Постановление Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 (ред. от 24.12.2014) "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения"
СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 февраля 1993 г. N 99
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ
В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ
В целях реализации Закона РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации" Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по предложениям и с участием органов государственной службы занятости населения:
предусматривать в специальных соглашениях с объединениями работодателей, профессиональными союзами реализацию мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения;
содействовать созданию дополнительных рабочих мест, оказывать материальную и финансовую помощь работодателям, осуществляющим мероприятия по предотвращению массовых высвобождений работников;
организовывать в районах массового высвобождения работников временную занятость на основе проведения общественных работ, определяя объемы и виды этих работ, участвующие в них предприятия, учреждения и организации.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 5 февраля 1993 г. N 99
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ
В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ
Настоящее Положение устанавливает критерии массового высвобождения работников, определяет перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов <*> в условиях массового высвобождения.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются - органы исполнительной власти.
1. Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций <*> либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются - предприятия.
а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
2. В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы в регионе могут устанавливаться иные усиливающие социальную защищенность работников критерии для оценки массового высвобождения, определяемые органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов <*>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются - органы государственной власти.
3. Органы исполнительной власти и работодатели по предложению профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов проводят взаимные консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников.
По итогам консультаций разрабатывается программа мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения, и определяются источники ее финансирования.
4. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, представляют в органы государственной службы занятости населения <*> и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях по форме согласно приложению N 1.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется - служба занятости.
5. Работодатели не позднее чем за два месяца обязаны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника по форме согласно приложению N 2.
2. Программа мероприятий по содействию занятости
в условиях массового высвобождения
6. Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников, предусматриваются в разделе коллективного договора предприятия и осуществляются работодателем. В этот раздел могут включаться:
мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;
льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;
порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора:
гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников;
обязательства по заключению с органами государственного страхования <*> или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;
--------------------------------
<*> Основные условия коллективного страхования на случай потери работы и основные условия добровольного страхования на случай потери работы определены решениями Правления государственного страхования РСФСР Министерства финансов РСФСР от 11 сентября 1991 г. N 06-01/105р и от 25 ноября 1991 г. N 06/-01/120р.
другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.
При кратковременном снижении объемов производства целесообразно предусматривать следующие мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников:
временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;
перевод работников предприятий на режим неполного рабочего времени;
предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы;
7. В случае, если при заключении коллективных договоров не были предусмотрены мероприятия, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников, на предприятиях могут создаваться по взаимному согласию сторон в установленном порядке комиссии из представителей администрации и профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов для проведения переговоров по изменению и дополнению коллективного договора. Состав комиссии, сроки проведения переговоров определяются решениями сторон.
8. Комиссии в процессе переговоров разрабатывают альтернативные варианты дальнейшей деятельности предприятий или программу мероприятий, проводимую работодателями до начала сокращения работников в целях уменьшения размеров этого процесса.
Достигнутые сторонами договоренности по реализации мероприятий оформляются в качестве приложения к коллективному договору.
9. Финансирование мероприятий по содействию занятости и предоставлению социальных гарантий работникам в условиях массовых высвобождений, осуществляемых на предприятиях, определяется решениями сторон в процессе проведения переговоров в рамках их полномочий.
10. Органы исполнительной власти по решению органов государственной власти вправе осуществлять возмещение работодателю расходов на проведение мероприятий по содействию занятости в условиях массовых высвобождений, а также выплату работникам некоторых видов компенсаций, предусматриваемых в коллективном договоре, за счет средств соответствующих бюджетов.
Конкретные условия, при которых работник или работодатель имеют право на получение компенсации, и ее размеры определяются органами исполнительной власти с учетом региональных особенностей и состояния рынка труда.
11. При ликвидации предприятия финансирование мероприятий, предусмотренных в коллективных договорах или приложениях к ним, осуществляется из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами.
12. Мероприятия по содействию занятости, реализуемые при массовых высвобождениях, связанных с ликвидацией, частичной или полной остановкой производства по инициативе органов государственной власти, финансируются, как правило, за счет средств соответствующих бюджетов.
13. Мероприятия по содействию занятости, проводимые при массовых увольнениях, влияющих на общий уровень безработицы в отрасли или в регионе, могут включаться в отраслевые соглашения, заключаемые между соответствующим профсоюзом, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей), Министерством труда Российской Федерации, или в территориальные соглашения, заключаемые между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей), органами исполнительной власти.
К указанным мероприятиям относятся:
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, трудоустройство которых затруднено из-за специфики профессий (шахтеры, работники атомных электростанций и т.д.);
оказание материальной помощи уволенным работникам и членам их семей при переезде к новому месту жительства;
перепрофилирование предприятий и создание новых рабочих мест;
другие меры, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников.
Финансирование мероприятий, включаемых в отраслевые и территориальные соглашения, определяется решениями сторон в процессе переговоров при заключении этих соглашений.
3. Взаимоотношения работников, работодателей и органов
исполнительной власти в период массовых высвобождений
14. Взаимоотношения между работниками, работодателями и органами исполнительной власти в период массовых высвобождений регулируются действующим законодательством, в том числе коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном порядке.
15. Предложения профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, направляемые органам государственной и исполнительной власти и работодателям в связи с массовыми высвобождениями, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
16. Органам исполнительной власти в период массового высвобождения в регионе целесообразно:
анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда;
реализовывать решение о приостановке или поэтапном проведении высвобождения;
организовывать проведение экспертизы финансового состояния предприятий и разработку мероприятий по сокращению численности высвобождаемых работников;
организовывать прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;
осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников;
оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения, в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам;
разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в том числе по организации временной занятости, развитию общественных работ;
готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий.
17. Местные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.
Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах:
Возможный срок приостановки высвобождения | |
3 - 5 | 1 месяц |
5 - 7 | 2 месяца |
7 - 9 | 3 месяца |
9 - 11 | 4 месяца |
свыше 11 | 6 месяцев |
Если уровень безработицы в регионе превышает 11 процентов, поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки:
Устанавливаемый срок поэтапного высвобождения | |
50 и более | 8 месяцев |
200 и более | 10 месяцев |
500 и более | 12 месяцев |
С учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при более низких уровнях безработицы.
18. Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Работодатели могут участвовать в подготовке решений органов государственной власти о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами.
19. При ликвидации предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), применяются в установленном порядке специальные процедуры выполнения предприятиями своих обязательств перед работниками.
20. Ответственность за уклонение от участия в переговорах по изменению или дополнению коллективного договора, соглашения по вопросам содействия занятости в условиях массового высвобождения, за нарушение и невыполнение взятых обязательств, непредоставление необходимой информации по этим вопросам определяется в установленном порядке.
к Положению об организации
работы по содействию занятости в
условиях массового высвобождения
ИНФОРМАЦИЯ О МАССОВОМ ВЫСВОБОЖДЕНИИ РАБОТНИКОВ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (полное наименование предприятия, учреждения, организации; для лиц, нанимающих отдельных граждан по договорам, - фамилия, имя, отчество) Адрес ____________________________________________________________ Телефон __________________________________________________________ Списочная численность занятых на предприятии (чел.) ______________ (на дату уведомления) Причина массового высвобождения __________________________________ Численность работников, подлежащих высвобождению (чел.) __________ Дата начала массового высвобождения ______________________________ Дата окончания массового высвобождения ___________________________ Сведения о работниках, подлежащих увольнению
Численность (чел.) | Дата увольнения | |
Итого: |
"__" _____________ 199_ г. Подпись руководителя М.П. ФИО и телефон исполнителя
к Положению об организации
работы по содействию занятости в
условиях массового высвобождения
СВЕДЕНИЯ О ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКАХ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (полное наименование предприятия, учреждения, организации; для лиц, нанимающих отдельных граждан по договорам, - фамилия, имя, отчество) Адрес ____________________________________________________________ Телефон __________________________________________________________
Ф.И.О. | Образование | Профессия или специальность | Квалификация | Средняя заработная плата | |
"__" _____________ 199_ г. Подпись руководителя М.П. ФИО и телефон исполнителя
4.2. Представители нанимателя, работодатели в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положением "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 N 99, осуществляют согласованные с выборным органом первичной профсоюзной организации мероприятия по обеспечению занятости гражданских служащих и работников органов и учреждения Федерального казначейства.
При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; п. 4 и п. 5 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 N 99).
- увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек. (Постановление Совета Министров Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения").
- увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения").
При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 ФЗ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; п. 4 и п. 5 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99).
4.1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и "Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 N 99, осуществляют согласованные с выборными профсоюзными органами мероприятия по обеспечению занятости гражданских служащих и работников.
2.1. Объединения работодателей, работодатели с участием Профсоюза, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их полномочий организуют свою работу в соответствии с законодательством о занятости Российской Федерации (в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации") и "Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99:
5.1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом N 79-ФЗ и Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99, осуществляют согласованные с выборными профсоюзными органами мероприятия по обеспечению занятости гражданских служащих и работников организаций системы ФМС России.
28. "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" от 05.02.1993 N 99.
29. Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС "О Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" от 01.11.1977 N 369/П-16.
- увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек. (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения").
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления