Реализация государственной политики в области исторического просвещения будет способствовать:

а) поддержанию и укреплению общероссийской гражданской идентичности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, любви к Родине, сопричастности к истории России и уважения к предкам;

б) усилению сплоченности российского общества, поддержанию гражданского мира и согласия на основе объективного осмысления исторического прошлого;

в) сохранению традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышению способности российского общества противостоять деструктивному идеологическому воздействию на него;

г) росту вовлеченности граждан Российской Федерации в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления