Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2009 N 46 О надзоре за алкогольной продукцией
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 июня 2009 г. N 46
О НАДЗОРЕ ЗА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав выполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 7 от 28.02.2007 "Об усилении надзора за производством и оборотом алкогольной продукцией" <*>, состояние заболеваемости и смертности населения Российской Федерации и материалы государственного надзора за выполнением обязательных требований при производстве и обороте алкогольной продукции, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, отмечаю.
--------------------------------
<*> Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2007, регистрационный номер 9214.
Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Решение задач по укреплению здоровья населения и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя детьми и подростками.
Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем алкоголизма среди населения. Рост числа потребителей алкогольных напитков приводит к ухудшению состояния здоровья населения, определяет высокий уровень смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое развитие страны.
Потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 л в 2008 г. или в 1,8 раза. Однако реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртсодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие виды продукции, в России составляет около 18 л.
В структуре продажи алкогольной продукции и пива населению 80% приходится на пиво, 13% - на водку и ликероводочные изделия, 6% - на вино и 1% - на коньяк. Вместе с тем сложившаяся ситуация не способствует изменению структуры потребляемых алкогольных напитков в сторону уменьшения потребления водки, а напротив, обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий. При этом наблюдается рост производства слабоалкогольных напитков и пива.
Наблюдающийся рост потребления пива и слабоалкогольных напитков происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.
Пиво и слабоалкогольные напитки пользуются большой популярностью у молодежи и женщин, подкрепляемой рекламой. Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации, особенно для девочек. Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных напитков.
Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (например, кофеина) в составе так называемых энергетических напитков, весьма популярных у молодежи в последнее время, в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме, нарушая при этом ассимиляцию других жизненно важных макро- и микронутриентов. Следствием этого является ускорение привыкания к алкоголю. Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека.
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), употребление алкоголя является причиной почти 2 млн. смертельных случаев и 4% болезней во всем мире ежегодно. По данным медицинской статистики сегодня 2,8 млн. россиян вовлечено в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2% от всего населения страны.
В 2008 г. смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (по данным Росстата), составила 76268 человека (алкогольные кардиомиопатии, случайные отравления алкоголем, алкогольные болезни печени, хронический алкоголизм, дегенерации нервной системы, вызванные алкоголем, алкогольные психозы, хронический панкреатит алкогольной этиологии).
Продолжается активная реклама пива и алкогольной продукции.
Согласно оценкам ВОЗ связанные с алкоголем расходы составляют 2 - 5% валового национального продукта.
В рамках осуществления мероприятий по контролю за производством и обращением спиртов, алкогольной продукции организациями Роспотребнадзора в 2008 г. проведено 22 795 проверок организаций, занятых производством и обращением алкогольной продукции, исследовано 79 983 проб по санитарно-химическим показателям, из них 2,58% не соответствовали гигиеническим нормативам. Наибольшее количество образцов алкогольной продукции и пива было исследовано в Центральном федеральном округе (21 654 образцов), тогда как наибольший удельный вес продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечен в Уральском федеральном округе (9,85%).
Наибольший удельный вес алкогольной продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечался в следующих субъектах Российской Федерации: Свердловская (28,7%), Самарская (10,79%), Амурская (10,1%), Орловская (7,93%), Тульская (6,9%), Владимирская (6,48%), Тверская (6,46%) области и Приморский край (7,63%).
По результатам выявленных нарушений выданы предписания о снятии с реализации 13 839 партий алкогольных напитков и пива в объеме 47 491 813,11 л. По результатам проверок вынесено 425 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, осуществляющих производство и обращение алкогольной продукции, наложено 9186 штрафов, 221 дело передано в правоохранительные органы.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации по-прежнему не принимаются действенные меры по предупреждению незаконного производства и оборота алкогольной продукции, заболеваемости алкоголизмом и смертности от отравления алкоголем, проведению разъяснительной работы среди населения о негативных последствиях злоупотребления алкоголем.
Одним из основных направлений налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы в 2010 - 2012 годах является повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) постановляю:
1. Организациям, осуществляющим ввоз в Российскую Федерацию, производство и оборот алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей, обеспечить качество и безопасность алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. При проведении мероприятий по государственному надзору за организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей, в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в полной мере использовать меры административного воздействия;
2.2. Провести совместно с заинтересованными организациями и учреждениями всесторонний анализ производства и оборота спиртов, спиртсодержащей и алкогольной продукции, а также состояния здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, и внести соответствующие материалы для рассмотрения и принятия решения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
2.3. Проводить среди населения информационно-образовательную работу по ограничению потребления алкогольной продукции и формированию здорового образа жизни;
2.4. Осуществлять представление отчетов о результатах проведения государственного надзора за алкогольной продукцией в строгом соответствии с установленным порядком.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть вопрос о производстве и обороте алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей, состоянии здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя;
3.2. Продолжить работу по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции;
3.3. Организовать работу по созданию условий и формированию у населения мотивации по ведению здорового образа жизни.
4. Просить Министерство финансов Российской Федерации при формировании налоговой политики предусматривать соответствующие меры при обороте алкогольной продукции в области охраны здоровья населения.
5. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации предусмотреть в учебных программах образовательных учреждений проведение занятий по формированию у детей и подростков мотивации ведения здорового образа жизни.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления