Приказ Минпросвещения России от 29.04.2020 N 196 "Об утверждении Положения о Департаменте цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 апреля 2020 г. N 196
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 13/ш "Об утверждении структуры Министерства просвещения Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 272 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации".
3. Настоящий приказ вступает в силу с 19 июня 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Васильеву Т.В.
С.С.КРАВЦОВ
приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 апреля 2020 г. N 196
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Департамент цифровой трансформации и больших данных (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства (далее - структурные подразделения), подведомственными Министерству организации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
4. Основными задачами деятельности Департамента являются:
1) Выработка и реализация основных направлений государственной политики в сфере цифровой трансформации образования и развития цифровой образовательной среды в установленной сфере ведения Министерства;
2) Повышение удовлетворенности граждан и бизнеса государственными услугами, сервисами, в том числе предоставляемыми в электронном виде в установленной сфере ведения Министерства;
3) Снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы в установленной сфере ведения Министерства;
4) Обеспечение надежности и эффективности функционирования и безопасности информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры; обеспечение выполнения требований по защите информации при создании и функционировании информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в сфере образования в рамках в установленной сферы ведения Министерства;
5) Обеспечение технологической независимости информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, разработанного и произведенного в иностранных государствах в установленной сфере ведения Министерства;
6) Создание условий для повышения качества образования за счет развития цифровых и электронных образовательных ресурсов в установленной сфере ведения Министерства;
7) Развитие системы нормативно-правового регулирования создания и использования цифровых и электронных образовательных ресурсов в сфере образования в установленной сфере ведения Министерства;
8) Разработка, согласование и внесение изменений в мероприятия национальных проектов "Образование" и "Цифровая экономика", а также в ведомственные программы цифровой трансформации и обеспечение реализации проектов цифровой трансформации;
9) Обеспечение оптимизации процессов деятельности Министерства для реализации задач цифровой трансформации;
10) Создание, развитие и обеспечение функционирования информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
11) Обеспечение доступности государственных данных для предоставления государственных услуг в электронном виде физическим лицам и организациям, принятия решений на основе данных;
12) Обеспечение поэтапного перехода на отечественное программное обеспечение, оборудование и единую среду разработки;
13) Обеспечение надежности и непрерывности функционирования информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в системе образования;
14) Создание и апробация научно-обоснованных новых форм, методов и технологий обучения, в том числе в сфере дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
15) Обеспечение условий для подготовки и принятия управленческих решений в сфере образования, основанных на анализе больших данных.
5. Департамент осуществляет следующие полномочия:
5.1. Готовит для внесения в Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства.
5.2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства разрабатывает следующие проекты нормативных правовых актов Министерства, относящихся к сфере деятельности Департамента:
5.2.1. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня), а также предельный срок использования учебников, исключенных из указанного федерального перечня;
5.2.2. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
5.2.3. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и перечня таких организаций;
5.2.4. Нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента;
5.3. Обеспечивает осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере цифровой трансформации государственного управления и образовательной деятельности в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и профессионального обучения и в иных сферах, предусмотренных настоящим Положением.
5.4. Участвует в определении основных направлений развития законодательства Российской Федерации об образовании в установленной сфере деятельности Департамента.
5.5. Готовит предложения в план организации законопроектных работ в Министерстве.
5.6. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики, готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента.
5.7. Обеспечивает внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
5.8. Обеспечивает координацию взаимодействия с международными организациями в части развития образования и новых образовательных технологий.
5.9. Участвует в подготовке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разработке предложений в установленной сфере деятельности Департамента.
5.10. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в сфере общего образования по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
5.11. Готовит аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, заседаниям Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации, иным мероприятиям.
5.12. Обеспечивает согласование порядка проведения самообследования образовательной организацией, подготовленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
5.13. Готовит порядок выдачи Министерством подтверждений целевого назначения ввозимых на территорию Российской Федерации материалов образовательного характера;
5.14. Обеспечивает подготовку проектов нормативных правовых актов Министерства по вопросам реализации государственной программы "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - ГПРО), и иных проектов в сфере общего образования.
5.15. Осуществляет координацию:
5.15.1. проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в установленной сфере деятельности Департамента;
5.15.2. работ по разработке и использованию электронных и цифровых образовательных ресурсов, реализуемых за счет средств федерального бюджета в установленной сфере деятельности;
5.15.3. работы по определению базовых компетенций и требований по формированию культуры информационной безопасности у обучающихся организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, компьютерной и финансовой грамотности.
5.16. Координирует работу по совершенствованию порядка организации осуществления образовательной деятельности, в том числе на основе использования различных образовательных технологий (в том числе дистанционных), различных форм обучения (очной, очно-заочной, заочной).
5.17. Участвует в части своей компетенции в подготовке предложений по совершенствованию порядка разработки и реализации мероприятий ГПРО, других государственных программ и проектов в сфере общего образования.
5.18. Осуществляет в установленной сфере деятельности Департамента взаимодействие с государственно-общественными объединениями в системе образования, библиотечными обществами, организациями и ассоциациями.
5.19. Координирует работу по реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, проведению всероссийского конкурса сочинений.
5.20. Осуществляет формирование Календаря образовательных событий памятных дат, технических уроков и методических рекомендаций.
организационно-техническое сопровождение деятельности Научно-методического совета по учебникам Министерства просвещения Российской Федерации;
рабочей группы по обеспечению безопасности в образовательных организациях, в том числе при подготовке к началу учебного года;
координацию реализации национального проекта "Цифровая экономика" в сфере ведения Министерства, включая федеральный проект "Кадры для цифровой экономики";
разработку, согласование и внесение изменений в ведомственную программу цифровой трансформации Министерства.
5.20. Обеспечивает реализацию комплекса мероприятий по цифровой трансформации деятельности Министерства посредством:
выработки предложений по оптимизации процессов деятельности Министерства путем интеграции информационных технологий в организацию деятельности, направленную на качественное изменение принципов и процессов оказания государственных услуг, исполнения государственных функций в целях повышения удовлетворенности граждан и снижения издержек государственного управления в установленной сфере деятельности;
разработки и реализации комплекса мер по обеспечению доступности государственных данных для предоставления государственных услуг в электронном виде и принятия решений на основе указанных данных;
разработки и реализации мер по поэтапному переходу на отечественное программное обеспечение, оборудование и единую среду разработки;
координации разработки и реализации комплекса мер по повышению надежности и обеспечению непрерывности оказания услуг, предоставляемых Министерством, подведомственными организациями в электронном виде.
5.21. Обеспечивает совместно с другими структурными подразделениями Министерства подготовку концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, рассмотрение концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование.
5.22. Обеспечивает рассмотрение и согласование нормативных правовых актов, подготавливаемых другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.
5.23. Осуществляет подготовку проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступившим в установленном порядке в Министерство.
5.24. Проводит совместно с другими структурными подразделениями Министерства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, мониторинг правоприменения в области цифровой трансформации образования и развития цифровой образовательной среды.
5.25. Участвует в части компетенции Департамента в подготовке предложений для заседаний Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по рассмотрению проектов, направленных на реализацию мероприятий в области образования.
5.26. Обеспечивает в соответствии с компетенцией Департамента определение порядков формирования и ведения федеральных информационных систем в системе образования.
5.27. Участвует в соответствии с компетенцией Департамента в рамках проведения мониторинга системы образования в разработке и корректировке показателей мониторинга и методики их расчета, а также форм статистической отчетности.
5.28. Обеспечивает формирование и развитие в Российской Федерации системы независимой оценки качества образования.
5.29. Оказывает содействие в реализации полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности.
5.30. Координирует службы технического заказчика по управлению проектами цифровой трансформации.
5.31. Участвует в процедурах согласования назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
5.32. Участвует в подготовке, корректировке и реализации федеральных целевых и государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных программ и внепрограммных мероприятий, приоритетных, ведомственных и ведомственных межпрограммных проектов.
5.33. Осуществляет функции участника и исполнителя государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и проектов в сфере деятельности Департамента.
5.34. Координирует подготовку предложений по перечню тем научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу Министерства.
5.35. Осуществляет проведение экспертизы учебников, которые включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации, имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
5.36. Участвует в определении объемов финансирования на реализацию приоритетных направлений развития образования.
5.37. Обеспечивает реализацию функций учредителя в отношении подведомственных Министерству организаций, координация деятельности которых возложена на Департамент.
5.38. Готовит предложения в сводный план деятельности Министерства и отчет о его выполнении в установленной сфере деятельности.
5.39. Участвует в пределах своей компетенции в международной деятельности Министерства, в том числе в организации и проведении конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов, выставок и других мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, обеспечивает участие Департамента в реализации российских международных проектов.
5.40. Готовит проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в установленной сфере деятельности Департамента.
5.41. Принимает участие совместно со структурными подразделениями Министерства в подготовке предложений по формированию федерального бюджета в части, касающейся деятельности Департамента.
5.42. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.
5.43. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
5.44. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке сотрудников Департамента.
5.45. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
5.46. В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Департамент в установленной сфере деятельности:
готовит предложения в план-график Министерства, предложения по формированию тематик и объемам финансирования закупок, в том числе обоснование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, в рамках мероприятий программ и проектов, формирует задание (техническое задание) на выполнение работ (оказание услуг);
участвует в согласовании извещений об осуществлении закупок, документации о закупках в рамках программ и внепрограммных мероприятий, в организации и подготовке разъяснений участникам закупки, в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы, в случае необходимости, в заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для иных государственных нужд;
осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, а также обеспечивает приемку выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров по государственным контрактам и осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Департамента по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
5.47. Организует совещания, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Департамента.
5.48. Осуществляет другие полномочия по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента.
6. Департамент в целях осуществления своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
2) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
3) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов;
4) проводить совещания с участием представителей структурных подразделений Министерства, организаций, находящихся в ведении Министерства, руководителей образовательных организаций и иных заинтересованных организаций;
5) вносить предложения руководству Министерства по проведению совещаний с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
6) вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
7) пользоваться в установленном порядке информационными системами и ресурсами Министерства, а также базами данных иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
8) в установленном порядке создавать информационные системы и информационные ресурсы в целях реализации полномочий Министерства;
9) давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Департамента.
7. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору за деятельностью организаций в сфере образования.
8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
10. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
11. Структура и численность сотрудников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.
1) руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;
2) обеспечивает организацию качественного выполнения возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;
3) определяет функции отделов Департамента и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;
4) представляет Министру предложения по вопросам структуры и штатного расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности сотрудников Департамента;
5) утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты сотрудников Департамента;
6) представляет предложения о назначении и освобождении от должности сотрудников Департамента в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) представляет руководству Министерства предложения о поощрении сотрудников Департамента;
8) отдает в пределах своей компетенции распоряжения сотрудникам Департамента, подписывает и визирует документы, ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Департамента;
9) участвует в проводимых руководством Министерства совещаниях;
10) на основании выданных Министром просвещения Российской Федерации доверенностей подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера;
11) осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Департаментом возложенных на него задач и функций.
13. Директор Департамента непосредственно подчиняется Министру, а в части, касающейся сферы ведения Департамента, заместителю Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.
14. Документы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, подписываются Директором или по его поручению заместителем Директора Департамента.
15. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденными директором Департамента должностными регламентами;
16. В случае временного отсутствия директора Департамента исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается Министром или лицом, исполняющим его обязанности, на одного из заместителей директора Департамента или в случае временного отсутствия заместителей директора Департамента - на иного работника.
17. Департамент может иметь печати, штампы и бланки со своим названием установленного образца.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления