Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 16.04.2015 N АКПИ15-295

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 апреля 2015 г. N АКПИ15-295

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

Судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Т. и К. об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 2084-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики", в части планирования размещения пункта захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности на территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области,

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 2084-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики (далее - Распоряжение).

Граждане Т., К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании данного Распоряжения в части планирования размещения пункта захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности на территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области, ссылаясь на то, что оно не соответствует пункту 1 статьи 12, пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 2.5, 3.2.3, 3.3.1, 3.3.2, 4.3, 4.9, 4.10, 4.11, 12 приложения к Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372, и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

В суде адвокат Синицын А.В., заявитель К., представляющий по доверенности также интересы Т., поддержали заявленные требования, пояснив, что оспариваемый правовой акт, по существу, стал директивным для органов государственной власти, органов местного самоуправления и заказчика объекта ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" Госкорпорации "Росатом" при принятии и реализации плана по размещению пункта захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности на территории Сосновоборского городского округа. Территория города Сосновый Бор расположена непосредственно на южном берегу Балтийского моря, где запрещено размещение пункта захоронения радиоактивных отходов (СанПин 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", ГОСТ Р 52037-2003 "Могильники приповерхностные для захоронения радиоактивных отходов. Общие требования", Нормы и Правила НП 055-04 "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности").

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (поручение от 19 марта 2015 г. N РД-П7-1703).

Представитель Правительства Российской Федерации Редких С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемое Распоряжение издано в соответствии с законом, в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Выслушав объяснения адвоката Синицына А.В., заявителя К., представляющего по доверенности также интересы Т., представителя Правительства Российской Федерации Редких С.В., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики является документом территориального планирования Российской Федерации. Утверждение схем территориального планирования Российской Федерации в области энергетики Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 11). Проекты схем территориального планирования Российской Федерации до их утверждения подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 12 данного Кодекса (часть 4 статьи 11).

Обязательное согласование проекта схемы территориального планирования Российской Федерации установлено с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального образования, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территории муниципального образования. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации (части 1 и 5 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, подготовка и согласование проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики осуществлена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. N 198.

Проект схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики согласован с исполнительным органом государственной власти Ленинградской области и Администрацией муниципального образования "Сосновоборский городской округ Ленинградской области".

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации (статья 23).

Следовательно, Правительство Российской Федерации приняло оспариваемый правовой акт в пределах своих полномочий и в соответствии с установленным порядком.

Схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.

Доводы заявителей о том, что оспариваемое Распоряжение нарушает их право на организацию и проведение в установленном порядке слушаний по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, являются несостоятельными.

Под общественными (публичными) слушаниями Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" понимает собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (часть 1 статьи 25).

Ни Градостроительный кодекс Российской Федерации, ни Положение о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации не предусматривают обязательного проведения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных слушаний для обсуждения вопросов, касающихся подготовки, согласования и утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По смыслу данной нормы участие граждан в обсуждении проектов программ в области использования атомной энергии может иметь место в случаях, когда соответствующий проект вынесен для такого обсуждения. С учетом положения статьи 11 названного Федерального закона участие граждан и организаций в обсуждении вопросов использования атомной энергии должно происходить в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Между тем принятие решения об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, и в действующем законодательстве не содержится нормы о запрете принятия такого решения без обсуждения его проекта с гражданами и организациями.

В порядке, установленном частью 9 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Распоряжение было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 ноября 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 25 ноября 2013 г., N 47.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 256 предусматривает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Указанный срок заявителями пропущен. Обращение Т. и К. в Ленинградский областной суд с заявлением об оспаривании решения межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области от 13 мая 2014 г. N 2-1/14-я4 "О размещении пункта захоронения радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности в районе размещения Ленинградского отделения филиала "Северо-Западный территориальный округ ФГУП "РосРАО" на территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области" имело место в марте 2015 г., что не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим требованием.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Т. и К. об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 2084-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики", в части размещения пункта захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности на территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления