Распоряжение ГТК РФ от 29.10.2003 N 596-р (с изм. от 25.07.2008) "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2003 г. N 596-р
РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) обязываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей (далее - Порядок).
2. Начальников таможенных органов Российской Федерации обеспечить применение Порядка при работе с обеспечением уплаты таможенных платежей.
3. Главное управление федеральных таможенных доходов (Э.А. Сафаров) осуществлять функции учета и контроля за работой таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей.
4. Заместителя председателя ГТК России А.А. Каульбарса осуществлять контроль за исполнением настоящего распоряжения.
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2004 года.
действительный
государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
М.В.ВАНИН
к распоряжению ГТК России
от 29.10.2003 N 596-р
РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1. Настоящий Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей (далее - Порядок) устанавливает порядок работы таможенных органов со следующими способами обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 340 Таможенного кодекса Российской Федерации, далее - Таможенный кодекс) <*>:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066.
- залогом товаров и иного имущества;
- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
Порядок разработан в соответствии с положениями Таможенного кодекса и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4746; N 48, ст. 4737; 2003, N 2, ст. 167.
а) работа таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей - совокупность действий по определению суммы обеспечения, принятию, учету и хранению обеспечения, по процедуре обращения взыскания на предоставленное обеспечение, по возврату предоставленного обеспечения;
б) срок исполнения обязательства, обеспеченного гарантией, - срок исполнения обязательств принципала перед таможенными органами, обеспеченных банковской гарантией, в течение которого должно быть исполнено данное обязательство;
в) сумма банковской гарантии - сумма, на которую выдана банковская гарантия, в пределах которой таможенный орган вправе требовать уплаты задолженности принципала;
г) таможенный приходный ордер (далее - ТПО) - документ, содержащий расчет размера обеспечения и подтверждающий внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде банковской гарантии, договора залога или поручительства;
д) таможенная расписка - документ, подтверждающий внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде денежного залога;
е) отдел по учету обеспечения - подразделение таможенного органа, осуществляющее работу с обеспечением, а именно:
- в случае, если обеспечение вносится в таможню, - отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств таможни;
- в случае, если обеспечение вносится в региональное таможенное управление, - отдел организации взимания таможенных платежей управления.
3. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях:
- предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
- перевозки и (или) хранения иностранных товаров;
- осуществления деятельности в области таможенного дела (статья 337 Таможенного кодекса);
- для выпуска товаров до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 149 Таможенного кодекса);
- если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (пункт 3 статьи 153 Таможенного кодекса);
- в соответствии с пунктом 4 статьи 377 Таможенного кодекса;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 391 Таможенного кодекса;
- в иных случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации (статья 17 Таможенного кодекса); при принятии решения о необходимости внесения обеспечения таможенные органы руководствуются настоящим Порядком, а также иными нормативными правовыми актами ГТК России.
4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей.
5. Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из указанных в пункте 1 настоящего Порядка способов по выбору плательщика, с учетом компетенции таможенных органов на принятие решения о применении конкретного способа обеспечения.
Решение о принятии обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в виде денежного залога принимается таможенным постом (таможней), перед которым возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка.
Решение о принятии обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в виде банковской гарантии принимается таможней, перед которой возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка.
Решение о принятии обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества или поручительства принимает ГТК России. При этом договор залога или поручительства заключается таможней, перед которой возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом с учетом положений пункта 13 Порядка. ГТК России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных выступать поручителями перед таможенными органами, заключение договоров поручительства с которыми возможно производить на уровне таможни без получения дополнительного разрешения ГТК России.
Возможно применение нескольких способов обеспечения уплаты таможенных платежей по одному обязательству.
6. При принятии решения о выпуске товаров либо помещении их под таможенную процедуру в случаях, указанных в пункте 3 Порядка, основанием такого решения является документ, подтверждающий внесение требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей (ТПО, таможенная расписка).
7. Если в результате проведения таможенным органом дополнительной проверки, в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса, установлено, что сведения, заявленные при декларировании товаров, являются недостоверными и таможенным органом принимается решение о взыскании неуплаченных таможенных платежей за счет обеспечения, вносятся соответствующие изменения в электронную копию ГТД в порядке, установленном иными нормативными правовыми актами ГТК России.
8. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом, исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм (пункт 1 статьи 338 Таможенного кодекса).
9. Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется, исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (пункт 2 статьи 338 Таможенного кодекса).
10. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 338 Таможенного кодекса).
11. В случае, если ГТК России устанавливается фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров (пункт 4 статьи 338 Таможенного кодекса), такое решение доводится до таможенных органов отдельным нормативным актом ГТК России.
12. Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган принимает обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций - генеральное обеспечение (статья 337 Таможенного кодекса).
13. Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств (статья 337 Таможенного кодекса). ГТК России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных вносить генеральное обеспечение, а также порядок учета и контроля за применением генерального обеспечения уплаты таможенных платежей отдельным нормативным правовым актом.
II. Порядок работы таможенных органов
с банковской гарантией
14. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных организаций.
15. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение банком или страховой организацией (гарантом) обязательств декларанта, перевозчика или лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также иных лиц, указанных в статье 16 Таможенного кодекса (далее - принципал), перед таможенным органом (далее - бенефициар).
16. Таможенные органы принимают банковскую гарантию, если она содержит перечень документов, которые должны быть представлены гаранту при выставлении требования гаранту:
- письменное подтверждение, составленное в произвольной форме, о неисполнении принципалом обязательств, обеспеченных банковской гарантией;
- копии документов, подтверждающих факт неисполнения принципалом своих обязательств, обеспеченных банковской гарантией.
17. Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное. На момент принятия таможенным органом банковской гарантии в качестве обеспечения она должна быть действующей. Срок действия банковской гарантии - это определенный в банковской гарантии срок, в течение которого таможенные органы могут требовать от гаранта уплаты денежных сумм в случае неисполнения принципалом своих обязательств перед таможенными органами. Рекомендуется принимать банковские гарантии, срок действия которых не превышает 14 месяцев.
18. Решение о принятии либо об отказе в принятии банковской гарантии принимается в течение двух рабочих дней со дня ее представления в таможенный орган.
19. Решение о принятии банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимается начальником таможенного органа или заместителем начальника таможенного органа по экономике (первым заместителем начальника регионального таможенного управления - начальником службы федеральных таможенных доходов) на основании заключения отдела по учету обеспечения.
20. После принятия решения, указанного в пункте 19 Порядка, должностным лицом отдела по учету обеспечения оформляется ТПО в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
21. Учет банковских гарантий осуществляется отделом по учету обеспечения в соответствии с Правилами ведения Реестра банков и иных кредитных организаций, утвержденными Приказом ГТК России от 01.09.2003 N 949 (зарегистрирован Минюстом России 30.09.2003, рег. N 5125).
22. Банковская гарантия хранится в отделе по учету обеспечения в соответствии с порядком, установленным для хранения бланков строгой финансовой отчетности.
23. Копия ТПО должностным лицом отдела по учету обеспечения передается в подразделение таможенного органа, принявшее решение о необходимости внесения обеспечения. Об исполнении обеспечиваемого обязательства указанное подразделение письменно информирует отдел по учету обеспечения в течение 5 рабочих дней с даты исполнения обязательства.
24. Уплата таможенных платежей должна быть обеспечена непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Отдел по учету обеспечения должен осуществлять контроль за наличием и достаточностью обеспечения исполнения обязательств принципала. За 20 календарных дней до истечения срока действия банковской гарантии принципалу в письменной форме за подписью начальника таможенного органа направляется письменное уведомление о необходимости представления новой банковской гарантии или обеспечении исполнения своих обязательств иным способом, предусмотренным настоящим Порядком.
25. По истечении срока действия банковской гарантии ее копия хранится вместе с подлинником новой банковской гарантии, представленной по тому же обязательству.
26. Подлинник банковской гарантии подлежит возврату принципалу или гаранту при выполнении принципалом своих обязательств перед таможенным органом.
27. Подлинник банковской гарантии возвращается принципалу или гаранту на основании представленного в таможню письменного заявления в произвольной форме и оригинала третьего экземпляра ТПО.
28. Срок рассмотрения заявления не должен превышать пяти рабочих дней со дня его представления. Должностное лицо отдела по учету обеспечения проверяет выполнение обязательства перед таможенным органом принципалом, а также наличие других оснований для возвращения банковской гарантии.
29. Решение о возвращении банковской гарантии принимается лицом, указанным в пункте 19 Порядка.
30. Об исполнении обязательств по банковской гарантии должностным лицом отдела по учету обеспечения делается отметка на оборотной стороне копии банковской гарантии, которая остается в делах указанного отдела.
31. Решение об отказе в возвращении банковской гарантии принципалу или гаранту принимается лицом, указанным в пункте 19 Порядка, путем нанесения соответствующей резолюции на заявлении с обязательным указанием оснований отказа.
32. В случае, если обязательство, обеспеченное банковской гарантией, не исполнено либо если в результате проведения таможенным органом дополнительной проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса установлено, что сведения, заявленные при декларировании товаров, являются недостоверными, таможней выставляются требования об уплате таможенных платежей по форме, установленной Приказом ГТК России от 14.08.2003 N 886 (зарегистрирован Минюстом России 26.08.2003, рег. N 4997), лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, и гаранту одновременно.
33. При выставлении требования гаранту к требованию прилагаются документы, указанные в банковской гарантии. Копии всех прилагаемых к требованию документов заверяются печатью таможенного органа.
34. Уплаченные суммы возвращаются гаранту, если в течение трех лет с момента уплаты таможенный орган, выставивший требование, получит заявление гаранта о возврате и подтверждение об исполнении принципалом своих обязательств, обеспеченных гарантией (пункт 2 статьи 355 Таможенного кодекса).
35. Исполнение гарантом обязательств по банковской гарантии не освобождает принципала от ответственности за нарушение таможенных правил, а также от обязанности по уплате таможенных платежей в части, превышающей соответствующую сумму банковской гарантии.
36. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гарантом обязательств, обеспеченных гарантией, не освобождает принципала от обязанности по уплате таможенных платежей.
37. В случае добровольной уплаты принципалом сумм таможенных пошлин и налогов до выставления таможенным органом требований гаранту или до удовлетворения гарантом требования таможенного органа требование гаранту об уплате этих сумм не выставляется или, соответственно, отзывается.
38. Отдел по учету обеспечения в письменной форме информирует подразделение таможенного органа, указанное в пункте 23 Порядка, о поступлении денежных средств на счет таможенного органа.
III. Порядок работы таможенных органов
с денежным залогом
39. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.
40. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются нормативными правовыми актами ГТК России. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит.
41. Оформление внесения денежного залога производится подразделением таможенного органа, принявшим решение о принятии обеспечения уплаты таможенных платежей, в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России.
42. При оформлении внесения денежного залога на таможенном посту копия первого экземпляра таможенной расписки, заверенная оформившим ее должностным лицом, передается в отдел по учету обеспечения для осуществления контроля за уплатой таможенных платежей по обязательству, которое обеспечено денежным залогом.
43. В случае, если обязательство перед таможней (региональным таможенным управлением, далее - РТУ), обеспеченное денежным залогом, не исполнено либо если в результате проведения таможенным органом дополнительной проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса установлено, что сведения, заявленные при декларировании товаров, являются недостоверными, таможней (РТУ) производится взыскание неуплаченных таможенных платежей за счет денежного залога следующим образом:
- должнику выставляется требование об уплате таможенных платежей по форме, установленной Приказом ГТК России от 14.08.2003 N 886 (зарегистрирован Минюстом России 26.08.2003, рег. N 4997), в порядке, установленном ГТК России;
- в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленный таможней (РТУ) срок производится обращение взыскания на сумму денежного залога по решению начальника таможни (РТУ) или лица, его замещающего, по форме, установленной ГТК России. О взыскании суммы задолженности за счет денежного залога таможня (РТУ) сообщает в письменной форме лицу, внесшему денежный залог, в течение одного дня после взыскания.
44. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России, или по желанию плательщика - использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами (статья 345 Таможенного кодекса). О произведенном возврате (зачете) информируется подразделение таможенного органа, принявшее решение о необходимости внесения обеспечения.
IV. Порядок работы таможенных органов с обеспечением
в виде договоров залога и поручительства
45. При изъявлении лицом желания представить обеспечение уплаты таможенных платежей в виде договора залога или поручительства таможня принимает на рассмотрение от такого лица проект договора залога или поручительства, подписанный и удостоверенный лицом в порядке, установленном Гражданским кодексом.
46. Залогодателем является лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо.
47. Предметом залога являются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
48. Договор о залоге заключается с оставлением предмета у залогодателя или с передачей заложенного имущества залогодержателю (таможне).
49. Если таможня имеет основания полагать, что условия пользования, распоряжения и хранения предмета залога будут соблюдены, то может быть заключен договор залога с оставлением предмета залога у залогодателя.
50. Договор залога может быть подписан со стороны таможни, если в нем содержатся положения о том, что:
- последующий залог товаров и транспортных средств, заложенных для обеспечения обязательств перед таможенными органами, не допускается;
- оценка предмета залога производится независимым оценщиком за счет залогодателя;
- залогодатель обязан страховать за свой счет переданный в залог предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения предмета залога вследствие аварии или действия непреодолимой силы, совершения иными государственными органами действий и принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность залогодателя, либо препятствующих ей, или неблагоприятно влияющих на нее (конфискация, реквизиция предмета залога), а также ликвидации или признания несостоятельным либо объявления о своей несостоятельности независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается залогодержателю;
- не допускается продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование третьему лицу предмета залога без согласия таможни;
- если производится замена предмета залога, то она допускается только с письменного согласия таможни другим равным по стоимости имуществом. Замена предмета залога оформляется дополнительным соглашением к договору залога, которое является неотъемлемой частью заключенного договора. Решение о замене предмета залога принимается по согласованию с ГТК России;
- если залогодателем является лицо, не являющееся лицом, ответственным за исполнение обязательства, обеспечиваемого залогом, договор залога должен предусматривать солидарную ответственность залогодателя;
- в случае обращения взыскания на предмет залога расходы по его реализации покрываются за счет залогодателя;
- залог прекращается либо с прекращением обеспеченного залогом обязательства, либо в случае реализации предмета залога, на который обращено взыскание.
51. Рассмотрение договора залога производится таможней с учетом следующих особенностей:
- следует проверять документы залогодателя, подтверждающие его право собственности на предмет залога. Указанные документы должны быть заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- рассчитываются подлежащие уплате таможенные платежи по обязательству, обеспечиваемому залогом, с учетом подлежащих уплате процентов за отсрочку (рассрочку);
- при определении стоимости предмета залога необходимо использовать его рыночную стоимость, определяемую в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- подразделением таможни, ответственным за работу с товарами, обращенными в федеральную собственность, готовится заключение о ликвидности предмета залога, а также производится предварительный расчет расходов таможни на реализацию предмета залога;
- стоимость предмета залога не может быть меньше сумм, подлежащих уплате таможенных платежей по обязательству, обеспечиваемому залогом, либо сумм, установленных в соответствии со статьей 339 Таможенного кодекса с учетом подлежащих уплате процентов за отсрочку (рассрочку).
52. Рассмотрение представленного лицом проекта договора залога производится таможней в течение месяца со дня получения проекта договора.
53. После проработки проекта договора залога таможня направляет свое заключение о возможности принятия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей залога товаров или иного имущества в ГТК России. К заключению прилагается копия договора залога.
54. ГТК России в течение месяца с даты получения заключения таможни принимает решение о возможности внесения обеспечения путем заключения договора залога.
55. Начальник таможни или лицо, его замещающее, после получения разрешения ГТК России в трехдневный срок принимает в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей залог путем подписания договора залога. Договор залога со стороны таможни подписывается также главным бухгалтером в соответствии с правилами, установленными для подписания финансовых документов.
56. В случае, если обязательство, обеспеченное залогом, не исполнено либо если в результате проведения таможенным органом дополнительной проверки, в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса, установлено, что сведения, заявленные при декларировании товаров, являются недостоверными, таможней выставляется требование об уплате таможенных платежей по форме, установленной Приказом ГТК России от 14.08.2003 N 886 (зарегистрирован Минюстом России 26.08.2003, рег. N 4997), лицу, ответственному за уплату таможенных платежей.
57. Одновременно с применением мер по принудительному взысканию задолженности с лица, ответственного за уплату таможенных платежей, производится обращение взыскания на предмет залога в следующем порядке:
- если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет стоимости этих товаров осуществляется без обращения в суд в соответствии со статьями 431, 432, 434 Таможенного кодекса;
- если предметом залога являются иные товары (имущество), взыскание на них обращается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
58. До продажи предмета залога обращение на него взыскания и его реализация может быть прекращена, в случае исполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства или той его части, исполнение которой просрочено, если таможенный орган не понес расходов, связанных с хранением и реализацией предмета залога.
59. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
60. Перед заключением договора поручительства таможне следует проводить финансовый анализ деятельности поручителя с целью определения его финансовой устойчивости и способности выполнить возлагаемые на себя в соответствии с договором поручительства обязательства на основании следующих документов:
- справки о финансовом состоянии поручителя по форме согласно приложению к Порядку с копиями бухгалтерского баланса организации-поручителя по состоянию на последний отчетный период, приложений к балансу и копией отчета о прибылях и убытках (форма 2), заверенными налоговыми органами, а также аудиторским заключением о финансовом состоянии организации-поручителя;
- если поручителем по обязательствам плательщика перед таможней выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - выписки из закона о бюджете этого субъекта Российской Федерации на соответствующий год, подтверждающей наличие в бюджете поручителя соответствующей статьи расходов и содержащей ссылку на официальный источник опубликования этого закона;
- если поручителем по обязательствам плательщика, находящегося на территории соответствующего муниципального образования, перед таможней выступает орган местного самоуправления, - выписки из нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий год, подтверждающей наличие в местном бюджете соответствующей статьи расходов и содержащей ссылку на официальный источник опубликования этого акта.
61. При оценке финансового состояния организации-поручителя следует учитывать, что согласно Гражданскому кодексу и Федеральному закону "Об акционерных обществах" от 25.12.1995 N 208-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1) стоимость чистых активов акционерного общества не должна быть меньше определенного законом минимального размера уставного капитала общества.
62. Договор поручительства может быть подписан со стороны таможни, если в нем содержатся положения о том, что:
- лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства;
- должен быть оговорен срок действия договора;
- представляется дополнение к договору банковского счета поручителя в обслуживающем банке (либо его нотариально удостоверенная копия) о праве таможни на списание в бесспорном порядке суммы задолженности лица, ответственного за уплату таможенных платежей перед таможней;
- в качестве документа, гарантирующего исполнение организацией-поручителем своих обязательств перед таможенным органом, представляется гарантия банка, по которой бенефициаром выступает таможенный орган;
- поручительство прекращается либо с прекращением обеспеченного поручительством обязательства, либо по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано.
63. Рассмотрение представленного лицом проекта договора поручительства производится таможней в течение месяца со дня получения проекта договора.
64. После проработки проекта договора поручительства таможня направляет свое заключение о возможности его принятия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в ГТК России. К заключению прилагаются копии документов, указанных в пункте 60 Порядка.
65. ГТК России в течение месяца с даты получения заключения таможни принимает решение о возможности внесения обеспечения путем заключения договора поручительства.
66. Начальник таможни или лицо, его замещающее, после получения разрешения ГТК России в трехдневный срок принимает в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договор поручительства путем его подписания. Договор поручительства со стороны таможни подписывается также главным бухгалтером в соответствии с правилами, установленными для подписания финансовых документов.
67. В случае, если обязательство, обеспеченное поручительством, не исполнено либо если в результате проведения таможенным органом дополнительной проверки, в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса, установлено, что сведения, заявленные при декларировании товаров, являются недостоверными, таможней выставляется требование об уплате таможенных платежей по форме, установленной Приказом ГТК России от 14.08.2003 N 886 (зарегистрирован Минюстом России 26.08.2003, рег. N 4997), одновременно лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, и поручителю.
68. Одновременно с применением мер по принудительному взысканию задолженности с лица, ответственного за уплату таможенных платежей, производится взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей с поручителя путем выставления в банк поручителя инкассового поручения на списание задолженности согласно условиям дополнения к договору банковского счета организации-поручителя в обслуживающем банке. В случае неисполнения инкассового поручения взыскание денежных средств с поручителя производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
69. После принятия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора залога (поручительства) должностным лицом отдела по учету обеспечения оформляется ТПО в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
70. Учет и хранение договоров залога (поручительства) осуществляются отделом по учету обеспечения в порядке, определенном для документов строгой финансовой отчетности.
управления федеральных
таможенных доходов
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
генерал-лейтенант
таможенной службы
Э.А.САФАРОВ
к Порядку работы таможенных
органов с обеспечением уплаты
таможенных платежей
Утверждаю: Руководитель организации _________ (инициалы, фамилия, подпись) "__" _______________ 200_ г. М.П. СПРАВКА О ФИНАНСОВОМ СОСТОЯНИИ ПОРУЧИТЕЛЯ (типовой образец) Разработчик: _____________________________________________________ (инициалы, фамилия, должность, телефон)
Приводятся сведения общего характера, отражающие отраслевую и предметную специализацию, размер предприятия, состав учредителей.
В краткой форме излагаются основные направления и методы улучшения финансового состояния организации. Определяются финансовые источники реализации намеченного плана, обеспечивающие его выполнение.
В подтверждение финансового состояния поручителя приводятся данные, содержащиеся в следующих документах, ксерокопии которых прилагаются:
1) форма 1 "Бухгалтерский баланс";
2) форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" (приложение к балансу);
3) форма 4 "Отчет о движении денежных средств" (приложение к балансу);
4) форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу (годовому)";
5) Финансовый план организации.
Включенные показатели не исключают возможности предоставления дополнительной информации, подтверждающей финансовое состояние поручителя.
Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 1. Вид деятельности (основной) _______________________________ 2. Численность работающих (чел.) ___________ _________________ (предыдущий (за последний год) отчетный период текущего года) 3. Основные виды выпускаемой продукции и объемы производства по ним (млн. руб.) Наименование Объем производства в Объем производства в продукции ____________________ _____________________ (предыдущий год) (за последний отчетный период текущего года) 3.1. ____________ ___________________ __________________ 3.2. ____________ ___________________ __________________ 3.3. ____________ ___________________ __________________ 3.4. ____________ ___________________ __________________ 3.5. ____________ ___________________ __________________ 4. Размер уставного капитала (тыс. руб.) _____________________ 5. Доля государства в уставном капитале (%) __________________ 6. Сведения о крупных акционерах, имеющих более 10% акций (наименование, % акций, производимая продукция, годовой объем производства). 7. Сведения об основных заказчиках (потребителях) продукции (работ, услуг) поручителя. 8. Сведения о вышестоящих распорядителях бюджетных средств (органы исполнительной власти, министерства и ведомства). 9. Сведения о возможности обеспечения принимаемых поручителем по договору обязательств (вексель, государственные ценные бумаги и т.д.). 10. Фонд оплаты труда __________________ _____________________ (млн. руб.) (предыдущий год) (за последний отчетный период текущего года) 11. Средняя заработная плата _________________ _______________ (предыдущий год) (за последний отчетный период текущего года) 12. Расчеты по заработной плате Выплачено ____________ ______________________ (тыс. руб.) (предыдущий (за последний отчетный год) период текущего года) в том числе: 12.1. Денежными средствами ____________ ______________________ 12.2. Натуроплатой ____________ ______________________ 12.3. По исполнительным ____________ ______________________ листам 12.4. Прочие ____________ ______________________ 13. Задолженность по заработной плате (млн. руб./период) ____________________________________ 14. Задолженность в бюджеты всех уровней (млн. руб.) ____________________________________ в т.ч. федеральный бюджет ____________________________________ местный бюджет ____________________________________ др. государственные внебюджетные фонды ____________________________________
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОРУЧИТЕЛЯ
Основные показатели финансово-хозяйственной
деятельности поручителя
┌─────────────────┬──────────────┬────────────┬──────────────────┐ │ Показатели │Предыдущий год│Отчетный год│ План на текущий │ │ │ │ │ квартал │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │1. Объем│ │ │ │ │производства │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │2. Выручка по│ │ │ │ │оплате (ф. 2 стр.│ │ │ │ │010) │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │3. Себестоимость│ │ │ │ │(ф. 6 стр. 660) │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │4. Балансовая│ │ │ │ │прибыль (ф. 2│ │ │ │ │стр. 140) │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │5. Убытки (ф. 2│ │ │ │ │стр. 140) │ │ │ │ └─────────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────────┘
Характеристика динамики указанных показателей определяет общую картину итогов деятельности организации.
Структура выручки от реализации
┌─────────────────┬──────────────┬────────────┬──────────────────┐ │ Показатели │Предыдущий год│Отчетный год│ План на текущий │ │ │ │ │ квартал │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │1. Денежные│ │ │ │ │средства │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │2. Векселя │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │3. Бартер, зачеты│ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │4. Прочие │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │5. Доля экспорта│ │ │ │ │в общем объеме│ │ │ │ │выручки │ │ │ │ └─────────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────────┘
Определяется потенциальная способность поручителя погасить взятые на себя обязательства.
Состояние кредиторской задолженности
┌─────────────────┬──────────────┬────────────┬──────────────────┐ │ Показатели │На начало года│ На конец │Плановая на конец │ │ │ │ отчетного │текущего квартала │ │ │ │ квартала │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │1. Кредиторская│ │ │ │ │задолженность │ │ │ │ │(всего) │ │ │ │ │(ф. 5 стр. 230 +│ │ │ │ │ф. 5 стр. 240) │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │2. Просроченная│ │ │ │ │кредиторская │ │ │ │ │задолженность (ф.│ │ │ │ │5 стр. 231 + ф. 5│ │ │ │ │стр. 241) │ │ │ │ └─────────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────────┘
Состояние дебиторской задолженности
┌─────────────────┬──────────────┬────────────┬──────────────────┐ │ Показатели │На начало года│ На конец │Плановая на конец │ │ │ │ отчетного │текущего квартала │ │ │ │ квартала │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │1. Дебиторская│ │ │ │ │задолженность │ │ │ │ │(всего) │ │ │ │ │(ф. 5 стр. 231 +│ │ │ │ │ф. 5 стр. 220) │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │2. Просроченная│ │ │ │ │дебиторская │ │ │ │ │задолженность (ф.│ │ │ │ │5 стр. 211 + ф. 5│ │ │ │ │стр. 221) │ │ │ │ └─────────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────────┘
Структура дебиторской задолженности
┌──────────────────┬───────────┬───────────┬─────────────────────┐ │ Наименование │Сумма долга│ Дата │Возможность взыскания│ │ дебитора │ │образования│ │ ├──────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┤ │1. │ │ │ │ ├──────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┤ │2. │ │ │ │ ├──────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┤ │3. │ │ │ │ └──────────────────┴───────────┴───────────┴─────────────────────┘
Характеризует обязательства перед поручителем в части оплаты продукции, работ, услуг и позволяет определить возможные перспективы получения организацией средств.
по расчетному счету (счетам)
┌─────────────────┬──────────────┬────────────┬──────────────────┐ │ Показатели │На начало года│ На конец │Плановый на конец │ │ │ │ отчетного │текущего квартала │ │ │ │ квартала │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │1. Остаток│ │ │ │ │денежных средств│ │ │ │ │на начало периода│ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │2. Поступило│ │ │ │ │денежных средств│ │ │ │ │- всего, в т.ч. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │выручки от│ │ │ │ │реализации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │авансы │ │ │ │ │покупателей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │кредиты, займы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │прочие │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │3. Направлено│ │ │ │ │денежных средств │ │ │ │ │- всего, в т.ч. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │на оплату│ │ │ │ │товаров, работ,│ │ │ │ │услуг │ │ │ │ │ │ │ │ │ │на оплату труда │ │ │ │ │ │ │ │ │ │платежи в бюджет │ │ │ │ │ │ │ │ │ │прочие │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────┼────────────┼──────────────────┤ │4. Остаток│ │ │ │ │денежных средств│ │ │ │ │на конец периода │ │ │ │ └─────────────────┴──────────────┴────────────┴──────────────────┘
Характеризует возможность переориентации направления денежных средств в целях расчетов по взятым на себя обязательствам.
ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Обеспеченность организации собственными оборотными средствами К1:
Ф1 (стр. 490 - стр. 190) К1 = ------------------------. Ф1 стр. 290
Достаточным для характеристики удовлетворительного состояния признается К1 = 0,1.
2. Состояние собственных и заемных средств организации:
Ф1 стр. 490 К2 = ------------------------. Ф1 (стр. 590 + стр. 690)
Достаточным для характеристики удовлетворительного состояния признается К2 >= 0,6 или К2 >= 1,0 (по разным методикам).
Согласно материалам жалобы ООО "Д" обязанность по уплате таможенных платежей в отношении ввезенных товаров была исполнена ненадлежащим образом (не в полном объеме), что послужило основанием для принятия Владивостокской и Находкинской таможнями решений о корректировке таможенной стоимости оформлявшихся обществом товаров. Названные решения были формализованы таможнями в соответствующих таможенных документах (корректировки таможенной стоимости). В этой связи и в соответствии с пунктом 32 Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утвержденного распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р, таможнями правомерно были выставлены требования об уплате таможенных платежей одновременно принципалу и гаранту.
В связи с обращениями таможенных органов по вопросу применения Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите, утвержденной распоряжением ГТК России от 09.12.2003 N 666-р, в отношении ввоза подакцизных товаров, маркированных акцизными марками, и Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утвержденного распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р, в отношении обеспечения выполнения обязательства импортера о ввозе товаров и использовании акцизных марок, представляемого импортерами при получении акцизных марок, Главное управление федеральных таможенных доходов сообщает следующее.
В целях обеспечения единообразного применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) и с учетом распоряжения ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей" при помещении товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита или таможенный режим международного таможенного транзита обязываю:
В период действия лицензии на учреждение склада временного хранения (далее - лицензия) или свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения (далее - свидетельство) таможня контролирует своевременное представление владельцем склада документов, подтверждающих выполнение им требований подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 109 Таможенного кодекса с учетом положений, установленных пунктом 24 Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утвержденного распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р.
- если склад магазина беспошлинной торговли расположен вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где функционирует магазин, то размер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов определяется как сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, и в этом случае применяются положения распоряжения ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей". Возврат обеспечения уплаты таможенных платежей в указанном случае осуществляется после предоставления владельцем магазина беспошлинной торговли соответствующего отчета по установленной форме о реализации указанных товаров в магазине беспошлинной торговли;
В связи с поступающими запросами по вопросу применения распоряжений ГТК России от 29.10.2003 N 596-р и от 09.12.2003 N 666-р при заключении договоров поручительства с ЗАО "С.В.Т.С.-Сопровождение" при доставке товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита или при международном таможенном транзите ГТК России разъясняет следующее.
"14. В случае обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем или международном таможенном транзите денежным залогом его прием и контроль за его использованием осуществляет подразделение таможни, принявшее решение о принятии данного вида обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с разделом III Порядка.";
1. Настоящий Порядок работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных платежей (далее - Порядок) разработан в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) <*>, частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) <**>, распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей".
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 439 Таможенного кодекса лицензии на учреждение складов временного хранения, выданные до 1 января 2004 года, сохраняют свое действие до истечения срока их действия, при выполнении требований по обеспечению уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 Таможенного кодекса, с учетом положений распоряжения ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей" и при наличии договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.
В соответствии с заключенными между ГТК России, Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных), далее - НАТБ, Фондом социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы, далее - С.В.Т.С., и ООО "Таможенная карта" соглашениями указанные организации вправе выступать поручителями перед таможенными органами Российской Федерации за лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. При представлении указанными лицами в таможни и региональные таможенные управления в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей проектов договоров поручительства заключение договоров поручительства производится в соответствии с порядком, установленным распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей", без определения финансового состояния поручителя. Кроме того, не требуется наличия банковской гарантии. Примерная форма договоров поручительства приведена в приложении к настоящему письму. Рассмотрение и направление на согласование в ГТК России договоров поручительства производится в течение трех дней с момента обращения поручителя в таможенный орган.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления