Законодательство РФ

<Письмо> Минздрава России от 03.07.2024 N 29-4/И/2-12516 <О направлении Особенностей подготовки и реализации концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве в сфере здравоохранения> (вместе с "Особенностями подготовки и реализации концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве в сфере здравоохранения, условиями которых предполагается оказание концессионером (частным партнером) медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи")


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 июля 2024 г. N 29-4/И/2-12516

В целях обеспечения методического содействия субъектам Российской Федерации по вопросам использования механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), в том числе в рамках структурирования и реализации инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения, с учетом анализа практики и отраслевой специфики реализации таких проектов Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования подготовлены и направляются для использования в работе особенности подготовки и реализации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в сфере здравоохранения, условиями которых предполагается оказание концессионером (частным партнером) медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее соответственно - Особенности, Условия).

Следует отметить, что Условия должны соответствовать требованиям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Обращаем внимание, что настоящее письмо и Особенности не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Данное письмо и Особенности носят информационно-разъяснительный характер по вопросам компетенции Министерства.

М.А.МУРАШКО




Приложение

ОСОБЕННОСТИ

ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

И СОГЛАШЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В СФЕРЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, УСЛОВИЯМИ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОКАЗАНИЕ

КОНЦЕССИОНЕРОМ (ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРОМ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО

ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Одним из способов развития инфраструктуры здравоохранения является реализация в отношении объектов здравоохранения проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

В настоящее время законодательством предусмотрены две основные формы ГЧП:

- концессионные соглашения, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ);

- соглашения о ГЧП, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ).

Указанные федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации формируют специальное законодательство Российской Федерации в сфере ГЧП, которым определяется, в частности, порядок подготовки и заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (далее - Соглашения), в том числе по инициативе частного инвестора, а также требования к предложениям о заключении Соглашений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, частью 1 статьи 7 Закона N 224-ФЗ в качестве объекта(-ов) Соглашений могут выступать объекты здравоохранения (далее - Объект). При этом деятельность концессионера (частного партнера) с использованием Объекта в рамках Соглашений может осуществляться в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Такая возможность в настоящее время предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), которым определен уведомительный порядок включения в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), и реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальным программам обязательного медицинского страхования (организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность).

В силу норм части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Закона N 326-ФЗ, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия).

В соответствии с Законом N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС (приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования").

Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения утверждены приказом Минздрава России от 10.02.2023 N 44н "Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения".

Таким образом, указанные акты исключают индивидуальный подход при расчете и установлении тарифов по ОМС.

Согласно части 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС.

Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой ОМС, утверждаемой Правительством Российской Федерации ежегодно.

Таким образом, объемы оказанной медицинской помощи по ОМС, так же как и тарифы на ее оказание, не могут быть достоверно спрогнозированы на весь период действия Соглашений, в связи с чем отсутствуют гарантии оплаты такой медицинской помощи за счет средств ОМС.

Установление для медицинских организаций, выступающих в качестве концессионера (частного партнера) и осуществляющих инвестиционные мероприятия, гарантий в отношении объемов медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, и тарифов на оказание такой медицинской помощи противоречит законодательству об ОМС, которым не предусмотрена возможность установления особых условий участия в системе ОМС медицинской организации в зависимости от ее формы собственности.

С учетом вышеизложенных положений законодательства в сфере ОМС при подготовке проектов Соглашений представляется не соответствующим законодательству Российской Федерации установление:

- гарантий для концессионера/частного партнера/оператора по объемам медицинских услуг в рамках программы ОМС и тарифам на оказываемые услуги в рамках деятельности по ОМС;

- гарантий для концессионера/частного партнера/оператора по включению видов медицинских услуг в программу ОМС и их наличия;

- гарантий по выручке (оплате медицинской помощи за счет средств ОМС), включая достижение концессионером/частным партнером/оператором минимального прогнозного объема выручки в рамках программы ОМС;

- обязательств по оказанию концессионеру (частному партнеру) содействия в целях обеспечения достижения прогнозных (предполагаемых) показателей в отношении оказания минимального прогнозного объема медицинских услуг, а также по выплате концессионеру (частному партнеру) компенсации в связи с недостижением им прогнозных показателей.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления