Приказ Минсельхоза России от 11.07.2022 N 431 (ред. от 01.03.2023) Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 июля 2022 г. N 431
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; 2022, N 5, ст. 768), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Д.Н.ПАТРУШЕВ
приказом Минсельхоза России
от 11 июля 2022 г. N 431
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - КВО, ЧС) всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования), предназначены для обязательного выполнения подведомственными организациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, эксплуатирующими КВО (далее - организации), и устанавливают комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций и жизнедеятельности работников организаций в ЧС, а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций в ЧС.
2. Требования распространяются на КВО федерального, регионального и муниципального уровней значимости в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 31 <1>.
--------------------------------
<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2022 г., регистрационный N 67987.
3. Комплекс мер осуществляется организациями с учетом специфики деятельности, организационной структуры и условий функционирования КВО, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны <2>.
--------------------------------
<2> Часть третья статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648, 2010, N 21, ст. 2529; далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
II. Мероприятия по предупреждению возникновения
и развития ЧС
4. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:
4.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального характера и их последствиях, сведения о силах и средствах функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС, а также об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС (далее - сведения) посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, РСЧС.
4.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС в организации.
4.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС <3>.
--------------------------------
<3> Абзац шестой пункта 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2016, N 49, ст. 6929; далее - Положение N 794).
4.4. Декларирование безопасности КВО федерального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <4>.
--------------------------------
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589, 2011, N 30, ст. 4590.
4.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО федерального уровня значимости <5>.
--------------------------------
<5> Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194, 2016, N 11, ст. 1483).
4.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" <6> (далее - Порядок N 1309).
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000; 2019, N 44, ст. 6223.
4.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062; далее - Положение N 1485), данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
4.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО федерального уровня значимости.
4.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также осуществление мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны <8>.
--------------------------------
<8> Абзац третий пункта 22 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2020, N 2, ст. 180).
4.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
4.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 <9> (далее - Инструкция N 565), по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.
--------------------------------
<9> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.
4.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО <10>.
--------------------------------
<10> Подпункт "а" пункта 4 Положения N 1485 (Собрание законодательства российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062), данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
5. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:
5.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, территориальными подсистемами РСЧС.
5.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
5.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС.
5.4. Декларирование безопасности КВО регионального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
5.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО регионального уровня значимости.
5.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с Порядком N 1309.
5.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
5.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО регионального уровня значимости.
5.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.
5.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
5.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией N 565 по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.
5.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО.
6. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:
6.1. Осуществление мониторинга и прогнозирования развития ЧС путем получения сведений посредством обеспечения взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, звеньями территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.
6.2. Разработку, корректировку, утверждение и осуществление плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
6.3. Определение структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по предупреждению и ликвидации ЧС.
6.4. Декларирование безопасности КВО муниципального уровня значимости в порядке, установленном частью третьей статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
6.5. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО муниципального уровня значимости.
6.6. Создание объектов гражданской обороны для защиты работников организации и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов, вызванных ЧС, в соответствии с Порядком N 1309.
6.7. Осуществление подготовки должностных лиц организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
6.8. Создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе ЧС на КВО муниципального уровня значимости.
6.9. Осуществление информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны с дежурными службами звеньев территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.
6.10. Заблаговременное накопление, поддержание в готовности и предоставление к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работникам организаций в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
6.11. Проведение объектовых тренировок в целях отработки действий работников организации по предотвращению ЧС в соответствии с Инструкцией N 565 по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО.
6.12. Организацию подготовки принятых на работу лиц независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО.
III. Мероприятия по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС
7. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:
7.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС на КВО федерального уровня значимости дежурно-диспетчерским службам функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти и территориальных подсистем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7.2. Мониторинг обстановки на территории КВО федерального уровня значимости и за ее пределами.
7.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС <11>.
--------------------------------
<11> Подпункт "а" пункта 24 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
7.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.
7.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
7.6. Приведение подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в готовность к реагированию на ЧС при введенном режиме повышенной готовности.
7.7. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.
7.8. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.
7.9. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.
8. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:
8.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС на КВО регионального уровня значимости в дежурно-диспетчерские службы территориальных подсистем РСЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8.2. Мониторинг обстановки на территории КВО регионального уровня значимости и за ее пределами.
8.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
8.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.
8.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
8.6. Приведение подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в готовность к реагированию на ЧС при введенном режиме повышенной готовности.
8.7. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.
8.8. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.
8.9. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.
9. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:
9.1. Сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых ЧС в дежурно-диспетчерские службы звеньев территориальных подсистем РСЧС муниципальных органов власти.
9.2. Мониторинг обстановки на территории КВО муниципального уровня значимости и за ее пределами.
9.3. Введение режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
9.4. Введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при введенном режиме повышенной готовности.
9.5. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
9.6. Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов организации, созданных для ликвидации ЧС.
9.7. Поддержание систем оповещения об угрозе и возникновении ЧС в постоянной готовности к использованию.
9.8. Оповещение работников организаций и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения ЧС.
IV. Мероприятия по ликвидации ЧС
10. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО федерального уровня значимости включает следующие мероприятия:
10.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.
10.2. Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших на КВО ЧС <12>.
--------------------------------
<12> Подпункт "в" пункта 28 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121, 2020, N 2, ст. 180).
10.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
10.4. Организация работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств территориальных подсистем РСЧС <13>.
--------------------------------
<13> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
10.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
10.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий <14>.
--------------------------------
<14> Абзац четвертый подпункта "в" пункта 18 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Минсельхоза России, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющегося приложением N 4 к приказу Минсельхоза России от 13 января 2022 г. N 12 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2022 г., регистрационный N 68415).
10.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
10.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО федерального уровня значимости.
11. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО регионального уровня значимости включает следующие мероприятия:
11.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.
11.2. Оповещение руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС.
11.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
11.4. Организацию работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств территориальных подсистем РСЧС <15>.
--------------------------------
<15> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
11.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
11.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий.
11.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
11.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО регионального уровня значимости.
12. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО муниципального уровня значимости включает следующие мероприятия:
12.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценку их социально-экономических последствий.
12.2. Оповещение руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС.
12.3. Введение режима ЧС для подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
12.4. Организацию работ по ликвидации ЧС, а также по привлечению при необходимости сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС муниципальных органов власти <16> к ликвидации возникших ЧС.
--------------------------------
<16> Абзац второй пункта 5 Положения N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
12.5. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации.
12.6. Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий.
12.7. Обеспечение и проведение работ по ликвидации ЧС в соответствии с планом действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
12.8. Своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на КВО муниципального уровня значимости.
V. Мероприятия по обеспечению устойчивости
функционирования организаций и жизнедеятельности работников
этих организаций в ЧС
13. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций федерального, регионального и муниципального уровня значимости и жизнедеятельности работников этих организаций в условиях ЧС включает:
13.1. Создание в организации комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций, и организация их работы в условиях возникновения ЧС.
13.2. Разработку и проведение в организациях организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в ЧС.
13.3. Постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования, используемого на КВО.
VI. Порядок проведения оценки готовности
организации к предупреждению и ликвидации ЧС
и достаточности мер, выполняемых по обеспечению
устойчивости функционирования таких объектов
и жизнедеятельности работников этих организаций
14. Для проведения оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации (далее - оценка готовности организации), решением руководителя организации (далее - руководитель организации) создается комиссия по оценке готовности организации (далее - комиссия по оценке готовности).
14.1. Председателем комиссии по оценке готовности могут быть назначены руководитель организации или должностное лицо из числа его заместителей.
14.2. В состав комиссии по оценке готовности рекомендуется включать руководителей подразделений организации и их заместителей, специалистов (экспертов), уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, а также иных работников указанной организации по решению руководителя, в качестве членов комиссии.
14.3. К работе в составе комиссии по оценке готовности с учетом уровня значимости КВО по согласованию (в рамках межведомственного взаимодействия) могут привлекаться:
в отношении организации федерального уровня значимости - представители МЧС России, Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту нахождения такого объекта);
в отношении организации регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту нахождения такого объекта);
в отношении организации муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора, органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (по месту нахождения такого объекта).
14.4. К работе в составе комиссии по оценке готовности всех уровней значимости допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию и опыт работы.
14.5. Оценка готовности организации включает:
проверку показателей степени риска возможных ЧС и методов их определения;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных ЧС;
анализ возможного воздействия на эксплуатируемый КВО ЧС, возникших на соседних потенциально опасных объектах, в инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий и ЧС на эксплуатируемом КВО;
проверку разработанного и утвержденного плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации;
проверку работоспособности технических систем организации по предупреждению и локализации ЧС, систем и средств организации, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов, в том числе за пределами территории КВО;
контроль выполнения технических решений по защите граждан, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны, продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами (при их наличии);
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся в них работников и возможности управления процессом в условиях ЧС;
оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование КВО при ЧС;
анализ наличия и состояния локальных систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью;
анализ и оценку готовности сил и средств организации к локализации и ликвидации возможных ЧС;
оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации работников с территории КВО, ввода и передвижения на объекте сил и средств ликвидации ЧС;
анализ выводов декларации безопасности опасных объектов, отнесенных в установленном порядке к КВО, и реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий на декларируемом объекте;
проверку наличия резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации возможных ЧС;
проверку наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО, максимального размера застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, порядок возмещения ущерба в случае аварии (при необходимости);
определение класса возможных ЧС при аварии на КВО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <17>;
--------------------------------
<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981.
анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на КВО;
анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);
анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);
оценку степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);
оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии на КВО;
оценку возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;
анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.
14.6. Проведение оценки готовности организации предусматривается с учетом уровня значимости объекта с периодичностью:
не реже одного раза в год - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в три года - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО регионального уровня значимости;
не реже одного раза в пять лет - для организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО муниципального уровня значимости.
14.7. Оценка готовности организации к предупреждению ЧС оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к требованиям.
Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии по оценке готовности организации и утверждается руководителем организации. Члены комиссии по оценке готовности организации, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, хранится в организации.
14.8. В случае разногласий между членами комиссии по оценке готовности организации, возникших в ходе проведения оценки готовности организации, решение по оценке готовности организации принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
15. Акт оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, содержит:
15.1. Вывод о готовности или неготовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС, формируемый комиссией по оценке готовности организации и содержащий итоговое решение - "готова" или "не готова" организация к предупреждению и ликвидации ЧС с учетом следующих возможных значений:
"готова" - при выполнении комплексов мер, предусмотренных главами II - V требований, в полном объеме;
"не готова" - при невыполнении одного и (или) нескольких требований, содержащихся в комплексах мер, с учетом уровня значимости организации, предусмотренных главами II - V требований.
15.2. Вывод о достаточности либо недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, принимаемых в организации, эксплуатирующей этот объект, формируемый по итогам анализа проведенных в течение года тренировок (учений) в области защиты населения и территорий от ЧС в организации (далее - тренировки (учения), эксплуатирующей КВО с учетом следующих возможных значений:
"достаточно мер по защите населения и территорий от ЧС" - при отсутствии недостатков по результатам тренировок (учений) организации, эксплуатирующей КВО;
"недостаточно мер по защите населения и территорий от ЧС" - при наличии одного или более недостатков в части, касающейся законодательными и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от ЧС.
к обязательным для выполнения
требованиям к критически важным
объектам в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
всех форм собственности,
правообладателями которых являются
организации, в отношении которых
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации осуществляет
координацию и регулирование
деятельности, утвержденным
приказом Минсельхоза России
от 11 июля 2022 г. N 431
________________________________ "__" _______________ 20__ (место составления акта) (дата составления акта) АКТ оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников организации Наименование организации: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Наименование критически важного(ых) объекта(ов) ___________________________________________________________________________ Адрес(а) критически важного(ых) объекта(ов): __________________________________________________________________________. Регистрационный(ые) номер(а) критически важного(ых) объекта(ов): __________________________________________________________________________. Состав комиссии по оценке готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - комиссия): Председатель комиссии: ____________________________________________________ __________________________________________________________________________; (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) Члены комиссии: ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________; (должность работника организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________; (должность представителя МЧС России, территориального органа МЧС России, территориального органа Ростехнадзора, органа местного самоуправления, органа исполнительной власти субъекта, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, фамилия, имя, отчество (при наличии) ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________. (должность представителя специализированной научно-исследовательской, проектной или другой организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) Основание: ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________. (наименование распорядительных документов, утвердивших создание и состав комиссии по оценке готовности организации, эксплуатирующей критически важный объект к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, дата утверждения и номер распорядительных документов) В ходе проведения оценки готовности организации: выявлены нарушения обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 11 июля 2022 г. N 431 "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности" _________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________; нарушений не выявлено. Вывод комиссии: ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________. Приложение: _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________. Председатель комиссии: Должность _________________ И.О. Фамилия (подпись) Члены комиссии: Должность _________________ И.О. Фамилия (подпись) Должность _________________ И.О. Фамилия (подпись) Должность _________________ И.О. Фамилия (подпись) "__" _____________ 20__ г.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления