<Письмо> Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 апреля 2020 г. N ДГ-375/07
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В соответствии с пунктом 13 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденного Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г. (далее - поручение), Минпросвещения России подготовлены и согласованы с Минюстом России методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Минпросвещения России направляет данные методические рекомендации для использования в работе.
Одновременно информируем, что в соответствии с поручением, а также с учетом дальнейшего развития сети служб медиации (примирения), указанные методические рекомендации будут актуализированы в 2022 году.
ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать для формирования медиативных и восстановительных практик в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные методические рекомендации разработаны для использования в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями.
В настоящих методических рекомендациях используется терминология, содержащаяся в Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р <1>:
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р "Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 32, ст. 4557; 2018, N 37, ст. 5780).
восстановительное правосудие - новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;
восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба;
медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;
медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение (травля, изгнание из класса, отчисление из образовательной организации) и наказание или угроза наказанием - деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков.
Для решения указанных проблемных ситуаций рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики, которые не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными.
Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В медиативных и восстановительных практиках могут участвовать все участники образовательных отношений.
В настоящих методических рекомендациях предлагаются две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций: медиативная и восстановительная, которые направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество, взаимопонимание. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога.
Указанным моделям в настоящих методических рекомендациях соответствуют два типа служб, которые могут быть созданы в образовательных организациях:
1) медиативной модели - службы школьной медиации;
2) восстановительной модели - школьные службы примирения;
3) ситуации, в которых рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики;
4) конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;
5) совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;
6) сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;
7) ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;
8) конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.
2. Функционирование и развитие служб медиации в образовательных организациях
В целях реализации медиативного подхода рекомендуется создавать Службы школьной медиации (далее - СШМ), объединяющие различных участников образовательных отношений (сотрудников образовательной организации или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) и иных), направленные на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
СШМ рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях организации работы СШМ утверждается:
1) положение о СШМ, которое согласовывается с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей - если таковые имеются);
3) журнал учета обращений в СШМ.
Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу координатора СШМ, одного или нескольких специалистов СШМ, а также обучающихся из "групп равных". "Группы равных" - это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в "группе равных" - это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и программам (например: "Программа воспитания и социализации обучающихся").
Специалистом СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется повышение квалификации по программе "Школьный медиатор" <2> 72 академических часа. Рекомендуются следующие базовые темы программы:
--------------------------------
<2> http://fedim.ru/wp-content/uploads/2020/02/Tipovaya-Programma-podgotovki-shkolnogo-mediatora-72-ch.pdf.
- способы разрешения конфликтов и споров;
- стратегии поведения в конфликте;
- принципы и понятийный аппарат медиативного подхода;
- ценности и понятийный аппарат восстановительного подхода;
- техники и инструменты, используемые в работе СШМ (техники и инструменты, используемые в медиации, медиативная беседа, восстановительная беседа, круги сообществ, семейная конференция).
Специалист СШМ образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи техник и инструментов, используемых в работе СШМ. Одновременно специалист СШМ проводит обучение в "группах равных" и занимается информационно-просветительской деятельностью со всеми участниками образовательных отношений (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах, родительских собраниях, коллегиальных совещаниях).
Координатором СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который прошел обучение и является специалистом СШМ. Рекомендуется проводить ежегодную ротацию роли координатора СШМ между специалистами СШМ. Координатор СШМ осуществляет координацию действий по плану работы СШМ в образовательной организации и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1) принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
2) создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);
3) развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.
1) формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений;
2) информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений;
3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;
4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
5) координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;
6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений;
7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений.
Деятельность СШМ осуществляется с учетом:
- добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при содействии специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных". Допускается направление сторон(-ы) конфликта и их законных(-ого) представителей(-я) на предварительную встречу со специалистом СШМ, после которой стороны(-а) могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники(-к) конфликта могут прекратить свое участие, если посчитают(-ет), что продолжение участия в этих встречах нецелесообразно;
- конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом(-ми) СШМ и/или обучающимся(-имися) из "группы равных". Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;
- нейтрального отношения СШМ ко всем участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае понимания специалистом(-ми) и/или обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы) отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам) СШМ и/или обучающемуся(-имея) из "группы равных";
- равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;
- взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных";
- ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению.
(Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ, приведены в приложении <3> к методическим рекомендациям по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр. 19).
--------------------------------
<3> Приложение к методическим рекомендациям в таблице "Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ".
СШМ может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СШМ не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации (если не созреют предпосылки для иного).
При функционировании СШМ рекомендуется учитывать следующие особенности участия обучающихся:
- мнение родителей (законных представителей) об участии своих детей в "группе равных", в индивидуальных и совместных встречах со специалистом(-ми) СШМ;
- возможные трудности обучающегося в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (в том числе родителей (законных представителей)), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой встречи как для самого обучающегося, так и в целом на разрешение ситуации;
- быстрота возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений и необходимость оперативно оказать содействие в их разрешении.
Специалисту СШМ рекомендуется проявлять внимание к потребностям обучающегося, его отношению к участию родителей (законных представителей) при индивидуальных и совместных встречах с участием специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных", а также готовность к различным реакциям как со стороны родителей (законных представителей) так и со стороны самих обучающихся.
Для эффективного функционирования СШМ рекомендуется осознанное понимание представителями администрации образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролирующих организаций, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие) важности независимой позиции СШМ.
С целью оказания поддержки СШМ в ее функционировании или ее развитии рекомендуется осуществлять взаимодействие между службами медиации из других образовательных организаций и/или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с региональными службами медиации (если таковые созданы).
3. Функционирование и развитие служб примирения в образовательных организациях
В целях реализации восстановительного подхода рекомендуется создавать Школьные службы примирения (далее - ШСП) - это оформленное объединение ведущих восстановительных программ (взрослых и школьников-волонтеров), которое проводит восстановительные программы в образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации. ШСП помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти решение и согласованно его реализовать.
ШСП рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях организации работы ШСП утверждается положение о ШСП, которое важно согласовать с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей - если таковые имеются).
1) один или несколько обученных взрослых - ведущих восстановительных программ, один из которых назначется куратором (руководителем) ШСП;
2) как правило, команда школьников-волонтеров ШСП, проводящих восстановительные программы между сверстниками.
В деятельности службы могут принимать участие представители родительского сообщества.
Школьников-волонтеров ШСП обучают на тренингах.
Для создания ШСП предлагается:
1) выбрать одного или нескольких человек, заинтересованных в работе ШСП;
2) провести их обучение у практикующих ведущих восстановительных программ в сфере образовательных отношениях;
3) разработать механизмы передачи информации о конфликтах и правонарушениях в службу примирения;
4) разработать формы учета результатов проведения восстановительной программы (журнал поступления заявок и форму фиксации результата восстановительной программы).
При проведении восстановительной программы по случаю совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния, ведущему восстановительных программ важно понимать юридические последствия проведенной программы и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.
Куратору (руководителю) ШСП и ведущим восстановительных программ рекомендуется:
1) повышение квалификации по программе "Школьные службы примирения" <4> 72 академических часа у специалистов по восстановительному правосудию, имеющих собственную практику проведения восстановительных программ в образовательных организациях;
--------------------------------
<4> www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2020/02/Программа-школьные-службы-примирения-на-72-часа.doc.
2) участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам.
1) содействие возмещению ущерба при совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними;
2) разрешение конфликтных ситуаций;
3) профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
4) нормализация взаимоотношений участников образовательных отношений на основе восстановительного подхода.
ШСП опираются на восстановительный подход, включающий теоретическую основу и набор способов реагирования на конфликты и общественно опасные деяния. В рамках восстановительного подхода могут разрешаться и сложные коммуникативные ситуации, направленные на восстановление способности людей самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации без наказания, отвержения, коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества, близких и уважаемых людей. Базовой единицей реализации восстановительного подхода является личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной ситуации.
1) организация деятельности на основе принципов проведения восстановительных программ;
2) снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;
3) обеспечение доступности деятельности ШСП для всех участников образовательных отношений и приоритетное использование восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;
4) содействие формированию ценностей примирения у педагогов, представителей администрации образовательной организации, обучающихся, законных представителей и ближайшего социального окружения несовершеннолетнего;
5) поддержка деятельности существующих в образовательной организации форм управления и воспитания (родительские собрания, педагогические советы, методические объединения, классные часы и иные) на основе ценностей примирения.
Восстановительный подход реализуется в восстановительных программах (восстановительная медиация, семейная конференция, круг сообщества). Ведущий восстановительных программ - специалист и/или школьник-волонтер, обученный проведению восстановительных программ. Позиция ведущего восстановительных программ является нейтральной по отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или восстановительное реагирование на общественно опасное деяние несовершеннолетнего. Ведущий восстановительных программ в коммуникации занимает понимающую (а не экспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не оценивает. Он готовит стороны конфликта к совместной встрече и создает наилучшие условия для реализации в ней ценностей примирения. В результате, стороны начинают понимать друг друга, находят приемлемое для всех участников решение и принимают ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.
1) принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя ответственности по ее урегулированию, исключающей насилие и дальнейшее причинение вреда;
2) восстановление у участников конфликта способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны;
3) прекращение взаимной вражды и нормализация отношений;
4) ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель) состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя;
5) выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответы на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких;
6) планирование сторонами конфликта их конкретных действий - кто и что именно будет делать, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и не допустить клеймения и отвержения кого-либо из участников;
7) помощь близких и уважаемых сторонами конфликта людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, поддержка ими позитивных изменений и выполнение заключенного примирительного договора (плана).
Деятельность ШСП осуществляется с учетом:
нейтрального отношения ведущего и самостоятельного нахождения решения самими участниками ситуации. Ведущий не может побуждать стороны к принятию того или иного решения по существу конфликта. Ведущий не является защитником, советчиком или обвинителем для какой-либо из сторон, не выносит решения и в равной степени поддерживает действия участников, направленные на урегулирование ситуации в рамках восстановительного подхода и ценностей примирения;
добровольного участия в восстановительной программе. Допускается направление участников ситуации на предварительную встречу, но итоговое решение об участии в общей встрече люди принимают добровольно;
конфиденциальности восстановительной программы - за ее пределы выносится только то, на что стороны дали свое согласие (договор, соглашение, план действий по решению конфликта и иные договоренности);
информированности сторон ведущим восстановительной программы о сути программы, ее процессе и возможных последствиях;
ответственного отношения сторон за результат, а ведущего - за организацию процесса и за безопасность участников на встрече;
заглаживание вреда - при совершении общественно опасных деяний ответственность состоит, в том числе, в заглаживании причиненного вреда.
Основные восстановительные программы.
В качестве восстановительной программы рекомендуется использовать восстановительную медиацию, в которой помимо ведущих обычно участвуют от 2 до 6 человек. Для работы с группами (класс, родительское собрание) больше подходят технологии Семейный совет и Круги сообществ <5>. Ниже представлены основные программы и типичные ситуации, в которых они применяются.
--------------------------------
<5> http://sprc.ru/wp-content/uploads/2018/11/Sbornik-2018-web.pdf; http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/11/Круги-сообществ.pdf.
С ситуациями, отмеченными в таблице звездочками (*), рекомендуется работать специалистам ШСП в сотрудничестве с территориальными службами примирения.
Кроме того, может применяться комплекс восстановительных программ. Восстановительный подход помогает в управлении дисциплиной в классе, при потере управления классом с помощью проведения Круга сообщества.
ШСМ также может: организовывать мероприятия по снижению конфликтности учеников, повышать квалификацию педагогов и специалистов в рамках восстановительного подхода, создавать пространство для конструктивного партнерства родителей обучающихся и педагогов (классных руководителей), поддерживать атмосферу сотрудничества в образовательной организации, укреплять связи в сообществе.
Примерные этапы примирительной программы:
1) получение информации о происшествии или запроса;
2) проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из сторон;
3) проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения, соглашений или плана;
4) обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.
Взаимодействие служб примирения образовательных организаций и территориальных служб примирения может способствовать профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъектов Российской Федерации. Оценка качества проведения восстановительных программ на соответствие деятельности ведущего концепции и ценностям восстановительного подхода осуществляется внутри профессионального сообщества.
4. Функционирование и развитие сети служб медиации/примирения
Службы медиации и службы примирения, как и их участники, могут образовывать сообщества, ассоциации, объединения, которые будут входить в сеть служб медиации/примирения (далее - Сеть). Цель функционирования и развития Сети, заключается в обеспечении взаимодействия между службами медиации/примирения (далее - Сетевое взаимодействие). Сетевое взаимодействие направлено на обеспечение содержательной и организационной поддержки развитию служб.
В целях Сетевого взаимодействия представляется целесообразным:
включить работу школьных служб медиации/примирения в региональные грантовые программы (при их наличии);
обеспечить обучение специалистов по программам повышения квалификации в сфере восстановительного подхода и медиации в системе образования с обязательным привлечением к проведению обучения специалистов, имеющих восстановительную и/или медиативную практику в сфере образования;
поддержать обучение основам восстановительного подхода и медиации заинтересованных обучающихся;
включить темы школьных служб медиации/примирения в конкурсы профессионального мастерства педагогических работников;
осуществлять мониторинг основных показателей проведения восстановительных программ и медиации;
поддерживать профессиональное сообщество специалистов медиативных и восстановительных практик в сфере образования, проводить регулярные региональные конференции, семинары и другие мероприятия;
рассмотреть возможность включения работы по проведению восстановительных программ и медиации в существующие в субъекте Российской Федерации формы отчетности работы специалистов образовательной сферы.
Таблица "Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ"
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления