Законодательство РФ

<Письмо> МВД России от 30.06.2008 N 13/2-119 "О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом" (вместе с "Разъяснениями по применению отдельных положений Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, подготовленные с учетом обращений в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России")


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПИСЬМО

от 30 июня 2008 г. N 13/2-119

О ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Направляются для использования в практической работе сведения о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов (приложение N 1) и разъяснения по применению отдельных положений Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (приложение N 2).

Первый заместитель начальника

генерал-майор милиции

В.В.ШВЕЦОВ




Приложение N 1

к письму Департамента

ОБДД МВД России

от 30.06.2008 N 13/2-119

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ


Статистические данные и анализ

дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных

средств, перевозивших опасные грузы, 2005 - 2007 годы

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают реализацию дополнительных мер, позволяющих предупредить или снизить негативное воздействие свойств указанных грузов на население и территории. При этом особое внимание уделяется классификации грузов, их упаковке, способам и условиям перевозки, специальной подготовке персонала к участию в перевозочном процессе и соблюдению этим персоналом требований безопасности, а также конструкции и дополнительному оборудованию транспортных средств, используемых для перевозок.

Последствия дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов отличаются, как правило, высокой тяжестью, во многом обусловленной свойствами указанных грузов. Характерно, что эти последствия нередко проявляются не только в отношении непосредственных участников происшествий. Так, например, в ряде случаев существенное значение имеет информация об объектах, расположенных в непосредственной близости от места происшествия.

Названные обстоятельства вызывают необходимость в сборе и анализе указанных сведений в целях изучения причин и условий возникновения происшествий при перевозках опасных грузов и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Кроме того, информация о происшествиях при перевозках опасных грузов весьма актуальна для персонала, связанного с ликвидацией последствий этих происшествий, поскольку эта деятельность сопряжена с риском для их жизни и здоровья.

Происшествия при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия <1> и согласно Правилам учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647, подлежат учету органами внутренних дел, владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

--------------------------------

<1> Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Однако в государственную статистическую отчетность включаются только сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. По этой причине происшествия, последствиями которых является лишь полная или частичная утрата опасного груза, в государственную статистическую отчетность не входят.

Согласно установленному порядку на каждое дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали люди, оформляется карточка учета, в которой, наряду с другими сведениями, указывают допущенные водителем транспортного средства нарушения, явившиеся причинами происшествия. Формат карточки предусматривает возможность указывать на нарушение правил перевозки опасных грузов в качестве причины происшествия. Вместе с тем большинство происшествий при перевозках опасных грузов с данным видом нарушений не связано.

Таким образом, выделить из общего массива сведений, включенных в государственную статистическую отчетность, можно только те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили ранения люди, причиной которого явилось нарушение водителем правил перевозки опасных грузов.

Эти обстоятельства существенно затрудняют сбор необходимой информации о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом.

В 2005 - 2007 годах в МВД России поступила информация о 219 дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, перевозивших опасные грузы. В результате этих происшествий погибли 82 и получили ранения 159 человек, утрачено более 900 т опасных грузов.

Характерно, что количество происшествий и число погибших в 2007 году сопоставимо с соответствующими показателями двух предыдущих лет вместе взятых.

Тяжесть последствий происшествий при перевозках опасных грузов составила 34 погибших на 100 пострадавших, что более чем в три раза выше, чем в дорожно-транспортных происшествиях, не связанных с такими перевозками.

Основную часть опасных грузов, находившихся на транспортных средствах при происшествиях, составляли легковоспламеняющиеся вещества (дизельное топливо, бензин, нефть, пропан, метанол, изопропанол, этилацетат, газовый конденсат).

              Способ перевозки и                      Количество ДТП
          наименование опасного груза

      В цистернах:
      дизельное топливо                                     81
      бензин                                                65
      нефть                                                 46
      пропан                                                9
      кислород сжиженный                                    2
      фенол                                                 1
      метанол                                               1
      изопропанол                                           1
      аргон охлажденный жидкий                              1
      этилацетат                                            1
      углерода диоксид                                      1
      газовый конденсат                                     1
      керосин                                               1
      соляная кислота                                       1
      азот охлажденный жидкий                               1

      В упаковках:
      кислород                                              1
      пропан                                                1
      ингибитор коррозии                                    1
      аргон сжатый, углерода диоксид                        1
      азотная кислота                                       1
      ортофосфорная кислота                                 1

Для перевозки опасных грузов использовались как одиночные механические транспортные средства, так и автопоезда. В среднем на каждом автомобиле или автопоезде находилось 13 т опасных грузов. 124 происшествия произошли при перевозках опасных грузов автопоездами.

Происшествия при перевозках опасных грузов по видам распределись следующим образом:

опрокидывание транспортного средства - 97;

столкновение транспортных средств - 89;

наезд на стоящее транспортное средство - 13;

наезд на пешехода - 8;

наезд на препятствие - 3;

иные - 9.

Все опрокидывания (за исключением одного) произошли с транспортными средствами-цистернами (одиночное механическое транспортное средство или прицеп (полуприцеп)-цистерна в составе автопоезда). При этом 84 происшествия связаны с несоблюдением водителями этих транспортных средств требований безопасности дорожного движения, 10 - с технической неисправностью транспортных средств. Каждое третье (29 из 84) опрокидывание произошло на криволинейных участках автодорог. В 85 из 97 опрокидываний происходила полная или частичная утрата опасных грузов. Всего при опрокидываниях было утрачено около 620 т таких грузов. В результате 12 опрокидываний происходило их возгорание.

Из общего количества столкновений 29 - явились следствием несоблюдения водителями транспортных средств с опасными грузами требований безопасности дорожного движения, 60 - водителями иных транспортных средств. В 31 из 89 столкновений происходила полная или частичная утрата опасных грузов. Всего при столкновениях было утрачено более 193 т таких грузов. В результате 6 столкновений происходило их возгорание.

Происшествия по местам совершения:

вне населенных пунктов - 187 происшествий;

в населенных пунктах - 32 происшествия.

Происшествия по времени суток:

дневное время (с 6 до 22 ч) - 189 происшествий;

ночное время (с 22 до 6 ч) - 30 происшествий.

Водители транспортных средств с опасными грузами, участвовавшие в происшествиях, как правило, имели свидетельства о прохождении соответствующей специальной подготовки. Исключение из этого положения составили 5 происшествий, в результате которых утрачено 54,1 т опасных грузов.

Средний стаж работы водителей транспортных средств с опасными грузами, участвовавших в происшествиях, составил 17 лет.

Грубые нарушения режима труда и отдыха установлены в 8 происшествиях, когда водители без отдыха управляли транспортными средствами от 10 до 22 часов. В других происшествиях среднее время нахождения водителя за рулем составило около 3 часов.

В 2007 году произошло 31 происшествие (29% общего количества происшествий), связанное с несоблюдением собственниками (владельцами) транспортных средств, перевозивших опасные грузы, требований нормативных правовых актов, регламентирующих:

- порядок выполнения перевозок тяжеловесных грузов (13 происшествий);

- допуск транспортных средств к перевозкам опасных грузов (7 происшествий);

- режим труда и отдыха водителей (6 происшествий);

- допуск водителей к перевозкам опасных грузов (5 происшествий).


Выводы

1. Происшествия при перевозках опасных грузов характеризуются высокой тяжестью последствий.

2. Следствием большинства происшествий при перевозках опасных грузов является полная или частичная утрата перевозимых грузов.

3. Ликвидация последствий большинства происшествий при перевозках опасных грузов связана с мерами по предупреждению возгораний легковоспламеняющихся веществ либо тушением пожаров, возникших в результате этих происшествий.

4. Основной причиной происшествий при перевозках опасных грузов являются нарушения требований безопасности дорожного движения, допущенные как водителями транспортных средств, на которых осуществлялась перевозка указанных грузов, так и водителями иных транспортных средств.

5. Значительное количество опрокидываний транспортных средств-цистерн является следствием отсутствия у водителей необходимых навыков управления такими транспортными средствами.

6. Значительное количество происшествий при перевозках опасных грузов связано с несоблюдением собственниками (владельцами) транспортных средств требований нормативных правовых актов, регламентирующих режим труда и отдыха водителей, допуск водителей и транспортных средств к перевозкам опасных грузов, порядок выполнения перевозок тяжеловесных грузов.

В первом полугодии 2008 года в Департамент ОБДД МВД России поступила информация о 34 дорожных происшествиях (в том числе 16 опрокидываний, 14 столкновений, 1 наезд на пешеходов, 3 наезда на стоящие транспортные средства) с участием транспортных средств, осуществлявших перевозки опасных грузов, в которых погибли 16 и получили ранения 34 человек, утрачено 125 т указанных грузов. Из-за несоблюдения водителями транспортных средств с опасными грузами правил дорожного движения произошло 17 (50%) происшествий, в 4 из которых установлены факты несоблюдение требований безопасности должностными лицами транспортных организаций. Совершению 3 происшествий способствовали неудовлетворительные дорожные условия.

 08.04.2007,   Водитель автоцистерны, в которой  перевозилась  кислота,  на
 3.00          криволинейном участке  автодороги не справился с управлением
               и допустил съезд  транспортного  средства  в  левый  по ходу
               движения  кювет,  где   произошло   его   опрокидывание.   В
               результате происшествия он получил ранения. Установлено, что
               водитель находился в состоянии опьянения.

 25.04.2007,   Водитель  автоцистерны,  в  которой  перевозилось  дизельное
 7.20          топливо,  не  справился  с  управлением  и  допустил   съезд
               транспортного средства с проезжей части и его опрокидывание.
               В результате происшествия он погиб, утрачено  5,2  т  груза.
               Водитель  не  имел  ДОПОГ-свидетельства.  В  связи  с   этим
               соответствующее    должностное     лицо     привлечено     к
               административной ответственности.

 12.11.2007,   Водитель   автопоезда,   в   полуприцепе-цистерне   которого
 10.20         перевозился бензин, не справился с  управлением  и  допустил
               съезд  транспортных  средств  в  кювет,  где  произошло   их
               опрокидывание. В результате происшествия он получил ранения.
               Утрачено 4,2 т груза. При внеплановой проверке  транспортной
               организации  за  выпуск  на  линию  неисправного  транспорта
               соответствующее    должностное     лицо     привлечено     к
               административной ответственности.

 29.12.2007,   Водитель  автоцистерны,  в  которой  перевозилось  дизельное
 9.50          топливо,  при  перестроении  не  уступил  дорогу   легковому
               автомобилю,   двигавшемуся   в   попутном   направлении.   В
               результате  столкновения  водитель  и   пассажир   легкового
               автомобиля  получили  ранения,  из   поврежденной   цистерны
               вытекло 2,4 т груза. При внеплановой  проверке  транспортной
               организации, осуществлявшей  перевозку  опасного  груза,  за
               выпуск  на  линию  транспортного  средства,  не   прошедшего
               государственный    технический    осмотр,    соответствующее
               должностное    лицо    привлечено     к     административной
               ответственности.   Также   установлено,   что   предрейсовый
               медицинский осмотр водителей не осуществляется.  В  связи  с
               этим руководителю организации дано предписание.

 03.01.2008,   Водитель тяжеловесного  автопоезда,  в  полуприцепе-цистерне
 2.30          которого  перевозилась  нефть,  на   криволинейном   участке
               автодороги  не  справился  с  управление,   допустил   съезд
               транспортных   средств   в   кювет,   где    произошло    их
               опрокидывание. Утрачено 4 т груза. Установлено, что движение
               тяжеловесных   транспортных   средств   осуществлялось   без
               соответствующих разрешительных документов. В  связи  с  этим
               водитель и собственник  транспортных  средств  привлечены  к
               административной   ответственности.   Кроме    того,    дано
               предписание  об  обеспечении  соблюдения  правил   перевозки
               грузов.

 20.01.2008,   Водитель  автоцистерны,  в  которой  перевозилось  дизельное
 1.50          топливо,  в  сложных  дорожных  условиях  не   справился   с
               управлением, съехал в  кювет,  где  произошло  опрокидывание
               транспортного средства. В результате происшествия он получил
               ранения, утрачено 3,3  т  груза.  При  внеплановой  проверке
               транспортной  организации  установлено,   что   предрейсовые
               осмотры и инструктажи водителей не  проводятся.  В  связи  с
               этим  дано   соответствующее   предписание.   За   нарушение
               установленного  порядка  внесения  изменений  в  конструкцию
               транспортного   средства,   перевозившего   опасный    груз,
               должностное  лицо  транспортной  организации  привлечено   к
               административной ответственности. Выдано  также  предписание
               на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети.

 22.01.2008,   Водитель   грузового   автомобиля,   в    кузове    которого
 12.15         перевозилось  95  баллонов  с  пропаном,  не   справился   с
               управлением  и  допутил   выезд  транспортного  средства  на
               полосу встречного движения,  где  произошло  столкновение  с
               автопоездом. В результате  происшествия  водитель  грузового
               автомобиля и  его  пассажир,  сопровождавший  опасный  груз,
               погибли. При внеплановой проверке  транспортной  организации
               установлены недостатки в оформлении путевой документации.

 23.01.2008,   Водитель   автопоезда,   в   полуприцепе-цистерне   которого
 20.00         перевозились бензин и дизельное топливо, на скользком уклоне
               не  справился  с   управлением  и   допустил   опрокидывание
               транспортных средств.  В  результате  происшествия  утрачено
               11,1 т  груза.  За  отклонение  от  установленного  маршрута
               перевозки    водитель    привлечен    к     административной
               ответственности.  За  нарушение  правил  содержания  улично-
               дорожной  сети  к  административной  ответственности   также
               привлечено соответствующее должностное лицо.

 10.02.2008,   Водитель   автопоезда,   в   полуприцепе-цистерне   которого
 17.10         перевозилось дизельное топливо, не справился с управлением и
               допустил выезд транспортных  средств  на  полосу  встречного
               движения, где произошло столкновение с другим автопоездом, в
               полуприцепе-цистерне   которого   перевозилась   нефть.    В
               результате  происшествия   водители   транспортных   средств
               получили ранения, утрачено 0,2 т нефти.

 09.03.2008,   Водитель   автопоезда,   в   полуприцепе-цистерне   которого
 4.00          перевозилась  нефть,  остановил  транспортные  средства   на
               обочине. При возобновлении движения из-за пробуксовки  колес
               произошел снос задней части тягача в кювет,  что  привело  к
               опрокидыванию автопоезда. В результате происшествия водитель
               погиб, утрачено 1,5 т груза.

 21.04.2008,   Водитель  топливозаправщика   не   обеспечил   контроль   за
 10.10         движением управляемого им транспортного средства и  допустил
               наезд на стоящий на обочине  грузовой  автомобиль,  водитель
               которого в  результате  происшествия  получил  ранения.  При
               внеплановой     проверке      транспортной      организации,
               осуществлявшей перевозку опасного груза, за выпуск на  линию
               неисправного  транспорта  соответствующее  должностное  лицо
               привлечено к административной ответственности,  руководителю
               дано предписание на устранение недостатков при осуществлении
               контроля за техническим состоянием транспортных средств.

 01.05.2008,   Водитель   автопоезда,   в   полуприцепе-цистерне   которого
 2.30          перевозилось дизельное топливо,  уснул  за  рулем,  допустил
               съезд транспортных средств в кювет  и  их  опрокидывание.  В
               результате  происшествия  произошло   повреждение   запорной
               арматуры цистерны и утрата 13,6  т  груза.  При  внеплановой
               проверке транспортной организации установлено, что сверки  с
               Госавтоинспекцией  данных  о  допущенных  нарушениях  правил
               дорожного движения не проводятся, контроль за  своевременным
               медицинским переосвидетельствованием водителей и техническим
               обслуживание   транспортных   средств   не   осуществляется.
               Соответствующее  должностное  лицо  за   выпуск   на   линию
               неисправного  транспорта   привлечено   к   административной
               ответственности.

 08.05.2008,   Водитель   автопоезда,   в   полуприцепе-цистерне   которого
 6.00          находилась  нефть,  находясь  в  состоянии   опьянения,   не
               справился  с  управлением  и  допустил   съезд  транспортных
               средств  в   кювет,  где  произошло   их  опрокидывание.   В
               результате  происшествия  цистерна получила повреждения и из
               нее   вытекло  0,3  т  груза.   При   внеплановой   проверке
               транспортной  организации  за  выпуск  на линию неисправного
               транспорта  соответствующее  должностное лицо  привлечено  к
               административной ответственности. Составлен административный
               протокол в связи с невыполнением ранее выданного предписания
               и выдано новое предписание.

 11.05.2008,   Водитель   автопоезда   (седельный    тягач    с    порожним
 15.30         полуприцепом-цистерной  для  перевозки  нефтепродуктов)   не
               обеспечил  соблюдение  безопасной   дистанции   и   допустил
               столкновение с двигавшимися  в  попутном  направлении  двумя
               легковыми автомобилями. В результате  происшествия  получили
               ранения водитель и пассажир легковых автомобилей.

 05.06.2008,   Водитель автоцистерны, неочищенной от дизельного топлива, не
 23.00         справился  с  управлением  и  допустил  съезд  транспортного
               средства  в  кювет,  где  произошло  его   опрокидывание   и
               возгорание  бензина,  вытекшего  из   топливного   бака.   В
               результате  происшествия  водитель  получил  ранения,  огнем
               уничтожены  кабина  и  шины  колес  задней  оси,   произошло
               частичное  оплавление   навесного   оборудования   двигателя
               транспортного средства. Установлено, что  водитель  не  имел
               ДОПОГ-свидетельства,  транспортное  средство  не  прошло   в
               установленные сроки  государственный  технический  осмотр  и
               имело  ряд  неисправностей  (не  зашплинтованы   наконечники
               рулевых тяг, изменено местоположение аккумуляторной батареи,
               нарушена  изоляция   электрооборудования).   За   допущенные
               нарушения    водитель    привлечен    к     административной
               ответственности.   Возбуждено   дело   об   административном
               правонарушении в отношении  юридического  лица  -  владельца
               транспортного средства.

 26.05.2008,   Водитель тяжеловесного  автопоезда,  в  полуприцепе-цистерне
 11.40         которого перевозилась нефть, уснул  за  рулем.  Транспортные
               средства  съехали  в  кювет  и  опрокинулись.  В  результате
               происшествия утрачено 3,4 т груза.  В  связи  с  отсутствием
               разрешительной документации на перевозку тяжеловесного груза
               водитель привлечен к административной  ответственности.  При
               внеплановой проверке транспортной организации за  выпуск  на
               линию неисправного транспорта и  нарушение правил  перевозки
               тяжеловесных  грузов   к   административно   ответственности
               привлечены соответствующие должностные лица.

 30.05.2008,   Водитель  автоцистерны,  в   которой   перевозился   бензин,
 2.30          допустил выезд транспортного средства на  полосу  встречного
               движения,  где  произошло  его   столкновение   с   легковым
               автомобилем.  В  результате  происшествия   водитель   и   2
               пассажира    легкового    автомобиля    погибли,    водитель
               автоцистерны получил ранения. Происшествие произошло  на  16
               часу работы водителя  автоцистерны.  Установлено,  что  этот
               водитель предрейсовый  медицинский  осмотр  не  проходил.  В
               нарушение  особых  условий   движения,   установленных   при
               согласовании маршрута,  перевозка  осуществлялась  в  ночное
               время. За допущенные нарушения  соответствующие  должностные
               лица транспортной организации привлечены к  административной
               ответственности.

Департамент ОБДД МВД России




Приложение N 2

к письму Департамента

ОБДД МВД России

от 30 июня 2008 г. N 13/2-119

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ

ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (ДАЛЕЕ - ПРАВИЛА),

ПОДГОТОВЛЕННЫЕ С УЧЕТОМ ОБРАЩЕНИЙ В ДЕПАРТАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ

┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│              Вопросы,              │                    Разъяснения                    │
│послужившие основанием для обращения│                                                   │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Требуется  ли  получать  в   органах│В соответствии с пунктом  2.3.2  Правил  разрешение│
│внутренних дел Российской  Федерации│на перевозку "особо опасных"  грузов  выдает  орган│
│разрешение  на  ввоз  в   Российскую│внутренних  дел  Российской  Федерации   по   месту│
│Федерацию "особо опасных" грузов?   │приема груза  к  перевозке.  Учитывая,  что  "особо│
│                                    │опасный" груз принимается к перевозке за  пределами│
│                                    │Российской Федерации, получать  разрешение  на  его│
│                                    │перевозку  в  органах  внутренних  дел   Российской│
│                                    │Федерации не требуется.                            │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Допускаются ли к  перевозке  опасных│Ответ на этот  вопрос  содержится  в  пункте  5.1.8│
│грузов       водители,       имеющие│Правил.  В  случае  перевозки  опасного  груза   на│
│удостоверение  на  право  управления│транспортном  средстве  категории  "B"   (например,│
│транспортными   средствами    только│автомобили  "Газель")  его  водитель  должен  иметь│
│категории "B"?                      │непрерывный     трехлетний     стаж      управления│
│                                    │транспортными средствами данной категории и  ДОПОГ-│
│                                    │свидетельство, действительное в  отношении  опасных│
│                                    │грузов соответствующих классов.                    │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Допустима  ли  перевозка   моторного│Согласно  положениям  Европейского   соглашения   о│
│топлива   во    встроенных    баках,│международной  дорожной  перевозке  опасных  грузов│
│установленных      на       прицепах│(далее  -  ДОПОГ),  применяемых  в  соответствии  с│
│(полуприцепах)?                     │пунктом 1.2  Правил,  баки  для  моторного  топлива│
│                                    │могут размещаться на прицепах  (полуприцепах).  При│
│                                    │этом   топливные   баки,   установленные   как   на│
│                                    │механическом  транспортном  средстве,  так   и   на│
│                                    │прицепе (полуприцепе), должны быть  непосредственно│
│                                    │соединены  с  двигателем  транспортного   средства.│
│                                    │Общая вместимость  встроенных  топливных  баков  не│
│                                    │должна превышать 1500 литров на  одну  транспортную│
│                                    │единицу,  а  вместимость  бака,  установленного  на│
│                                    │прицепе (полуприцепе), - 500 литров.               │
│                                    │Перевозка моторного топлива  в  баках,  которые  не│
│                                    │соединены с двигателем,  не  допускается,  так  как│
│                                    │указанные баки не могут рассматриваться в  качестве│
│                                    │тары   для   перевозки   опасных   грузов.   Данное│
│                                    │утверждение основано  на  требованиях  раздела  4.2│
│                                    │Правил,  в  соответствии  с  которым   упаковки   с│
│                                    │опасными  грузами  должны  перевозиться  в   кузове│
│                                    │транспортного   средства   и    надежно    в    нем│
│                                    │закрепляться.                                      │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│По каким классифицирующим  признакам│В соответствии с пунктом  1.6  Правил  и  с  учетом│
│следует  относить  груз   к   "особо│перечня групп "особо опасных"  грузов,  приведенном│
│опасным"?                           │в приложении N 7.2  к  Правилам,  "особо  опасными"│
│                                    │грузами являются:                                  │
│                                    │- взрывчатые  материалы  (класс  1),  отнесенные  к│
│                                    │подклассам  1.1,  1.2  и  1.3  (подкласс  указан  в│
│                                    │классификационном коде, см. колонку  3b  Таблицы  А│
│                                    │главы  3.2  ДОПОГ.  Например,  N  ООН  0056   БОМБЫ│
│                                    │ГЛУБИННЫЕ, классификационный код  1.1  D.  Цифровая│
│                                    │часть  классификационного   кода   "1.1"   означает│
│                                    │подкласс взрывчатого вещества);                    │
│                                    │- радиоактивные материалы (класс 7, класс указан  в│
│                                    │колонке 3a Таблицы А главы 3.2 ДОПОГ.  Например,  N│
│                                    │ООН    2977    РАДИОАКТИВНЫЙ    МАТЕРИАЛ,     УРАНА│
│                                    │ГЕКСАФТОРИД, ДЕЛЯЩИЙСЯ, класс 7);.                 │
│                                    │- газы (класс 2), имеющие в классификационном  коде│
│                                    │букву "О" (см.  колонку  3b  Таблицы  А  главы  3.2│
│                                    │ДОПОГ.  Например,  N  ООН  1072  КИСЛОРОД   СЖАТЫЙ,│
│                                    │классификационный код 1О или  N  ООН  1067  ДИАЗОТА│
│                                    │ТЕТРАОКСИД (АЗОТА ДИОКСИД),  классификационный  код│
│                                    │2ТОС);                                             │
│                                    │-  легковоспламеняющиеся   самореактивные   твердые│
│                                    │вещества (класс 4.1),  отнесенные  к  N  ООН  3222,│
│                                    │3224, 3226, 3228, 3230, 3232, 3234,  3236,  3238  и│
│                                    │3240;                                              │
│                                    │- органические пероксиды (класс 5.2), отнесенные  к│
│                                    │N ООН 3101-3120;                                   │
│                                    │- опасные грузы других классов,  которым  присвоена│
│                                    │I-я группа упаковки (см. колонку 4 Таблицы А  главы│
│                                    │3.2 ДОПОГ. Например, N ООН 1131 СЕРОУГЛЕРОД,  класс│
│                                    │3,  группа  упаковки  I,  или  N  ООН  1098   СПИРТ│
│                                    │АЛЛИЛОВЫЙ, класс 6.1, группа упаковки I).          │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Как     следует      квалифицировать│Отсутствие  на  транспортном  средстве  с   опасным│
│отсутствие на транспортном  средстве│грузом одного из средств нейтрализации,  указанного│
│с опасным грузом одного  из  средств│в  аварийной  карточке,  является  административным│
│нейтрализации,     указанного      в│правонарушением,   ответственность    за    которое│
│аварийной карточке?                 │установлена  частью  1   статьи   12.21.2   Кодекса│
│                                    │Российской    Федерации     об     административных│
│                                    │правонарушениях.                                   │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Правомерен  ли   отказ   сотрудников│Наличие сведений о номере ООН, к  которому  отнесен│
│Госавтоинспекции   в    согласовании│опасный груз, и  его  количестве  в  разрешении  на│
│маршрута    перевозки     взрывчатых│перевозку,   оформленном   на   отдельном   бланке,│
│материалов по причине  отсутствия  в│является обязательным. Отсутствие этих сведений  не│
│разрешении органа внутренних дел  на│позволяет   идентифицировать   опасный    груз    и│
│их   перевозку,    оформленном    на│определить условия его безопасной перевозки.       │
│отдельном бланке, сведений о  номере│В связи с этим отказ  сотрудников  Госавтоинспекции│
│ООН опасного вещества и его весе?   │в   согласовании   маршрута   перевозки    является│
│                                    │правомерным.                                       │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Допускается ли движение по  дорогам,│Правилами   (приложение   7.13)   определено,   что│
│не закрытым для общего  пользования,│транспортные средства,  на  которых  осуществляются│
│смесительно-зарядных          машин,│перевозки опасных  грузов,  должны  соответствовать│
│осуществляющих совместную  перевозку│условиям, предписанным ДОПОГ.                      │
│гранулированных  взрывчатых  веществ│Согласно данным  условиям  перевозка  неупакованных│
│(либо окисляющих твердых веществ)  и│взрывчатых   материалов,   а    также    совместная│
│предназначенных  для  их  увлажнения│перевозка на одном и том же  транспортном  средстве│
│легковоспламеняющихся жидкостей?    │взрывчатых  веществ  и  других  опасных  грузов  не│
│                                    │допускается.                                       │
│                                    │Перевозка же окисляющих твердых веществ  (например,│
│                                    │АММОНИЯ  НИТРАТ,  N  ООН  1942),  используемых  для│
│                                    │приготовления         взрывчатого         вещества,│
│                                    │навалом/насыпью    разрешается    только     полной│
│                                    │загрузкой, что исключает  одновременное  нахождение│
│                                    │на транспортном средстве каких-либо иных грузов,  в│
│                                    │т.ч. дизельного топлива.                           │
│                                    │Таким образом, совместная перевозка на одном и  том│
│                                    │же   транспортном   средстве,   в   том   числе   в│
│                                    │смесительно-зарядных  машинах,  взрывчатых  веществ│
│                                    │либо окисляющих твердых веществ  и  предназначенных│
│                                    │для их увлажнения  легковоспламеняющихся  жидкостей│
│                                    │по дорогам, не закрытым для общего пользования,  не│
│                                    │допускается.                                       │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Допускается ли совместная  перевозка│В  соответствии  с  приложением  7.13  к   Правилам│
│на  одном  и  том  же   транспортном│транспортные средства,  на  которых  осуществляются│
│средстве взрывчатых материалов групп│перевозки опасных  грузов,  должны  соответствовать│
│совместимости  "B"  и  "D"   в   том│условиям, предписанным ДОПОГ.                      │
│случае, когда средства инициирования│Согласно ДОПОГ упаковки, содержащие изделия  группы│
│(взрывчатые     вещества      группы│совместимости  "B"  и  вещества  и  изделия  группы│
│совместимости   "B")   размещены   в│совместимости  "D",  могут  грузиться  совместно  в│
│устройстве  для  защиты  от  взрыва,│одно и то же транспортное средство  или  в  один  и│
│например, "Фонтан-1"?               │тот же контейнер при условии,  что  они  эффективно│
│                                    │отделены друг от друга  таким  образом,  чтобы  при│
│                                    │этом отсутствовала опасность передачи детонации  от│
│                                    │изделий  группы  совместимости  "B"  веществам  или│
│                                    │изделиям  группы  совместимости   "D".   Разделение│
│                                    │должно     достигаться     путем      использования│
│                                    │изолированных отделений или путем помещения  одного│
│                                    │из этих двух типов взрывчатых веществ и  изделий  в│
│                                    │специальную   систему   удержания.   Любой   способ│
│                                    │разделения  должен  быть   утвержден   компетентным│
│                                    │органом.                                           │
│                                    │Компетентным органом  по  ДОПОГ  является  Минтранс│
│                                    │России. Учитывая, что указанные способы  разделения│
│                                    │в    установленном    порядке    не     утверждены,│
│                                    │транспортные  средства   к   совместной   перевозке│
│                                    │взрывчатых материалов  групп  совместимости  "B"  и│
│                                    │"D"   по   дорогам,   не   закрытым   для    общего│
│                                    │пользования, не допускаются.                       │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Отдельные              подразделения│Правила и Наставление по службе дорожной  инспекции│
│Госавтоинспекции  при   согласовании│и   организации   движения   ГИБДД   МВД    России,│
│маршрута  перевозки  опасного  груза│утвержденное приказом МВД России  от 8 июня 1999 г.│
│требуют   предоставлять   талоны   о│N 410, не содержат требования  о  предъявлении  при│
│прохождении транспортными средствами│согласовании  маршрута  перевозки  опасного   груза│
│государственного        технического│талона о прохождении государственного  технического│
│осмотра и устанавливают  ограничения│осмотра транспортного средства.                    │
│по  срокам  действия   маршрутов   с│Согласно  пункту  2.6.7  Правил   согласованный   с│
│учетом сроков действия этих  талонов│подразделениями Госавтоинспекции маршрут  перевозки│
│или    свидетельств    о     допуске│действителен на срок,  указанный  в  разрешении  на│
│транспортных  средств  к   перевозке│перевозку,  выдаваемом  органом   внутренних   дел.│
│опасных грузов. Правомерны ли  такие│Когда в разрешении  на  перевозку  срок  не  указан│
│требования?                         │или  груз   не   является   "особо   опасным",   то│
│                                    │согласованный  маршрут  действителен  в  течение  6│
│                                    │месяцев со дня согласования.  В  отдельных  случаях│
│                                    │(например,  в  связи  с   изменением    организации│
│                                    │дорожного     движения,     проведением     крупных│
│                                    │общественных    мероприятиях)     срок     действия│
│                                    │согласованного  маршрута   может   быть   сокращен.│
│                                    │Однако  его  определение  не  связано  с   допуском│
│                                    │транспортного  средства  к   участию   в   дорожном│
│                                    │движении либо перевозке опасных грузов.            │
│                                    │Таким     образом,      требования      сотрудников│
│                                    │Госавтоинспекции  о  предъявлении  документов,   не│
│                                    │предусмотренных  Правилами,  а  также   ограничение│
│                                    │сроков действия согласованных маршрутов, исходя  из│
│                                    │сроков    действия    талонов     о     прохождении│
│                                    │государственного    технического    осмотра     или│
│                                    │свидетельств  о  допуске  транспортных  средств   к│
│                                    │перевозке опасных грузов, являются неправомерными. │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
Правилами установлено, что водитель,│Подготовка  водителей,   осуществляющих   перевозку│
│осуществляющий   перевозку   опасных│опасных    грузов,    ведется    по     программам,│
│грузов, должен иметь  при  себе  ряд│утвержденным    во     исполнение     постановления│
│документов,     в     том      числе│Правительства Российской  Федерации  от  23  апреля│
│свидетельство о допуске  водителя  к│1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению  безопасности│
│перевозке  опасных   грузов.   Такое│при   перевозках   опасных   грузов   автомобильным│
│свидетельство     выдается     после│транспортом".  Реализуемая   Российской   Федерации│
│прохождения  курсов   подготовки   в│система    указанной    подготовки    соответствует│
│специализированных   образовательных│установленной     Европейским     соглашением     о│
│учреждениях. Продолжительность  этих│международной дорожной перевозке опасных  грузов  и│
│курсов существенно различается.  Чем│предусматривает     начальную     подготовку      и│
│это вызвано и как должно оформляться│переподготовку.                                    │
│свидетельство, выдаваемое  водителям│Начальная подготовка                               │
│по   окончании   обучения   правилам│Допуск  водителей  к  перевозкам   опасных   грузов│
│перевозки опасных грузов?           │осуществляется   только   после   прохождения   ими│
│                                    │обучения по курсам начальной подготовки и  успешной│
│                                    │сдачи экзаменов.                                   │
│                                    │Согласно    утвержденным    программам    начальная│
│                                    │подготовка    водителей    транспортных    средств,│
│                                    │перевозящих  опасные   грузы,   осуществляется   по│
│                                    │базовому, основному,  дополнительным  (для  опасных│
│                                    │грузов класса 2, для опасных грузов класса 3 и  для│
│                                    │опасных грузов классов 5.1, 6.1, 8)  и  специальным│
│                                    │(для опасных грузов класса 1 и для  опасных  грузов│
│                                    │класса 7) курсам.                                  │
│                                    │Обучение по базовому  курсу  является  обязательным│
│                                    │для   всех    водителей    транспортных    средств,│
│                                    │перевозящих опасные  грузы,  независимо  от  класса│
│                                    │опасного  груза  и   способа   его   перевозки   (в│
│                                    │цистернах  или   кроме   цистерн).   По   окончании│
│                                    │базового курса и успешной сдачи  по  нему  экзамена│
│                                    │водитель допускается  к  перевозке  опасных  грузов│
│                                    │классов 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2,  8│
│                                    │и  9,  за  исключением  случаев  их   перевозки   в│
│                                    │цистернах. Допуск  к  перевозке  опасных  грузов  в│
│                                    │цистернах, а также опасных грузов  классов  1  и  7│
│                                    │осуществляется по завершении  начальной  подготовки│
│                                    │по другим соответствующим курсам.                  │
│                                    │Право  водителя  осуществлять   перевозку   опасных│
│                                    │грузов   удостоверяется    выдачей    ему    ДОПОГ-│
│                                    │свидетельства (образец прилагается),  в  котором  в│
│                                    │соответствующих графах  "в  цистернах"  или  "кроме│
│                                    │цистерн" производятся необходимые отметки.         │
│                                    │Цифры на страницах  1  и  3  ДОПОГ-свидетельства  в│
│                                    │графах "в цистернах"  и  "кроме  цистерн"  означают│
│                                    │класс  опасного  груза.  Если  водитель  не  прошел│
│                                    │обучение по какому-либо курсу,  то  соответствующие│
│                                    │цифры в ДОПОГ-свидетельстве вычеркиваются.         │
│                                    │С учетом реализованных курсов подготовки  в  ДОПОГ-│
│                                    │свидетельствах должны  указываться  классы  опасных│
│                                    │грузов в соответствии с прилагаемой таблицей.      │
│                                    │Переподготовка                                     │
│                                    │Переподготовка    водителей    осуществляется    по│
│                                    │соответствующему специальному курсу. По  завершении│
│                                    │специального курса  переподготовки  выданное  ранее│
│                                    │ДОПОГ-свидетельство   должно   быть   переоформлено│
│                                    │(продлено  либо  оформлено  на  новом  бланке)  без│
│                                    │изменения разрешающих отметок в  отношении  классов│
│                                    │опасных грузов и способа их  перевозки  только  при│
│                                    │условии, что  в  указанный  специальный  курс  были│
│                                    │включены   наименования    курсов,    по    которым│
│                                    │осуществлялась начальная подготовка.               │
│                                    │Если в  специальный  курс  не  были  включены  темы│
│                                    │некоторых курсов  начальной  подготовки,  в  ДОПОГ-│
│                                    │свидетельстве     должны      быть      произведены│
│                                    │соответствующие  запрещающие  отметки  в  отношении│
│                                    │классов опасных грузов и способа их  перевозки,  по│
│                                    │которым переподготовка не осуществлялась.          │
│                                    │Дополнительная начальная подготовка                │
│                                    │В случае,  когда  у  водителя,  имеющего  начальную│
│                                    │подготовку  в  отношении   опасных   грузов   одних│
│                                    │классов,  возникает   необходимость   в   получении│
│                                    │допуска к перевозке опасных грузов других  классов,│
│                                    │отметки   о   дополнительном   начальном   обучении│
│                                    │производятся  на  странице  3  ДОПОГ-свидетельства.│
│                                    │Датой действительности  дополнительных  разрешающих│
│                                    │отметок  является  дата   действительности   ДОПОГ-│
│                                    │свидетельства.                                     │
│                                    │ Пример правильного оформления ДОПОГ-свидетельства │
│                                    │      Водитель  прошел  начальную   подготовку   по│
│                                    │базовому, основному и дополнительному (для  опасных│
│                                    │грузов класса 3) курсам и 10  марта  2007  г.  сдал│
│                                    │соответствующие экзамены. Ему  было  выдано  ДОПОГ-│
│                                    │свидетельство, в котором на странице 1 в  графе  "в│
│                                    │цистернах"  разрешающие   отметки   произведены   в│
│                                    │отношении опасных грузов классов 3, 4.1, 4.2,  4.3,│
│                                    │5.2, 6.2 и  9,  а  в  графе  "кроме  цистерн"  -  в│
│                                    │отношении   опасных   грузов   всех   классов,   за│
│                                    │исключением опасных грузов классов 1 и 7. В  строке│
│                                    │"До (дата)" указано "10 марта 2010 г.".            │
│                                    │      В дальнейшем этот водитель  прошел  начальную│
│                                    │подготовку  по  специальному  курсу   для   опасных│
│                                    │грузов  класса  1  и  25  апреля   2008   г.   сдал│
│                                    │соответствующий  экзамен.  В  выданном  ему   ранее│
│                                    │ДОПОГ-свидетельстве  на  странице  3  в  графах  "в│
│                                    │цистернах" и "кроме цистерн" произвели  разрешающие│
│                                    │отметки в отношении только опасных грузов класса  1│
│                                    │(все другие цифры вычеркнули).                     │
│                                    │      На       основании       ДОПОГ-свидетельства,│
│                                    │оформленного  указанным  образом,  водитель  до  10│
│                                    │марта 2010  г.  допущен  к  перевозке  в  цистернах│
│                                    │опасных грузов классов 1, 3, 4.1,  4.2,  4.3,  5.2,│
│                                    │6.2 и 9, а также к перевозке  вне  цистерн  опасных│
│                                    │грузов всех классов, кроме  опасных  грузов  класса│
│                                    │7.                                                 │
│                                    │      В   последующем   для   подтверждения   права│
│                                    │допуска  к  перевозке   опасных   грузов   классов,│
│                                    │указанных на страницах 1 и  3  ДОПОГ-свидетельства,│
│                                    │водителю требуется пройти обучение по  специальному│
│                                    │курсу    переподготовки,    включающему     вопросы│
│                                    │базового, основного, дополнительного  (для  опасных│
│                                    │грузов  класса  3)  и  специального  (для   опасных│
│                                    │грузов класса 1) курсов. В этом  случае  отметку  о│
│                                    │продлении  срока  действия  следует  произвести   в│
│                                    │строке  "Продлено  до"   на   странице   2   ДОПОГ-│
│                                    │свидетельства.                                     │
│                                    │      В том  случае,  если  этот  водитель  пройдет│
│                                    │переподготовку только по темам  базового  курса,  в│
│                                    │ДОПОГ-свидетельстве  на  странице  2  в  графе   "в│
│                                    │цистернах"  цифры  "3",  "4.1,  4.2,  4.3",  "5.2",│
│                                    │"6.2", "9" и на странице 4 в графах  "в  цистернах"│
│                                    │и   "кроме   цистерн"   цифра   "1"   должны   быть│
│                                    │вычеркнуты.                                        │
│                                    │                                                   │
│                                    │Бланк       ДОПОГ-свидетельства       соответствует│
│                                    │требованиям     Европейского      соглашения      о│
│                                    │международной дорожной перевозке опасных грузов.   │
│                                    │ДОПОГ-свидетельство    в    течение    срока    его│
│                                    │действительности    признается    на     территории│
│                                    │государств - участников указанного Соглашения.  При│
│                                    │этом обязательным является соблюдение требования  о│
│                                    │составлении ДОПОГ-свидетельства на  русском  языке,│
│                                    │а также  на  одном  из  иностранных  -  английском,│
│                                    │немецком или французском.                          │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Требуется     ли      вносить      в│Постановлением Правительства  Российской  Федерации│
│регистрационные     документы     на│от 16 февраля 2008 г.  N  84  внесены  изменения  в│
│транспортное  средство  сведения  об│пункт   21   Основных    положений    по    допуску│
│оборудовании проблесковыми  маячками│транспортных средств к эксплуатации и  обязанностей│
│желтого (оранжевого) цвета?         │должностных   лиц   по   обеспечению   безопасности│
│                                    │дорожного движения. Согласно  указанным  изменениям│
│                                    │с 1 июля 2008 г.  в  регистрационные  документы  на│
│                                    │транспортные   средства   вносятся   сведения    об│
│                                    │оборудовании  транспортных  средств   проблесковыми│
│                                    │маячками только синего и красного цветов,  а  также│
│                                    │специальными звуковыми сигналами.                  │
│                                    │В связи с этим, начиная с 1 июля 2008 г.,  получать│
│                                    │разрешение  на   установку   проблесковых   маячков│
│                                    │желтого    (оранжевого)     цвета     и     вносить│
│                                    │соответствующие записи (отметки) в  регистрационный│
│                                    │документ на транспортное средство не требуется.    │
└────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘

Департамент ОБДД МВД России

┌───────────────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│Класс опасного │ Графа в ДОПОГ-  │    Наименования начальных курсов,     │
│     груза     │ свидетельстве,  │    по завершении которых водитель     │
│               │где производится │    допускается к перевозке опасных    │
│               │   разрешающая   │    грузов соответствующего класса     │
│               │     отметка     │                                       │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│       1       │   В цистернах   │Базовый, основной и специальный для    │
│               │                 │опасных грузов класса 1                │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый и специальный для опасных      │
│               │                 │грузов класса 1                        │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│       2       │   В цистернах   │Базовый, основной и дополнительный для │
│               │                 │опасных грузов класса 2                │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│       3       │   В цистернах   │Базовый, основной и дополнительный для │
│               │                 │опасных грузов класса 3                │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│4.1, 4.2 и 4.3 │   В цистернах   │Базовый и основной                     │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│      5.1      │   В цистернах   │Базовый, основной и дополнительный для │
│               │                 │опасных грузов классов 5.1, 6.1 и 8    │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│      5.2      │   В цистернах   │Базовый и основной                     │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│      6.1      │   В цистернах   │Базовый, основной и дополнительный для │
│               │                 │опасных грузов классов 5.1, 6.1 и 8    │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│      6.2      │   В цистернах   │Базовый и основной                     │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│       7       │   В цистернах   │Базовый, основной и специальный для    │
│               │                 │опасных грузов класса 7                │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый и специальный для опасных      │
│               │                 │грузов класса 7                        │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│       8       │   В цистернах   │Базовый, основной и дополнительный для │
│               │                 │опасных грузов классов 5.1, 6.1 и 8    │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│       9       │   В цистернах   │Базовый и основной                     │
│               ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│               │  Кроме цистерн  │Базовый                                │
└───────────────┴─────────────────┴───────────────────────────────────────┘




ОБРАЗЕЦ ДОПОГ-СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                       1                                  2              │
│             ДОПОГ-СВИДЕТЕЛЬСТВО                                         │
│О ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, Фамилия ____________________│
│  ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ    Surname                     │
│                                                                         │
│          ADR-TRAINING CERTIFICATE           Имя (имена) ________________│
│    FOR DRIVERS OF VEHICLES CARRYING         First name(s)               │
│             DANGEROUS GOODS                                             │
│                                             Дата рождения ______________│
│ в цистернах <1>       кроме цистерн <1>     Date of birth               │
│   in tanks           other than in tanks                                │
│                                             Гражданство ________________│
│                                             Nationality                 │
│Свидетельство N 1104974                                                  │
│Certificate                                  Подпись владельца __________│
│                                             Signature of holder         │
│Отличительный знак страны, выдавшей  ───                                 │
│свидетельство                       (RUS)    Выдано _____________________│
│Distinguishing sign of issuing       ───     isued by                    │
│State                                                                    │
│                                             Дата _______________________│
│Действительно в отношении веществ класса     Date                        │
│(классов) <1> <2>                                                        │
│                                             Подпись <4>│   в цистернах          кроме цистерн        Signature                   │
│    in tanks          other than in tanks                                │
│    1                     1                  Продлено до ________________│
│    2                     2                  Renewed until               │
│    3                     3                                              │
│    4.1, 4.2, 4.3         4.1, 4.2, 4.3      Кем ________________________│
│    5.1, 5.2              5.1, 5.2           By                          │
│    6.1, 6.2              6.1, 6.2                                       │
│    7                     7                  Дата _______________________│
│    8                     8                  Date                        │
│    9                     9                                              │
│До (дата) <3> _________________              Подпись <4>                 │
│until (data)                                 Sitnature                   │
│                                                                         │
│--------------------------------                                         │
│<1> Ненужное вычеркнуть.                                                 │
│Strike out what does not apply.                                          │
│<2> Относительно действия в отношении                                    │
│других классов см. стр. 3.                                               │
│For estension to other classes, see                                      │
│page 3.                                                                  │
│<3> Относительно возобновления см. стр. 2.                               │
│For renewal, see page 2.                                                 │
│органа, выдавшего                                                        │
│<4> и печать органа, выдавшего                                           │
│удостоверение                                                            │
│and seal of issuing authority                                            │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                       3                                   4             │
│      ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ       ТОЛЬКО ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИЛ  │
│           ДРУГИХ КЛАССОВ <5>            FOR NATIONAL REGULATIONS ONLY   │
│         EXTENDED TO CLASS(ES)                                           │
│ ___________________________________     Действительно до ______________ │
│             в цистернах                 Valid until                     │
│              in tanks                                                   │
│ __________________________________      Подпись <4>                     │
│                                         Signature                       │
│                                                                         │
│  1               Дата ___________                                       │
│  2               Date                                                   │
│  3                                                                      │
│  4.1, 4.2, 4.3   Подпись                                                │
│  5.1, 5.2        Signature                                              │
│  6.1, 6.2                                                               │
│  7                                                                      │
│  8               печать                                                 │
│  9               seal                                                   │
│                                                                         │
│ __________________________________                                      │
│           кроме цистерн                                                 │
│       other than in tanks                                               │
│ __________________________________                                      │
│                                                                         │
│  1               Дата ___________                                       │
│  2               Date                                                   │
│  3                                                                      │
│  4.1, 4.2, 4.3   Подпись                                                │
│  5.1, 5.2        Signature                                              │
│  6.1, 6.2                                                               │
│  7                                                                      │
│  8               печать                                                 │
│  9               seal                                                   │
│                                                                         │
│ --------------------------------                                        │
│ <5> Вычеркнуть ненужные классы                                          │
│ Strike out what does not apply                                          │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления