"Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" (утв. Приказом Минэкономики и финансов РФ от 13.02.1992 N 23)
приказом Минфина Российской
Федерации
от 13 февраля 1992 г. N 23
ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕН
1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55.
1.2. Порядок распространяется на предприятия, организации и другие юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации (в дальнейшем именуются "предприятия").
1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" экономические санкции и штрафы применяются к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен и получившим при этом незаконную выручку (доход).
Под незаконной выручкой (доходом) понимается разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам), примененным с нарушением действующего законодательства, и выручкой от реализации продукции по ценам (тарифам), определенным в соответствии с нормативными актами по вопросам ценообразования Правительства Российской Федерации и местных органов власти и управления.
1.3.1. Изъятию в бюджет подлежит вся сума незаконно полученной выручки (дохода) в результате нарушений государственной дисциплины цен за весь период нарушения, но не более чем за два года.
Одновременно с изъятием суммы незаконно полученной выручки (дохода) предприятие уплачивает штраф в том же размере, а при повторном нарушении - в двукратном размере.
Изъятие незаконной выручки и взыскание штрафа производится за счет хозрасчетного дохода коллектива независимо от финансового состояния предприятия и его взаимоотношений с бюджетом.
1.3.2. В случае невозможности определения суммы незаконно полученной выручки к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяется штраф в размере 25% от суммы месячного объема реализации (товарооборота) данной продукции (работ, услуг).
1.3.3. За непредоставление статистической и (или) бухгалтерской отчетности или предоставление органам контроля цен заведомо недостоверных (ложных) документов предприятие уплачивает штраф в размере 50 тыс. руб.
Уплата штрафа не освобождает предприятие от предоставления необходимых материалов.
1.3.4. Применение экономических санкций к предприятиям не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен.
1.4. Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушения порядка: применения свободных (рыночных) цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления; формирования и применения регулируемых цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; регулирование цен на продукцию и услуги предприятий - монополистов.
1.4.1. Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконной выручки (дохода) в результате нарушения порядка установления и применения всех видов цен (тарифов), а также доплат, надбавок, скидок, накидок к ним, порядка расчетов, отпуска продукции (работ, услуг).
1.4.2. Нарушениями дисциплины цен, по которым применяются экономические санкции, в частности, являются:
завышение уровня регулируемых цен (тарифов) против предельных уровней, утвержденных в установленном порядке;
завышение фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);
применение свободных цен при наличии регулируемых;
завышение (снижение) свободных оптовых (отпускных) цен (тарифов) на импортную продукцию (товары);
непредоставление или предоставление в уменьшенном размере скидок, начисление непредусмотренных наценок или завышение установленных надбавок к ценам (тарифам);
получение предприятием - поставщиком дополнительных средств в собственные фонды от потребителей сверх стоимости продукции, реализуемой по регулируемым ценам;
включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также реализация некомплектной продукции;
применение цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении регулируемых цен и тарифов;
завышение свободных оптовых (отпускных) цен на продукцию, когда из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при поступлении жалоб потребителей);
завышение торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок против установленных предельных уровней;
завышение уровня свободных розничных цен против зарегистрированных в реестре предприятия (продавца);
отсутствие должного оформления свободных цен (протокола, договора и реестра).
1.4.3. Кроме того, к нарушениям государственной дисциплины цен предприятиями - монополистами относятся:
изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;
необоснованное повышение (снижение) действующих цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом;
превышение предельного уровня рентабельности в случаях установления его по отдельным видам продукции;
нарушение порядка регистрации декларированных цен.
Предприятия - монополисты, допустившие нарушение антимонопольного законодательства в части установленного порядка ценообразования, уплачивают штраф в размере до 1 млн. руб. в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Порядок исчисления сумм незаконно полученной выручки
(дохода)
2.1. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохода), подлежащая изъятию в бюджет, определяется как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) по ценам, тарифам и доплатам к ним, утвержденным в соответствии с нормативными документами Правительства Российской Федерации и местных органов власти и управления.
2.2. При исчислении суммы незаконно полученной выручки, подлежащей изъятию в бюджет у предприятий, допустивших нарушения порядка установления и применения цен на продукцию, товары (работы, услуги), в случаях, когда это повлекло за собой завышение налогов или акциза, излишне внесенная сумма налогов или акциза возврату из бюджета не подлежит.
2.3. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохода) в результате посреднической (коммерческой) деятельности определяется как разница между примененной наценкой (надбавкой) и предельным размером снабженческо-сбытовой наценки (торговой надбавки), установленной в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Для определения сумм экономических санкций предприятие обязано предоставить органам контроля цен документы в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
3. Порядок применения экономических санкций
3.1. Органы, осуществляющие контроль за ценами, на основе проведенных ими проверок принимают решения об изъятии в доход бюджета всей суммы незаконно полученной предприятиями выручки (дохода) и штрафа в результате нарушения дисциплины цен.
3.2. Изъятие у предприятий сумм, полученных в результате нарушений дисциплины цен, а также взимание штрафов производится в бесспорном порядке органами государственной налоговой службы по решению органов, осуществляющих контроль за ценами.
Решение направляется соответствующей государственной налоговой службе (зарегистрировавшей предприятие как налогоплательщика) для его исполнения и в копии - предприятию, к которому применяются экономические санкции.
3.3. Органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком:
при получении решений органов контроля цен о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен производят в пятидневный срок взыскание сумм в доход бюджета по месту выявления нарушения, если они к установленному сроку не уплачены самостоятельно предприятием;
о всех случаях нарушения предприятием дисциплины цен, выявленных органами при проверках, сообщают органам контроля цен;
изъятые суммы зачисляют на раздел 12 параграфа 25 доходов местного бюджета;
ведут учет подлежащих изъятию (перечислению) и фактически поступивших сумм выручки (дохода) в результате нарушения дисциплины цен и соответствующих штрафов на карточках лицевых счетов по форме N 9;
сообщают в недельный срок органам, осуществляющим контроль за ценами, принявшим решение об изъятии средств в бюджет, о времени и сумме произведенного взыскания.
3.4. Предприятие, допустившее нарушение дисциплины цен и выявившее это нарушение самостоятельно (в случае невозможности возврата этих средств потребителям (покупателям), вносит в бюджет сумму незаконно полученной выручки (дохода) без штрафа.
3.5. Вся сумма экономических санкций вносится предприятиями в бюджет не позднее 25 числа месяца, в котором получено решение о применении экономических санкций.
3.6. Жалобы на решения о применении экономических санкций за нарушения дисциплины цен, принятые органами контроля цен, могут быть направлены руководителю вышестоящего органа контроля цен не позднее месячного срока со дня получения решения.
3.7. Решения о применении экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен могут отменяться вышестоящим органом контроля цен, судом или арбитражным судом.
3.8. Обжалование решений органов контроля цен о применении экономических санкций в суде или арбитражном суде предприятия могут осуществлять в течение 6 месяцев со дня принятия решения об изъятии, но не позднее месячного срока со дня получения отказа вышестоящего органа контроля цен в удовлетворении претензии (жалобы).
3.9. Возврат неправильно взысканных в бюджет сумм за нарушения дисциплины производится органами государственной налоговой службы на основании решений контрольных подразделений органов ценообразования, суда или арбитражного суда при условии, что с момента зачисления этих сумм в бюджет по день вынесения решения о возврате не истек годичный срок.
3.10. В соответствии с Законом о местном самоуправлении в РСФСР (статья 46) штрафы, взимаемые за получение предприятиями необоснованных доходов в связи с завышением цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги), зачисляются во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов.
Местные органы власти и управления могут часть указанных сумм направлять на содержание органов контроля цен.
4. Ответственность руководителей предприятий
За нарушение государственной дисциплины цен руководители предприятий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления