Законодательство РФ

Постановление Правительства РФ от 02.06.2014 N 506-12 (ред. от 21.06.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2014 г. N 506-12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ АТОМНОГО

ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".

2. Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом":

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 1306-рс.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ




Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 июня 2014 г. N 506-12

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РАЗВИТИЕ АТОМНОГО ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА"


Часть N 1

(в части, не содержащей сведений, составляющих

государственную тайну)


Приоритеты и цели в сфере реализации Программы


I. Оценка текущего состояния социально-экономического

развития Российской Федерации в сфере реализации Программы

Для осуществления крупномасштабных государственных мероприятий по закреплению и расширению глобальных преимуществ, которыми обладают российская атомная энергетика и промышленность, обновлению научно-технологического потенциала ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, сохранению стратегических интересов и решению важнейших геополитических задач, направленных на надежное обеспечение национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации, разработана государственная программа Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (далее - Программа), предусматривающая реализацию мероприятий по развитию атомной отрасли.

Развитие атомной отрасли во многом определяет развитие других отраслей экономики, включая энергетическое машиностроение, строительную индустрию, судостроение, транспорт, ракетно-космическую и радиоэлектронную промышленность, цифровые технологии, медицину, связанных с использованием полученных результатов исследовательских работ в сфере инновационной научно-технической продукции и технологий в области использования энергии атомного ядра.

В настоящее время атомный энергопромышленный комплекс представлен более чем 360 организациями, в которых заняты около 255 тыс. высококвалифицированных работников.

Атомная энергетика является одной из высокотехнологичных отраслей, в которой Российская Федерация лидирует на протяжении длительного периода времени.

Значимым рынком для российской атомной энергетики является сегмент стран, как начинающих использование атомной энергии, так и проводящих замещение выбывающих мощностей атомных электростанций. Потенциал участия Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) в проектах развития атомной энергетики за рубежом будет определяться созданием и внедрением эффективного комплексного предложения на базе конкурентоспособных продуктов, референтных и апробированных на российском рынке.

Сегодня большинство стран с развитой атомной энергетикой вынужденно применяют отложенное решение по обращению с отработавшим ядерным топливом - длительное временное хранение. На долгосрочном горизонте в соответствии с прогнозами роста мирового парка атомных электростанций общий объем накопленного отработавшего ядерного топлива увеличится.

В краткосрочной перспективе промежуточное хранение отработавшего ядерного топлива выглядит более привлекательным как экономически (отложенные инвестиции), так и технологически (ожидается совершенствование технологий и удешевление переработки в будущем). Однако в условиях ограниченного потенциала дозагрузки мощностей хранения и возрастающих темпов накопления отработавшего ядерного топлива потребителями неизбежен рост потребности в эффективном технологическом решении по переработке отработавшего ядерного топлива и обращению с радиоактивными отходами.

К 2030 году в Российской Федерации планируется улучшение экологической обстановки в местах хранения радиоактивных отходов и размещения радиационно опасных объектов благодаря реализации комплекса мероприятий по извлечению и передаче на захоронение радиоактивных отходов, ликвидации ядерно и радиационно опасных объектов, а также реабилитации радиационно загрязненных территорий.

Целью Программы на этом направлении является обеспечение ядерной и радиационной безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в Российской Федерации на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии, в первую очередь на завершающей стадии их жизненного цикла, при обращении с объектами ядерного наследия, включая их утилизацию и ликвидацию.

Реализация этого направления к 2030 году позволит повысить уровень ядерной и радиационной безопасности, в том числе уменьшить темп накопления отработавшего ядерного топлива за счет экономически и экологически оправданной переработки, обеспечить захоронение накопленных и образующихся радиоактивных отходов.

Кроме того, на улучшение экологической обстановки направлены мероприятия по обращению с отходами I - II классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные отходы).

Важной особенностью рынка является дефицит мощностей по переработке отходов всех классов опасности. Обращению с отходами долгое время не уделялось должного внимания, утилизация отходов не осуществлялась в полном объеме, что привело к дефициту мощностей по переработке отходов всех классов опасности. В связи с повышением внимания государства к этой проблеме объемы утилизации отходов увеличатся и связанный с этим рынок будет стремительно развиваться.

На снижение экологической нагрузки на окружающую среду со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса, а также ограничение роста цен на электроэнергию и мощность для конечных потребителей влияет повышение эффективности производства электроэнергии на атомных электростанциях за счет модернизации действующих и сооружения новых энергоблоков атомных электростанций.

При выполнении мероприятий Программы, направленных на развитие атомной электрогенерации, реализуются меры, предусмотренные Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года.

Целью этого направления является безопасная эксплуатация объектов атомной энергетики, обеспечивающая потребности экономики Российской Федерации, и обеспечение условий для устойчивого долгосрочного развития отрасли.

Ближайшей задачей является внедрение усовершенствованного для целей рыночной привлекательности энергоблока атомной электростанции типа ВВЭР-ТОИ мощностью 1200 МВт. Перспектива развития технологии ВВЭР на период до 10 лет заключается в разработке проектов реакторной установки энергоблока ВВЭР-С, предусматривающих сокращение капитальных и эксплуатационных затрат, снижение расхода природного урана и обеспечение возможности работы реакторной установки в замкнутом ядерном топливном цикле с загрузкой активной зоны уранплутониевым топливом в полном объеме.

В результате реализации мероприятий этого направления мощность атомных электростанций в Российской Федерации к 2030 году составит не менее 26 ГВт. При этом к 2030 году будет не только создан задел по строительству новых энергоблоков атомных электростанций поколения "3+" (с их вводом в эксплуатацию за горизонтом 2030 года), но и будет обеспечена готовность к сооружению энергоблоков новой технологической платформы с реакторами ВВЭР-С, а также реакторами на быстрых нейтронах IV поколения с замкнутым ядерным топливным циклом, не имеющими ограничений по ресурсной базе. Это создаст условия как для выполнения поручения Президента Российской Федерации о доведении доли атомной энергетики в энергобалансе страны к 2045 году до 25 процентов (с возможностью ее дальнейшего роста), так и для укрепления лидерства России в атомных энерготехнологиях и увеличения объемов высокотехнологичного экспорта.

Существенный эффект на развитие национальной промышленности оказывает сооружение атомных электростанций за рубежом. Реализация указанных крупномасштабных проектов способствует повышению конкурентоспособности высокотехнологичной отечественной продукции как ведущего фактора роста российской экономики, заложенного в инновационном сценарии развития Российской Федерации.

Участие организаций атомной отрасли в освоении зарубежных рынков продолжится за счет расширения поставок товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии, в том числе ядерных установок, оборудования, технологий и услуг. Получение заказов российскими предприятиями для сооружения зарубежных атомных электростанций является импульсом социально-экономического роста, обеспечивается долгосрочная загрузка отечественных поставщиков продукции и услуг для обеспечения работы атомных электростанций по российским технологиям как минимум на 60-летний жизненный цикл с перспективой продления до 100 лет. В свою очередь, такие заказы обеспечивают занятость в высокотехнологичных отраслях, рост налоговых поступлений, рост выручки в атомной и смежных отраслях.

Целевой моделью развития на мировых энергетических рынках является комплексное предложение услуг и продуктов развития атомной энергетики в регионах присутствия, включая проекты по развитию национальной инфраструктуры атомной энергетики и нормативной базы, обеспечение радиационной безопасности населения, строительство атомных электростанций большой, средней и малой мощности на базе современных реакторных технологий, обслуживание атомных электростанций и других объектов инфраструктуры региона, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами и другие услуги и решения, направленные на удовлетворение потребностей конкретного заказчика. Реализация такого комплексного подхода способствует устойчивому развитию регионов присутствия и общему повышению привлекательности продуктового предложения Корпорации в мире.

Одной из целей международной деятельности Корпорации является создание благоприятных внешних условий для укрепления позиций России на мировом атомном рынке и закрепления роли лидирующей компании глобального масштаба, обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации, продвижение государственных интересов в международных организациях и на иных международных площадках. В настоящее время эту работу Корпорация осуществляет в условиях беспрецедентного массированного санкционного давления со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.

В целях поддержки геополитических интересов Российской Федерации на международной арене реализуются мероприятия по развитию Северного морского пути. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года", одним из основных национальных интересов Российской Федерации в Арктике является развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации.

Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути к 2021 году вырос в 8 раз по сравнению с 2014 годом (4 млн. тонн). Роль Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, в дальнейшем будет возрастать.

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, отмечено, что Северный морской путь является перспективным транспортным маршрутом, обладающим потенциалом для экономики Российской Федерации. Потепление Арктики создает новые возможности в связи с увеличением периода навигации и необходимостью усиления портовой инфраструктуры, диверсификации предоставляемых услуг для максимального использования логистического потенциала Северного морского пути.

Ключевыми категориями грузов, формирующими грузопоток Северного морского пути, останутся сжиженный природный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, железорудное сырье. Перспективными направлениями развития являются каботажные и международные транзитные перевозки. До 2030 года ключевым фактором, влияющим на развитие Северного морского пути, будет развитие навигационно-гидрографического обеспечения судоходства и инфраструктуры портов и терминалов, расположенных в акватории Северного морского пути, ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути в замерзающие порты Российской Федерации, а также формирование ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, достаточных для обеспечения круглогодичного судоходства в акватории Северного морского пути.

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", основными опасностями, вызовами и угрозами, формирующими риски для развития Северного морского пути, являются отставание сроков развития инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного и вспомогательного флотов от сроков реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации.

Арктический ледокольный флот, выполняющий задачи обеспечения безопасного мореплавания судов в акватории Северного морского пути, является основой надежного функционирования морской составляющей транспортной системы Арктической зоны Российской Федерации. Арктический ледокольный флот также выполняет проводку судов, решающих задачи Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательских экспедиций (в том числе направленных на подтверждение внешних границ континентального шельфа Российской Федерации и исследование лицензионных участков нефтегазодобычи), северного завоза, транзитного плавания по Северному морскому пути.

В целях поддержки геополитических интересов Российской Федерации также обеспечивается поддержание ядерного арсенала на уровне, гарантирующем реализацию политики ядерного сдерживания при соблюдении режима нераспространения ядерного оружия. Государственная политика в области ядерного сдерживания носит оборонительный характер и гарантирует защиту суверенитета и территориальной целостности государства, сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и ее союзников, а в случае возникновения военного конфликта недопущение эскалации военных действий и их прекращение на приемлемых для Российской Федерации и ее союзников условиях.

Организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участвующие в создании основы военно-политической безопасности России, обладают необходимой устойчивостью.

Организациями отрасли выполняются в полном объеме задания, установленные государственным оборонным заказом, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере ядерных вооружений и специальной военной техники.

Ключевым условием устойчивого инновационного развития атомного энергопромышленного комплекса является наличие системной государственной поддержки, включая софинансирование его развития за счет средств федерального бюджета в рамках Программы.

За время своего функционирования атомная отрасль страны неоднократно демонстрировала способность в короткие сроки решать масштабные задачи любой сложности. К новым, требующим своевременного реагирования вызовам относятся в том числе:

усиление тенденций протекционизма в политике взаимодействия отдельных развитых стран на мировой экономической арене, их стремление использовать свои геополитические преимущества в качестве инструмента глобальной конкуренции, в том числе с применением нерыночных методов;

сохранение экономического и технологического неравенства между странами требует от атомной отрасли диверсификации продуктового предложения, чтобы удовлетворить потребности стран-заказчиков с разными финансовыми возможностями и уровнем развития ядерной инфраструктуры;

наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к "зеленой экономике" в сочетании с повышенным общественным вниманием к работе объектов использования атомной энергии, требует дальнейшего повышения результативности и прозрачности в вопросах ресурсо- и энергосбережения, утилизации отходов, развития технологий безуглеродной электрогенерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, снижения вредного воздействия на окружающую среду;

увеличение скорости создания и коммерциализации новых энергетических и других высоких технологий, меняющих устоявшуюся отраслевую структуру мировой экономики, и, как следствие, изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы, повышение волатильности рынков, сокращение жизненного цикла отдельных технологий, что требует от атомной отрасли гибкости и оперативности при принятии решений по определению приоритетных направлений развития в целях обеспечения максимального соответствия глобальным технологическим тенденциям;

необходимость своевременной разработки и внедрения новых технологий, включая новые энергоблоки атомных электростанций, для сохранения лидирующих позиций России на мировом рынке, повышения конкурентоспособности атомной энергетики по сравнению с другими видами генерации, создания новых видов энергетики;

необходимость сохранения и укрепления российских позиций в международных организациях;

необходимость обеспечения значимого вклада атомной генерации в энергетическую безопасность страны путем обеспечения безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков атомных электростанций, своевременного замещения выводимых из эксплуатации энергоблоков атомных электростанций, выработавших свой ресурс, новыми энергоблоками с улучшенными характеристиками, включая повышенный уровень безопасности;

необходимость поддержания в безопасном состоянии остановленных объектов использования атомной энергии, включая объекты ядерного наследия;

необходимость расширения стратегического присутствия России в Арктике, в том числе путем развития инфраструктуры Северного морского пути и строительства ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной глобальной транспортной коммуникации.

Атомная отрасль страны предпринимает необходимые усилия, чтобы своевременно выявлять новые вызовы и обеспечить их решение, не допуская утраты накопленных Россией конкурентных преимуществ в области высоких технологий, и продолжить поступательное развитие в условиях действия внешних ограничений.

В направлении стабильного и динамичного развития атомного энергопромышленного комплекса существуют вызовы, решение которых связано с минимизацией возникающих рисков.

С позиций классификации рисков реализация Программы подвержена воздействию внешних рисков, связанных с влиянием внешнего окружения, и условий, и внутренних рисков, зависящих от действий исполнителей и участников Программы.

Внешними рисками являются:

макроэкономические риски, связанные с рисками изменения цен и объемов продаж продукции атомной отрасли, рисками дефицита финансирования основных мероприятий Программы, вызванных внешними факторами, а также валютными рисками;

природно-климатические риски, связанные с условиями деятельности организаций Корпорации в различных регионах России и за рубежом на территориях с различными природно-климатическими условиями и геофизическими факторами;

риски, связанные с санитарно-эпидемиологической ситуацией в регионах деятельности Корпорации за рубежом и в различных регионах России;

социальные риски, связанные с влиянием кризисных явлений на социальные группы работников атомной отрасли, сокращением объема и качества бюджетных услуг, отставания развития моногородов и закрытых административно-территориальных образований, зависимых от условий и экономической деятельности градообразующих предприятий;

политические риски, обусловленные вероятностью финансовых потерь в связи с политическими факторами развития экономики страны;

международные риски, связанные с изменением политического и регуляторного климата в странах присутствия и, как правило, влекущие за собой наложение на Корпорацию и на ее организации ограничений по реализации на территории иностранных государств продукции, оказанию услуг и реализации инвестиционных проектов, включая проекты по приобретению зарубежных активов;

законодательные риски, выражающиеся в возможном недостаточном совершенстве законодательной базы, а также в возможной недостоверной оценке последствий регулирующего воздействия от законодательных инициатив и их влияния на экономику атомной отрасли.

Перечисленные риски оказывают различное влияние на условия реализации основных мероприятий Программы и могут быть охарактеризованы следующими факторами:

ограничение доступа к источникам финансирования реализации инвестиционных проектов, в том числе возможности привлечения государственной поддержки;

политическая и экономическая нестабильность на целевых рынках Корпорации, а также политизированность решений о выборе поставщика ядерных технологий и услуг;

возможное применение и расширение санкционных ограничений, направленных против Корпорации и ее организаций, а также в отношении товаров и услуг, производимых организациями Корпорации, со стороны иностранных государств и международных организаций либо введение дополнительных санкций в отношении отечественных и зарубежных организаций, являющихся покупателями или поставщиками для организаций Корпорации, что может как повлечь неспособность (или ограничение способности) выполнять обязательства по заключенным контрактам, так и в целом ограничить возможность работы на отдельных зарубежных рынках, а также привести к снижению объемов поставляемой организациями Корпорации продукции или услуг и сократить возможности привлечения финансирования за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;

рост волатильности курсов основных мировых валют и рост инфляции в стране;

возможная недостоверная оценка последствий регулирующего воздействия от законодательных инициатив и действий регуляторов;

потенциально возможные ограничения масштабов развития атомной энергетики, которые могут быть введены в связи с негативным воздействием на окружающую среду в результате ядерных и радиационных аварий, вызванных стихийными бедствиями, результатом чего может стать снижение доверия общественности к ядерным энергетическим технологиям.

При этом наиболее сильной подверженностью и вероятностью влияния указанных факторов на реализацию мероприятий Программы являются риски возможного дефицита финансирования, обусловленного внешними факторами и влияющего на изменения условий реализации Программы.

В целях минимизации влияния внешних факторов на целевые показатели Программы выявляются дополнительные внутренние риски Программы, для устранения которых разрабатываются мероприятия по их управлению в целях снижения негативного влияния на реализацию мероприятий Программы.

Учитывая, что внешние риски в основном имеют ограниченную управляемость на уровне Корпорации и ее организаций и связаны с изменением сценарных условий, на основе которых формируется Программа, в Корпорации организован регулярный мониторинг факторов внешних рисков в целях своевременной подготовки и обоснования решений по изменению Программы.

К ключевым внутренним рискам, способным повлиять на выполнение Программы, относятся риски, которые можно разделить на 2 группы.

Первая группа рисков Программы - риски, оказывающие непосредственное влияние на достижение результатов основных мероприятий Программы, ядерные и радиационные риски, проектные риски строительства вводных объектов Программы.

Вторая группа рисков Программы - интегральные риски, которые оказывают опосредованное влияние на результаты основных мероприятий Программы, в том числе репутационные и операционные риски.

Репутационные риски Программы связаны с изменением восприятия надежности и привлекательности Корпорации и ее организаций и (или) их продукции со стороны заинтересованных сторон по сравнению с текущим или ожидаемым восприятием, что может оказать негативное влияние на реализацию Программы.

Операционные риски Программы относятся к категории многофакторных и влияют на достижение показателей Программы.

Основным фактором, оказывающим влияние на большинство показателей Программы, является риск снижения объемов генерации электроэнергии на атомных электростанциях, которое оказывает непосредственное влияние на снижение ряда показателей Программы.

В Корпорации сформирована система управления рисками и предусмотрены соответствующие мероприятия Программы, которые нацелены на своевременное выявление рисков и принятие управленческих решений по минимизации влияния рисков на реализацию Программы.


II. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере реализации Программы

Важнейшие направления деятельности атомной отрасли, реализуемые в задачах и мероприятиях Программы, соответствуют приоритетным направлениям и задачам развития Российской Федерации, в том числе определенным документами стратегического характера на среднесрочный и долгосрочный периоды, включая:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";

Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;

Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";

Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации";

Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу";

Концепцию внешней политики Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";

Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию";

комплексную программу "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года", разработанную во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 270 "О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации";

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р;

Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. N 1209-р;

схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2016 г. N 1634-р;

Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года и план мероприятий по ее реализации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р;

Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р;

план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 3120-р;

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.

Система целеполагания в атомной отрасли в 2012 - 2030 годах оставляет неизменными стратегические приоритеты и задачи, а также комплекс мероприятий, реализуемых в рамках атомной отрасли и взаимосвязанных по срокам осуществления и ресурсам.

В реализации приоритетных направлений и задач развития страны в рамках Программы выполняются мероприятия, направленные на укрепление позиций атомного энергетического и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечение национальной безопасности и реализацию геополитических интересов России, в том числе путем безусловного выполнения заданий государственного оборонного заказа, создание современного высокотехнологичного облика организаций атомной отрасли, всестороннюю модернизацию их производственной и научно-технологической базы, рост их кадрового потенциала и повышение конкурентоспособности продукции, решение приоритетных задач в области науки и экологии при безусловном соблюдении норм ядерной и радиационной безопасности, продвижение российских ядерных технологий на мировой рынок.

Результаты выполнения указанных мероприятий способствуют реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и достижению предусмотренных им национальных целей развития Российской Федерации (далее - национальные цели).

Мероприятия Программы, направленные на решение приоритетных государственных задач в области науки, экологии, развития энергетической и транспортной инфраструктуры, повышения экспортного потенциала атомной отрасли и производительности труда в условиях обеспечения ядерной и радиационной безопасности, оказывают влияние в первую очередь на достижение следующих национальных целей:

национальная цель "Возможности для самореализации и развития талантов" - косвенный вклад в достижение показателя национальной цели "Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования" обеспечивается путем реализации мероприятий Программы, направленных на создание объектов исследовательской инфраструктуры, экспериментально-стендовой и опытно-промышленной базы для проведения передовых научных исследований и разработок в областях разработки новых ядерных реакторов (в первую очередь IV поколения), технологий замыкания ядерного топливного цикла, термоядерных и плазменных технологий и иных технологий для перспективных энергетических систем;

национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни" - вклад в достижение показателя национальной цели "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" обеспечивается путем реализации мероприятий Программы, направленных на улучшение экологической обстановки;

национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство":

вклад в достижение показателя национальной цели "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" обеспечивается путем реализации мероприятий, направленных на стимулирование технологического развития, развитие инфраструктуры и развитие атомной промышленности;

вклад в достижение показателя национальной цели "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" обеспечивается за счет мероприятий, связанных с экспортом российских технологий и (или) услуг на мировой рынок.

Более подробная информация по влиянию Программы на национальные цели приведена в разделе III Программы с учетом взаимосвязи ожидаемых результатов структурных элементов и объемов бюджетных ассигнований.


III. Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации, способы

их эффективного решения в сфере реализации Программы

Исходя из установленных приоритетов развития Российской Федерации и направлений развития атомной отрасли определены задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере реализации Программы (далее - задачи), решение которых необходимо для достижения целей Программы, осуществляемое путем реализации включенных в Программу федеральных проектов и комплексов процессных мероприятий.

При этом для достижения результатов, предусмотренных рядом структурных элементов Программы, необходимо своевременное и успешное выполнение связанных с этими результатами прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (в том числе в рамках участия Российской Федерации в реализации крупных международных проектов по созданию уникальных научных установок класса "мегасайенс"), предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

Цель 1. "Обеспечение устойчивого развития атомного энергопромышленного комплекса".

Для достижения этой цели необходимо решение задачи "Эффективное развитие атомной электрогенерации" путем выполнения комплекса мероприятий по направлению "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций на территории Российской Федерации и создание референтных энергоблоков атомных электростанций" Программы, включающему следующие структурные элементы Программы (далее - структурные элементы):

федеральный проект "Строительство новых и модернизация действующих энергоблоков";

федеральный проект "Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций";

федеральный проект "Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций (на период 2025 - 2030 годов)";

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков атомных электростанций".

Кроме того, на достижение этой цели оказывает влияние решение задачи "Расширение международной интеграции в области использования атомной энергии" посредством выполнения комплекса мероприятий по направлению "Реализация международных проектов в области использования атомной энергии и участие в деятельности международных организаций" Программы, включающему следующие структурные элементы:

федеральный проект "Строительство атомных электростанций за рубежом";

комплекс процессных мероприятий "Выполнение обязательств Российской Федерации в рамках участия в деятельности международных организаций".

На достижение указанной цели также направлено решение задачи "Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, необходимых для разработки и внедрения в производство перспективных ядерных, термоядерных, плазменных и иных высоких технологий" путем реализации комплексов мероприятий:

по направлению "Развитие науки, техники и технологий в области использования атомной энергии" - в части мероприятий по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов в рамках федерального проекта "Создание Национального центра физики и математики" и входящих в состав комплексной программы "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года" федеральных проектов "Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий", "Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом" и "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий";

по направлению "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций на территории Российской Федерации и создание референтных энергоблоков атомных электростанций" - в части мероприятий в рамках федерального проекта "Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций".

В рамках этого направления также запланирована реализация федеральных проектов, предусматривающих продолжение ранее начатых работ в период 2025 - 2030 годов.

На достижение указанной цели оказывает влияние реализация комплекса процессных мероприятий "Выполнение Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" возложенных на нее государственных полномочий и функций в атомной отрасли" и ведомственного проекта "Технологии новых материалов и веществ".

Достижение цели характеризуется следующими показателями Программы:

показатель "Выработка электроэнергии на атомных электростанциях акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях";

показатель "Темп роста производительности труда в организациях атомного энергопромышленного комплекса к уровню 2020 года";

показатель "Темп роста объема реализации гражданской продукции атомного энергопромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) к уровню 2011 года";

показатель "Темп роста выручки от зарубежных операций (в действующих мировых ценах) к уровню 2011 года";

показатель "Степень готовности объектов капитального строительства федерального проекта "Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий";

показатель "Степень готовности объектов капитального строительства федерального проекта "Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом";

показатель "Степень готовности объектов капитального строительства, реализуемых в рамках федерального проекта "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий";

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705;

показатель "Ввод в эксплуатацию первой очереди имущественного комплекса Национального центра физики и математики";

показатель "Ввод в эксплуатацию второй очереди имущественного комплекса Национального центра физики и математики".

В ходе достижения указанной цели к 2030 году запланировано получение следующих значимых результатов:

в рамках федерального проекта "Строительство новых и модернизация действующих энергоблоков" будет обеспечено выполнение ежегодных планов работ по сооружению энергоблоков атомных электростанций и осуществлен их физический пуск и ввод в эксплуатацию. Также будут осуществлены мероприятия по продлению срока эксплуатации действующих энергоблоков атомных электростанций;

в рамках федерального проекта "Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий" будут осуществлены необходимые мероприятия по сооружению на территории России пилотной атомной станции малой мощности на базе реакторных установок РИТМ-200Н, разработке технических проектов головной атомной станции малой мощности на базе реакторной установки "Шельф-М" и атомной термоэлектрической станции теплоснабжения "Елена-АМ" в целях их дальнейшего ввода в эксплуатацию, что позволит подтвердить наличие технологически и коммерчески эффективных продуктов в широком диапазоне мощностей для поставки на внутренний рынок и на экспорт, а также будет способствовать развитию удаленных регионов, в том числе изолированных от единой энергосистемы страны;

в рамках федерального проекта "Проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций (на период 2025 - 2030 годов)" будет осуществлен ввод в эксплуатацию энергоблоков N 1 и 2 Курской АЭС-2;

в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков атомных электростанций" будет обеспечена безопасная и устойчивая работа действующих энергоблоков атомных электростанций, включая плавучую атомную теплоэлектростанцию;

в рамках федерального проекта "Строительство атомных электростанций за рубежом" будут выполнены предусмотренные мероприятия, обеспечивающие эксплуатацию энергоблоков N 1 - 4 атомной электростанции "Аккую" в Турецкой Республике и генерацию электроэнергии на плановой мощности в соответствии с условиями межправительственного соглашения от 12 мая 2010 г. Будут обеспечены заказами в высокотехнологичных отраслях российские предприятия на период сооружения указанной станции и создана база для заказов на период эксплуатации за счет заключенных контрактов на поставку топлива, сервисное обслуживание, вывод из эксплуатации;

в рамках комплекса процессных мероприятий "Выполнение обязательств Российской Федерации в рамках участия в деятельности международных организаций" будет в полном объеме осуществлено ежегодное перечисление взносов в Агентство по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и осуществлена реализация международных проектов (программ) в рамках исполнения обязательств Российской Федерации по членству в указанных межправительственных международных организациях и в целях укрепления позиций Российской Федерации в них;

в рамках комплекса процессных мероприятий "Выполнение Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" возложенных на нее государственных полномочий и функций в атомной отрасли" будет обеспечено гарантированное эффективное выполнение мероприятий, связанных с реализацией государственных полномочий и функций по управлению атомной отраслью;

в рамках федерального проекта "Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий" и федерального проекта, предусматривающего продолжение ранее начатых работ, будут выполнены мероприятия по созданию объектов уникального опытно-демонстрационного энергокомплекса для практической отработки промышленных ядерных энерготехнологий нового поколения с замкнутым ядерным топливным циклом впервые в мире;

в рамках федерального проекта "Создание современной экспериментально-стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом" и федерального проекта, предусматривающего продолжение ранее начатых работ, будут выполнены мероприятия по поддержанию и развитию экспериментальной базы атомной отрасли, необходимой для проведения широкого спектра исследовательских и экспериментальных работ с использованием нейтронов и ионизирующего излучения;

в рамках федерального проекта "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий" и федерального проекта, предусматривающего продолжение ранее начатых работ, будут выполнены мероприятия по строительству новых, а также по модернизации и техническому перевооружению существующих объектов исследовательской инфраструктуры и опытно-промышленной базы, необходимых для развития термоядерных и плазменных технологий, создания на их основе практически неисчерпаемых экологически чистых источников энергии, источников частиц и излучений различных назначений, мощных плазменных двигателей для космических аппаратов, инновационного оборудования для медицины, машиностроения, микроэлектроники и других наукоемких отраслей экономики;

в рамках федерального проекта "Создание Национального центра физики и математики" будет создана база для реализации ряда масштабных производственно-технологических проектов, включая создание проекта "С-тау фабрики", что даст возможность получить новые научные знания в различных областях естественных наук с последующим их применением в интересах развития экономики, укрепления обороноспособности страны и безопасности государства, а также обеспечит кадрами организации ядерного оружейного комплекса и наукоемких отраслей промышленности;

в рамках ведомственного проекта "Технологии новых материалов и веществ" будут созданы производства аддитивного оборудования и материалов для 3D-печати, а также производства по добыче и переработке редких и редкоземельные металлов.

Цель 2. "Поддержание геополитических интересов Российской Федерации в зоне ответственности атомной отрасли".

На достижение этой цели оказывает влияние решение задачи "Сохранение статуса ядерной державы и обеспечение геополитических интересов Российской Федерации" посредством реализации комплексов мероприятий по направлению "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне", включающему федеральные проекты, направленные на развитие Северного морского пути.

Достижение указанной цели в части успешности реализации федеральных проектов, направленных на развитие Северного морского пути, характеризуется показателем "Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути".

В ходе достижения указанной цели к 2030 году запланировано получение следующих значимых результатов:

будет обеспечено развитие атомного ледокольного флота для обеспечения увеличения объема грузопотока в акватории Северного морского пути в условиях вывода из эксплуатации выработавших ресурс атомных ледоколов;

будет обеспечена возможность перевалки и стабильного экспорта полезных ископаемых, добываемых в Арктической зоне Российской Федерации;

будет повышена транспортная связанность прибрежных территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации;

будет осуществлена съемка рельефа дна в акватории Северного морского пути и на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Енисей и Колыма в рамках навигационно-гидрографического обеспечения судоходства на трассах Северного морского пути;

будут созданы условия для повышения безопасности мореплавания и функционирования необходимой инфраструктуры в акватории Северного морского пути, включая создание цифровой экосистемы Северного морского пути и обеспечение ледокольной проводки судов.

Цель 3. "Комплексное обеспечение ядерной и радиационной безопасности и развитие системы эффективного обращения с отходами I и II классов опасности в Российской Федерации".

На достижение этой цели оказывает влияние решение задачи "Выполнение государственных обязательств по обращению с федеральными радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние и развитие системы эффективного обращения с отходами I и II классов опасности в Российской Федерации" посредством реализации комплексов мероприятий по направлению "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности и развитие системы эффективного обращения с отходами I и II классов опасности в Российской Федерации", включающему следующие структурные элементы:

федеральную целевую программу "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2035 года" (за исключением прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ);

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном состоянии и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия";

федеральный проект "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности".

Достижение указанной цели характеризуется следующими показателями Программы:

показатель "Доля накопленных ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, переведенных в экологически безопасное состояние";

показатель "Количество отклонений в работе объектов использования атомной энергии по уровню выше 2 по международной шкале ядерных событий INES";

показатель "Степень готовности производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности".

В ходе достижения указанной цели к 2030 году запланировано получение следующих значимых результатов:

в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном состоянии и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия" будут реализованы мероприятия по обеспечению безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержанию в безопасном состоянии остановленных ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия и пунктов хранения ядерных материалов;

будут выполнены задания по утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания, обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также осуществлена реконструкция объектов обеспечивающей инфраструктуры;

в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2035 года" будут созданы объекты инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, включая мощности по переработке всех видов накопленного отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, а также пункты захоронения радиоактивных отходов всех классов;

будет осуществлен перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние;

в рамках федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности" будут созданы производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности на базе имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия и реализованы инфраструктурные проекты по созданию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (по итогам 2024 года).

Цель 4 приведена в части N 2 Программы.


IV. Задачи Программы, определенные

в соответствии с национальными целями развития

Российской Федерации

На реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" влияют:

на национальную цель "Возможности для самореализации и развития талантов" в части косвенного вклада в достижение показателя "Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования" указанной национальной цели:

в рамках решения задачи "Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, необходимых для разработки и внедрения в производство перспективных ядерных, термоядерных, плазменных и иных высоких технологий" - реализация мероприятий по созданию Национального центра физики и математики и передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, включая объекты исследовательской инфраструктуры, экспериментально-стендовой и опытно-промышленной базы развития технологий двухкомпонентной атомной энергетики, управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий;

в рамках комплекса процессных мероприятий "Выполнение Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" возложенных на нее государственных полномочий и функций в атомной отрасли" - реализация мероприятий по модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения практико-ориентированных образовательных программ в целях удовлетворения потребностей организаций атомной отрасли в квалифицированных молодых специалистах, выполняемой во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования, осуществляющими подготовку студентов по специальностям, связанным с атомной отраслью;

на национальную цель "Комфортная и безопасная среда для жизни" в части вклада в достижение показателя "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" указанной национальной цели - реализация мероприятий Программы в рамках решения задачи "Выполнение государственных обязательств по обращению с федеральными радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние и развитие системы эффективного обращения с отходами I и II классов опасности в Российской Федерации", предусматривающего:

приведение в безопасное состояние ядерно и радиационно опасных объектов;

безопасное обращение с федеральными радиоактивными отходами, включая их захоронение;

поддержание в безопасном состоянии остановленных ядерно и радиационно опасных объектов и пунктов хранения ядерных материалов;

вывод из эксплуатации, утилизация и ликвидация ядерно и радиационно опасных объектов гражданского, военного и двойного назначения;

экологическое оздоровление водных объектов и реабилитация радиационно загрязненных территорий;

создание инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами;

создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;

на национальную цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство":

в части вклада в достижение показателя "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" указанной национальной цели - реализация мероприятий, направленных на стимулирование технологического развития, развитие инфраструктуры и развитие атомной промышленности в рамках решения задач - "Эффективное развитие атомной электрогенерации", "Выполнение государственных обязательств по обращению с федеральными радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние и развитие системы эффективного обращения с отходами I и II классов опасности в Российской Федерации", "Расширение международной интеграции в области использования атомной энергии", "Сохранение статуса ядерной державы и обеспечение геополитических интересов Российской Федерации", "Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, необходимых для разработки и внедрения в производство перспективных ядерных, термоядерных, плазменных и иных высоких технологий", предусматривающих:

развитие атомной электрогенерации;

развитие системы ядерной и радиационной безопасности;

создание, реконструкцию и техническое перевооружение объектов необходимой инфраструктуры для развития отечественных перспективных ядерных, термоядерных, плазменных и смежных технологий, в том числе в целях создания условий для их экспорта на мировые высокотехнологичные рынки;

развитие инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и опасными промышленными отходами;

развитие транспортной инфраструктуры Северного морского пути и обеспечение круглогодичной ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути за счет строительства и ввода в эксплуатацию серийных атомных ледоколов нового поколения и головного атомного ледокола "Лидер", а также навигационно-гидрографического обеспечения судоходства на трассах Северного морского пути;

в части косвенного вклада в достижение показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" указанной национальной цели:

развитие международной кооперации и экспорта в части решения задачи по ориентации промышленной политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках, в том числе за счет проведения постоянной работы по повышению производительности труда;

реализация мероприятий в рамках задачи "Эффективное развитие атомной электрогенерации" по строительству энергоблоков атомных электростанций на территории Российской Федерации, создающих условия для продвижения перспективных отечественных ядерных энергетических технологий на зарубежные рынки путем демонстрации их успешной работы внутри страны;

реализация мероприятий в рамках задачи "Расширение международной интеграции в области использования атомной энергии" по строительству атомной электростанции "Аккую" в Турецкой Республике, обеспечению участия Российской Федерации в деятельности международных организаций (Международного агентства по атомной энергии, Агентства ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития) для продвижения российских технологий на мировой рынок;

развитие транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" для перевозки грузов, в том числе за счет развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему в объеме 80 млн. тонн к 2024 году, включая рост экспортных поставок, в рамках решения задачи "Сохранение статуса ядерной державы и обеспечение геополитических интересов Российской Федерации".

В ходе реализации Программы ее показатели и индикаторы и их значения уточняются при определении конкретных объемов бюджетных ассигнований на реализацию основных мероприятий и новых проектов, включаемых в состав Программы, а также с учетом внешних факторов, влияющих на развитие атомной отрасли.


V. Задачи обеспечения достижения показателей

социально-экономического развития субъектов Российской

Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,

уровень которых должен быть выше среднего уровня

по Российской Федерации

Программа имеет выраженную отраслевую направленность. В то же время отдельные ее мероприятия реализуются на территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, чем способствуют их социально-экономическому развитию.

Вклад в опережающее социально-экономическое развитие Дальнего Востока вносит реализация следующих мероприятий, включенных в состав Программы:

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков атомных электростанций" в части эксплуатации Билибинской атомной электростанции (3 энергоблока);

федеральные проекты, направленные на развитие Северного морского пути, в части дальнейшего развития атомного ледокольного флота в интересах повышения транспортной связности прибрежных территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.

Вклад в опережающее социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации вносит реализация следующих мероприятий Программы:

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков атомных электростанций" в части эксплуатации Кольской атомной электростанции (4 энергоблока) и Билибинской атомной электростанции (3 энергоблока);

федеральные проекты, направленные на развитие Северного морского пути, в части дальнейшего развития атомного ледокольного флота, а также обеспечение объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути в 2024 году в объеме 80 млн. тонн, в 2030 году в объеме 150 млн. тонн в целях обеспечения стратегического присутствия Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации.

На территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации реализуется ряд мероприятий федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2035 года", а также ряд мероприятий, входящих в комплекс процессных мероприятий "Обеспечение безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном состоянии и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия" в части работ по промышленной утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания и реабилитации радиационно опасных объектов.

Участие субъектов Российской Федерации в Программе не предусматривается.

Использование механизма предоставления субсидий из федерального бюджета консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации в Программе не предусматривается.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления